Смекни!
smekni.com

Геополитика (стр. 1 из 3)

Возникновение геополитики как науки на рубеже XIX—XX вв. обусловлено не только логикой развития научного знания, но в первую очередь потребностью осмысления новых политических реалий. Эта наука появилась в то время, когда мир как единое целое разделился между основными противоборствующими центрами силы. Новый раздел мира — это по сути “передел уже поделенного”, т. е. переход от одного “владельца” к другому, а не от бесхозяйственности к “хозяину”. Переделы мира привели к тому, что уровень конфликтности в мире значительно вырос. Это обстоятельство подтолкнуло научные поиски, нацеленные на совершенствование приемов борьбы главных геополитических сил на мировой арене. В конце XX в. еще раз подтвердилось, что экономический фактор — одна из ведущих в геополитическом балансе сил.

До сих пор в научной литературе нет четкой и полной формулировки понятия “геополитика”. Это характерная черта всех формирующихся наук. Споры об объекте и предмете геополитики идут около сотни лет. Понятие “геополитика” трактуется чаще всего чрезвычайно широко. В итоге эта наука лишается свойственных ей черт, границы ее становятся чрезвычайно размытыми, переходящими в предмет экономических, политических, военно-стратегических, природно-ресурсных, экологических и иных дисциплин, международных отношений, внешней политики и т.д.

Многие исследователи видят в геополитике науку, изучающую комплекс географических, исторических, политических и других факторов, взаимодействующих между собой и оказывающих большое влияние на стратегический потенциал государства.

В СССР долгое время геополитика считалась буржуазной лженаукой, оправдывающей территориальную экспансию империалистических государств. В 80-х годах XX в. произошла переоценка этого направления научной мысли. Советский философский энциклопедический словарь (1989 г.) уже не дает такой жесткой негативной оценки геополитики, но определяет ее как западную политологическую концепцию, утверждающую, что “политика государств, в особенности внешняя, в основном предопределена различными географическими факторами: пространственным расположением, наличием либо отсутствием определенных природных ресурсов, климатом, плотностью населения и темпами его прироста и т.п.”1.

Шведский ученый Рудольф Челлен (1864—1922) ввел в науку понятие “геополитика”. Выступающую же под этим именем науку он определял как “доктрину, рассматривающую государство как географический организм или пространственный феномен”2.

Более обстоятельное определение дано в немецком журнале “Zeitschrift fur Geopolitik”:

Геополитика есть наука об отношении земли и политических процессов. Она зиждется на широком фундаменте географии, прежде всего географии политической, которая есть наука о политических организмах в пространстве и об их структуре. Более того, геополитика имеет целью обеспечить надлежащим средством политическое действие и придать направление политической жизни в целом. Тем самым геополитика становится искусством, именно искусством руководства практической политикой. Геополитика — это географический разум государства3.

Геополитика рассматривает государство не в статике, как постоянное, неизменное образование, а в динамике — как живое существо. Такой подход предложил немецкий теоретик Фридрих Ратцель (1844—1904). Геополитика изучает государство в основном в его отношении к окружению, прежде всего к пространству и ставит целью решать проблемы, возникающие из пространственных отношений. По мнению Ф.Ратцеля, в отличие от политической географии геополитику не интересуют такие вопросы, как положение, форма, размеры или границы государства, его экономика, торговля, культура. Все это в большей мере относится к сфере политической географии, которая чаще ограничивается описанием статического состояния государства, хотя может постигать и динамику его прошлого развития.

Геополитика изучает политические явления в их пространственном взаимоотношении, в их влиянии на Землю, на культурные факторы. Это географически интерпретированная политика, промежуточная наука, не имеющая независимого поля исследования. Больше тяготея к политике, она концентрирует внимание на политических явлениях и стремится дать географическую интерпретацию и анализ географических аспектов этих явлении.

Политолог Э.А. Поздняков утверждает, что геополитика главное внимание направляет на раскрытие и изучение возможностей активного использования политикой факторов физической среды и воздействия на нее в интересах военно-политической, экономической и экологической безопасности государства. Практическая геополитика изучает все, что связано с территориальными проблемами государства, его границами, с рациональным использованием и распределением ресурсов, включая и людские.

Итак, можно сформулировать краткое определение: геополитика — наука, система знаний о контроле над пространством.

Геополитика рассматривает пространство с точки зрения политики (государства). Она более динамична по сравнению с политической географией. В рамках этой науки выделяются два направления: геополитика предписывающая, или доктринально-нормативная, и геополитика оценочно-концептуальная. К первому течению можно причислить немецкую школу Хаусхофера, ко второму — англо-американскую школу (Макиндер, Спайкмен, Коэн), хотя четкие разграничительные линии между этими школами провести очень трудно.

Геополитика все больше обогащается и наполняется конкретным содержанием, все активнее способствует изменениям в современном мире. Конечно, это становится возможным потому, что она опирается на научную базу многих дисциплин. Геополитика стала не только реальным инструментом изменения мира, но все больше служит ключом к прогнозированию политики ведущих стран и континентов

Важной категорией геополитики является понятие политическое пространство, которое очерчено границами. Политическое пространство — это один из главных признаков государства. Таковым его делают определенные границы, выступающие фактором его безопасности. В геополитике весьма важную роль играют пространственные отношения между государствами. В качестве таковых выступают границы. Геополитическая проблема границ возникает всегда, когда начинается борьба за контроль, присоединение, освоение политического пространства.

Эту особенность отметил Ф. Ратцель. В частности, он утверждал, что граница есть периферийный орган государства и как таковой служит свидетельством его роста, силы и слабости и изменений в этом организме. В немецкой геополитике проблема границ — главная тема исследований. Хаусхофер культивировал у немецкого народа не только чувства геополитические, но и “чувства границ”. Он отмечал, что нельзя рассматривать границы как что-то навсегда данное, они — живые органы, расширяющиеся и сжимающиеся подобно коже и другим защитным органам человеческого тела.

О некоторых современных направлениях развития геополитической науки.

В начале XXI века мир содрогнулся от того, что ни одной стране, даже самой мощной, не гарантирована безопасность, мир. Воины международного терроризма могут поколебать политическую стабильность даже самых благополучных государств. Человеческая цивилизация в целом испытывает нарастающее количество техногенных катастроф, воздействие человека на природную среду поколебало равновесие в ней и вызвало необходимость эффективного международного сотрудничества, что приводит к новым тенденциям в межгосударственных отношениях, которые вынуждают государства отказаться от части суверенитета над своей территорией во имя разрешения экологических проблем. Научное сообщество стремиться осмыслить и определить основные геополитические черты «постбиполярного мира», осмыслить идею «глобальной цивилизации, идею «глобальной демократии», определить контуры и пределы «цивилизации потребления выяснить, наступят ли «сумерки Запада» и т.д.

В целях утверждения демократических норм поведения государств возникает необходимость в пересмотре ряда понятий теории международных отношений. Среди них выделяется понятие «геополитика». Долгие годы это понятие либо полностью игнорировалось, либо употреблялось исключительно в негативном плане. Западная политическая мысль дает много разнообразных зачастую неточных и расплывчатых определений геополитики, вроде этого, что под геополитикой «понимается изучение географии, человека и прикладных политических наук» (Д.Маккиндер). Расхождения в определении геополитики вытекает из различий в основных понятиях, целей и устремлений1.

Известный английский ученый-географ Д.Маккиндер полвека назад выдвинул положение о необходимости анализа и прогнозирования всемирного распределения сил. Концепция геополитики, разработанная им и другими авторами до сих пор оказывает большое влияние на исследование проблем Мирового океана, определения национальной мощи государств и др.

Именно географы были пионерами исследования этих проблем. Со временем стало ясно, что одними географическими знаниями не обойтись. При определении национальной мощи, например, необходимо знание экономики, военной политики, социологии, антропологии и других наук с привлечением новейших методов анализа. Политическая география обычно определяется как наука о территориальной расстановке политических сил внутри какого-либо географического пространства страны, области, района, штата, избирательного округа и т.п. Геополитика же связана с отношениями между пространственно-географическими единицами – странами, регионами, континентами. Геополитика изучает весь спектр внешнеполитических отношений между государствами, поскольку всякое политическое решение имеет пространственное выражение.

Пространственно-географическая ориентация государства среди ему подобных, исторически, традиционно сложившийся стиль, методы его поведения на международной арене всегда исходят из объективно существующих фактов, что отражает географические приоритеты. К неизменным факторам относится географическое расположение, исходя из которого, государство определяет свою политику (например, морская ориентация Великобритании).