Смекни!
smekni.com

"Новые правые" в современной геополитике (стр. 1 из 3)

Содержание

Введение

1. История развития школы «новых правых»

2. Новые правые» в современной геополитике

3. «Новые правые» в России

3.1 Встреча двух лидеров

3.2 Партия «новые правые»

Заключение

Список использованной литературы

Введение

«Новые правые» - это европейская геополитическая школа, сохранившая непрерывную связь с идеями довоенных немецких геополитиков. До определенного момента общественное мнение их просто игнорировало, считая "пережитками фашизма". И лишь в последнее десятилетие к этому направлению стали прислушиваться в серьезных научных кругах. Будучи свободной от рамок политического конформизма[1], их мысль развивалась относительно независимо и беспристрастно. Причем на рубеже 90-х годов сложилась такая ситуация, что официальные европейские геополитики были вынуждены обратиться к "новым правым", их трудам, переводам и исследованиям для восстановления полноты геополитической картины.

«Новые правые» констатируют охвативший Европу моральный и ценностно-культурный кризис и претендуют вывести ее из этого кризиса, разработав новую идеологию, основанную на ее культурных и политических истоках. Они выступают против мультикультурализма[2], провозглашая ориентацию на традиционные национально-культурные ценности; против экономизма[3], провозглашая автономию или даже примат политики над другими сферами жизни общества.

«Новые правые» критикуют идеи фашизма и национализма (близкие им в ряде аспектов) за излишнюю ориентацию на массу. Однако ряд исследователей связывает идеологию «новых правых» с неофашизмом, в то же время подчеркивая ее отличия от «классического» фашизма.


1. История развития школы «новых правых»

В историческом смысле «новые правые» — широкая группа философов, социологов, историков, писателей и других представителей западноевропейской интеллигенции, активно выступивших в начале 1970-х гг. во Франции. А. де Бенуа, Ш. Бресоль, П. Виаль, М. Мармен, А. Гобар критиковали состояние «европейских дел» на рубеже 1960-1970-х гг.

Ядром и организационной формой школы стала «Группа по исследованию и изучению европейской цивилизации», которая по начальным буквам французского названия звучит как «GRECE» (Groupe de Recherches et d’Etudes sur la Civilisation Européenne). На рубеже ХХ в. группа достигала 500 человек. Большинство в группе составляла естественнонаучная интеллигенция (ибо в составе движения было много ученых-естественников), писатели (Ж. Ануй, Ж. Жано и М. Жуано) и бывшие видные политики (бывший голлистский министр М. Понятовский, сын В. Жискара д`Эстэна и др., а также Ж. Эрсан, бывший в годы Второй мировой войны соратником маршала Петэна). В 1970–1990-е гг. группа издавала на французском и итальянском языках журнал «Элеман», а также «Фигаро-магазин». Вокруг этого журнала были сгруппированы большое число консервативных объединений и клубов на местах. Наряду с «Элеман», другой видный идеолог новых правых А. де Бенуа издавал в эти годы журнал «Nouvelle école» («Новая школа», франц.), который патронировался международным общественным советом.

Теоретиком и лидером движения являлся французский философ, писатель, журналист и публицист Ален де Бенуа (Alen de Benoist, настоящее имя — Фабрис ла Рош, Fabrice La Roche).

После выпуска книг "Взгляд справа. Критическая антология современных идей" (1977) и "Идеи как они есть" (1979) журналисты открыли, что уже 10 лет существует доселе неизвестное и обделенное вниманием прессы движение. Последнему дали название "новых правых" и развернули против него массированную пропагандистскую кампанию. В ответ на нее Ален решил ознакомить широкую публику с идеями "новых правых" в неискаженном виде, опубликовав книгу "Как можно быть язычником" (1981). В книге он предстал противником христианства — идеологом европейского "неоязычества", отношение к которому, по его мнению, отличает "новых" правых от "старых". Новые правые критиковали «старых» за тоталитаризм[4] и реакционность[5]. Ален пытается призвать не к повороту в язычество, а скорее к конструированию язычества нового типа, к поклонению ценностям, а не богам. В то же время он не изобретает новую религию, а подытоживает усилия предшественников в деле дехристианизации Европы от античных критиков христианства до Ф. Ницше и М. Хайдеггера:

«Я называю правой позицию, с которой разнообразие мира и относительное неравенство как его неизбежное следствие, рассматриваются как благо, а тенденция к увеличению однородности мира, являющееся результатом двухтысячелетнего господства эгалитарной идеологии, - как зло… Я вижу врага не в левых и не в коммунистах, а в той эгалитарной идеологии, разновидности которой, религиозные и светские, метафизические или якобы «научные» процветали на протяжении двух тысяч лет. «Идеи 1789 года» - лишь этап ее развития, а коммунизм – ее неизбежное следствие» (Ален де Бенуа).

Одним из фундаментальных принципов идеологии "новых правых", аналоги которых в скором времени появились и в других европейских странах, был принцип "континентальной геополитики". В отличие от "старых правых" и классических националистов, Бенуа считал, что принцип централистского Государства-Нации (Etat-Nation) исторически исчерпан и что будущее принадлежит только "Большим Пространствам". Причем основой таких "Больших Пространств" должны стать не столько объединение разных государств в политический блок, но вхождение этнических групп разных масштабов в единую "Федеральную Империю " на равных основаниях. Такая "Федеральная Империя" должна быть стратегически единой, а этнически - дифференцированной. При этом стратегическое единство должно подкрепляться единством изначальной культуры.

"Большое Пространство", которое больше всего интересовало Бенуа - это Европа. "Новые правые" считали, что народы Европы имеют общее индоевропейское происхождение, единый исток. Это принцип "общего прошлого". А обстоятельства современной эпохи диктуют необходимость объединения. Таким образом, народы Европы обречены на "общее будущее ". Из этого де Бенуа делает вывод, что основным геополитическим принципом должен стать тезис "Единая Европа ста флагов". В такой перспективе, как и во всех концепциях "новых правых", ясно прослеживается стремление сочетать "консервативные" и "модернистские" элементы, т.е. "правое" и "левое". В последние годы "новые правые" отказались от такого определения, считая, что они "правые" в такой же степени, в какой и "левые".

Геополитические тезисы де Бенуа основываются на утверждении "континентальной судьбы Европы". Из этого вытекает характерное для "новых правых" противопоставление "Европы " и "Запада ". "Европа" для них это континентальное геополитическое образование, основанное на этническом ансамбле индоевропейского происхождения и имеющее общие культурные корни. Это понятие традиционное. "Запад", напротив, геополитическое и историческое понятие, связанное с современным миром, отрицающее этнические и духовные традиции, выдвигающие чисто материальные и количественные критерии существования; это утилитарная и рационалистическая буржуазная цивилизация. Самым законченным воплощением Запада и его цивилизации являются США.

Из этого складывается конкретный проект "новых правых". Европа должна интегрироваться в "Федеральную Империю", противопоставленную Западу и США, причем особенно следует поощрять регионалистские тенденции, так как регионы и этнические меньшинства сохранили больше традиционных черт, чем мегаполисы и культурные центры, пораженные "духом Запада". Франция при этом должна ориентироваться на Германию и Среднюю Европу. На уровне практической политики начиная с 70-х годов "новые правые" выступают за строгий стратегический нейтралитет Европы, за выход из НАТО, за развитие самодостаточного европейского ядерного потенциала. Относительно СССР (позже России) позиция "новых правых" эволюционировала. Начав с классического тезиса "Ни Запад, ни Восток, но Европа", они постепенно эволюционировали к тезису "Прежде всего Европа, но лучше даже с Востоком, чем с Западом".

Надо заметить, что в условиях тотальной стратегической и политической доминации атлантизма[6] в Европе в период холодной войны геополитическая позиция Бенуа настолько контрастировала с "нормами политического мышления", что никакого широкого распространения получить просто не могла. Это было своего рода диссиденство, инакомыслящая оппозиция.

«Новые правые» осуществили масштабную ревизию содержания и роли ключевых политических идеологий ХХ века. Они отвергали марксистский социализм и коммунизм, а также «утопии равенства», которые, по их мнению, начиная с 18 в. приобретали все большее влияние. Они выступали против Руссо и всех тех его последователей вплоть до К. Леви-Стросса, которые говорили о природе человека и его «естественном состоянии». Другим объектом их критики являлся К. Маркс, теория которого, по мнению членов клуба, противоречит факторам, вытекающим из природы человека, а также его свободе, являющейся единственной чертой, отличающей человека от животного мира.


2. «Новые правые» в современной геополитике

Движение современных «обновленных правых» (к числу которых ряд авторов относят президента Франции Н. Саркози и его союзников по «правящей партии»), вызвано к жизни целым рядом проблем, сходных, по сути, с проблемами, существовавшими в Европе в период складывания движения «новых правых». Утрата чувства «исторического лидерства», наиболее распространенное в 1960-1970-е годы в бывших «великих державах», таких, как Франция, Германия, Италия, послужило основой для возрождения европейской идеи, основное предназначение которой состояло в противопоставлении двум сверхдержавам, СССР и США, мощной и независимой единой Европы.