Смекни!
smekni.com

Участие политических партий в формировании органов государственной власти (стр. 4 из 16)

2.Вопрос о юридической силе закона о политических партиях и его месте в иерархии законов Российской Федерации. Этот вопрос очень важен, поскольку Конституция РФ имеет в целом высшую юридическую силу. А идеологическое и политическое многообразие, а также выражающая его многопартийность, согласно ст. 13 (части 1,2,3) включены в число основ конституционного строя Российской Федерации (т.е. в главу 1 Конституции РФ), которым, согласно ее статье 16-й, не могут противоречить никакие другие положения этой Конституции. Наивысшую юридическую силу этой, как и других основ конституционного строя России, следовало бы конкретизировать не обыкновенным федеральным законом, а федеральным конституционным законом, чтобы никакой федеральный закон не мог ему противоречить, что соответствовало бы части 3 статьи 76 Конституции РФ.

3.Неприемлемая общая политическая установка рассматриваемого закона ясно выражена уже в преамбуле. В ней говорится, что исходя (якобы!) из политического многообразия и многопартийности, государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов политических партий, оказывает им поддержку в их деятельности и гарантирует им равенство перед законом «независимо от идеологии, целей и задач, изложенных в их учредительных и программных документах». Независимо не только от их формальных деклараций, но и от тех их, не упомянутой деятельности, целей и отдельных действий, с которыми - в случае их неконституционности - ст. 13 (ч.5), ст. 29 (ч.2) и др. Конституции связывают прямой запрет существования таких общественных объединений, то - есть, разумеется, и политических партий.

4.Даже в тех случаях, когда в главах и статьях закона содержаться положения, соответствующие Конституции РФ, их противоречие другим положениям, соответствующим его преамбуле, придает закону противоречивость, двусмысленность.

5.В законе отсутствует прямой запрет на членство в партиях для сотрудников правоохранительных органов и для военнослужащих и др., что вызвало много споров и недовольства политологов и депутатов. Аргументы были таковы: нельзя лишать этих людей права на выражение своих политических взглядов, пусть они тоже смогут быть членами партий. Но эта аргументация не выдерживает критики. Не только в условиях России, но и в условиях других стран военные, милиционеры, налоговые полицейские и т.п. будут руководствоваться не столько своими политическими взглядами, сколько приказом начальства. К чему это приведет, понятно, что текущая «партия власти» получает возможность на осуществление «политической экспансии» в структурах, построенных по жесткому командному принципу.

Это далеко не полный перечень спорных вопросов, который присутствует в законе.

Федеральный закон «О политических партиях» был принят 11 июля 2001 года. Не смотря на имеющиеся недостатки, принятие данного закона было необходимостью. Закон, конечно, был запоздалым, поскольку его отсутствие стало серьезным барьером на пути полноценного развития политических партий и партийной системы во второй половине 1990-х годов.

В законе во—первых, прописан институт партии как особой формы общественного объединения, создаваемого для участия граждан в политической жизни. Во-вторых, право на участие в федеральных и региональных выборах закреплено исключительно за партиями. В-третьих, установлены требования к общей численности партии - не менее 10 тысяч членов («партминимум») и к количеству региональных отделений - не менее 45 (при этом в каждом должно быть не менее 100 партийцев). В-четвертых, введен запрет на создание межрегиональных, региональных и местных партий. В-пятых, предусмотрен сложный порядок государственной регистрации партий и достаточно широкий перечень для приостановления их деятельности и ликвидации. В-шестых, федеральным парламентским партиям, как и партиям, набравшим более 3 процентов голосов на думских выборах (или выдвинувшим кандидата в президенты, набравшего не менее 3 процентов), положено государственное финансирование.

Важнейшим требованием, предъявляемым новым законодательством к политическим партиям, является их обязательное участие в выборах, что и стало главным отличием данного закона от действовавшего ранее закона «Об общественных объединениях».

Закон о партиях (в начальной редакции) многие пытались представить совершенно драконовским. То, что он изначально был направлен на наведение порядка на партийном рынке, никто и не скрывал. Но результаты оказались отнюдь не столь радикальными, как ожидалось. Даже наоборот. Достаточно напомнить, что в думских выборах 2003 года приняли участие 18 партий и 5 блоков (в 1999году- 26 избирательных объединений). В субъектах Федерации тоже не слишком горевали и вместо региональных объединений стали использовать отделения федеральных партий.

Принятие Федерального закона «О политических партиях» стало важным этапом в развитии политических партий и партийной системы в современной России. Вместе с тем, данный закон закрепил стремление исполнительной государственной власти контролировать не только деятельность политических партий, но и процесс их непосредственного создания. К сожалению, приходится констатировать, что большинство положений закона носят достаточно формальный характер и не затрагивают институциональных основ политических партий. Так законодатели не пошли на придание политическим партиям новых прав, в частности, по формированию Правительства РФ и контролю над другими ветвями власти и бюрократии.

С принятием Федерального закона «О политических партиях» возникла необходимость внесения новых изменений в избирательное законодательство, как федерального, так и регионального уровней. В 2002г. Была принята новая редакция Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и внесены изменения в Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» были внесены лишь небольшие изменения.

Таким образом, избирательные законы в Российской Федерации можно разделить на три уровня: федеральные (выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ); региональные (выборы депутатов законодательных собраний и глав исполнительной власти субъектов Федерации); местные (выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований). Законы о выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления принимаются законодательными (представительными) органами субъектов Федерации.

1.3 Пути формирования партийной системы

Эффективная, сбалансированная партийная система, наряду с механизмом сдержек и противовесов, с развитой оппозицией - гарант и одновременно стимулятор стабильного развития общества. Партии, составляющие подобную систему должны быть устойчивыми общественными объединениями, базирующимися на четкой системе ценностей, иметь понятные для граждан программы действий. Не следует забывать, что подлинно демократическая политическая система с крепким многопартийным ядром является и средством, и результатом демократических процессов, формирования структур гражданского общества, правового и социального государства, мощного среднего класса.

Долгое время господствовавшая в нашей стране однопартийная система ограничивала и подавляла инициативу граждан и поэтому была обречена с точки зрения исторической перспективы. За короткий период перейти от нее к полноценной многопартийной системе чрезвычайно сложно. Современную российскую партийную систему ученые характеризуют как «прото» - или, точнее, «квазимногопартийную». По сути, она является лишь эмбрионом, который, однако, имеет шансы на саморазвитие и превращение в подлинно демократическую партийную систему.

В нашей стране, по мнению политологов, уже сложились условия для становления реальной многопартийности: значительно повысился уровень развития социума, преодолена искусственная «однородность» социалистического общества, различные социальные группы и слои начали, открыто выражать и отстаивать свои интересы. Но прежде чем многообразные интересы сгруппируются на идеологической основе, а люди объединятся в политические партии, должно пройти немало времени.

Процесс стратификации российского общества (как и процесс формулирования интересов его новых слоев и групп) еще не завершен, но он динамично развивается. А значит, в России есть предпосылки для образования массовых партий и формирования демократической многопартийной системы. Но на этом пути существует серьезная преграда — феномен партии власти. Партия власти, выступавшая в разное время под разными названиями, способна монополизировать политическое поле, вернув нас к тому состоянию, от которого мы не так давно ушли. Вместе с тем, по мнению ученых, тот факт, что в России уже сформировались силы, способные этому феномену противостоять, внушает оптимизм.

Вопрос о роли партий в политической системе невозможно отделить от вопроса об их легитимности. До сих пор легитимность политических партий на Западе базировалась на их массовости: партии отражали общественную волю, обеспечивали связь между гражданами и государством. Между тем во всех постсоветских государствах связь партий с гражданами очень слаба. После прихода к власти новые партии выступали главным образом как индивидуальные или групповые лоббисты, продвигавшие свои интересы. Партии в сегодняшней России мало зависят от общества и служат инструментами борьбы между различными частями элиты (главным образом экономической), они манипулируют массовым сознанием во время выборов, чтобы получить легитимацию через демократические процедуры. В итоге уровень доверия к этим институтам крайне низок.