Смекни!
smekni.com

Участие политических партий в формировании органов государственной власти (стр. 6 из 16)

- несформированностью гражданского общества, низким уровнем политической самодеятельности граждан, а также спецификой их политической культуры. Данная специфика состоит в авторитарно-монологической рассогласованности общества и власти, при которой социум воспринимает себя как «продукт» властного творчества, а власть, в свою очередь, выступает как самостоятельная, автономная, сакральная сила. Российская политическая элита не любит рисковать, поскольку в конфронтационном сознании ее представителей потерять власть означает потерять все. Стремление свести этот риск к минимуму подталкивает властвующую элиту к активным действиям по нейтрализации (или минимизации) влияния электората на сущность и содержание политики. Инструментом такой нейтрализации и становятся партии власти. Особенность российской партийно-политической системы заключается в том, что партий власти здесь множество, они создаются и проявляют свою активность на разных политических флангах, «оттягивая» на себя электорат различных ориентации. Можно сказать, что все российские партии, представленные в парламенте или имеющие шансы на такое представительство, так или иначе можно назвать партиями власти. Иными словами, к данной категории относятся не только «Единая Россия», «Партия жизни», «Возрождение России», «Народная партия», но и КПРФ, ЛДПР и другие оппозиционные организации, которые пока так и не стали полноценными политическими партиями.

Создание партийной системы в России не завершено, и потому политическая власть формируется преимущественно на непартийной основе. В современной России сложилась суррогатная партийная система, которая не отражает интересы гражданского общества и является инструментом политического манипулирования власти. Поведение же лидеров многих российских партий говорит о том, что главное для них - собственные интересы и амбиции, а государственная власть - не более чем источник личного обогащения и получения привилегий. Это означает, что они не способны выполнять возложенную на них общественную функцию. Политиканство, цинизм в выборе средств не только ведут к деморализации масс, отчуждению их от «демократических ценностей, притуплению политического и нравственного сознания, но и представляют серьезную угрозу для самих партий. Нарушение политическими руководителями этических норм не проходит незамеченным и отрицательно сказывается на их рейтингах. Ведь в конечном итоге вес и роль партии в политической системе страны определяется количеством людей, голосующих за нее на выборах.


ГЛАВА 2. Политические партии как фактор формирования органов государственной власти в Российской Федерации

2.1 Роль и место политических партий в формировании представительных и исполнительных органов государственной власти

Структура федеральных органов исполнительной власти может рассматриваться по горизонтали и по вертикали. Горизонтальная структура подразумевает спецификацию управленческих ниш, которые закрепляются за тем или иным федеральным исполнительным органом (министерством, государственным комитетом и пр.) Что касается структуры вертикальной, то в государстве федерального типа она предполагает распределение аппарата (полномочий) того или иного федерального органа по всем «этажам» власти и управления либо, соответственно, ограничение сферы его деятельности только самим федеральным уровнем. Характер такой структуры предопределяет возможность федерального органа действовать на местах либо непосредственно через своих представителей (территориальные органы), либо опосредованно - через функционально близкий аппарат управления регионального и местного масштаба.

Формирование горизонтальной структуры федеральных органов исполнительной власти в годы реформ осуществлялось довольно хаотично-изменения здесь происходили столь же постоянно, сколь и бессистемно Частые смены правительств неизменно влекли за собой перетряхивание ведомственной структуры, причем противоположные по своей направленности действия каждый раз оправдывались нуждами совершения государственного управления.

К концу 1990-х годов российская политическая система вернулась к традиционному, привычному состоянию монополизации власти одной политической силой и исключения компромисса. Основа ее функционирования и устойчивости - не баланс интересов различных элитных группировок, а «властная вертикаль», последовательное подчинение единому центру, в котором сосредоточена реальная власть;

-реформа регионального управления, по сути подрывающая вертикальное разделение властей и федеральную систему в целом. Федерация представляет собой сложный механизм согласования и балансирования позиций органов управления разных уровней, источники, формирования которых по определению множественны и не соподчинены. Поэтому «вертикаль исполнительной власти» в федерации есть «горячий лед». Противостояние региональному произволу в федеративной системе должно и может строиться, как показывает опыт Мексики и Бразилии, на использовании правовых механизмов и исключительных прерогатив федерального правительства;

-закон 2001г. о политических партиях, очевидная цель которого -исключить возможность неконтролируемого возникновения новых партий и оттеснить на обочину политической жизни или подчинить миноритарные партии, способные реально оппонировать власти;

-принудительная перерегистрация в 2001г. общественных организаций и попытки поставить их под контроль власти как на федеральном («гражданский форум»), так и на региональном уровне;

-легальная и «экстраофициальная» активизация репрессивных структур, все более выраженное и повсеместное присутствие «силовиков» в органах исполнительной и законодательной власти всех уровней, государственный контроль над средствами массовой информации.

В целом речь идет о едином и достаточно последовательном процессе приспособления политической сферы к такому типу развития, при котором государство (власть) играет центральную роль в структурировании экономических, политических и социальных отношений.

Серьезное внимание в деятельности партий уделяется функции политического рекрутирования, под которым понимаются подбор, подготовка и выдвижение кадров, как для самой партии, так и для других структур политической системы, в том числе выдвижение кандидатов в представительные органы власти и в исполнительный аппарат государства.

Политика по сути дела свелась к управлению, а государство стало ареной противоборства соперничающих партикуляристских интересов, которые верховная власть стремится упорядочить в рамках исполнительных структур. Думается, что под разговоры о диктатуре закона и вопреки распространенным надеждам на то, что Путин сможет деприватизировать российское государство, в нашей стране в последние годы складывается система частной власти и происходит ускоренная адаптация формальных демократических институтов к ее нуждам. Выборы используются для ее легитимации, и одновременно устраняется какая- либо неопределенность их результата. Как на федеральном, так и во все большей степени на региональном уровнях их итоги предопределяются согласованием частных интересов. В последнее время федеральная власть перешла к практике прямого навязывания, с нарушением если не буквы, то духа закона о выборах, кандидатов, отвечающих ее собственным интересам (пример выборов глав исполнительной власти в Якутии, Северной Осетии и Ингушетии). Представления о том, что, таким образом, федеральные структуры отстаивают общенациональные интересы, противопоставляя их частным интересам региональных «баронов», не выдерживает критики. Степень «общности» интересов, защищаемых теми или иными силами, может быть определена не иначе, как на конкурентных выборах с открытым исходом.

Сращивание экономической и политической власти, персонализация единства власти и собственности, как на федеральном, так и на региональном уровне - ведет к разрушению в России формальных политических институтов.

В современной России по мажоритарной системе абсолютного большинства избираются: Президент Российской Федерации и главы исполнительной власти субъектов Федерации. Если никто из кандидатов не набирает более 50% голосов избирателей, то проводится второй тур голосования, в который проходят кандидаты, занявшие первые два места. Второй тур проводится уже по мажоритарной системе относительного большинства.

По мажоритарной системе относительного большинства в России проводятся выборы половины депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Федерации, депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований.

Особенностью российской избирательной системы является то, что, если в бюллетене по каким-либо причинам оказалась одна фамилия, выборы признаются несостоявшимися. Кандидат, снявший свою кандидатуру накануне выборов, обязан возместить расходы на избирательную кампанию. Другой особенностью мажоритарной избирательной системы России является отсутствие многомандатных округов.

При пропорциональной избирательной системе возможно образование только многомандатных избирательных округов. Разновидностей пропорциональной системы известно гораздо больше, чем разновидностей мажоритарной. Её преобладание обусловлено тем, что она считается более демократичной, чем мажоритарная, так как представляет интересы различных социальных групп и представляющих их политических сил. Она более чем мажоритарная, способствует созданию эффективных обратных связей между гражданским обществом и государством.