регистрация / вход

Сравнительный анализ форм политических режимов

Политический режим как форма взаимодействия государственных структур и населения, характеристика способа осуществления власти, конституции, партийной системы и группы давления в обществе. Сравнение тоталитарного, авторитарного и демократического режимов.

содержание

Введение

Глава 1. Типы политических режимов

1.1 Тоталитарный политический режим

1.2 Авторитарный политический режим

1.3 Демократический политический режим

Глава 2. Сравнительный анализ политических режимов

Заключение

Список использованной литературы


введение

Понятие "политический режим" - одно из общепринятых в современной политологии. Его применяют относительно характеристики способов, форм, средств и методов реализации политической власти, оценивания сущности государства.

В науке конкурируют два подхода к трактовке режима: юридический, делающий акцент на формальные нормы и правила отправления власти, и социологический, опирающийся на анализ тех средств и способов, с помощью которых осуществляется реальная публичная власть и которые в той или иной мере обусловлены социокультурными традициями, системой разделения труда, характером коммуникаций и т.д. При социологическом подходе в качестве агентов власти рассматриваются не только правительство или официальные структуры, но и те группировки, которые реально влияют на принятие решений.

Сегодня нет четкого определения понятия "политического режима", однако можно выделить ряд основных толкований:

- система средств и методов осуществления политической власти;

- модель, форма взаимодействия государственно-властных структур и населения;

- совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, средств и методов реализации власти, имеющихся отношений между государственной властью и обществом, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры общества.

В политической науке понятие политического режима очень тесно связано с категорией "политическая система" и рассматривается, как правило, только в связи с особенностями развития и функционирования политических систем, хотя соотношение этих понятий вызывает в политической науке существенные разногласия. Иногда их рассматривают как синонимы. Иногда понятие политического режима вообще не выделяют. Иногда политическую систему и политический режим разводят довольно далеко друг от друга.

Именно политические режимы проводят и отражают определенную государственную политику, вырабатывают и осуществляют тот или иной политический курс, проводят конкретную линию поведения государства во внутри- и внешнеполитической сферах.

Любой политический режим существует в некоем окружении - социальном, психологическом, географическом и т.д. Взаимосвязи режима и его окружения могут быть самыми различными. Вполне очевидно, например, что становление режима чаще всего протекает в условиях мощного влияния социокультурных факторов.

При анализе политических режимов рассматривают следующие величины:

· процедура и способ организации властных институтов и непосредственное осуществление власти;

· конституция;

· характер партийной системы;

· роль групп давления и интересов в обществе;

· отношениями между политической властью и гражданами [9].

Политический режим формируется спонтанно, в результате совместных усилий многих субъектов и политического процесса и не может быть установлен конституциями или другими законами.

Для определения политического режима необходимо сопоставление конституционных и правовых норм с реальной политической жизнью, провозглашенных целей - с действительной политикой, проводимой в государстве.

Существует много классификаций политических режимов. Любая классификация является условной, потому как "чистых" политических режимов в практике не существует. Классифицировать политические режимы начали в начале 20 века, но до 60-х годов чаще всего использовали классификацию Г. Вебера, который разделял их на демократические и недемократические. В начале 60-х годов американский политолог 3. Бжезинский выделил и тоталитарный режим на основании политологического анализа политических систем прежних социалистических стран.

Характеристики и особенности политических режимов политология изучала на протяжении нескольких десятилетий. В настоящее время она сосредоточивается преимущественно на философско-политических аспектах внутренней эволюции конкретных режимов и процедуры перехода от одного режима к другому.

Описание и сравнение конституционных порядков различных стран и их избирательных законов, соотнесение сложившихся в тех или иных государствах прав законодательных и исполнительных органов, действующих традиций и стереотипов в общественном мнении, а также анализ других компонентов организации политической власти в различных странах позволили выделить множество типов политических систем. Их разнообразие раскрывает богатство эволюции политических порядков в мире.

Самой распространенной является классификация режимов на:

- тоталитарные;

- авторитарные;

- демократические.

Таким образом, целью исследования курсовой работы является сравнительный анализ форм политических режимов, изучение темы с точки зрения отечественных и зарубежных исследований.

Объектом исследования выступают формы политических режимов, их влияние на политическую и общественную жизнь государства.

Предметом исследования является основополагающие принципы функционирования политических режимов, их положительные и отрицательные стороны.

В соответствии с этим были определены задачи исследования, к которым относятся:

1. Исследовать политический режим как понятие, категорию и государственно-правовой (а также политический) институт; выявить его общие признаки и значение;

2. Провести анализ структуры политического режима;

3. Провести типологизацию политических режимов по различным основаниям;

4. Определить специфику демократического типа политического режима, рассмотреть его признаки;

5. Выявить особенности тоталитарного типа политического режима, раскрыть его признаки;

6. Исследовать специфику авторитарного типа политического режима, его типологические признаки.

Актуальность данной темы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой, носит как теоретическую, так и практическую значимость, а также тем, что в политическом режиме проявляются функции государственной власти и других институтов политической системы. Именно через политический режим государство оказывает воздействие на общество.

Методологическая база исследования в работе представлена:

· диалектическим методом, который позволил проанализировать концепции в единстве с развитием политической практики;

· историческим методом, позволившим проследить генезис и эволюцию концепции политического режима;

· сравнительным методом, который позволил сопоставить взгляды видных представителей общественных наук;

· системным методом научного познания, при помощи которого проблема типологии политического режима рассматривается в ее целостности и единстве.

Теоретическое значение изучения проблемы "Формы политических режимов: сравнительный анализ" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

В работе были использованы следующее источники: Р. Арон "Демократия и тоталитаризм", в которой он называет основные признаки этих режимов, даёт их сравнительный анализ; Ф. Бенетон "Введение в политическую науку";Р. Даль "О демократии",где рассматриваются ключевые положения демократической теории, подвергаются критическому анализу их внутренние противоречия.; различные электронные ресурсы и др.


Глава 1 Типы политических режимов

политический власть тоталитарный авторитарный демократический

1.1 Тоталитарный политический режим

Тоталитарный политический режим - общественно-политическая система, которая ради определенных целей своих создателей стремится к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества и всеми сторонами жизни каждого индивида [10].

В политический лексикон термин "тоталитаризм" (от лат. totalis - весь, целый, полный) впервые ввел в 1925 г. Б. Муссолини для характеристики своего движения. В 30-е годы одним из первых ученых, использовавших понятие "тоталитаризм", был немецкий философ и политолог К. Шмидт. Позже понятие прочно вошло в политологию и до сих пор служит для обозначения режимов (как фашистских, так и коммунистических), стремящихся к полному, тотальному политическому контролю над жизнью общества в целом и каждого гражданина в отдельности.

Некоторые исследователи (Ф.Хайек, а за ним К.Ясперс) видели истоки тоталитаризма прежде всего в системе планирования, государственного регулирования экономических процессов, пришедшей на смену свободной конкуренции. Технический прогресс, автоматизация процесса управления, создание невиданной прежде системы массовых коммуникации порождали иллюзию, что все процессы экономики, а вслед за ней и общественно-политической жизни, можно подчинить единому централизованному руководству, одной коллективной цели, не оставляя места для индивидуальной свободы и автономии.

К.Фридрих и З.Бжезинский в работе "Тоталитарная диктатура и автократия" выделили основные признаки тоталитарного режима:

· Наличие официальной тотальной идеологии, главной задачей которой является легитимация политического режима и его курса;

· монополия одной партии на власть, не ограниченная никаким законом и даже уставом самой партии. Недопущение любого идеологического инакомыслия и политической оппозиции;

· срастание партийного и государственного аппарата, когда во главе партии и государства стоят одни и те же лица, имеющие безграничную власть;

· осуществление идеологической пропаганды при помощи массовых народных шествий, военных и спортивных парадов. Целью такой пропаганды является мобилизация народа в поддержку существующего режима;

· в экономической сфере тоталитаризм строится на монопольном контроле партийно-государственного аппарата над производством и экономикой в целом, на централизованном плановом руководстве и управлении хозяйственной деятельностью;

· создание системы тотального полицейского контроля для всеобщего устрашения, использование методов морального и физического принуждения, а также террор [11, с. 84].

Общим для всех тоталитарных режимов является то, что они функционируют в соответствии с принципом – "запрещено все, кроме того, что приказано властью".

Р. Арон в своей работе "Демократия и тоталитаризм" высказал идею о том, что при определении тоталитаризма важно учитывать не только "исключительное положение партии, или огосударствливание хозяйственной деятельности, или идеологический террор. Но само явление получает законченный вид только тогда, когда все эти черты объединены и полностью выражены" [2, с. 87].

Названные черты в большей или меньшей степени присущи всем тоталитарным государствам. Однако при этом можно выделить несколько разновидностей тоталитаризма: коммунизм, фашизм, национал-социализм.

Исторически первой и классической формой тоталитаризма стала его казарменно-коммунистическая модель, которая предполагала полное уничтожение частной собственности, абсолютную власть государства во всех без исключения сферах жизни общества, включая образование, средства массовой информации, частную жизнь граждан. Тоталитаризм в его так называемой коммунистической форме оказался наиболее живуч. В середине 20 века этот строй испытала на себе примерно треть населения земного шара, а в ряде стран он существует еще и сегодня.

Вторая разновидность тоталитаризма - фашизм, который впервые был установлен в Италии в 1922 году. Итальянский фашизм выступал не столько за радикальное преобразование всего общества в соответствии с идеологической утопией, сколько за возрождение Римской империи, очищение "народной души", установление твердой государственной власти.

Третья форма тоталитаризма - национал-социализм. Как общественный строй он возник в Германии в 1933 году. Национал-социализм имеет много общего со сталинизмом - оба развивались на идее социализма, на вере в возможность создания общества социальной гармонии, и даже обращение "товарищ" было для них общим. В то же время в национал-социализме место класса занимает нация, место классовой ненависти - национальная и расовая, агрессивность национал-социализма направлена не против собственных граждан (как при сталинизме), а против других народов.

Таким образом, политические системы тоталитарного типа обладают высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации усилий для достижения общественно значимых целей, например, обеспечение индустриализации или военное строительство. Они эффективны в период войн. Однако такие системы слабо приспособлены к развитию общества, требующего изменений в различных сферах жизни. Тоталитаризм не имеет исторической перспективы. За счёт бесконтрольного использования внутренних ресурсов тоталитарное государство истощает себя.


1.2 Авторитарный политический режим

Авторитарный политический режим – политический режим, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения [1].

Исторически авторитаризм существовал в разных формах в самые раз-ные эпохи и в различных странах (например, античные греческие и восто-чные деспотии и тирании - Персия, Спарта, многие другие феодальные аб-солютистские режимы и т.д.). Его теория была впервые разработана теорети-ками начала 19 века как ответ на Французскую революцию и социалистичес-кие движения Ж. де Местром и Л. де Бональдом.

Авторитарные режимы формируются, как правило, в результате государственных переворотов или концентрации власти в руках лидеров или отдельных группировок. Складывающийся таким образом тип формирования и отправления власти показывает, что реально правящими силами в обществе являются небольшие элитарные группировки, которые осуществляют власть либо в форме коллективного господства (например, в виде власти отдельной партии, военной хунты), либо в форме режима единовластия того или иного лидера.

Особое значение при определении авторитаризма имеет характер отношений государства и личности: они построены больше на принуждении, чем на убеждении. Для сохранения своей власти авторитаризм использует следующие приёмы и методы: создание соответствующей политико-правовой базы, использование государственных ресурсов для обеспечения благоприятных результатов выборов, формальный или контролируемый плюрализм.

Авторитаризму присущи следующие черты.

1. Носителем власти выступает один человек или группа лиц, действия которых неподконтрольны и неподотчетны другим государственным органам. Это могут быть абсолютный монарх, тиран, военный диктатор, военная хунта и другие олигархические структуры. Масса же населения отчуждается от власти;

2. Ограничение выборности государственных органов, ослабление прерогатив парламента и одновременно наделение широкими полномочиями исполнительно-распорядительных органов. Фактический отказ от концепции разделения властей;

3. Опора на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди населения, однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить население к повиновению, и обычно не скрывает этого;

4. Ограничение или полное запрещение легальной политической оппозиции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность носит формальный характер, они подконтрольны властям. Конкуренция в политической сфере отсутствует;

5. Отказ от тотального контроля над обществом. Власть занимается в первую очередь вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики. Основным лозунгом режима является лозунг "Разрешено все, кроме политики".

Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного человека или группы людей, не допускающую политической оппозиции, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарном политическом режиме запрещаются главным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны, хотя они не имеют каких-либо институциональных гарантий своих прав. Государство при авторитаризме главным образом опирается на харизматических лидеров, допускает ограниченный плюрализм мнений.

Для того, чтобы сохранить неограниченную власть в своих руках, авторитарный режим производит смену элит не путем конкурентной борьбы на выборах, а кооптацией (волевым введением) их в руководящие структуры. В силу того, что процесс передачи власти в подобных режимах происходит не путем установленных законом процедур замены руководителей, а насильственно, эти режимы, как правило, не являются легитимными. Однако, даже несмотря на то что они не опираются на поддержку народа, это не мешает им существовать в течение длительного времени и достаточно успешно решать стратегические задачи. Примером эффективных с точки зрения проведения экономических и социальных реформ можно назвать авторитарные режимы в Чили, Сингапуре, Южной Корее, Тайване, Аргентине, странах арабского Востока.

Авторитарные политические режимы - самые распространенные в истории человечества. Это древневосточные деспотии, тиранические режимы античности, абсолютистские монархии позднего Средневековья и Нового времени, западноевропейские империи 19 века, военно-полицейские режимы в Латинской Америке и авторитарные режимы в социалистических странах в 20 века. В период после второй мировой войны авторитарный политический режим носит чаще всего переходный характер. Обычно он ориентируется либо на тоталитаризм, либо на демократию.

Ф. Бенетон выделяет три формы авторитарного политического режима: деспотизм, диктатура и революционная тирания:

- деспотизм, соответствующий двум формам правления: тирании и олигархии. Государство функционирует в целях удовлетворения потребностей того, кто правит;

- диктатура – режим, направленный на реализацию проектов, касающихся интересов общества в целом. В чистом виде диктатура является переходной формой;

- революционная тирания – крайний вариант авторитарного режима. От имени народа и с целью построения нового порядка государство концентрирует власть, требует согласия своих подданных [3, с. 188].

Авторитарный политический режим в современном мире существуют по следующим причинам: господство подданнического типа политической культуры; большая степень конфликтности в обществах; экономическая отсталость; отсутствие развитого гражданского общества и т.д.

Таким образом, любой авторитаризм внутренне противоречив, трудно предсказуем и потенциально нестабилен. Как правило, условия, позволяющие ему удержаться у власти, не столько политические, сколько социальные и экономические. Политически у авторитаризма чаще всего нет ни стабильного источника власти, ни надежной опоры в виде массового движения. Более того, авторитаризм нередко существует в условиях сегментированного общества, в котором ни одна из конкурирующих политических группировок не имеет шансов прийти к власти. В то же время социально авторитаризм имеет хорошие шансы для выживания. В распаде социально-экономических связей и кроется главная причина возникновения авторитарных режимов.

1.3 Демократический политический режим

Слово "демократия" (от греч. Demos и kratos - народовластие) одно из самых популярных в современном мире. Впервые оно встречается у Геродота, который видел в демократии особую форму государственной власти, разновидность организации государства, где власть принадлежит не одному лицу и не группе, а всем гражданам, пользующимся равными правами. Классическое определение демократии дал А. Линкольн: "Демократия - правление народа, избранное народом, для народа" [6].

Демократический политический режим - это форма организации общественно-политической жизни, основанной на принципах равноправия его членов, периодической выборности органов государственного управления и принятия решений в соответствии с волей большинства [7].

В современном мире демократические режимы наиболее распространены в экономически развитых странах с устойчивыми традициями либерализма и плюрализма. Демократия не сводится к некоему единственно возможному набору институтов. Конкретная форма демократии в конкретной стране зависит от социально-экономических условий, от традиционной структуры государства и принятой политической практики.

В настоящее время все чаще используют термин "либеральная демократия", который характеризует открытый и включающий политический режим. Согласно Роберту Далю существует целый ряд признаков либеральной демократии:

· эффективное политическое участие граждан;

· их равенство по отношению к процессу принятия политических решений (равное голосование);

· возможность получать достоверную политическую информацию и, следовательно, делать выбор самостоятельно и со знанием дела ("просвещенное понимание");

· механизм контроля граждан над политической повесткой дня;

· включенность в жизнь общества [5, с.42].

Основными признаками демократического политического режима является:

- признание суверенитета народа, воли большинства в качестве источника государственной власти;

- наличие конституции, которая закрепляет полномочия органов власти и управления, механизм их формирования;

- определен правовой статус личности на основе принципа равенства перед законом;

- соблюдение принципа разделения властей;

- свободная деятельность политических и общественных организаций;

- доминирование методов убеждения, согласования, компромисса, приоритет правовых методов смены власти;

- обязательная выборность органов власти;

- разграничение государственной сферы и сферы гражданского общества;

- экономический и политический, идеологический плюрализм (запрещения касаются лишь античеловеческих идеологий).

Практическая реализация демократии зависит от множества обстоятельств, в особенности от численности населения и размера территории. По сравнению с крупными административными единицами, небольшие единицы более однородны по составу и предоставляют лучшие возможности для непосредственного участия в политической жизни. В компактных обществах можно организовать эффективные дискуссии и предоставить широкие возможности для граждан оказывать влияние на проводимую политику. Поэтому меньшим по размеру структурам проще удовлетворить критериям демократии. В то же время с уменьшением размера понижается реальный объём власти и возможностей для решения проблем. Решение данного противоречия лежит в разделении сфер влияния между административными и общественными единицами различных уровней, в частности, путём наделения городов и регионов автономией. Наиболее распространённый метод заключается в использовании в крупных единицах представительных форм правления.

Демократический государственно-политический режим характеризуется приверженностью не только демократическим целям и ценностям, но и достаточно полному и последовательному использованию соответствующих способов и методов их достижения в процессе осуществления государственной власти.

Политологи выделяют следующие модели демократии:

1. классическая либеральная (представительная) либеральная представляет собой механизм, обеспечивающий защиту граждан от произвола властей и незаконных действий других людей. теоретики данной модели полагали также, что прямая демократия может привести к тирании большинства, при которой права остальных могут нарушаться от имени народа. Слабости либеральной демократии: социально-классовая ограниченность; ограниченность сферы демократии и политического участия граждан; уменьшение роли государства в управлении обществом; игнорирование принадлежности человека к различным социальным группам и т.д.;

2. плюралистическая модель исходит из принципа, что творцом политики являются социальные группы, отношения между которыми формируют интересы, ценности и мотивы политической деятельности. Назначение демократии, по мнению сторонников этой модели, состоит в предоставлении всем гражданам права открыто выражать своё мнение, в достижении баланса интересов разных социальных групп, в предотвращении возможных конфликтов. Недостатки этой модели: преувеличение участия граждан в политическом процессе; недостаточный учёт или игнорирование неравенства политического влияния различных общественных организаций и т.д.;

3. коллективистская модель отрицает автономию личности и признаёт приоритет народа в осуществлении власти. В.И. Ленин полагал, что демократия – это признающее подчинение меньшинства большинству государство, т.е. организация для систематического насилия одного класса над другим [6];

4. индивидуалистическая модель: главная идея – автономия личности, её первичность по отношению к государству. При такой модели создаются институциональные и правовые гарантии для индивидуальной свободы человека, предоставляются возможности для выбора образа жизни;

5. партиципаторная модель подразумевает обязательное исполнение гражданами функций по управлению делами общества и государства на всех уровнях. Главными механизмами партиципаторной демократии являются референдумы, инициативы, отзывы. Критики этой модели демократии утверждают, что широкая политизация общества ведёт к тоталитаризму или популистскому авторитаризму; кроме того, при такой форме правления наблюдается низкая эффективность принимаемых решений вследствие некомпетентности субъектов политики и т.д.

Современную "демократизацию" считают одной из "волн" в процессе утверждения демократических ценностей. Концепция волн демократизации была разработана в 1991 году С. Хантингтоном. В своей работе он предложил 3 волны:

- первая, 1826-1920 года (образование 29 демократий);

- вторая, 1945-1962 года (число демократий в мире увеличилось до 32);

- третья, которую инициировал крах коммунизма[13, с. 79].

Однако, не смотря на все достоинства демократии, многие мыслители предупреждали о её недостатках. Платон, например, говорил, что демократия - самая коррумпированная форма правления после тирании. Гёте писал: "Ничего так не отталкивает, как большинство, ибо оно состоит из кучки сильных лидеров, их плутов, которые приспосабливаются, из слабых, которые ассимилируются, и из массы, которая движется за ними, не имея ни малейшего представления о том, чего она хочет" [4, с. 125].

Очевидно, что демократии в чистом виде не бывает, однако она остаётся самой лучшей известной формой правления.


Глава 2 сравнительный анализ политических режимов

Для начала анализа форм политических режимов необходимо определить критерии сравнения. Проследим, как и посредством каких механизмов различные режимы осуществляют свою власть в обществе:

1. организация структуры правления:

В тоталитарных режимах государство контролирует все сферы жизни общества. Господствует одна партия, сращённая с государственным аппаратом. Такая партия обладает строгой иерархией, стоит над правительством. Наличие партии-государства подразумевает отсутствие оппозиции. Как правило, тоталитарный режим опирается на харизматического лидера.

При авторитаризме же контроль над обществом ослабевает. Допускается ограниченный плюрализм, однако влияние общества на принятие решений минимально. Существует одна или несколько партий, одна из которых обладает привилегированным положением, но, в отличие от тоталитарного режима, она не является столь сильной и дисциплинированной. Роль лидера высока, но обычно он не обладает харизматическими качествами.

В демократических политических режимах государственные органы подконтрольны и ответственны перед выборными учреждениями. Признаётся суверенитет народа, воля большинства в качестве источника власти. Руководители избираются и отвечают за свои действия перед гражданами. Наличие развитой дву- или многопартийности. Демократия подразумевает конкуренцию интересов и мнений;

2. ограничение деятельности правящих структур:

При тоталитарном и авторитарном режимах деятельность государственного аппарата и правящей партии неподконтрольна гражданам, они никак не влияют на принятие политических решений и политический процесс.

А в демократических обществах государство ставит своей целью обеспечение и защиту интересов и прав граждан. Так как все органы являются выборными, то у граждан есть возможность контролировать их деятельность посредством разнообразных институтов (к ним можно отнести политические партии, различные общественные организации, конституционные и правовые гарантии и т.д.);

3. ответственность правящих структур:

При тоталитаризме и авторитаризме государственные лидеры и партийная элита принимают решения самостоятельно и не несут никакой ответственности за их последствия перед гражданами.

Демократия же подразумевает наличие эффективной системы контроля и надзора за деятельностью государственных органов. Государство несет ответственность перед международным сообществом, перед народом, перед частными лицами за проводимую политику.

4. проникновение органов власти в структуры общества:

При тоталитарном режиме государство стремится контролировать все сферы жизни общества: контроль над экономической жизнью необходим для укрепления собственной материальной базы, для свободного распоряжения сырьём и ресурсами; наличие официальной идеологии, направленной на поддержку режима и мобилизацию масс; контроль над политической сферой.

При авторитарном правлении проникновение органов власти в общественные структуры не такое сильное, контроль над обществом перестаёт быть тотальным.

Воздействие органов власти на общество при демократии существенно ограничено. Доминируют методы убеждения, согласования, компромисса. В демократических режимах развито гражданское общество – это тип общества, в котором имеется и постоянно расширяется область свободного волеизъявления людей, где компетенция государственного вмешательства в их деятельность ограничена. Это комплекс частных лиц, их добровольных ассоциаций и институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом и которые как таковые прямо не зависят от самого государства.

5. официальная идеология:

В основе тоталитарного политического режима лежит официальная идеология, которая рисует некое идеальное будущее, пути его достижения, объясняет место и роль лидера или правящей группы в построении нового порядка, ставит своей целью легитимацию установленного политического режима и его курса.

При авторитарном режиме нет чётко сформулированной идеологии, что ведёт к отчуждению от режима определённых социальных групп.

В демократических государствах ни одна идеология не признаётся в качестве официальной. Провозглашается принцип плюрализма, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает легальное столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Необходимыми условиями для существования политического плюрализма являются свобода слова и свобода СМИ, многопартийная система, политическая оппозиция, свободные выборы, парламентаризм, независимые от государства общественные организации [6].

6. наличие политических партий:

При тоталитаризме господствует одна политическая партия, имеющая монопольное право на политическую деятельность. Такая партия имеет строгую иерархию, её члены занимают все важнейшие посты в государстве. Эта партия придаёт своей идеологии статус официальной. Отсутствует легальная оппозиция, терпимость к политическому инакомыслию, жесткое преследование любого сопротивления и даже личных мнений и оправдание, учитывая это, любых форм насилия.

При авторитаризме возможно существование нескольких партий, одна из которых обладает привилегированным положением. Однако партии не обладают строгой иерархией и дисциплиной как при тоталитарном режиме. Существует ограничение или запрещение деятельности оппозиционных к режиму объединений граждан.

Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Политические партии в современных обществах выполняют следующие функции:

- представительство - выражение интересов определенных групп населения;

- социализация - вовлечение части населения в число своих членов и сторонников;

- идеологическая функция - разработка привлекательной для определенной части общества политической платформы;

- участие в борьбе за власть - подбор, выдвижение политических кадров и обеспечение условий их деятельности;

- участие в формировании политических систем - их принципов, элементов, структур.

Демократия подразумевает соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции.

7. обеспечение прав и свобод индивидов:

При тоталитарном политическом режиме отсутствует правовое государство и гражданское общество, права и свободы человека носят формальный характер, полностью отсутствуют гарантии их реализации. Игнорируются личные цели и интересы ради общих целей режима. Существует система тотального полицейского контроля, предназначенная для всеобщего устрашения и подавления населения. Для его осуществления режим использует органы безопасности, милиции, полиции и др. (КГБ, НКВД, гестапо), способные обеспечить надзор за людьми и использующие насильственные методы морального и физического принуждения.

В авторитарных режимах права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются, ограничены их юридические гарантии. Власть опирается на силу, однако режим не прибегает к массовым репрессиям. Допускается наличие ограниченного плюрализма. Влияние граждан на политический процесс и принятие политических решений в частности минимально. Авторитаризм не оспаривает права на автономное самовыражение различных групп общества.

В демократических режимах провозглашаются и обеспечивается основные демократические права и свободы, равенство граждан перед законом, равное право на участие в политической жизни страны и управлении государством, легальное существование плюрализма во всех сферах жизни общества. Свободно действуют политические и общественные организации, представляющие интересы различных социальных слоёв общества, абсолютный приоритет правовых методов смены власти. При правлении большинства уважаются права меньшинства, которое имеет возможность отстаивать свои интересы и располагает конституционными гарантиями защиты от дискриминации. Провозглашается взаимная ответственность государства и личности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что политические режимы оказывают большое влияние на жизнь государства, отражают функционирование политической системы. Формы политических режимов имеют существенные различия по многим позициям, и их сравнительный анализ позволяет выявить сильные и слабые стороны каждого.


заключение

Политический режим - это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны в определённый период [9].

Исследование политического режима позволяет составить реальное представление о реализации политической власти, степени свобод и правовом положении личности в конкретной стране в определенный исторический период времени. Режим указывает на социальную природу власти: какие группы господствующего класса находятся у власти, на поддержку каких социальных слоев опирается эта власть.

Политический режим никогда прямо не указывается в конституциях государств (не считая распространенных указаний на демократический характер государства), однако зачастую непосредственным образом отражается на их содержании.

Вообще политический режим является функциональной характеристикой власти, сущностью государственного строя, показывает, какие силы получили доступ к рычагам государственной власти, какие цели они преследуют.

Любой политический режим является динамической категорией, зависящей от состояния общества и соотношения в нём политических сил. Поэтому нельзя отождествлять политический режим и правовую систему государства. Например, основной закон может формально быть демократичным, а на практике обладать авторитарными чертами. Р. Арон отмечал: "…политический режим формируется особым сектором социальной совокупности. Особенность такого сектора – в том, что он определяет целое. Значит, можно концептуализировать политическую действительность, прибегая к понятиям, характерным для политики, или же к широким расплывчатым понятиям с претензиями на философскую глубину. Ни правовые, ни философские концепции не отвечают требованиям социологического исследования" [2, c.47].

Реальная оценка политического режима включает в себя ряд критериев:

o политические структуры власти, их реальный статус и роль в обществе;

o методы осуществления государственной власти;

o реальный уровень свобод человека, объем его прав;

o характер политического лидерства;

o тип политического поведения;

o соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

o положение СМИ, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

o методы выработки политических решений;

o плюрализм, в том числе наличие или отсутствие легальной (нелегальной) оппозиции;

o идеологию и то место, которое отводится ей в мобилизации общества;

o формы отношения населения к политическому участию др.

Вышеназванные признаки служат критериями для выделения разных типов политических режимов. При определении сущности режима акцент делается на противопоставлении государства, с одной стороны, и гражданского общества - с другой. Характер взаимоотношений определяется силой либо слабостью гражданского общества.

Одной из наиболее широко распространенных, но достаточно глубоких классификаций является деление политических режимов на тоталитарные, авторитарные и демократические, построенное на анализе характера и способов взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан). Данная классификация отражает идеальные, т.е. теоретические типы политических режимов. В реальности ни один из них в чистом виде не существует. И все же тоталитаризм, авторитаризм и демократия в той или иной форме и в различной степени приближения к идеалу широко представлены в истории человечества и в современном мире. В условиях демократии общество имеет рычаги влияния на власть вплоть до замены на очередных выборах. В недемократических режимах государство контролирует и регламентирует гражданское общество полностью (тоталитаризм) или частично (авторитаризм). Политический режим обладает способностью эволюционировать вследствие распада или преобразования: демократия может трансформироваться в авторитаризм или тоталитаризм, поставторитаризм – в демократию.

Демократия, как свидетельствует исторический опыт цивилизаций, дает более широкий выход энергии и социальному творчеству личности, чем другие типы политических режимов. Она выступает мощным средством преодоления различных видов диктатуры и деспотических правлений.

Однако независимо от того, режим какого типа складывается в той или иной конкретной стране или какой политический курс предлагается стране, вся деятельность властей в конечном счете подчиняется целям сохранения стабильности контролируемых ими политических порядков в стране.

Обстановка в мировом сообществе конца 20 века свидетельствует, что антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир эволюционирует в сторону цивилизованной демократии. В этой связи возникает надежда, что следующее столетие станет окончательной ее победой.

Список использованной литературы

1 Авторитарный политический режим // Политический словарь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mirslovarei.com . Дата доступа – 18.10.2010.

2 Арон, Р. Демократия и тоталитаризм / Р. Арон.– Минск: Текст, 2003. – 510 с.

3 Бенетон, Ф. Введение в политическую науку / Ф. Бенетон. – М: Издательство "Весь Мир", 2002. — 368 с.

4 Божанов, В.А. Политология: мир современной политики / В.А. Божанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство деловой и уч. лит-ры, 2008. – 320 с.

5 Даль, Р. О демократии / Даль. Р. - М.: Аспект-пресс, 2000. – 208 с.

6 Демократия // Электронная энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wikipedia.org . Дата доступа – 22.10.2010.

7 Демократический политический режим // Политический словарь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mirslovarei.com . Дата доступа – 18.10.2010.

8 Политические институты на рубеже тысячелетий / редкол.: В.И. Борисюк [и др.]. – Дубна: "Феникс+", 2001. – 480 с.

9 Политические режимы // Электронная энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wikipedia.org. Дата доступа – 16.10.2010.

10 Тоталитарный политический режим // Политический словарь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mirslovarei.com . Дата доступа – 18.10.2010.

11 Фридрих, К. Тоталитарная диктатура и автократия / З. Бжезинский, К. Фридрих. - М.: ИНИОН, 1993. - 438 c.

12 Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность / Ю. Хабермас. – М.: Академия, 1995. – 256 с.

13 Хантингтон, С. Третья волна демократии / С. Хантингтон. – М.: РОССПЭН, 2003. – 368 с.

14. Цыганков, А. Современные политические режимы: структура, типология, динамика / А. Цыганков. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/политология . Дата доступа – 21.10.2010.

15 Шмиттер, Ф. Угрозы и дилеммы демократии / Ф. Шмиттер. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.old.russ.ru . Дата доступа – 19.10.2010.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий