Смекни!
smekni.com

Политология, как наука и учебная дисциплина (стр. 9 из 91)

Учение Маркса – это синтез трех традиций – немецкой классической философии (Гегель, Фихте, Шеллинг, Фейербах), английской политэкономии (Смит, Рикардо), французской исторической науки (Тьери, Гизо) и французского социализма (Сен-Симон, Фурье, Оуэн). Из немецкой классической философии Маркс воспринял одну из главных идей Гегеля – идею исторического развития общества. У английской политической экономии он заимствовал теорию трудовой стоимости. У французских историков взята идея классовой борьбы. Маркс в центр своего исследования поставил противоречия современного ему общества, т.е. антагонистический характер капиталистического строя.

По Марксу, капиталистическое общество характеризуется двумя видами противоречий. Первый вид – противоречие между производительными силами и производственными отношениями. При капитализме производительные силы достаточно развиты, однако производственные отношения (т.е. отношения собственности и распределения) не меняются. Капиталистическое общество способно производить все больше товаров, но уделом большинства остается нищета. Это порождает второй вид противоречий – между ростом богатства меньшинства и нищетой большинства населения, что ведет к революционному кризису. Пролетариат превращается в класс, способный взять политическую власть и преобразовать общественные отношения. Пролетарская революция положит конец классам и антагонистическому характеру общества.

Таким образом, в центре замысла Маркса – истолкование капитализма как противоречивого антагонистического общества. Следующая его мысль – неизбежное разрушение этого общества через революционный взрыв. Уничтожение классов повлечет за собой исчезновение политики и государства, так как последние являются выражением общественных конфликтов.

Маркс порывает с политико-центристской позицией. Общество представляется им как сложное образование, основу которого составляет общественное производство. Законы развития общества объективны, а само развитие общества представляет собой естественно-исторический процесс. В наиболее концентрированной форме материалистическое понимание истории представлено Марксом в "Предисловии к "Критике политической экономии" (1859 г.). В этом фрагменте изложены основные положения экономической интерпретации истории.

Первая и основная идея Маркса – люди вступают в определенные, не зависящие от их воли отношения. При трактовке структуры общества нельзя исходить из способа мышления. Общественные отношения навязываются индивидам без учета их интересов и предпочтений. "В общественном производстве люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития материальных производственных отношений" (Маркс К., Энгельс Ф. Критика политической экономии. Предисловие. Соч., Т. 13. – С. 6).

Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, его реальный базис. Базис – это производительные силы и производственные отношения, на которых возвышается политическая и юридическая надстройка. Надстройка – это политические и юридические институты, способы мышления, идеологии. Способ производства материальной жизни обусловливает социальные, политические и духовные процессы жизни. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. Движущей силой истории является противоречие между производительными силами и производственными отношениями.

Таким образом, политику Маркс и Энгельс считали вторичной, зависимой от экономики. Политическая динамика – не что иное, как выражение социальной динамики (борьбы классов), которую порождает экономический базис. Политический режим есть порождение системы и государства.

Государство в марксизме понимается как инструмент принуждения и подавления, используемый господствующим классом для сохранения своего господства. Господствующий класс – это класс владельцев средств производства, класс руководителей государственного аппарата. Государство – это инструмент господства, эксплуатации одного класса другим. Общие интересы, общее благо – это всего лишь миф. Буржуазная демократия, по Марксу, носит чисто формальный характер. Права и свободы существуют только во благо единственного господствующего класса, а для остальных граждан – это обман, ловушка. Для создания единого, не разделенного на классы общества необходима победа пролетариата в результате социалистической революции. Таким образом будет разрешено основное противоречие капиталистического строя – между общественным производством и частной собственностью. Общественные средства производства являются основой социализма.

Основные этапы развития марксизма

На смену К. Марксу и Ф. Энгельсу пришла группа теоретиков, действовавших в период относительного социального затишья – А. Лабриола, Ф. Меринг, К. Каутский, Г. Плеханов. Следующее поколение марксистов достигло зрелости в более бурной обстановке начала первой мировой войны: В. Ленин, Л. Троцкий, Р. Люксембург, О. Бауэр, Н. Бухарин, Р. Гильфердинг. Это поколение теоретиков марксизма сыграло ведущую роль в руководстве социал-демократическими партиями. Их внимание было обращено на два основных направления: изменения в капиталистическом способе производства, породившие монополизацию и империализм, и на необходимость выработки новой стратегии в политической борьбе пролетариата.

Построение марксистской политической теории классовой борьбы на организационном и теоретическом уровне стало делом В.И. Ленина (1870-1924 гг.). Ленин разработал концепции и методы борьбы российского пролетариата за власть под руководством рабочей партии. В работах "Что делать", "Шаг вперед, два шага назад", "Две тактики социал-демократии в демократической революции", "Уроки московского восстания", "О праве наций на самоопределение" В. Ленин разработал конкретные способы сочетания пропаганды и агитации, проведения забастовок, демонстраций, формирования классовых союзов, укрепления партийной организации, решения вопросов национального самоопределения, использования парламентской деятельности, подготовки вооруженного восстания. Ленин был намного теснее связан с рабочим движением, чем Маркс. Ленин применил новый метод исследования в историческом материализме, а именно конкретный анализ конкретной ситуации.

Ленинизм в СССР как стране "реального социализма" сменился сталинизмом. В качестве отдельного этапа в развитии марксизма выделяют также советский марксизм.

Однако марксизм развивался не только в СССР, но и в западных странах. Вклад в развитие марксистской проблематики внесли Д. Лукач, К. Корош, А. Грамши, Л. Альтюссер; представители франкфуртской школы В. Беньямин, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Т. Адорно. Западный марксизм развивался несколько в ином направлении, чем то, которое было определено Марксом. Если Маркс шел от философии к политике, а затем к экономике, то многие западные марксисты стали отходить от экономики и политики и концентрировать свое внимание на вопросах философии и культуры. Решающим событием в этом смысле явилось открытие "Парижских рукописей 1844 г." Маркса. Эта работа показала ключевое значение философских основ исторического материализма. Западный марксизм обратился к методам социального исследования, открытых Марксом.

Критика марксизма К. Поппером

Серьезной критике марксизм был подвергнут со стороны Карла Поппера – немецкого философа и методолога науки. Марксизм – это чистейшая и наиболее опасная форма историцизма, считает К. Поппер. Под историцизмом понимается вера в существование универсального закона исторического развития, который ведет человечество к концу истории. Целью социальных наук является историческое предсказание и пророчество. Маркс был великим ученым: он предпринял попытку применить рациональные методы к наиболее сложным проблемам общественной жизни. Однако метод марксизма, основанный на изучении исторических причин и исторических следствий и дальнейшем пророчестве о пришествии коммунизма, является ложным. Более того, марксова теория государства порождает бессилие любой политики. Правовая и политическая системы относятся к надстройке. Правовая система составляет государство. Основное орудие государства – принуждение. Государство, даже демократическое, – это часть механизма господства правящего класса. Политика бессильна – она не может изменить экономическую реальность. Маркс никогда не ценил либерализма, а в парламентской демократии видел скрытую диктатуру буржуазии.

Позиция Поппера противоположна марксистской. Политическая власть имеет фундаментальный характер. Политическая власть может контролировать экономическую мощь. Это приводит к громадному расширению области политической деятельности. Можно, к примеру, разработать рациональную политическую программу защиты экономически слабых или с помощью закона гарантировать средства к существованию всем гражданам. "Политическая власть и присущие ей способы контроля – это самое главное в жизни общества. Нельзя допускать, чтобы экономическая власть доминировала над политической" (Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. – Т. 2. – С. 148).

Психологический подход

Психологический подход направлен на выделение человека в политике, на его интересы, потребности, мотивы деятельности, эмоции. Психологическое направление в качестве самостоятельного складывается к началу ХХ века. Пониманию важности изучения человека как "двигателя" политики способствовали такие факторы, как значительное увеличение массы людей, принимающих участие в политических и общественных движениях ХХ века, усложнение политических процессов во многих странах мира, повышение роли индивида и цены его поступка в политической сфере.