Смекни!
smekni.com

Политическая философия античного мира и средневеко вья общая характеристика (стр. 1 из 4)

Высшее профессиональное образование

Муниципальное образовательное учреждение

Южно – Уральский профессиональный институт

Кафедра бухгалтерский учет, анализ, аудит

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Политология»

на тему: «Политическая философия античного мира и средневеко­вья: общая характеристика»

Вариант 3

Выполнил: студент гр. ЭЗ-01-08 ___________ В.С. Волошин
«__» __________2009
Проверил: преподаватель ___________ Л.М. Алмаева
«__» __________2009

Челябинск 2009

Оглавление

Введение 3
1. Идеальное государство Платона 4
2. Идеальное государство у Аристотеля 9
3. Основные политические идеи средневековья (Августин Аврелий, Фома Аквинский) 15
4. Учение Н. Макиавелли в истории политической мысли 16
Заключение 18
Литература 20

Введение

Политическая философия - область интеллектуальных изысканий, где дело имеют с идеями, относящимися к политике, особенно к политическим ценностям, к сущности политической действительности и к интеллектуальным предпосылкам политического анализа. В предмете и функциях политической философии выделяются несколько моментов. Во-первых, как нормативная теория, она ставит своей целью разъяснение политических ценностей, определение того, что является желательным и моральным. Во-вторых, на сей раз уже как мышление о том, что есть, а не о том, чему должно быть, политическая философия более занята сущностью, или самою глубинной природой реальности, а не частными, наблюдаемыми ее проявлениями. Философ, не отказываясь, впрочем, от наблюдения и опыта, стремится для описания и объяснения политической реальности искать и находить рациональную взаимосвязь вещей. Этим он явственно отличается от ученого-эмпирика, ищущего основу для объяснения в научно верифицируемых гипотезах; философ может обнаруживать истину всюду, куда его ведут интуиция и размышления. В-третьих, в качестве аналитической философии политическую философию занимают смыслы слов и понятий, логическая состоятельность аргументов, пути познания истины, а также основания, на каких пропозиция может быть признана истинной или ложной. Политическая философия исторически была связана с поисками человеком надежного знания о политических феноменах. Позднее, ближе к нашему времени, ее стала в большой мере занимать история идей. Ныне с нею соперничает, а в некоторых отношениях и теснит ее, эмпирическая теория, свои основания ищущая не в разуме, логике или интуиции, а в научно верифицируемых пропозициях. Тем не менее за политической философией сохраняется важная роль в современной политологии.

1. Идеальное государство Платона

Чтобы понять политические взгляды Платона, необходимо сделать краткий экскурс в его философские воззрения. Мир, с точки зрения Платона, двойствен и состоит из идей (эйдосов) и вещей (прагм). Идеи представляют собой не мыслительные конструкции, но сверхреальность, или образцы вещей, их отвлеченные сущности. В то время как эйдосы являются истинными, вещи в силу своей материальности неистинны, поскольку, как указывал Платон, сама их материальность извещает их сущность. Лишь идеи истинны, так как не отвечает своей сущности.

В своих воззрениях на государство Платон исходил из того ,что существует идеальное государство, идеальный образец и его многократные повторения - искажения в реальном мире вещей.

Рассуждения Платона о государстве тесно связаны с его рассуждениями о нравственности вообще. Платон очень плавно переходит от этики к политике, к учению о государстве. Четыре добродетели Платона непосредственно связаны с общественной жизнью человека. Это мудрость, мужество, благоразумие и справедливость.

Своё учение об идеальном государственном устройстве Платон излагает в трёх диалогах: “Политик”, “Государство”, “Законы”.

“Политик” посвящён истории общества. Для описания истории государства Платон ссылается на мифологическое прошлое. При Кроносе на земле царил золотой век. Бог непосредственно управлял людьми, разделив их по родам и дав каждому роду своего доброго гения. Не было ни государства, ни собственности, ни необходимости трудиться, поскольку люди могли питаться плодами земли. Легенда о золотом веке существует в мифологических представлениях практически всех народов, и в данном случае Платон просто излагает общеизвестную легенду.

Второй этап истории государства уже не связан с мифологическими представлениями. По мнению Платона, на этом этапе космос отделяется от Бога и берёт функцию управления на себя. Но космос справляется с этими обязанностями куда хуже, чем Бог. Поэтому в мире начинает господствовать зло. Животные разделяются на травоядных и хищных, человек, в свою очередь, начинает охотиться на животных. Лишь культурное влияние богов позволяет людям выжить в этот период (Прометей даёт им огонь, Гефест обучает кузнечному ремеслу, Деметра – земледелию, Дионис – виноградарству и т.д.).

На этом же этапе возникают правители, которые становятся необходимыми для управления стадами людей. Цари и политики – это не божественные гении, а такие же люди, как остальные. Они несовершенны, а отсюда проистекает и несовершенство государственного устройства.

По мнению Платона, существует три “хороших” формы правления, основанные на законах, и три “плохих”, основанные на беззакониях. Три “хороших” формы правления в порядке их ухудшения – это монархия, аристократия и демократия. Три “плохих” формы правления – это тирания, олигархия и ещё одна форма правления, которой Платон не даёт специального названия, описывая её весьма приблизительно, обычно её называют тимократией. Остальные формы правления являются последовательным отклонением от идеального государства.

Аристократия - это правление лучших с одобрением народа. Властью обладает и правит тот , кто слывет доблестным и мудрым. В основе такой формы правления лежит равенство по рождению. По мнению Платона, на роль правителя идеально подходит лишь тот, кто добровольно не захочет быть правителем и заниматься исправлением чужих пороков. Наименее подходят люди, руководствующиеся честолюбием, деньгами, почетом.

Чтобы достигнуть единомыслия и сплоченности двух высших сословий, образующих вместе класс стражей государства, Платон устанавливает для них общность имущества и быта. “Прежде всего никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий”. Стражам запрещается иметь семью , для них вводится общность жен и детей.

Гражданам третьего сословия разрешалось иметь частную собственность, деньги , торговать на рынках ...

Гениально предугадав значение разделения труда в экономической жизни общества , Платон тем не менее выступал за ограничение хозяйственной активности и сохранение аграрно замкнутого, “самодостаточного “ государства .

Вырождение аристократии мудрых, по его словам, влечет за собой утверждение частной собственности и обращение в рабов свободных землевладельцев из третьего сословия. Так возникает критско-спартанскй тип государства, или тимократия (“тиме“- честь), господство сильнейших воинов. Государство с тимократическим правлением будет вечно воевать.

Следующий вид государственного устройства - олигархия - появляется в результате скопления богатства у частных лиц . Этот строй основан на имущественном цензе. Власть захватывают немногие богатые, тогда как бедняки не участвуют в управлении. Олигархическое государство, раздираемое враждой богачей и бедняков, будет постоянно воевать само с собой.

Следующей формой государственного правления, является демократия, которая логически вытекает из олигархии. Победа бедняков приводит к установлению демократии - власти народа. Здесь царят своеволие и безналичие. Наконец, чрезмерная свобода обращается в свою противоположность--чрезмерное рабство. Устанавливается тирания, наихудший вид государства. Власть тиранов держится на вероломстве и насилии. Главной причиной смены всех форм государства Платон считал порчу человеческих нравов. Выход из порочных состояний общества он связывал с возвратом к изначальному строю--правлению мудрых.

Здесь у Платона закладываются основания для понимания форм государственного устройства, которое будет затем представлено у Аристотеля в “Политике”.

В “Государстве” Платон предлагает новую модель управления. По мнению Платона, государство возникает потому, что люди не в состоянии удовлетворить свои потребности и вынуждены обращаться к помощи других. По существу, здесь у Платона возникает идея разделения труда, которое должно контролировать государство. Итак, первая функция государства – контроль экономической жизни общества; вторая функция государства – защита страны от внешних и внутренних врагов; третья функция – поддержка идеалов справедливости и добра. В принципе, теория происхождения государства, основанная на разделении труда и необходимости появления такой специальности, как “правитель”, вполне соответствует современным представлениям.

Платон предлагает структурировать идеальное государство на классы. Причём классы у Платона зависят не от экономического благосостояния людей или их происхождения, а от того, какая добродетель преобладает в их душе. В зависимости от того, разумен ли человек, благоразумен или мужественен, он может быть воином, жрецом или земледельцем. Трём началам человеческой души (вожделение, пыл, рассудительность) соответствуют три класса в государстве: ремесленники, воины, стражи, а каждому типу души – своя добродетель: воздержанность, мужество, мудрость. Позднее, в “Федре” Платон даёт более сложную классификацию типов человеческой души: душа мудреца, царя, практического деятеля, врачевателя тел, прорицателя, поэта или художника, ремесленника, софиста, тирана. Чем ниже человек спускается по этой лестнице, тем хуже его душа. Показательно, что тип души Платон соотносит с профессией человека и его социальным положением. Разумеется, речь идёт лишь о свободных. Платон не говорит о рабах и низших сословиях, или почти не говорит.