Смекни!
smekni.com

Политическая культура 7 (стр. 1 из 4)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

План:

Введение………………………………………………………………2

1. Понятие политической культуры………………………………..3

2. Структура политической культуры………..5

3. Типы политической культуры…………………6

4.Особенности советской политической культуры……………………7

5.Характерные особенности российской политической культуры……9

6.Основные институты формирования политической культуры России…….10

Заключение………………………………………………………………11

Список источников………………………………………………………12

ВВЕДЕНИЕ

Политическая культура- составная часть общей культуры человечества.

Политическая культура относится к такому явлению духовной жизни народа, которое оказывает существенное влияние на самые разные сто­роны его политической жизни и на основании которого можно судить об уровне политической зрелости общества.

Политическая культура формируется десятилетиями и даже столе­тиями. Она - результат познания объективных политических процессов и соответствующих выводов из них. В этом деле большая роль должна принадлежать целенаправленной деятельности общества, его институ­тов, борьбе с субъективизмом, догматизмом и волюнтаризмом. Слова должны соответствовать делам, теоретические политические знания при­званы лежать в основе политической деятельности людей, особенно руководителей.

В данной работе будет раскрыто понятие политической культуры и рас­смотрены характерные черты политической культуры современной Рос­сии, что является весьма актуальным вопросом в наше время, в период построения свободного демократического государства.

1. Понятие политической культуры

Понятие «политическая культура» является одной из ключевых катего­рий политической науки. Оно наглядно выявляет, что традиции обще­ства, дух его общественно-политических институтов, эмоции и коллектив­ный разум его членов, а также стиль и действующий кодекс поведения его лидеров- все это не случайные продукты истории, а взаимо­связанные части единого целого, образующие реально существую­щую цепь взаимоотношений.

Термин «политическая культура» в том значении, в каком он употребля­ется в современной политической науке, был введен в оборот в 1956г. Габриэлем Алмондом (1911г.) в статье « Сравнительные системы» опреде­лили политическую культуру как субъективное изменение социаль­ных основ политической системы, т.е. как совокупность индивиду­альных позиций и ориентаций участников данной системы, как субъективную сферу, лежащую в основе политических действий и придающую им значение. Особенность политической культуры состоит в том, что она не сводится к политике как таковой или политическому процессу в их реальном воплощении. Не имея вещественного содержа­ния, политическая культура представляет собой тем не менее объектив­ную данность, которая выступает не как внешнее отражение каких-то существенных черт политического процесса, но как его органическая часть. Она «вплетена» в контекст существующих политических отноше­ний и систем социальной деятельности. Политическая культура- это описа­ние способа существования (политического поведения) социаль­ного субъекта - нации, класса, группы, индивида- как субъекта политиче­ского процесса.

Политическая культура не только объясняет поведение и политические позиции людей, но и регулирует способы их поведения: например, от поли­тической культуры населения страны зависит, каким путем будет решаться тот или иной конфликт.

Политическая культура населения конкретной страны определяет, на­сколько эффективно (или напротив, неэффективно) функционирует ее политическая система: своей «невидимой рукой» политическая куль­тура или способствует стабильности политической системы, или , как эрозия, постепенно подтачивая, разрушает ее.

Понятие политической культуры основывается на главных, привитых воспитанием представле­ниях человека о политической власти. Именно исходя из этих представлений, член общества взаимодействует с государством, это стиль его поведения в области поли­тики, самые устойчивые и неизменчивые черты его характера.

И все же человек зачастую решает "сердцем, а не головой", и не всегда его намерения совпадают с его действиями. Эти противоречия, которые вносятся в ход политической жизни общества, придают политической культуре внутреннюю противоречивость. Но та­кая противоречивость помогает одновременному поддержанию как активных, так и пассив­ных форм политического участия каждого члена общества.

В России индивид в шкале политических влияний либо отсутствует, либо рассматривается, как нечто вспомогательное. Индивид - средство, но не цель.

В основных ветвях российской народности господство подобной этики и политической куль­туры на протяжении абсолютного большинства столетий ее исторического существова­ния безраздельно. Оппозиция "общество - личность" даже не возникала, и не потому, что была гармония и не было противоречий, а потому, что все противоречия разреша­лись в пользу целого. Система всегда имела превосходный инстинкт самосохране­ния. Любые возникавшие в России возможности вывести страну из деспо­тизма вступали в противоречие с национальными стереотипами политического поведе­ния и моральными основами социальных взаимоотношений.

Но помимо политического поведения одного человека, можно выделить и политическое поведение граждан в целом. Власть всегда стремится выработать в обществе лояльное отношение к собственной политике, хотя бы внешне, закрепляя нормы и стереотипы обще­ния, придает особую значимость атрибутам государственности (флагу, гербу, гимну). Тем самым политическая культура стремится объединить общество, обеспечить стабиль­ность отношений властной верхушки и остального общества. Характерно, что до сих пор ведутся споры по поводу того, как должен выглядеть "истинный российский флаг", а гимн к тому же не имеет слов. Это достаточно характеризует политическую культуру России как несформированную, стоящую на переходной ступени и достаточно пассивную.

Политическая культура в государстве сохраняется далеко не всегда. Ее нормы и правила поддерживаются и принимаются не всеми группами общества. Там же, где основной фор­мой взаимодействия становится насилие, несоблюдение основных прав человека, политиче­ская культура гибнет вообще, уступая место иным взаимоотношениям граждан с властями. Один только XX век дал богатую почву фашистским, расистским, шовинистиче­ским движениям и терроризму. Нынешнее состояние политической культуры России также нельзя назвать удовлетворительным. Это, скорее, клиническая смерть, и это соз­дает в политике культурный вакуум, порождает процессы разрушения человеческого сообще­ства.

Можно сделать вывод о том, что невозможно, чтобы все граждане, участвующие в поли­тике, строили свои отношения на правилах и образцах политической культуры, а потому реальные возможности политической культуры тоже разнятся, что мы и наблюдаем. Так что в целом она не является универсальным политическим явлением, пронизывающим все фазы и этапы политического процесса. Но можно надеяться, что при этом, развиваясь по собственным законам, в России она будет способна оказывать влияние на формы организа­ции политической власти, строение ее институтов, характер межгосударственных отношений.

Назначение и функции политической культуры

Политическая культура как специфический круг явлений оказывает собственное воздейст­вие на политический процесс, динамику изменений в сфере государственной власти, состоя­ние действующих субъектов. К ее наиболее устойчивым функциям в политической жизни, олицетворяющим различные направления влияния на власть, относятся:

- идентификация, раскрывающая постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выраже­нии и отстаивании интересов соответствующей общности.

- адаптация- потребность в приспособлении к изменяющейся политической среде;

- социализация - обретение определенных навыков и свойств в реализации своих граждан­ских прав, политических функций и интересов;

- интеграция (дезинтеграция), обеспечивает различным группам возможность сосуществова­ния в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства;

-коммуникация, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации;

-ориентация ,характеризующая стремление человека к смысловому отображению политиче­ских явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и сво­бод в конкретной политической системе;

-предписание (программирование), выражающее приоритетность определенных ориента­ций, норм и представлений, задающих и обусловливающих особую направленность и гра­ницы конструирования поведения человека.

2. Структура политической культуры

Политическая культура - явление со сложной структурой, многоуровневое. Эта сложность строения и организации определяется многообразными связями политической культуры с различными социальными и политическими процессами. Разнообразные внутренние образо­вания политической культуры отображают формирование поведения субъектов политики, этапы становления культурного целого(т.е. политической культуры отдельно взятой страны, региона), наличие разнообразных культурных образований и т.д.