Смекни!
smekni.com

История отношений России и Японии. Курильский вопрос (стр. 1 из 3)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«РИНХ»

Юридический факультет

Кафедра исторических наук и политологии

РЕФЕРАТ

на тему:

«История отношений России и Японии. Курильский вопрос »

.

Ростов-на-Дону

2010 г.

Введение

Традиционным стереотипом при определении советско-японских и российско-японских отношений является мнение, что они находятся в состоянии застоя. Действительно, отношения СССР и России с Японией отличались и отличаются от отношений с другими странами. Между нашими государствами до сих пор не подписан мирный договор. В истории отношений двух стран случалось разное - были конфликты, войны, но были и позитивные моменты. В области торгово-экономических отношений, например, несмотря на небольшие объемы торговли, Япония всегда входила в пятерку развитых стран - торговых партнеров СССР. Стабильно развивались дипломатические отношения, культурные, научные и другие гуманитарные связи.
Специфический характер отношениям СССР, а теперь России с Японией придает территориальная проблема. Этот вопрос служит серьезным препятствием для заключения мирного договора, а также и то, что до 1991 года ни один из советских руководителей не хотел посещать Японию. Это было нарушением неписанных дипломатических норм, ведь японские руководители четырежды побывали в СССР. Советская сторона рано или поздно должна была побывать в Японии, это случилось только в 1991 году. Чем был обусловлен этот важный шаг: сменой ориентации внешней политики с Запада на Восток, или желанием стать полноправным членом сообщества государств - членов Азиатско-Тихоокеанского региона? Как бы там не было, но первый визит президента СССР в Японию был важным шагом в отношениях между двумя странами, с него, по сути дела, берет начало новая полоса во взаимоотношениях двух стран.

В своей работе я постараюсь раскрыть развитие политических, экономических, научных, культурных отношений между двумя странами, а также территориальную проблему, без решения которой, на мой взгляд, невозможно и дальнейшее улучшение отношений.
Я считаю тему российско-японских отношений актуальной потому, что развитие отношений для двух стран необходимо в наших общих национальных интересах. Азиатско-Тихоокеанский регион играет немаловажную роль в мировой политике и поддержание хороших связей важно, особенно для России, которая, на мой взгляд, является все- таки больше восточной страной, нежели западной.

«Удел слабых – уповать на силу. Право и долг сильного – быть справедливым»Древняя мудрость

В настоящее время отношения между Россией и Японией переживают не лучшие времена. Войны нет, но нет и мирного договора. Это нынешнее состояние двухсторонних отношений обусловлено тем, что государственная граница России у Курил не признана де-юре ни Японией, ни многими другими государствами и вот уже в шесть с половиной десятилетий не защищена в договорно-правовом отношении. Это влечёт не просто политические, но даже морально-психологические проблемы.

По большому счёту нынешняя ситуация с островами превращает их в одну из конфликтных, дестабилизирующих точек всего азиатско-тихоокеанского региона. Не говоря о том, что это мешает полноправному участию России в региональных экономических структурах, где весомый голос принадлежит Японии.

Очевидно, что дипломаты обеих стран предпринимают усилия для устранения противоречий в отношениях между Москвой и Токио. Например, в 1998 году Токио вел с Москвой консультации о сотрудничестве, была создана двусторонняя подкомиссия по вопросам совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах, которая даже провела несколько заседаний. К деятельности были привлечены представители экономических ведомств двух стран, Сахалинской области. Обсуждение вышло на проекты совместного разведения морского ежа, нескольких видов моллюсков, однако до их реализации дело не дошло. В 2000-х годах названная подкомиссия работу прекратила.

Позиция президента России Д.Медведева по так называемым спорным территориям, в принципе, нам известна. Глава Российской Федерации заинтересован в построении дружеских отношений с Японией и считает, что на данном этапе, исходя из сложившейся ситуации, нашим странам необходимо сконцентрироваться на реализации «Сахалином-2» готовой продукции. Позицию главы российского государства разделяет и глава правительства Владимир Путин, который во время своего визита в Монголию (2009 г.) подчеркнул заинтересованность России в построении дружеских отношений с Японией, при этом назвал позицию России по проблеме южных островов Курильской гряды «юридически безупречной и абсолютно железобетонной».

Получается политический тупик, суть которого заключается в том, что как Россия, так и Япония свои позиции считают юридически безупречными. Дипломаты двух стран приходят в отчаяние от кружения в тупике.

Показательным примером того, как Японская сторона относится к подобным инициативам Москвы, послужил визит в Токио ряда высокопоставленных российских дипломатов в конце января 2010 года. Российская делегация, возглавляемая первым заместителем главы МИД РФ Андреем Денисовым, предполагала решить важную задачу – изыскать возможность заложить необходимые юридические основы для начала совместной хозяйственной деятельности России и Японией на Южных Курилах. Однако глава МИД Японии Кацуя Окада такую возможность отверг на прочь. «Это породит трудные юридические вопросы в условиях, когда не решается кардинальная проблема», - заявил Окада в интервью газете Nikkei, имея ввиду вопрос о принадлежности Южных Курил, которые Токио оспаривает у России и называет группу островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и еще более мелкую группу островов архипелага на юге Курильской гряды, которую в Токио именуют Хабомаи своими «северными территориями».

Отметим, что проблема «северных территорий» возникла сразу после окончания Второй мировой войны, но только 7 февраля 1981 года в Японии был введен «День северных территорий», а через год был принят Закон «О специальных мерах, форсирующих решение проблемы северных территорий».

Вместе с тем с принятие названного Закона поправки в законодательную базу Японии не вносились ни разу. Японские парламентарии вообще считают, что этот закон уже не соответствует требованиям времени. В частности, их беспокоит тот факт, что в правовом документе расплывчато прописан статус северных территорий. По мнению депутатов, в законе должно содержаться четкое упоминание, что эти земли – «исконные японские территории». В нынешнем варианте семистраничного документа эта формулировка не используется.

Таким образом, ежегодно (28 последних лет) 7 февраля по всей Японии проходят митинги и другие акции в поддержку японской позиции по территориальному вопросу. Представители всех политических сил Японии выступают в этом вопросе, по сути, единым фронтом.

Исходя из вышеизложенного, правомерна постановка следующих вопросов: почему указанные территории являются спорными, что сделать для разрешения проблемы (спора)?

Полемику по данной сложной проблеме многие сводят к простому: «отдавать – не отдавать». Отдельные лица с легкостью скажут, что эту границу можно утвердить силой. Однако этого делать нельзя ни России, ни Японии, поскольку это противоречить общепринятым международно-правовым нормам.

Но все же, на проблему следует смотреть шире, с опорой не на эмоции, а на исторические факты и дипломатические документы, определяющие взаимоотношения с Японией, на общепринятые принципы международного права.

История двухсторонних отношений России и Японии давняя. В нашей стране Японию знали еще в средние века, но ни дипломатических, ни торговых отношений между государствами до второй половины XIX века не возникали. В 1600-х годах в Московском государстве была создана школа японского языка. В действительности же Россия активно стала проявлять свой интерес к Японии только в конце XVII столетия.

Большой интерес в целом к Азии был в период Романовской империи. Русские мореплаватели, выполняя указы императорского двора, искали в интересах государства новый торговый путь в Индию, отправляясь при этом в путь к дальневосточным берегам (по известным причинам) вдоль своих северных морей. Благодаря русским землепроходцам цепь островов между полуостровом Камчатка (Россия) и островом Хоккайдо (Япония) с общей площадью около 15 600 кв. км., протяженностью около 1200 км. стали известны нам с конца XVII века.

Острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи отделяют Охотское море от Тихого океана. Поэтому заблуждение, вызванное идеей исконной принадлежности этих земель России, прочно внедрилось в массовое сознание. Как было отмечено выше, в XVII-XVIII веках эти территории открывали и осваивали русские и японские первопроходцы, двигаясь навстречу друг другу с севера и с юга. Коренное население Курил и японского севера айны, традиционно занимавшееся промыслом лосося в XVIII веке, частично переходили в подданство России, частично Японии. Некоторое местное население этих островов даже приняло русское подданство. На Курилах и сейчас есть старинные могилы с православными именами, написанные по-японски. Сегунат (правительство) Токугава, стоявший в то время во главе Японии, придерживался политики «закрытой страны», накладывал жесткое вето на любые контакты с Россией и другими странами, кроме Китая, оберегало японские острова от чужестранцев. Такую политику Японские правители проводили до 1855 года.

Таким образом, спор о первооткрытии и первоосвоении идет долго, однако ни к каким практическим политическим результатам не привел.

Начало двухсторонним взаимоотношениям было положено в середине XIX века. В это время Россия боролась за свои интересы в Восточной 1853-1856 гг. (Крымской) войне.