регистрация / вход

по Геополитике

Введение Возникновение геополитики как науки на рубеже XIX—XX вв. обусловлено не только логикой развития научного знания, но в первую очередь потребностью осмысления новых политических реалий. Эта наука появилась в то время, когда мир как единое целое разделился между основными противоборствующими центрами силы.

Введение

Возникновение геополитики как науки на рубеже XIX—XX вв. обусловлено не только логикой развития научного знания, но в первую очередь потребностью осмысления новых политических реалий. Эта наука появилась в то время, когда мир как единое целое разделился между основными противоборствующими центрами силы. Новый раздел мира — это по сути “передел уже поделенного”, т. е. переход от одного “владельца” к другому, а не от бесхозяйственности к “хозяину”. Переделы мира привели к тому, что уровень конфликтности в мире значительно вырос. Это обстоятельство подтолкнуло научные поиски, нацеленные на совершенствование приемов борьбы главных геополитических сил на мировой арене. В конце XX в. еще раз подтвердилось, что экономический фактор — одна из ведущих в геополитическом балансе сил.

Что такое методы науки,

назовите и раскройте основные методы геополитики

Научный метод – совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки.

Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов рассуждения на основе эмпирических (наблюдаемых и измеряемых) данных об объекте. Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории, на основании которых формулируются выводы и предположения. Полученные прогнозы проверяются экспериментом или сбором новых фактов.

Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований. Это позволяет не только получить дополнительное подтверждение путём воспроизведения экспериментов, но и критически оценить степень адекватности (валидности) экспериментов и результатов по отношению к проверяемой теории.

Геополитика как наука

Геополитика есть наука об отношении земли и политических процессов. Она зиждется на широком фундаменте географии, прежде всего географии политической, которая есть наука о политических организмах в пространстве и об их структуре. Более того, геополитика имеет целью обеспечить надлежащим средством политическое действие и придать направление политической жизни в целом. Тем самым геополитика становится искусством, именно искусством руководства практической политикой. Геополитика — это географический разум государства.

Геополитика рассматривает государство не в статике, как постоянное, неизменное образование, а в динамике — как живое существо. Такой подход предложил немецкий теоретик Фридрих Ратцель (1844—1904). Геополитика изучает государство в основном в его отношении к окружению, прежде всего к пространству и ставит целью решать проблемы, возникающие из пространственных отношений. По мнению Ф.Ратцеля, в отличие от политической географии геополитику не интересуют такие вопросы, как положение, форма, размеры или границы государства, его экономика, торговля, культура. Все это в большей мере относится к сфере политической географии, которая чаще ограничивается описанием статического состояния государства, хотя может постигать и динамику его прошлого развития.

Геополитика изучает политические явления в их пространственном взаимоотношении, в их влиянии на Землю, на культурные факторы. Это географически интерпретированная политика, промежуточная наука, не имеющая независимого поля исследования. Больше тяготея к политике, она концентрирует внимание на политических явлениях и стремится дать географическую интерпретацию и анализ географических аспектов этих явлении.

Геополитика рассматривает пространство с точки зрения политики (государства). Она более динамична по сравнению с политической географией. В рамках этой науки выделяются два направления: геополитика предписывающая, или доктринально-нормативная, и геополитика оценочно-концептуальная. К первому течению можно причислить немецкую школу Хаусхофера, ко второму — англо-американскую школу (Макиндер, Спайкмен, Коэн), хотя четкие разграничительные линии между этими школами провести очень трудно.

Геополитика все больше обогащается и наполняется конкретным содержанием, все активнее способствует изменениям в современном мире. Конечно, это становится возможным потому, что она опирается на научную базу многих дисциплин. Геополитика стала не только реальным инструментом изменения мира, но все больше служит ключом к прогнозированию политики ведущих стран и континентов.

Методы геополитики

Геополитика использует разные методы изучения соответствующих явлений и процессов. Как правило, эти методы разрабатывались в других науках политической географии, истории, социологии, политологии и т.д. В принципе это могут быть любые методы, применяемые наукой системный, деятельностный, сравнительный, исторический, нормативно-ценностный, функциональный , к которому примыкает структурно-функциональный анализ, институциональный, антропологический, общелогические методы и методы эмпирических исследований и др.

Системный метод

в качестве основного принципа берет структурно-функциональный подход, которым хорошо владели К. Маркс (1818—1883), Т. Парсонс (1902—1979) и другие экономисты, социологи, политологи Принято считать, что системный подход в социологии и политологии детально разработан в 50— 60-х годах нынешнего века Т.Парсонсом Суть этого метода — в рассмотрении любой сферы общественной жизни, науки, в частности, геополитики, как целостного, сложно организованного и саморегулирующегося организма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через входы и выходы системы. Любая система стремится к самосохранению (геополитическая не исключение) и выполняет определенные функции, среди них важнейшей является распределение ценностей и ресурсов и обеспечение принятия гражданами распределительных решений в качестве обязательных.

Деятельностный метод

в науке (особенно политологии, психологии, социологии и др.) называют психологическим или социально-психологическим.

Он ориентирован на изучение зависимости поведения индивидов или групп от их включения в более глобальные общности, а также на исследование психологических характеристик наций, классов, толпы, малых групп и т.п. геополитике деятельностный метод направлен на анализ геополитической картины в ее динамике. Он рассматривает ее как специфического вида живую и овеществленную деятельность, как циклический процесс, имеющий определенные стадии или этапы. Это определение целей деятельности, принятие решений, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление, регулирование деятельности групп, масс, контроль за достижением поставленных целей, анализ результатов деятельности и постановка новых целей и задач. Этот метод (деятельностный) составляет методологическую базу теории геополитических решений.

Как считают многие ученые, специфическим развитием и конкретизацией деятельностного подхода выступает критико-диалектический метод, который ориентирует на критический анализ явлений, фактов, течений в геополитике, выяснение противоречий как источника самодвижения в обществе, источника экономических, социально-политических, геополитических изменений. Этот метод широко использовался марксистами, неомарксистами (Ю. Хабермас, Т.В. Адорно и др.), в леволиберальной и социал-демократической мысли и т.д. Этот метод плодотворен, применяется довольно широко.

Сравнительный метод

широко распространен во многих науках об обществе в истории, социологии, географии и политологии.

Его использовали Платон, Аристотель и другие мыслители Античного мира и Древнего Рима. В социологию его ввел французский философ О. Конт (1798—1857). Политология, отпочковавшись от социологии, взяла его на вооружение. Геополитика как синтетическая наука также широко пользуется этим методом. Он предполагает сопоставление однотипных явлений жизни для выделения их общих черт и специфики, нахождения оптимальных путей решения задач и т.п. Этот метод позволяет плодотворно использовать опыт других народов и государств. Безусловно, это должно быть не слепое копирование тех или иных способов достижения геополитических целей, а творческое решение задач применительно к условиям, месту и времени.

Исторический метод

также издавна применяется во всех общественных науках.

Он требует изучения всех явлений жизни в последовательном временном развитии, выявлении связи прошлого, настоящего и будущего. Этот метод в геополитике, как и в философии, социологии, истории, политологии, — один из важнейших. Первый русский профессиональный социолог М.М. Ковалевский (1851—1916) на базе сравнительного и исторического методов предложил историко-сравнительный метод. Он хорошо известен и не нуждается в особых комментариях.

Сущность нормативно-ценностного метода — в его названии.

Он включает в себя выяснение значения тех или иных фактов, явлений для государства, личности; оценку этих фактов или явлений для блага страны, индивида. Оценка дается с позиций справедливости или несправедливости, уважения или попрания свободы народов других стран. При этом предполагается, что политик, государственный деятель должен в своей деятельности, при принятии решений исходить из этических ценностей и норм и в соответствии с ними вести себя. Этот метод, безусловно, страдает многими недостатками. Чаще всего реальная политика и моральные нормы лежат в разных плоскостях. Нормативный метод, как правило, идеализирует политику и политических лидеров, принимающих порой непродуманные политические решения, меняющие коренным образом геополитическую картину мира. Примером могут служить решение Горбачева — Шеварнадзе о передаче 60 тыс. км2 Берингова моря США, роспуске Организации стран Варшавского договора или решение Ельцина, Кравчука, Шушкевича о ликвидации СССР и создании СНГ Нормативный метод часто бывает оторван от реальности. Его слабость — в относительности ценностных суждений, их зависимости от социального положения и индивидуальных особенностей людей. Но он придает геополитике человеческое измерение, вносит в нее определенное нравственное начало.

Функциональный метод

требует тщательного изучения зависимостей между различными сферами общественной жизни или отношениями между странами или группой стран их экономическими, политическими отношениями, уровнями военных контактов или противостояния, степенью урбанизации населения, его плотности, политической активности, высоты морально-психологического духа и т.п. Этот метод практически далек от этических оценок геополитических решений и базируется на позитивистско-прагматических установках. Одним из первых этот метод широко использовал известный итальянский политик, мыслитель Н. Макиавелли. В книге “Государь” он провозгласил отказ в реальной политике не только от религиозных догм, но и от этических ценностей. Его методологической установкой был анализ реальной жизни, политики во всей ее противоречивости.

Сведения об этом методе будут неполными, если не сказать о примыкающем к нему бихевиористском методе. Последний широко использует методы естественных наук и конкретных социологических исследований. Он требует ясности, четкости, однозначности и проверяемости знаний опытом Требования бихевиористского метода применительно к политике сформулировал Вудро Вильсон в 1880 г. Суть их сводилась к следующему:

• политика (и геополитика) имеет личностное измерение. Действия людей (их интересы) фокусирует и выражает конкретная личность. Она и является главным объектом исследования;

• главными мотивами поведения, действий людей являются психологические мотивы. Они могут быть социально обусловлены, но могут иметь специфическую индивидуальную природу;

• широкое использование методов естественных наук, в частности, количественные измерения, когда можно применять математические, статистические данные, возможности компьютерной техники и т.п.

К этим методам примыкает структурно-функциональный анализ. Он рассматривает общество, государство, союз государств как систему, обладающую сложной структурой, каждый элемент которой выполняет специфические функции, удовлетворяющие определенные потребности и ожидания системы. Действуют элементы системы согласно определенной программе, заданной самой структурой организации Главная задача организации (союза) — сохранить равновесие системы, исправное исполнение функций (ролей) элементами организации.

Институциональный метод

ориентирует на изучение деятельности институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность — функционирование государства, партий, организаций и объединений и т.п.

Этот метод до начала XX в. был ведущим в политологии, находил широкое применение в социологии, геополитике. Само понятие “социальный институт” пришло в науку из социологии, а ввел в научный оборот этот термин английский социолог Г. Спенсер (1820—1903).

Антропологический метод.

На первое место по важности он ставит не социальные факторы, а природу человека, имеющего большой набор потребностей, прежде всего материальных (в воздухе, воде, пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и т.п.). Сторонники этого метода видят в человеке родовое существо и это понятие считают принципиально важным. Человек воспринимается как существо биологическое, социальное и разумное, изначально обладающее свободой. Род человеческий един независимо от расовых, географических, социальных и иных различий, все люди равноправны. Этот метод предлагает не ограничиваться изучением социальной среды или рациональной мотивации при принятии важных решений — политических, экономических, социальных, военных и т.д., но выявлять, изучать иррациональные, инстинктивные мотивы поведения, детерминированные человеческой природой.

Общелогические методы

относятся в большей степени к организации и процедуре познавательного процесса, связанным с геополитическими действиями, изменениями. В эту группу входят анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание анализа исторического и логического, все виды эксперимента, моделирование, кибернетические, математические, прогностические и другие методы.

Методы эмпирических исследовании

пришли в геополитику и вообще в науку из социологии, статистики, кибернетики и других наук. К ним относятся анализ документов, опросы, эксперименты, теория игр и др.

Покажите, как проявляется влияние

цивилизационно-культурных особенностей стран и народов на их геополитике

Геополитическое освоение пространства предполагает и разные формы контроля над ним. Они известны с глубокой древности и используются в различных сочетаниях всеми государствами. Самыми древними формами контроля являются военный, политический, демографический, экономический, религиозный и коммуникационный контроль. В современных условиях все большее значение приобретает информационный, идеологический, технологический и культурно-цивилизационный контроль.

Геополитический подход к социально-политическим явлениям часто критикуют за односторонность, за игнорирование культурного измерения истории. Во многом такие упреки справедливы. Но, по большому счету, правильно понимаемый геополитический подход должен учитывать все факторы, позволяющие контролировать пространство.

Культурно-цивилизационная проблематика занимала умы многих мыслителей прошлого и сегодня находится в центре внимания современных исследователей. Систематизация и новое осмысление богатейшего историографического материала в этой области – задача комплексная и междисциплинарная, требующая времени и усилий многих научных коллективов. Однако уже сейчас, на наш взгляд, складываются основополагающие и концептуальные положения, связанные с разработкой культурно-цивилизационной парадигмы мирового развития.

Отправной точкой анализа современной цивилизационной проблематики является выяснение соотношения понятий «культура» и «цивилизация». Прежде всего, следует отметить, что не существует общепризнанного определения культуры и цивилизации. По мнению Б. С. Ерасова, культура выступает в качестве компонента цивилизации.

Цивилизация – более широкое понятие, охватывающее целые нации с высоким уровнем развития. А культура является той духовной оболочкой, в рамках которой проявляются высшие достижения цивилизации. Один из ведущих представителей современной российской исторической школы – В. Ж. Келле – выделяет два основных момента в определении цивилизации. Во-первых, ссылаясь на историческое наследие Л. Моргана и Ф. Энгельса, он определяет цивилизацию как способ существования наций и народов в условиях общественного разделения труда (т. е. рынка); границы же каждого народа определяются культурой, с которой они себя идентифицируют. Во-вторых, В. Келле видит в цивилизации интегрированное устойчивое социокультурное образование, функционирующее на основе определенной системы материальных и духовных ценностей. В отличие от формаций, где базисным является характер производственных отношений, структурообразующим элементом цивилизационного устройства выступает культура (в экономической, социальной и политической сфере). Интересна точка зрения профессора Софийского университета им. Св. Климента Охридского Е. Михайловской, которая рассматривает цивилизационные теории с позиций социолога. Прослеживая историко-теоретическую эволюцию понятия цивилизация, она подчеркивает ее важность для «определения материально экономического уровня развития обществ, а также состояния их нравов и духовного здоровья. Ради нее мы призываем к терпимости к Другому (индивиду и сообществу) и уважению его культурной идентичности, т. е. его системы ценностей и социально-исторического опыта».

Культурная идентичность является ключевой категорией в понимании значения и функции самого понятия «культура». Социальная культура определяется как деятельность человека и общества в целом, как деятельность, основанная на определенной совокупности ценностей и традиций, стиле мышления, поведения, взаимодействия с другими людьми, обществами, окружающей цивилизационной средой.

Культурно-цивилизационная парадигма, предложенная С. Хантингтоном базируется на глубоком изучении и осмыслении ряда социокультурных и цивилизационных теорий генезиса и развития человеческой цивилизации. Современное мировое развитие рассматривается с точки зрения концепции мультицивилизационности. Хантингтон считает иллюзорным и малоэффективным для внешнеполитического анализа монистический тезис мироустройства, который постулирует единую, общемировую цивилизационную систему с международными отношениями, развивающимися на основе универсального и общепринятого кодекса поведения государств.

Другой важный момент хантингтоновской концепции заключается в увязывании культурно-цивилизационого подхода с позитивистской теорией баланса сил. Ключевыми игроками на международной арене являются «сердцевинные государства». Новый миропорядок, в его понимании – это, прежде всего, международная система, построенная на взаимодействии и балансе интересов между цивилизационными центрами силы. С. Хантингтон развивает идею разделения мира на культурно-цивилизационные сферы влияния. Культурно-цивилизационное поле становится фактором геополитики. «Компоненты миропорядка в нынешнем, более сложном и разнородном мире, формируются в пределах цивилизаций и в отношениях между ними. Миропорядок будет построен на основе цивилизаций или его вообще не будет. В нынешнем мире сердцевинные государства являются источниками порядка в пределах цивилизаций и, благодаря диалогу с другими сердцевинными государствами, – между цивилизациями». Любое изменение баланса сил между ними чревато возникновением широкомасштабных конфликтов. Динамичное развитие исламских стран (в том числе и в демографическом отношении), по мнению американского аналитика, может генерировать конфликты малой интенсивности по линии цивилизационного разлома, а бурный экономический рост Китая может стать серьезным потенциальным источником межцивилизационного столкновения в будущем. Межцивилизационные столкновения рассматриваются как объективная и неизбежная характеристика современной международной системы. Культурно-цивилизационное противостояние С. Хантингтон объ- ясняет тремя основными моментами:

− во-первых, выдвижением на первый план каждым субъектом международных отношений особенностей своего развития, отличий от других народов, отстаиванием своей культурно-цивилизационной идентичности через религию, язык, обычаи,

ментальность;

− во-вторых, стремлением отгородиться от «иноверцев» путем

создания этнически «чистых» государств;

− в-третьих, даже в процессах глобализации, когда можно говорить о сближении образа жизни людей в разных регионах под влиянием культурной универсализации, общепланетарный диалог и обмен культурными ценностями не приводят к исчезновению цивилизационных различий, более того, сегодня наблюдается тенденция к самоопределению и самоутверждению целых регионов, вместе с тем только лишь культурный фактор не приводит к автоматическому сближению людей.

Культурно-цивилизационную парадигму С. Хантингтона не следует рассматривать как единственный и универсальный ключ к выявлению многообразия и сложности процессов мировой политики, однако ряд ее аспектов, безусловно, заслуживают внимания благодаря своей глубине анализа и аргументированности.

Культурно-цивилизационная парадигма международных отношений сегодня приобретает особую значимость в связи с процессами глобализации, борьбы с международным терроризмом, поиска своего места и роли в новом, складывающемся миропорядке, России, бывших советских республик и стран социалистической системы.

Практическая часть

Используя шкалу мощи государств, определите

геополетический вес Таджикистана в региональном пространстве

1. Географическое положение.

Республика Таджикистан − государство на юго-востоке Средней Азии, вдали от морей и океанов, граничит с Узбекистаном, Киргизией, Китаем и Афганистаном. Это типично горная страна с высотами от 300 до 7495 м., 93% территории страны занимают горы, относящиеся к высочайшим горным системам мира − Тянь-Шань, Гиссаро-Алай и Памир (на востоке страны, с высочайшими пиками Сомониён (7495 м.), Коммунизма (7 495 м.) и Ленина (7134 м.)). На территории страны насчитывается более тысячи горных ледников, крупнейший - горно-долинный ледник Федченко длиной около 77 км.

2. Протяженность территории.

Протяженность территории составляет 143,1 тыс. кв. км. Включает в себя Горно-Бадахшанскую автономную область, 3 области, 45 районов (в том числе 8 районов республиканского подчинения), 19 городов, 48 поселков городского типа.

3. Природные ресурсы.

Алюминий, уголь, нефть, природный газ, железо, цинк, сурьма, ртуть, золото, олово, вольфрам, бор, поваренная соль, карбонаты, флюорит, драгоценные и полудрагоценные камни.

Основные отрасли промышленности − горнорудная, гидроэнергетика, текстильная и швейная.

Основные сельскохозяйственные культуры − хлопок, фрукты, овощи, шёлк, зерно, табак.

4. Климат.

Климат резко континентальный. В долинах и на равнинах (до высоты 500 м) средние температуры января от -1°С на севере до 3°С на юге, июля от 27°С на севере до 30°С на юге. Осадков 150-300 мм в год. На юго-западе и в долинах на высоте 500-1500 м средние температуры января -20°С, июля 10-12°С, осадков 1200-2000 мм в год.

5. Численность населения.

На июль 2003 г: 6863 тыс. чел. Из них: мужчины − 49,8%, женщины − 50,2 %, городское население − 26,6%, сельское население − 74,4 %.

Плотность населения − 48,0 человека на 1 кв. км.

6. Национальный характер.

Таджики − 68,8 %, узбеки − 24,9 %, русские − 3 %, прочие − 3,3 %. Язык - таджикский (государственный), узбекский, русский.

7. Политический строй.

Столица — Душанбе. Глава государства — президент. Законодательный орган — меджлис.

Таджикистан — президентская республика. С 1994 года пост президента занимает Эмомали Рахмон, переизбранный на этот пост в 1999 и 2006 году.

Законодательную власть осуществляет парламент — Маджлиси Оли.

Политические партии: Народно-демократическая партия — правящая; Коммунистическая партия Таджикистана — поддерживает Эмомали Рахмона; Аграрная партия; Партия экономических реформ; Социалистическая партия; Демократическая партия Таджикистана; Социал-демократическая партия Таджикистана; Партия исламского возрождения.

Список используемой литературы

1. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.,АСТ. 2003.

2. Пространство и время в мировой политике и международных отношениях : материалы 4 Конвента РАМИ. В 10 т. / под ред. А. Ю. Мельвиля ; Рос. ассоциация междунар. исследований. – М. : МГИМО-Университет, 2007.

3. Новые тенденции в мировой политике / под ред. В. С. Ягья,

В. С. Денисенко. – 152 с.

4. Гаджиев К.С. Геополитика. М., Логос. 2000.

5. Электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий», 2003.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

Комментариев на модерации: 2.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий