регистрация / вход

Политические учения брахманизма и будизма

ВВЕДЕНИЕ. Ведийские арии, продвигаясь в глубь Индии, смешивались с местным населением, впитывали новые представления, привыкали к оседлому образу жизни. В свою очередь, местные племена либо оказывали пришельцам яростное сопротивление, либо принимали их образ жизни, став членами их общества. Его состав усложнялся; постепенно сложилась кастовая система, ставшая неотъемлемой частью индуизма.

ВВЕДЕНИЕ.

Ведийские арии, продвигаясь в глубь Индии, смешивались с местным населением, впитывали новые представления, привыкали к оседлому образу жизни. В свою очередь, местные племена либо оказывали пришельцам яростное сопротивление, либо принимали их образ жизни, став членами их общества. Его состав усложнялся; постепенно сложилась кастовая система, ставшая неотъемлемой частью индуизма. Религия освящала и закрепляла существование кастовых различий и правил. Они же, в свою очередь, сохраняли незыблемость религиозных основ.

Первостепенная роль в индуистском обществе отводилась брахманам -знатокам вед и исполнителям обрядов. Они помнили древние гимны и толковали их: ведийский язык становился непонятным для большинства людей и темным даже для некоторых жрецов. 1

Ведийский ритуал с каждым столетием становился все более сложным, громоздким и запутанным, усложнялся и видоизменялся пантеон и т.п. Брахманы старались приспособить древнее ведийское наследие к новым условиям жизни, убедительно истолковать и оправдать его существование в прежних несокрушимых границах. Все изменения происходили на старом фундаменте ведийских верований. Центральным моментом изменений было последовательное возведение множественности явлений природы и феноменального мира к некоей единой сущности. Упорядочивались также космогония теология, пантеон. 4

________________

1История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго- Восточной Азии. А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек и др. Мн.: Харвест,1999

4Бонгард-Левин Г. М., Ильин С. Ф. Индия в древности. М., 1985

Брахманизм (учение брахманов, священников) - господствующая религия в Индии, выступающая в настоящее время в форме индуизма; в своих догмах эта религия восходит к ведам, хотя между ними существует большое расхождение. В брахманизме имеются различные направления: монотеизм, пантеизм и даже атеизм. Как мировоззрение брахманизм представляет собой эволюционизм : мир создается Брахмой из несотворимого и непреходящего первовещества (пракрити) и в вечном круговороте снова превращается в эту первоматерию. Брахманизм включает в себя шесть ортодоксальных систем: миманса и веданта, санхья и йога, вайшешика и ньяя . Однако, несмотря на основные требование брахманизма - соблюдать и уважать принцип кастовости, и в особенности высокого положения касты брахманов, - для него характерна терпимость по отношению к др. политическим и теоретическим убеждениям. Стадия формирования индуизма; сложился в результате приспособления местных культов к ведической религии индоарийских племен. Верховные боги - Брахма, Вишну и Шива, большую роль играли анимистические представления, культа предков. Сложный ритуал, совершаемый брахманами, строгая обрядовая регламентация жизни, аскетические подвиги рассматривались как средства, обеспечивавшие по закону кармы лучшее перевоплощение души (сансара) и конечное освобождение от цепи перерождений.

Буддизм- исторически первая мировая религия, оказавшая и оказывающая большое влияние на общественную жизнь, культуру, искусство многих азиатских стран, возник в VI в. до н. э. в Индии, где в то время шел процесс формирова­ния рабовладельческих государств. В то время в Индии господствовала идеологическая система брахманизма, являющаяся в своей основе религией с элементами шаманизма. Но развитие производительных сил потребовало и прогресса мировоззренческих систем.

Тем более что в период, когда рабовладельческие отношения окончательно оформились, брахманизм - религия раннерабовладельческого общества, освящавшая племенную раздробленность и исключительность, - не мог уже служить удовлетворительной идеологической основой для складывавшихся крупных рабовладельческих деспотий. В это время появляется буддизм - идеология относительно развитого рабовладельческого общества в Индии. 5

______________________

[1]История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго- Восточной Азии. А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек и др. Мн.: Харвест,1999

2Альбедиль М. Ф. Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры. М., 1994

5Васильев Л.С. История Востока. В 2т. Т.1-М.: Высш. шк., 1994

Глава 1 .

1.1. Социально-политические идеи брахманизма.

Зачатки идеологии брахманизма встречаются уже в ряд древнеиндийских памятников II тыс. до н.э., именуемых в целом ведами (санскр. "знание"), там говорится о делении людей на 4 варны, которые созданы богами из Пуруши (мирового тела и духа, первочеловека): "…брахманом стали его уста, руки - кшатрием, его бедра стали вайшьей, из ног возник шудра" Это определило на многие века кастовое деление индийского общества.

Среди вед можно выделить "Ригведу" (собрание гимнов) и "Атхарваведу" (сборник заговоров и заклинаний).

Строение общества (т.е. права и обязанности представителей различных варн) определяет мировой закон ("рита"). Все члены варн лично свободны (рабы находились вне кастового строя), но неравноправны. В привилегированном положении находились брахманы (жрецы, духовная власть) и кшатрии (воины, светская власть).

В древнеиндийских ведах содержалось 2 подхода к появлению царской власти: или создание правителя богами (учреждение его власти по воле богов); или избрание правителя людьми с последующим утверждением богами.

Господствовала патриархальная концепция государственной власти: правитель является отцом для своих подданных, он должен заботиться о них, однако несет ответственность не перед ними, а перед богами.[1]

______________

[1]История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго- Восточной Азии. А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек и др. Мн.: Харвест,1999

1.2. Брахманы и араньяки - основные этапы движения религиозной мысли.

Со временем, ритуально-практические наставления брахманов составили сборники своеобразных ритуальных "инструкций" и разъяснений. Они регламентировали широкую сферу поведения. Как и сами жрецы, тексты назывались брахманами. Брахманы, привыкая к ведам, образовали особый класс текстов, занятых, скорее, религиозностью, нежели религией.

Сохранившиеся брахманические тексты представляют собой весьма обширный круг. Самый значительный текст - Шатапатха-брахамана (прим. IX-YIII вв. до н.э.) . Он содержит сюжеты, важные для определения основ последующего индуизма.

Брахманическая картина мира имела главные черты всякойритуализованной картины бытия. С функцией жрецов-брахманов было связано усиление символической стороны ритуала и выделение лавного действующего начала всех ритуальных процедур и, одновременно, субстрата всех вещей в мире. В пантеоне на первый план выдвинулся бог-создатель Праджапати, став персонифицированной творческой силой и первоосновой всего сущего, порождающей мир и хранящей его. Дальнейшее мифологическое развитие эта иде получила в концепции индуистской триады (тримурти) .

По содержанию, к брахманам близки араньяки - "лесные книги". Они содержат не столько описание и толкование ритуальных деталей, сколько теософские рассуждения о сущности обрядности.

Таким образом, используя мифы и ритуалы вед, брахманы подготовили следующую ступень в развитии религиозной традиции в древней Индии. Они же явились самовыражением переходного периода от вед к собственно индуизму. 2

_________________

2Альбедиль М. Ф. Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры. М., 1994

Глава 2.

2.1. Социально-политические идеи буддизма.

В буддийской религиозной литературе, относящейся ко времени, близкому к началу нашей эры, основание этой религии приписывается странствующему проповеднику Сидхартхе Гаутаме, известному под прозвищем Шакьямуни ("отшельник из племени шакьев"). "Его отец, Суддходана, был правителем царства Сакьев (в современном Непале). Его матерью была царица Майя. Согласно обычаю своего времени, он женился довольно молодым, в шестнадцатилетнем возрасте, на красивой и благочестивой молодой принцессе по имени Ясодхара. Молодой принц жил в своем дворце, имея в своем распоряжении любую роскошь. Но совершенно неожиданно, столкнувшись с жизненной действительностью и страданием человечества, он решил найти выход из этого всеобщего страдания"[1] . Буддийские предания рассказывают, что Сидхартха в 29 лет ушёл из отцовского дома, чтобы найти путь избавления от страданий для себя и для всего человечества. Отшельником и странствующим проповедником он пробыл около семи лет; наконец, на него снизошло просветление, и он нашёл истинный путь к спасению. С этих пор он стал называться Будда (Буддха), что значит - "осенённый истиной", "просветлённый знанием". Более сорока лет после этого он бродил по городам и сёлам средней части долины Ганга, проповедуя своё филослфско-религиозное учение, за которым утвердилось название "буддизм". 3"Среди основателей религий Будда… был единственным, кто не претендовал на то, что он нечто иное, нежели человек… Он приписывал все им осуществленное, обретенное и достигнутое человеческому старанию и человеческой мудрости".[2]

2.2 . Ранний буддизм.

В своих основах ранний буддизм обнаруживает тесную связь с древнеиндийскими племенными религиями и брахманизмом. Буддизм унаследовал анимистические представления об одушевленности всего живого в природе, о карме как законе переселения душ, по которому место человека в жизни определяется его грехами и добродетелями в предыдущих существованиях. Но всё это в буддизме сведено в более тщательно разработанную систему.

Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних форм религиозной жизни и, прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, свойственных, в частности, брахманийско-ведийской традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности.

Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о четырех Благородных истинах. Разъяснению и развитию этих положений, представлению о положении личности, отношению к земной жизни посвящены все построения буддизма. 3

Для того чтобы понять все эти положения необходимо уяснить, что есть жизнь в учении о Дхарме. Жизнь- это страдание, сансара - безначальный круговорот рождений, в которых замкнуто сознание. В буддизме существует всего пять типов существования, пять видов рождения во Вселенной. Это: голодные духи (преты), обитатели адов (нараки), животные, люди и небожители. Каждый из этих пяти типов рождения неотъемлемо связан с определённым местом в мироздании. Так, обитатели адов населяют подземные местопребывания, где их ждут невыносимые муки. Сфера обитания животных - наземный мир. Голодные духи живут как под землёй, так и на земле. Люди населяют наземный мир, а небожители - мир заоблачный. Эти две формы рождения считаются благими, а первые три типа рождения именуются несчастными, так как подвержены в очень сильной степени грубым проявлениям страдания. Рождение в том или ином мире зависит от действий живых существ, совершаемых по благому или не благому умыслу. Необходимо учесть, что буддийская религиозная доктрина основывается на том, что все преднамеренные, осмысленные действия живых существ делятся на благие (достойные) и неблагие, проникнутые низменной мотивацией. Неотъемлемое свойство неблагих действий - порождать страдание. Эта неизбежность и есть карма, которая зависит от религиозного качества совершаемых действий.

Согласно религиозному преданию, Будда Шакьямуни завещал своим последователям путь выхода из круговорота рождений, известный как "восьмеричный Благородный путь". "Четвертая благородная истина" - практический путь, который ведет к подавлению желаний. [3]

Это:

1. Правильные взгляды, т.е. основанные на "благородных истинах".

2. Правильная решимость, т.е. готовность к подвигу во имя истины.

3. Правильная речь, т.е. доброжелательная, искренняя, правдивая.

4. Правильное поведение, т.е. непричинение зла.

5. Правильный образ жизни, т.е. мирный, честный, чистый.

6. Правильное усилие, т.е. самовоспитание и самообладание.

7. Правильное внимание, т.е. активная бдительность сознания.

8. Правильное сосредоточение, т.е. верные методы созерцания и медитации.

Это благой образ жизнедеятельности, охватывающий сферу познания, сферу нраственности и сферу религиозной практики. В соответствии с Истиной пути, целью познания выступает обретение мудрости (праджня), позволяющей правильно различать благое и неблагое. В сфере нравственности предписывалось неустанное возделывание в себе буддийских добродетелей. Религиозная практика охватывала собой всю сумму буддийских традиционных технологий, непосредственно направленных на достижение нирваны, на полное разъединение с неблагими дхармами, которые порождают страдание.

Однако цель достижения нирваны остаются по преимуществу уделом просвещенного монашества. Миряне же стремились взращивать в себе буддийские добродетели, оказывать почтительную посильную помощь монахам в надежде на благое новое рождение как на этап в достижении освобождения.

Таким образом, в отличие от монахов, мирянам давался простой этический кодекс Панча Шила (Пять заповедей), сводившийся к следующему:

1. Воздерживайся от убийства.

2. Воздерживайся от воровства.

3. Воздерживайся от блуда.

4. Воздерживайся ото лжи.

5. Воздерживайся от возбуждающих напитков.

Эти предписания были направлены против безнравственности, которая опирается на аффекты алчности, вражды и невежества. Эти три корня неблагого питают греховное деяние, являющееся нарушением пяти заповедей.

6. Буддийская каноническая традиция весьма подробно рассматривает эти безнравственные действия. На первом месте по своей религиозной значимости стоит убийство - грех отнятия чужой жизни. Убийство человека недопустимо, прежде всего, потому, что тем самым у жертвы отнимается возможность идти путем Дхармы. Если жертвой убийства стал буддист, это означает, что он не успел в полной мере реализовать потенциал человеческого рождения - обрести плоды религиозной жизни. Если убит не буддист, у него отнята возможность в данном рождении принять учение Шакьямуни. В обоих случаях убийца причинил огромный религиозный вред своей жертве, отодвинув перспективу её просветления. Убийство же животных и даже насекомых рассматривается как греховное действие именно потому, что оно нарушает процесс изживания жертвой кармического следствия своей прошлой деятельности. Если жизнь животного преждевременно прерывалась насильственным путём, то жертву ожидало ещё одно животное рождение, необходимого для полного исчерпания кармы, и перспектива человеческого рождения отодвигалась.

Буддийские теоретики причисляют к греховному деянию и все случаи вынужденных убийств в целях самообороны и защиты родных и друзей. Казалось бы, в этом нет греха, но юридическая мысль и мысль религиозная идут нетождественными путями. Тот, кто решается убить другого из желания сохранить свою собственную жизнь, также желает продлить свои дни ценой жизни чужой смерти, и его ждёт неблагое новое рождение.

Грехом убийства в системе буддийского мировоззрения считается не только собственно действие, повлекшее за собой смерть живого существа, но и система подготовительных действий, целенаправленно организованных ради совершения убийства.

Вторым по тяжести греховным деянием считается воровство. Буддийские теоретики различали несколько мотивов воровства. Мотив воровства на почве алчности характеризуется жаждой обладания каким-либо объектом, принадлежащим другим людям. Сюда же причисляется воровство с целью обрести известность и славу, а также воровство ради спасения своей жизни или жизни своих близких. Все эти виды греховных деяний мотивированы алчностью, то есть страстным влечением чувственный опыт.

Воровство из ненависти осуществляется под воздействием желания причинить вред своему недругу через лишение собственности.

К воровству по "идеологическим причинам", то есть на почве невежества, относятся различные виды отчуждения собственности и денежных средств в пользу государства на основе законов.

Грех воровства - это присвоение чужой собственности с помощью силы или тайно. Особенность интерпретации такого деяния заключается в том, что этот грех имеет место только в тех случаях, когда вору абсолютно точно известно, кого он собирается ограбить. Как и в случае убийства, грех воровства - это всегда сознательное действие, при котором субъект греховного деяния чётко осознаёт, не что именно он собирается похитить, а против кого он собирается действовать.

Следующее греховное действие - прелюбодеяние. Оно также может быть продиктовано различными мотивами: алчностью, ненавистью, невежеством. Подобно иным видам прегрешений, прелюбодеяние считалось таковым, если у субъекта греха было чёткое осознание того, что сознательно предпринятое им сексуальное действие осуществляется именно с женщиной, не являющейся его женой.

Грех лжи - это словесное действие, предпринятое обманщиком с целью сформировать у слушателя искажённое представление о чём-либо, хотя последний изначально имел об этом правдивую информацию. Согласно буддийской трактовке, ложь может быть сообщена не только словами, но и посредством телесных действий (жестами), а также просто молчанием.

Самостоятельную разновидность безнравственного поведения представляет собой употребление алкоголя. Состояние опьянения, вызывающее утрату самоконтроля, из-за своих сущностных характеристик несовместимо с соблюдением буддийской дисциплины, которая ориентирована на формирование у человека состояния трезвого самонаблюдения в интеллектуальном и эмоциональном отношении. 5

В буддизме отсутствует понятие ответственности и вины как чего-то абсолютного. Здесь имеется в виду, что каждый человек должен понимать и помнить, что, совершив греховное деяние, он непременно понесёт за это ответственность в своём следующем рождении. Закон кармы играет, таким образом, роль наилучшего исполнителя наказания.

7. Нравственный же идеал буддизма предстает как абсолютное непричинение вреда окружающим, проистекающее из общей мягкости, доброты, чувства совершенной удовлетворенности. Мирян и монахов объединяет желание устранить корни неблаго посредством развития противоположных свойств.

Алчности необходимо противопоставить её противоположность - не-алчность. Вражде должна противопоставляться не-вражебность, а невежеству - отказ от упорства в ложных воззрениях. Эти три "противоядия" именуются в буддийской религиозной доктрине тремя корнями благого. Они присущи человеку от природы, но имеют неодинаковую степень развития у различных индивидов. Не алчность, не-вражда и не-невежество в высшей степени укрепляются при условии сознательного принятия Благородных истин. Благо человеческого рождения, согласно буддийским воззрениям, связано и с тем, что только человеку присущи корни благого. 4 Однако упорство в невежестве и особенно в ложных воззрениях может привести к так называемому отсечению трёх корней благого. Но при исчерпании дурной кармы, следующее затем человеческое рождение вновь открывает благую возможность приобщения к Дхарме.

__________________

3Классический буддизм. Т. В. Ермакова, Е. П. Островская. СПб.: "Петербургское Востоковедение", 2001

4Бонгард-Левин Г. М., Ильин С. Ф. Индия в древности. М., 1985

5Васильев Л.С. История Востока. В 2т. Т.1-М.: Высш. шк., 1994

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Буддизм возник как своеобразный бунт против религии брахманизма, переживавшей упадок, погрязшей в суевериях, обрядности и корысти высших сословий. Будда отверг священный характер Вед и противопоставил им попытки рационалистического объяснения природы и общества . Он стремился десакрализировать и политическое сознание, отвергая теорию божественного происхождения каст и царской власти.

Только буддизм отстаивал теоретически единую всеобщую дхарму для ца­рей и подданных, но он предпочитал не вмешиваться в мирские дела.

Буддизм проповедовал равенство между людьми, но не в со­циальной, а в духовной сфере . Люди считаются рав­ными, ибо все они живут в мире страданий и за всеми признается способность к духовному росту. Вне этих пределов проблема равенства не ставилась. Буддизм призывал не к изменению общественного строя, а к отрешенности от земных страстей и интересов.

Возникновение буддизма и сложная его судьба – закономерный результат существования такого общества, в котором страдание действительно было для подавляющего большинства людей неизменным спутником жизни. Буддизм мистифицировал это страдание, превратил реальные человеческие несчастья в «иллюзию сознания» и тем самым направил усилия людей к освобождению от страданий по своему руслу. Более того, сам способ избавления от страданий, предложенный буддизмом, объективно оказался опорой того общества, в котором сострадания неизбежны.

ЛИТЕРАТУРА.

1. История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго- Восточной Азии. А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек и др. Мн.: Харвест,1999

2. Альбедиль М. Ф. Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры. М., 1994

3. Классический буддизм. Т. В. Ермакова, Е. П. Островская. СПб.: "Петербургское Востоковедение", 2001

4. Бонгард-Левин Г. М., Ильин С. Ф. Индия в древности. М., 1985

5. Васильев Л.С. История Востока. В 2т. Т.1-М.: Высш. шк., 1994


[2] Альбедиль М. Ф. Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры. М., 1994

3Классический буддизм. Т. В. Ермакова, Е. П. Островская. СПб.: "Петербургское Востоковедение", 2001

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий