Смекни!
smekni.com

Политика и нравственность 2 (стр. 1 из 4)

ПЛАН

Введение 3

ГЛАВА 1. НРАВСТВЕННОСТЬ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ 4

1.1. Отношение политики и нравственности 4

1.2. Общечеловеческие ценности 5

ГЛАВА 2. НРАВСТВЕННАЯ СОЛИДАРНОСТЬ 10

Заключение 17

Список использованной литературы 18

Введение

«Политика грязное дело: за и против» – такова тема моего реферата. Я рассмотрю основные вопросы, связанные с этой темой, а именно связь политики и нравственности. В первой главе будет рассмотрена нравственность в мировой политике, отношение политики и нравственности и общечеловеческие ценности; во второй главе – нравственная солидарность. Эта тема является актуальной, потому что вопрос нравственности интересовал человечество всегда, а вопрос соотношения политики и нравственности тем более интересен. Политика определяет нашу жизнь. В последнее время, а особенно сейчас – перед выборами, политическая активность граждан возросла, это так же определяет интерес к этой теме. Исследованием в данной области занимается этика власти. Этика власти занимается исследованием места морали в системе властных отношений, в деятельности правителей и органов власти, теоретически обосновывает необходимость и важность нравственного поведения властей, дополняющего и развивающего их приверженность нормам права, вырабатывает соответствующие рекомендации для властной практики. Как показывает исторический опыт, этика в поведении и действиях властей всегда оставалась узким местом, страдала изъянами. Их преодолению должно послужить формирование демократического, правового государства XXI века. В этом смысле у понятия "этика" большое будущее.

ГЛАВА 1. НРАВСТВЕННОСТЬ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ

1.1.Отношение политики и нравственности

Людям всегда, во все времена их сознательной истории было свойственно задаваться вопросом, нравственны ли, справедливы ли те или иные их поступки и действия. Правыми оказывались во многих случаях именно те, кто судил «по совести, по справедливости», кто подобно В. Г. Белинскому «не хотел счастья и даром», если не мог быть спокойным насчет каждого из своих братьев по человечеству. Человек жив не хлебом единым и даже не современными материальными благами, а более всего правдой и совестью, справедливостью и свободой, нравственностью и гуманизмом — эта мысль пронизывала всю работу состоявшегося в феврале текущего года Пленума Центрального Комитета КПСС. С давних пор определилась главная особенность воздействия морально-нравственного фактора на ход событий и на суждения людей. Оно строилось на устойчивых общественных оценках и эмоциях, одобряющих или осуждающих те или иные действия. Сфера международных, межгосударственных отношений при всей ее специфике подобно другим областям человеческой деятельности, несомненно, испытывала на себе силу общественного мнения. Уже на заре нашей эры естественная потребность людей в мире, безопасности, усталость от войн и разрушений находили выражение в таких моральных в своей первооснове императивах Евангелия, как «блаженны миротворцы», «на земле мир, в человеках благоволение». Ближе к нашим дням, на рубеже XV и XVI веков, представители испанской школы международного права доминиканец Ф. де Виториа и иезуит Ф. Суарес ввели в оборот концепцию политико-морального единства человечества, основанного на принципах любви и сострадания. Нравственным, моральным факторам в сфере регулирования международных отношений отдавали предпочтение такие крупные мыслители нового времени, как И. Бентам и особенно И. Кант—автор теории «вечного мира» и организованного пацифизма. В русле морально-нравственных, этических поисков мировой справедливости лежат идеалы «всецелости, всепримиримости. Бесчеловечности» Ф. М. Достоевского, включая его знаменитую формулу «красота спасет мир». Морально-этические подходы к вопросам внешней политики четко прослеживаются в марксистской традиции. В 1864 году в Учредительном Манифесте Международного Товарищества Рабочих К. Маркс призывал «добиваться того, чтобы простые законы нравственности и справедливости, которыми должны руководствоваться в своих взаимоотношениях частные лица, стали высшими законами и в отношениях между народами». Однако отнюдь не общечеловеческое содержание морально-нравственных норм до сих пор определяло положение дел в мире, поведение классовых сил и различных государств. Только с того момента, когда Ф. М. Достоевским была высказана его замечательная и по высшим морально-этическим понятиям справедливая мысль о красоте, спасающей мир, в мире бушевал пожар почти сотни различных войн, включая две мировые, в ходе которых было убито и искалечено более 100 миллионов человек. И это, не считая жертв колониального разбоя, преступлений геноцида, массовых репрессий в различных странах. А на пороге третьего тысячелетия «человек разумный», своими руками создавший материальные предпосылки для собственного уничтожения, по сути дела, сам себя вписал в «красную книгу» тех видов живых существ на Земле, которые находятся под угрозой вымирания. Таков трагический разлад между высочайшими интеллектуальными возможностями людей, достигнутым ими уровнем научно-технического прогресса и серьезными морально-нравственными сбоями в системе самосохранения человечества, реальностью угрозы исчезновения земной цивилизации. Знания, уровень просвещенности еще не делают жизнь людей более безопасной, счастливой и нравственной,— об этом, конечно, догадывались и раньше. Не этот ли парадокс вызвал печальное восклицание великого русского историографа Н. М. Карамзина: «Век просвещения! Я не узнаю тебя—в крови и пламени не узнаю тебя!»? Однако то пламя, которое грозит возникнуть в результате глобального ядерного конфликта, если от него не уберечься общими усилиями, поглотит и нашу цивилизацию, и все живое на Земле.

1.2. Общечеловеческие ценности

Для понимания того, как в современных условиях проявляют себя в мировой политике нравственные и духовные факторы, исключительно важное значение имеет принцип деидеологизации межгосударственных отношений, выдвинутый и обоснованный в книге М. С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира». Этот принцип конкретизирует ленинскую мысль о приоритете общечеловеческих ценностей применительно к властному велению современности — объединению усилий человечества ради своего самосохранения. Реализация этого принципа открывает путь к тому, чтобы в мировых делах восторжествовал, по емкому определению министра иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе, «высший нравственный закон», а человечество, наконец, приблизилось к решению той задачи, о которой прежде трудно было даже мечтать,— к преодолению отторжения политики от общечеловеческих норм нравственности. В беспрецедентных для нашей цивилизации условиях выбора между жизнью и смертью нравственный и духовный факторы обретают новое измерение. Освобождаясь от геополитических, исторических, социально-экономических, а также классовых ограничителей, они в большей мере раскрывают свое общечеловеческое содержание и действием своих специфических механизмов подкрепляют главный для рода людского инстинкт — инстинкт выживания. В наиболее полной форме морально-нравственные начала проявляют себя и на национальном, и на международном уровнях в сложных, во многом еще не осознанных процессах возникновения и обострения глобальных проблем. Как бы ни разнились между собой эти проблемы -начиная с угрозы ядерного самоуничтожения и вплоть до опасности экологической катастрофы, от чреватого социальным взрывом раскола между развитыми и развивающимися странами до критического состояния источников энергии земной цивилизации, всех их объединяют не только научно-технические, социально-экономические, но и морально-этические факторы. И это, разумеется, не случайно. Специфика глобальных проблем такова, что их решение жизненно важно для судеб всей нашей цивилизации, ко вместе с тем его нельзя найти в одиночку, без мобилизации всех человеческих ресурсов, в том числе,, конечно, и нравственных. Поэтому нельзя не согласиться с мнением президента «Всемирного фонда дикой природы», участника Московского форума «За безъядерный мир, за выживание человечества» Ф. Геквада, который назвал нравственность лучшим мостом для того, чтобы люди, несмотря на разделяющие их границы, мировоззренческие концепции, верования, политические взгляды и предубеждения, осознали себя единым человечеством. Наибольшую морально-нравственную нагрузку несет сейчас проблема сохранения мира, предотвращения ядерной катастрофы. Реальная угроза уничтожения цивилизации, лишив людей гарантированного будущего, разорвала ту «связь времен», которая всегда была основой для любых морально-нравственных построений в доядерные времена. Ныне до четкой границы сузилось поле этико-философских поисков водораздела между добром и злом. То, что способствует выживанию человечества или ведет к его истреблению,— такова сегодня высшая морально-нравственная альтернатива. Утверждение основополагающего принципа выживания человечества откроет новые пути в направлении гуманизации международных отношений, ярче и полнее высветит человеческие измерения проблемы сохранения мира и создания надежной системы всеобъемлющей безопасности. Оно будет способствовать и укреплению морально-нравственного отпора тому духовному обману, к которому прибегают ныне силы милитаризма, изображая сохранение ядерного оружия, создание СОИ, культивирование доктрины «ядерного устрашения» и т. п. средством «сдерживания» потенциального противника, предотвращения ядерной войны. Только мир перевернутых моральных ценностей может питать разрушительные усилия тех, кто подобно ведьмам из шекспировского «Макбета» пытается заклинать людей, что «прекрасное — это гнусное, гнусное — прекрасное». Стоит задуматься и о другом. Сохранение международной напряженности, гонки вооружений, а тем более ее расширение, придание ей нового технологического характера не только накладывают на человечество все более тяжкое бремя военных расходов, препятствуют решению важнейших проблем слаборазвитости и культурной отсталости многих стран. Они чреваты деформацией морально-нравственной стороны деятельности людей в самых различных областях, угрозой искривления их психики. Состояние нравственного аспекта человеческой психики имеет прямое отношение к такой актуальнейшей для нашего времени проблеме, как неконтролируемое и непредвиденное развитие ситуаций, включая случайное возникновение ядерного конфликта. С одной стороны, общепризнанна невозможность создания любой, надежной на сто процентов оборонительной системы, а с другой -ослабление у людей чувства нравственного выбора может еще более снизить надежность таких систем либо вообще извратить заложенную в них программу. А разве не связана с кругом морально-нравственных понятий такая особенность многих компонентов ядерного оружия, как их способность действовать самостоятельно, без вмешательства и контроля человека, вплоть до принятия таких компьютерных решений, которые могут ввергнуть человечество в бездну ядерной войны практически за его спиной? С нравственной точки зрения антигуманизм, аморальность передачи машинам права распоряжаться судьбой человечества состоят уже в том, что каждая из таких «думающих» машин не только свободна от всяких ограничений, но и обладает такими электронными возможностями, которые значительно опережают способности человеческого интеллекта (как тут не вспомнить презрительное ницшеанское «человеческое, слишком человеческое»?). Ученые убедительно предупредили человечество о том, что его ждет после наступления «ядерной зимы», вызванной массированным применением ядерного оружия. Сегодня хорошо известно и о принципиальной ненадежности систем автоматического управления, которым поручается не только исполнение, но и принятие решений. И все же складывается впечатление, что проблема зависимости судеб человечества от власти машин оценивается преимущественно по количественным, технологическим показателям. Человеческому разуму иногда трудно осознать в полном объеме и со всеми возможными последствиями явления по своей сути иррациональные, стоящие «по ту сторону добра и зла», а угроза ядерного всесожжения («holocaust»), несомненно, относится к их числу. Приведем описание бунта машин, которые вышли из-под контроля человека, принадлежащее перу замечательного советского писателя Л. М. Леонова: «Тем временем оставленные без присмотра мощные механизмы, запрограммированные на высшие зверства и со специальной настройкой на живое тепло, хлебный запах и детский плач, вышли наружу из подземных засвинцованных казематов обрушиться по тылам своих наконец-то оскользнувшихся властелинов, чьи покинутые города оказались для них не прочнее яичной скорлупы». Так «алгебра» точных научных выводов выверяется «нравственной гармонией». И сразу осязаемее становятся масштабы угрозы цивилизации и степень морального вызова человечеству. Сегодня, как никогда, наука и нравственность должны дать единый ответ на вопрос о путях, на которые человечество ни в коем случае не должно ступать. Объективная потребность в усилении регулирующей роли морально-нравственных начал все настойчивее проявляет себя и в отношении к глобальной экологической проблеме. Если ядерная пропасть является сегодня потенциальной ловушкой для цивилизации, то в экологический тупик человечество уже реально начало втягиваться. Этому, прежде всего, способствует сама наша производственная деятельность, превращающая научно-технический прогресс в разрушителя природы. Бесспорно, в предотвращении дальнейшей деградации среды основную роль будут играть экономические и социальные рычаги, включая широкое использование процессов безотходного производства, внедрение ресурсе- и энергосберегающей технологии, усиление борьбы с голодом, болезнями, нищетой, неграмотностью. Но без действенных нравственных ограничителей, без Глубоких экологических знаний, включающих в себя морально-этическое понимание экологической проблемы, человечеству вряд ли удастся построить свои взаимоотношения с природой на разумной, а следовательно, нравственной основе. Моральные аспекты экологической проблемы становятся еще более тревожными из-за нарастающей угрозы генетического загрязнения планеты и связанной с этим опасности изменения в генетическом аппарате растений, животных и людей. По существу, морально-нравственный подход к глобальным, общемировым проблемам только начинает формироваться. Во многом это объясняется тем, что целостное восприятие глобальной проблематики во всей масштабности и сложности внутренних диалектических взаимодействий еще не стало неотъемлемой составной частью мышления современного человека, компонентом общечеловеческой культуры. В, контексте реализации этой крупнейшей задачи по-новому выглядит проблема самого человека, человеческого фактора. Многое, безусловно, будет зависеть от того, как будет складываться процесс восприятия людьми политических и социальных изменений, происходящих в мире, последствий научно-технической революции, обострения самих глобальных проблем, от того, как все это преломляется в сознании людей, на каких путях они ищут смысл жизни, решение моральных и нравственных задач. На эмоциональном уровне чувств, побуждений, склонностей в нравственном восприятии людьми остроты глобальных проблем, особенно под углом зрения угрозы ядерной или экологической катастрофы, несомненно, сказываются такие глубинные черты человеческой психики, как стремление к избавлению от психологического и душевного напряжения, потребность в безопасности и свободе от страха, боязнь оказаться одиноким и беспомощным в потенциально враждебном мире. С морально-нравственными аспектами глобальных общемировых проблем неразрывно связан происходящий сейчас в мире процесс информатизации. Создание масштабных, вплоть до охвата всего мира, систем обработки и передачи информации на основе электронных вычислительных машин и средств связи может значительно ускорить осуществление прогноза выдающегося советского ученого В. И. Вернадского о переходе биосферы в сферу разума-ноосферу. С научной точки зрения предсказуемо и вполне реально создание мировой компьютерной сети, благодаря которой миллионы людей будут вооружены практически всей наличной информацией человечества и окажутся в состоянии мгновенно связаться друг с другом. Такое качественно новое образование («гиперинтеллект») может, по оценкам специалистов, уже в ближайшей перспективе привести к серьезным сдвигам в социально-экономической области, а также оказать воздействие на морально-нравственные аспекты поведения человека, в первую очередь в его взаимоотношениях с природой.