регистрация / вход

Политический режим и его типы

ПЛАН: Введение …3 1. Понятие политического режима 4 2. Тоталитарное государство ..6 3. Авторитаризм …..9 4. Демократия ..11

ПЛАН:

Введение…………………………………3

1. Понятие политического режима……4

2. Тоталитарное государство…………..6

3. Авторитаризм………………………..9

4. Демократия…………………………..11

Заключение……………………………..14

Список источников…………………….16


ВВЕДЕНИЕ

Рассматривая формы политического режима, мы прежде всего, отвечаем на вопрос , кто и как правит в государстве, чья и какая « кратия» или «архия» (власть) установлена в обществе. Именно поэтому в характеристиках политических режимов чаще всего фигурируют те или иные виды власти: автократия, охлократия, диктатура и пр.

Политический режим откладывает отпечаток не только на характер проведения государственной политики, но и в целом на всю политическую жизнь общества. В какой-то мере содержательные характеристики политического режима использовались при классификации политических систем. Когда говорят о политическом режиме , то подразумевают наличие той или иной степени политической свободы, политико-правовое положение личности, методы деятельности государственных органов.

В связи с этим в данной работе ниже и будет рассмотрены основные формы правления и методы деятельности государственных органов при том или ином режиме.


1. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

Согласно наиболее распространенному толкованию, режим определяется как совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти определенных групп и классов.[1]

Политический режим - это те средства и методы, которыми данная власть обеспечивает свое господство в стране и управление обществом.[2]

Политический режим представляет собой способ функционирования политической системы общества, определяющей характер политической жизни общества.[3]

Характер политического режима зависит от следующих моментов:

- от реального функционирования структур политической системы (государства, партий, общественных организаций);

- степени гласности в работе органов власти, их открытости для контроля и воздействия со стороны общественного мнения;

-процедур отбора правящих групп, выдвижения и подбора руководителей;

-состояния законности и реальной силы ее в обществе, особенностей политической культуры и политических традиций.

Основные формы правления следующие:

1.Автократия- самовластии, неограниченная власть одного лица (монарха, президента)

2. Аристократия- власть знати, привилегированного большинства знатных (лучших) людей

3. Плутократия – власть богатых, господство в обществе «денежных мешков»

4. Тимократия - власть привилегированной верхушки состоятельных людей

5. Теократия- власть церкви и духовенства

6. Геронтократия- власть старейшин, старшего поколения людей

7. Демократия- народовластии, власть всего народа, широких слоев общества

8. Охлократия- власть толпы, людей с площади, склонных к неблагоразумным действиям

9. Монархия- власть одного правителя-монарха (шаха, султана, короля и пр.

10. Олигархия- власть немногих, небольшой группы людей (богачей, политиков, военных и пр.)

11. Полиархия- власть многих, власть в руках трех и более лиц: военной хунты, Политбюро ЦК КПСС и т.д.; форма демократии , при которой на действия правительства заметно влияют различные общественные организации (профсоюзы, союзы предпринимателей , фермеров и пр.)

12. Анархия- отсутствие власти, безвластие, вызывающее дезорганизованность в обществе

13. Диктатура -неограниченная власть одного лица (диктатора) , группы лиц, политической партии и т.д.

14. Бюрократия- чрезмерная власть чиновников в обществе (заботящихся главным образом о себе)

Важно заметить, что в реальной жизни многие из этих форм могут накладываться друг на друга. В частности, хорошо «уживаются» вместе теократия и монархия. Иногда, к сожалению, совместимы теократия и диктатура, демократия и анархия и т.д. Кроме того, иные из перечисленных здесь форм в какой-то мере тавтологичны, т.е. повторяют друг друга и обозначают весьма схожие ситуации правления в обществе. Все же многообразие типов государств по политическому режиму сводится обычно к трем формам: тоталитарной, авторитарной и демократической. Главные различия между ними- в характере власти и степени обеспеченности прав и свобод граждан.


2. ТОТАЛИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО

Тоталитаризм как тип политической системы возник в ХХ веке. В конце 20х годов английская газета «Таймс» писала о тоталитаризме как о негативном явлении, характеризующем не только фашизм в Италии, но и политический строй в СССР.

Теория тоталитаризма складывалась в 40-50х гг. и получила развитие в последующие десятилетия. Она широко использовалась Западом в целях идеологической борьбы против коммунистических стран. Первые классические теоретические исследования по проблемам тоталитаризма- работы Ф.Хайека « Дорога к рабству» (1944) и Х.Аренд « Истоки тоталитаризма» (1951), а также совместный труд К.Фридриха и З.Бжезинского « Тоталитарная диктатура и автократия» (1956), в котором сделана попытка эмпирически обосновать тоталитаризм как понятие, отражающее сталинизм и другие однотипные политические режимы.

Более поздние попытки создать эмпирическую, построенную на базе реальных, верифицируемых фактов теорию тоталитаризма не имели особого успеха.

Общими отличительными признаками тоталитаризма являются стремление к всеобъемлющей организованности общества и полному контролю за личностью со стороны власти, к радикальному преобразованию всей общественной системы в соответствии с революционной по своему характеру социальной утопией, не оставляющей места для индивидуальной свободы и социальных противоречий.

Главной общей предпосылкой тоталитаризма является индустриальная стадия развития общества. Она привела к созданию системы массовых коммуникаций, усложнила общественные связи и организацию, сделала техниче6ски возможными систематическую идеологическую индокринацию (насильственное внедрение идеологии, доктрины), тотальное «промывание мозгов» и всеобъемлющий контроль за личностью. Именно на этой ступени развития в ряде стран появились мощные организационные монстры- монополии, регулирующие целые отрасли промышленности и наладившие тесное взаимодействие с государством.

Тоталитаризм представляет собой специфическую попытку разрешения обострившегося в ходе общественного развития реального противоречия между усложнением социальной организации и индивидуальной свободой. Отец итальянского фашизма Муссолини отмечал: « Мы первыми заявили, что чело сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности».[4]

Одной из важнейших субъективных предпосылок тоталитаризма является психологическая неудовлетворенность человека атомизацией общества в индустриальную эпоху, разрушением традиционных коллективистских общинных и религиозных связей и ценностей, нарастанием социального отчуждения.

Психологическая неудовлетворенность существующим строем, а также привлекательность тоталитаризма резко возрастает в периоды острых социально-экономических кризисов, вливающих свежую кровь и новую энергию в тоталитарные движения. Кризис резко усиливает бедствия и недовольство населения, ускоряет созревание необходимых для тоталитаризма социальных предпосылок- появления значительных по численности и влиянию социальных слоев, непосредственно участвующих в тоталитраной революции или поддерживающих ее. Это достигается в первую очередь через резко усиливающиеся в кризисные времена маргинализацию и люмпенизацию общества. Наиболее решительными сторонниками тоталитаризма выступают маргинальные группы- промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в социальной структуре, стабильной среды обитания , утратившие культурную и социально-этническую идентификацию.

С помощью социальной демагогии тоталитарные движения могут использовать в своих целях недовольство различных слов. Так, в России большевики, руководство которых состояло в основном из социальных и этнических маргиналов, мастерски использовали требования крестьян о безвозмездной раздаче помещичьих земель, чтобы впоследствии отнять у них всю землю, а также массовое недовольство солдат и всего населения разрушительной войной.

В Германии социальной опорой национал- социалистического тоталитаризма стал «новый промежуточный» класс- многочисленные конторские служащие, машинистки, учителя, торговцы, администраторы, мелкие чиновники и пр., положение которых значительно ухудшилось по сравнению с привилегированным положением промышленных рабочих, защищенных сильными профсоюзами и государственными законами. Рядовые члены национал- социалистического движения в первые годы его существования были значительно беднее тред-юнионистов или членов социал-демократической партии.

Общие предпосылки тоталитаризма следующие:

1. индустриальная стадия развития;

2. нарастание рациональности и организованности в жизни общества;

3. появление монополий и их срастание с государством;

4. этатизация общества, особенно усиливающаяся во время войн;

5. массовое коллективистско-механистическое мировоззрение;

6. эмоциональная уверенность в возможности быстро улучшить жизнь с помощью рациональных общественных преобразований;

7. психологическая неудовлетворенность социальным отчуждением личности, ее беззащищенность и одиночество;

8. острый социально-экономический кризис, резко усиливающий беды и недовольство населения;

9. появление многочисленных маргинальных слоев.

Суть тоталитарного государства в том, что власть правителей в нем является абсолютной, насильственной и всеподавляющей, в результате чего права и свободы граждан предельно ограничены.


3. АВТОРИТАРИЗМ

Авторитаризм характерен как для обществ, прошающихся с тотаритарным прошлым (двигающихся к демократии), так и для перерастающих в тоталитарное общество (уходящих от демократии). С тоталитаризмом его обычно роднит автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией- наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом авторитарной политической системе присущи следующие черты:

1. Автократизм ( самовластие) или небольшое число носителей власти . Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц ( военная хунта, олигархическая группа и т.д.)

2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.

3. Опора (реальная или потенциальная) на силу.

4. Монополизация власти и политики , недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.

5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она и может влиять на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

6. Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах.

Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии.

Авторитарные политические системы очень разнообразны. Это-монархии, деспотические, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и пр. Авторитарные правительства могут добиваться признания населения не только силой, с помощью массового истребления и запугивания противников, но и более гуманными средствами. Большинство авторитарных режимов в Азии, Африке и Латинской Америке оправдывали свое существование необходимостью национального освобождения и возрождения.

Если взять теперь наше отечество, то Россия, по мнению исследователей, во все времена в той или иной мере «грешила» авторитаризмом. Яркие примеры-правление царя Ивана Грозного ( 1530-1584), императоров Петра Великого (1672-1725), Николая 1 (1796-1855) и др. Не случайно некоторые полагают, что российский народ по своей природе нуждается в авторитарной власти и любит авторитарных вождей.


4. ДЕМОКРАТИЯ

В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Существуют три конкретные модели народовластия. Рассмотрим их.

Так, античная демократия, которая сводилась к власти большинства населения, на деле превратилась в охлодемократию, или охлократию,- власть возбужденной толпы, митингующей на площади. По свидетельствам древнегреческих философов Платона (427-347 гг. до н.э.) и Аристотеля ( 384-322 до н.э.) такой тип управления обществом основан не на законах, а на бесконечно меняющихся прихотях толпы, попадающей под влияние то одного, то другого сладкоголосого и крикливого демагога-говоруна. В результате растут наглость и своеволие черни, ущемляются права меньшинства и отдельной личности.

Другой негативный опыт «коллективистской» модели народовластии дала социалистическая демократия в бывшем СССР и в других странах. Она по существу представила собой псевдодемократию ( демократию на словах), поскольку означала полное подавление отдельной личности коллективом, обществом, государством, господствующей политической партией и официальной идеологией. Человек был лишен возможности реально влиять на формирование и действие властей.

Однако и «индивидуалистическая» и либеральная демократия, нацеленная на максимально неограниченную личную свободу граждан и минимальное вмешательство государства в их дела, тоже не лишена недостатков. Она усиливает социальное неравенство и разлад общества и на практике может стать олигархо- или анархо-демократией или, еще хуже,- тем и другим вместе.

В частности, олигархическая демократия проявляется в том, что к признакам народовластия здесь добавляется та или иная доза олигархии- обычно в виде господства в обществе кучки крупных бизнесменов и политиков.

В свою очередь, анархо-демократия представляет подчас безвластие; когда на фоне соблюдения тех или иных демократических процедур (например, выборов власти) в обществе фактически правят вседозволенность, беззаконие, преступность.

Таким образом, понятие демократии гораздо сложнее, чем просто «народовластие». При этом не существует какой-то «чистой», идеальной демократии, и любая ее модель имеет свои плюсы, и минусы.

Как бы то ни было, но наиболее развитые современные общества возглавляются демократическими государствами. Их суть в том, что граждане имеют право участвовать в выработке управленческих решений, а правители получают власть с согласия управляемых.

Важнейший принцип демократии состоит в том, что источником власти в обществе является народ. Это означает, что народ непосредственно участвует в самоуправлении, в разработке и принятии законов, решений ( путем их открытых обсуждений, формулирования, одобрения на референдумах и пр.)- прямая демократия ; либо выбирает своих представителей в органы власти, может контролировать и сменять их- представительная демократия .

Обе эти системы имеют свои плюсы и минусы. Так, прямая демократия из-за недостаточной политической грамотности и настроя на сиюминутную выгоду избирателей, из-за их эмоциональной неуравновешенности и подверженности внушению со стороны конкурирующих СМИ, политиков и других людей подчас ведет у принятию неоптимальных решений. Кроме того, проведение опросов и референдумов сложно и дорого стоит.

Представительная демократия (репрезентативная) в этом плане более рациональна, поскольку управлением занимаются относительно небольшие группы профессионалов. Но тут есть и ряд недостатков: в межвыборный период народ в основном отстранен от власти, есть опасность отрыва народных избранников от рядовых граждан, проявлений бюрократизации, коррупции, работы на собственные интересы и т.д.

Второй важный принцип демократии-выборность основных органов государства. Он предполагает действие в обществе специальных юридических норм (избирательного права), регулирующих участие граждан в выборах, их право избирать и быть избранными в различные органы власти, порядок проведения свободных, честных, альтернативных и контролируемых общественными организациями выборов.

Следующий демократический принцип- подчинение меньшинства большинству при принятии и выполнении решений. Однако наряду с этим меньшинство всегда вправе иметь и отстаивать свое особое мнение.

Четвертый принцип- самый главный для демократии. Это-гарантия основных прав и свобод для каждого члена общества и равноправие граждан. Главный он потому, что демократия- не самоцель. Она нужна лишь как средство обеспечения свободы и жизненно важных прав каждого человека. Иначе, зачем демократия, если в обществе кто-то угнетен или страдает?

Наконец, еще одна существенная черта демократии- открытый характер общества. Характерные черты открытого общества:

- это общество со свободной конкурентной и рыночной экономикой, интегрированной в остальной хозяйственный мир;

- это общество с самобытной национальной культурой, гостеприимно открытой для взаимообмена с культурами других стран;

- это общество, в котором уважают и соблюдают права людей, поощряют развитие гражданского общества;

- нет запретов на честную и полную информацию;

- нет закрытых социальных элит; успех каждого зависит от его личных усилий и трудолюбия.

Опыт многих стран показывает, что демократия успешно развивается лишь в тех обществах, которые готовы к ней- материально, интеллектуально и психологически.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение данной работы можно сделать следующие краткие выводы:

1. Политический режим представляет собой способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в государстве.

2. Характер политического режима зависит от реального функционирования структур политической системы (государства, партий, общественных организаций) , степени гласности в работе органов власти, их открытости для контроля и воздействия со стороны общественного мнения, процедур отбора правящих групп, выдвижения и подбора руководителей, состояния законности и реальной силы ее в обществе.

3. Различают тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические режимы.

4. Общими отличительными признаками тоталитаризма являются стремление к всеобъемлющей организованности общества и полному контролю за личностью.

5. Тоталитаризм представляет собой специфическую попытку разрешения обострившегося в ходе общественного развития реального противоречия между усложнением социальной организации и индивидуальной свободой.

6.Авторитарный режим по своим качественным признакам во многом схож с тоталитарным режимом.

В то же время авторитарное государство отличают такие недемократические признаки, как:

- неограниченная власть (диктатура) одного лица (вождя, монарха, военачальника, президента) или группы лиц (военной хунты;

-недопущение (или строгое ограничение и контролирование) политической оппозиции;

-жесткий контроль политической сферы общества (госбезопасность, охрана установленного порядка, внешняя политика, оборона);

-опора на силу и принуждение к повиновению властям (на армию и другие «силовые» структуры);

- отстранение граждан от реального влияния на власть и ограничение их прав и свобод.

7. Либеральный режим более прогрессивен, чем авторитаризм и тоталитаризм.

8. Понятие демократии гораздо сложнее, чем просто «народовластие». Суть демократического государства в том, что граждане имеют право участвовать в выработке управленческих решений, а правители получают власть с согласия управляемых.

9. Демократия представляет собой форму правления, позволяющую многообразным общественным группам свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе отражающие их баланс компромиссные решения.

10. Существует прямая демократия – народ непосредственно участвует в самоуправлении и принятии законов и представительная демократия - народ выбирает своих представителей в органы власти, контролирует и сменяет их.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Борисов Л.П. Политология: Учебное пособие.-М.: Белые альвы, 1996

2. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1991

3. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1991

4. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник.-М.: Аспект Пресс, 1997

5. Хайек Ф.А. Дорога к рабству//Новый мир.1991. №7.


[1] Политология. Энциклопедический словарь. М., 1991-С.340

[2] Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: Учебное пособие.- Финансы и статистика, 2005.-С.182

[3] Борисов Л.П. Политология: Учебное пособие.- М.: Белые альвы, 1996.-С.51

[4] Хайек Ф.А. Дорога к рабству// Новый мир. 1991. №7. С.197

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий