Смекни!
smekni.com

Проблемы войны и мира в современной политической мысли США (стр. 1 из 5)


Чайка Михаил Анатольевич

ПРОБЛЕМЫ ВОЙНЫ И МИРА В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ США

Специальность - 23.00.01 - - теория и история политической науки (политические науки)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук

МОСКВА, 2000

Работа выполнена в Московском педагогическом государственном университете на кафедре политологии и социологии

В XX веке, ознаменовавшемся двумя мировыми войнами, созданием оружия массового поражения, политическая мысль не раз обращалась к проблеме войны и мира. В то же время, многие принципиально важные, фундаментальные теоретические аспекты этой проблемы в период “холодной войны” не могли найти исчерпывающего объяснения, адекватного реальностям ядерного века. И в СССР, и в США очень большое внимание уделялось попыткам доказать, что природа соответствующих обществ определяет их приверженность идеалам мира. В итоге, изучение проблемы войны и мира смещалось в плоскость поиска “виновников” “холодной войны”, связанных с ней конфликтов1. При этом обе стороны прибегали к угрозам применения ядерного оружия, участвовали в локальных войнах и конфликтах, иначе говоря, широко использовали военные средства, угрозу их применения как средство достижения политических целей.

С завершением “холодной войны” проблемы войны и мира приобрели новое звучание. Надежды на то, что XXI век будет более безопасным для человечества, чем XX, пока не оправдываются. Наблюдается рост числа неядерных, локальных, межгосударственных и внутригосударственных конфликтов. В условиях роста разрушительной силы обычного оружия, последствия этих конфликтов становятся все более опасными. Увеличивается число ядерных держав, так ядерным стало военное противостояние Индии и Пакистана. Сохраняются разногласия по многим вопросам, в том числе и относящимся к сфере военной безопасности, между Российской Федерацией и Соединенными Штатами, которые остаются наиболее мощными в военном отношении державами современного мира.

1 В США известный политолог, Б. Рассет, разработал концепцию, согласно которой страны демократии, правительства которых несут ответственность перед избирателями, как правило, первыми не начинают войн, в конфликтной ситуации предпочитают выбор мирного решения. См. Russet В. Controlling the Sword. The Democratic Governance of National Security. Cambridge (Mass.)-London, 1990. В СССР считалось аксиомой, что природа советского общества и строя исключает его заинтересованность в развязывании войн.

Актуальность исследования проблем войны и мира в современной их постановке политической мыслью США, исключительно велика. От того, какие подходы к этим проблемам возобладают в США, самой сильной в военном отношении державе современности, ядре системы союзов, главным из которых является НАТО, во многом зависит будущее состояние системы международных отношений.

Именно на данном этапе мирового развития закладываются основы стратегии расширяющегося на Восток блока НАТО, определяются контуры военно-политических доктрин и направлений военного строительства США на XXI век. Очевидно, то, как они будут сформулированы, повлияет на содержание военных доктрин и направленность военного строительства других стран мира, в том числе и Российской Федерации.

При этом факты свидетельствуют, что надеяться на отказ от военных средств достижения политических целей со стороны США и их союзников, нет оснований. Напротив, в последние годы спектр целей, для достижения которых применяется военная сила, даже расширился: она применялась США для выполнения гуманитарной, миротворческой миссии "Возрожденная надежда" в Сомали, для утверждения демократии на Гаити, для нанесения ударов по центрам подготовки террористов в Судане и Афганистане и т.д. Как показал опыт войны 1999 г. в Югославии, которая не была официально объявлена, велась в условиях, когда формально на европейском континенте царил мир, политическая и военная элита США идет на принятие решений о применении военных средств достижения политических целей даже с большей легкостью, чем в период “холодной войны”.

Степень научной разработанности темы. В отечественной научной литературе особое внимание изучению вопроса о том, как политическая и военная мысль США рассматривает проблемы войны и мира, уделялось в период "холодной войны".

В работах, опубликованных в эти годы, очень сильный акцент делался на разоблачении политики США как однозначно агрессивной, что затрудняло понимание мотивов многих действий правящих кругов этой державы, вело к искаженному восприятию их отношения к про-

блемам войны и мира2. В то же время, общие тенденции эволюции военно-политических доктрин, изменения приоритетов военного строительства, соответствовавшие сдвигам в понимании проблем войны и мира политической элитой США в целом, рассматривались многими авторами довольно подробно3.

В конце 1940-х гг. в отечественной науке начинают утверждаться подходы, опирающиеся на идеи нового политического мышления. Они отражали надежду на возможность продвижения к модели безъядерного и ненасильственного мира, в котором спорные вопросы межгосударственных отношений решались бы на основе норм международного права, компромиссов, признания первостепенными общих для всех народов интересов, связанных с обеспечением выживания человечества4. Соответственно, в рамках анализа воззрений американской политической науки возрастающее внимание стало уделяться выявлению тех подходов, которые были созвучны идеям М.С. Горба-

2 См., например, Кровавые следы американского империализма. М., 1982; Ларин В. Международные отношения и идеологическая борьба. (60-70-е годы). М., 1976. Листанное Ю. Апокалипсис из Вашингтона (США: оружие и политика). М., 1984; Шальнев А.А. "Звездные войны": что думают американцы. М., 1987, . Яковлев А.Н. От Трумэна до Рейгана. Доктрины и реальности ядерного века. М., 1984; Яковлев Н.Н. ЦРУ против СССР. М., 1983.

3 Арбатов А. Г. Безопасность в ядерный век и политика Вашингтона. М.,1980; Давыдов В.Ф. Нераспространение ядерного оружия и политика США. М, 1980; Движущие силы внешней политики США. М., 1965. Долгополова Н.А. "Национальные приоритеты" США. Дебаты и политика. М., 1982; М., Загладим Н.В. Антисоветизм в глобальной стратегии империализма США. М., 1981. 1980; Кунина А.Е. Идеологические основы внешней политики США, М., 1973; Мельников Ю.М. Имперская политика США: истоки и современность. М., 1984.

Петровский В.Ф. Американская внешнеполитическая мысль. Критический обзор организации, методов и содержания буржуазных исследований в США по вопросам международных отношений и внешней политики. М, 1976; Попова Е.И. Внешняя политика США в американской политологии. М., 1987; Современная внешняя политика США. Т. 1,2., М., 1984; Современные внешнеполитические концепции США. М., 1979; Федосеев А.А. Современная американская буржуазная политология. Истоки, традиции, новации. М., 1989.

4. Одной из первых работ, где ставился вопрос о необходимости нового мышления, был труд Громыко А., Ломейко В. Новое мышление в ядерный век. М., 1984. Высказанные ими идеи развивались другими авторами. См., например, "Внешнеполитическая страте- , гия КПСС и новое политическое мышление в ядерный век" под ред. Загладила Н.В., М., 1988.

чева и его сторонников5. При этом зачастую не учитывалось, что подобные подходы американской политологии в целом были несвойственны.

С завершением “холодной войны”, утверждением в России принципов идейного плюрализма, характер изучения и освещения взглядов политологииСША на проблемы войны и мира изменился. Интерес к ним в целом несколько уменьшился, основное внимание стало концентрироваться на вопросах взаимодействия с США в урегулировании локальных конфликтных ситуаций, уже не связанных с прошлым советско-американским соперничеством, а также сокращения стратегических ядерных арсеналов, предотвращения распространения ядерного оружия6.

При рассмотрении проблем безопасности, их военным аспектам стало уделяться относительно меньше внимания. Большинство исследователей воздерживались от однозначных оценок политики США. Идеологизированные воззрения прошлых лет уже в основном, были преодолены, однако новый/ более взвешенный, научный подход еще не сложился. В то же время, в свете планов по расширению НАТО на Восток, в ряде работ стало отмечаться, что хотя военно-политическая мысль США в целом стремится учесть меняющиеся ре-

* Попова Е.И. Внешняя политика США в американской политологии. М., 1987; Рогов С.М. Советский Союз и США: поиск баланса интересов. М., 1989. Спасский Н.Н. новое мышление по-американски.// Мировая экономика и международные отношения, 1991, N 12. Удалов В.В. Баланс сил и баланс интересов.// Международная жизнь, 1990, N 5.

6 Арбатов А.Г. Становление внешней политики России и некоторые аспекты ее новой военной доктрины// Полис - 1994 - N 4; Арбатов А. Россия: национальная безопасность в 90-е годы.// Мировая экономика и международные отношения, 1994, N 8-9; Давыдов В Ф. Россия и США: проблемы взаимодействия и укрепления режима нераспространения ядерного оружия. М, 1997; Коллективная .безопасность-для России и СНГ. Под ред. Никитина А.Г. М., 1992; Концепция внешней политики Российской Федерации.// Динлематячееий вестшяс, 1993, январь, снешшьный вынусж; Поздняков Э.А. -Современные геополитические изменения и их влияние на безопасность и стабильность в мире//Военная мысль 1993 N 3.

альности мира, влияние взглядов времен “холодной войны”'"на большинство ее представителей еще остается сильным.7

Новую волну интереса к проблемам войны и мира, уже в преломлении к современным реальностям, вызвали расширение НАТО на Восток, события вокруг Югославии, военная операция, проведенная НАТО против Сербии, последовавшие за ней изменения в содержании военных доктрин США и НАТО. Так, в 1999 г. многие авторы основного издания отечественной американистики, журнала “США - Канада: экономика, политика, культура”, обратились к вопросу о том, как указанные проблемы понимаются в современной Америке. Например, по мнению В.А. Кременюка, по мере того, как правящая элита США укрепилась в понимании роли Соединенных Штатов как единственной сверхдержавы, стало меняться ее отношение к использованию военной силы в международных отношениях. Силовые акции стали восприниматься не только как оправданные, но и целесообразные8. И.Ю. Жинкина считает, что в США постоянная готовность к войне рассматривается как ключевой фактор, благодаря которому остальные слагаемые национальной мощи приобретают реальную значимость а международных отношениях9. Б.Н. Занегин полагает, что, победив в “холодной войне”, США перешли к политике “ультраколониализма”, установления контроля над мировыми ресурсами, достижению целей которой, в соответствии с представлениями К. Клаузевица, служат