Политические идеологии 4

Тема: Политические идеологии 1. Возникновение идеологии и ее функции 2. Типы идеологий Однажды известного английского философа Бертрана Рассела спросили: готов ли он умереть за свои убеждения. Конечно нет, - ответил он, - ведь я же могу и ошибаться.

Тема: Политические идеологии

1. Возникновение идеологии и ее функции

2. Типы идеологий

Однажды известного английского философа Бертрана Рассела спросили: готов ли он умереть за свои убеждения. Конечно нет, - ответил он, - ведь я же могу и ошибаться.

1. Французский политолог де Жувенель не уставал повторять: "Политикой управляют мотивы, которые экономике не известны". Этим он подчеркивал, не только относительную самостоятельность политики, но и ее непредсказуемость, вероятностный характер. Но при всей кажущейся на первый взгляд непредсказуемости политических взаимодействий, вызванной различиями целей и интересов участников политического процесса, обнаруживается некоторая заданность их действий, подчиненность определенной логике. Благодаря им обеспечивается целостность общества и политический порядок. В основе этой заданности, которая направляет поведение людей, формирует их волю, стремление к действию, политическому участию, лежит политическая идеология. Она стимулирует политическую деятельность, способствует распределению целей по их значимости для субъекта на основе имеющихся у него представлений, ценностей, верований, идеалов.

Однако многие исследователи рассматривают идеологию как форму ложного, мифологизированного сознания, скрывающего истинное положение вещей. Так, один из признанных на Западе авторитетов политической науки К. Мангейм (1893 - 1947) писал: "Идеологиями мы называем те трансцендентные (выходящее за пределы возможного опыта и недоступное теоретическому познанию) бытию представления, которые de facto никогда не достигают реализации своего содержания". Возникает парадоксальная ситуация: политика не может обходиться без идеологии, однако последняя рассматривается не как «необходимость открытого общества», а как «результат исторических случайностей». В фазе мировозренческих кризисов они, идеологи, вроде костылей, подпирающих общество.

Известно, что деятельность человека, как правило, имеет целеполагающий и осмысленный характер. Это в еще большей степени относится к политической деятельности. Она имеет конкретную ориентацию, будь то голосование на выборах, участие, в политических акциях, или работа в представительных или административных органах. Направленность и способы политической деятельности людей обусловливаются их представлениями о разумном устройстве общества и приоритетных ценностях. Именно эти представления определяют смыслы и значения человеческих поступков. Ценности и факты, актуальные для конкретной социальной группы, индивида и выражающие их интересы, называются идеологией .

Система утверждений и предпочтений социальной группы (класса, нации и т. д.) или отдельной личности представляет собой способ понимания и объяснения действительности. Это идеальная форма выражения их притязаний на социальные блага, статусы и роли. Наделяя смыслом и значениями политическую деятельность индивидов, групп, партий в пределах значимых для них идеалов и ценностей, политические идеологии выступают в качестве рационально-ценностной формы мотивации политического поведения и составляют мировоззренческую основу политики.

Однако идеологию как ценностную форму сознания не следует смешивать с политической наукой. Вторая представляет систему знаний, подтвержденных практикой, опытом. Идеология не нуждается в проверке истинности своих суждений, поскольку отстаивает цели, ценности, идеалы, сложившиеся у конкретных субъектов.

Термин "идеология" был введен в научный обиход французским исследователем Антуаном Дестют де Траси в конце XVIII века и означал "науку об идеях", предпочтениях определенных социальных групп в конкретно-исторических условиях. Однако впоследствии значение термина заметно трансформировалось, а содержание оказалось размытым.

Востребованность идеологии практикой знала взлеты и падения. Эпоха Просвещения провозгласила рождение идеологий, показала их колоссальный мобилизационный и преобразовательный потенциал, идеологически подготовив буржуазные революции. Однако в середине XX века американский футуролог Д. Белл заявил о "конце идеологий", бессмысленности их существования. Тезис о конце идеологий (деидеологизации) был пущен в оборот как реакция на развернувшиеся в 1960-х годах студенческие движения.

На первый взгляд кажется, что деидеологизация общественных отношений вызвана к жизни усиливающимся прагматизмом, заметным многообразием социальных интересов, существующим без значительных элементов идеологического видения. Когда-то идеологии были созданы для выражения и защиты интересов социальных групп и классов, претендовавших на власть или отстаивавших властные привилегии. Правящие классы использовали идеологии для манипулирования массовым сознанием. Сегодня уровень информированности населения заметно вырос, и потребность в идеологии вроде бы отпала. В частности, на этом настаивала правящая элита в России в 1991 году. Однако как показала практика модернизации российского общества, именно отсутствие политической идеологии, способной выдвинуть общенациональные, объединительные цели и идеалы, не позволило элите интегрировать все слои общества вокруг идеи реформ. В 1997 году впервые была признана необходимость такой идеологии и поставлена задача ее разработки. Спор о "конце идеологий" до сих пор не завершен. Это объясняется тем, что среди как западных, так и российских исследователей нет единого мнения по ряду связанных с данной проблемой вопросов.

Так, американские политологи 3. Бжезинский и Р. Бейли сравнили идеологические предпочтения, господствовавшие в западных странах в конце XVIII века, с предпочтениями конца XX века и пришли к пессимистическому выводу о закате идеологий. Иную, оптимистическую версию предлагает другой американский ученый-футуролог Ф. Фукуяма в книге "Конец истории и последний человек" (1992). В частности, он утверждает, что с окончанием холодной войны мир приблизился к "конечной точке идеологической эволюции человечества, а также повсеместного распространения западной либеральной демократии как конечной формы управления". Несмотря на обрушившиеся на человечество бедствия; катастрофы, они не могут, по мнению Ф. Фукуямы подорвать веру в прогресс, который он связывает с либерализмом. С приближением конца тысячелетия; замечает он, на ринге остался единственный соперник, претендующий на потенциальную универсальность идеологии - либеральная демократия, доктрина индивидуальной свободы и народоправства. Ее распространение на все новые страны, по мнению Ф. Фукуямы, служит лучшим подтверждением того, что иной идеологической альтернативы нет. Исключительные успехи стран, вставших на путь либеральной демократии, были достигнуты благодаря поощрению либеральной идеологии: Стремление людей к тому, чтобы окружающие признали их человеческое достоинство, изначально не только помогало им преодолевать в себе простое животное начало, но и подвигало рисковать своей жизнью в кризисных ситуациях. Однако, по мнению Ф.Фукуямы, привлекательность демократии связана не только с экономическим процветанием и личной свободой, но и с желанием, чтобы другие люди признали тебя равным себе, т.е. с самоуважением, достоинством, самоценностью. Именно либеральная демократия, согласно версии философа, полностью удовлетворяет их стремление к признанию. Но здесь либеральную демократию подстерегает опасность быть разрушенной из-за неспособности умерить стремление человека к борьбе. "Последний человек", (Ф. Фукуяма использует ницшеанское понятие), постисторический человек (человек эпохи постмодерна) ни во что не верит и ничего не признает, кроме своего комфорта. Он утратил способность испытывать благоговение, и будет бороться ради самой борьбы, бороться от скуки, поскольку он не представляет себе "жизнь в мире без борьбы".

Пессимистический и оптимистический взгляды на идеологию выражают крайние полюсы в этой дискуссии. Практика показывает, что время "чистых" идеологий прошло. Возникнув в XVII веке, они постепенно выработали свой ориентационный и мобилизационный ресурс, все больше клонились к закату, уступая место новым идеологиям. Сегодня очевидно, что в условиях взаимозависимого и многополюсного мира влияние различных идеологий стирает четкие границы между ними, способствует их взаимопроникновению и взаимодействию.

Идеологии как политико-социальное мировоззрение являются; специфическим феноменом, содержание которого составляет область ценностных суждений, имеющих силу веры. Исходным пунктом идеологии является идея, развивающаяся в определенной интеллектуальной среде, воздействующая на общественное сознание и порождающая массовые политические движения. Будучи политическим мировоззрением, идеология обладает способностью наделять смыслом действия индивидов, социальных групп в пределах актуальной для них системы ценностей и вызывать к жизни определенную практику.

Идеологии начали зарождаться в XIV веке, в эпоху Возрождения, когда возник первый общественный кризис в связи с развёртыванием процесса секуляризации, т. е. освобождения общественного и индивидуального сознания от религии. Религиозная картина мира постепенно уступала место рациональной системе представлений о нем. Существовавшее прежде религиозное мировоззрение обосновывало общественную жизнь, политический порядок в терминах трансцендентных, т. е. потусторонних и недоступных человеческому познанию абсолютных значимостей (идеи Бога, души, бессмертия, судьбы). Смыслы человеческой деятельности задавались религиозными ценностями. Эти ценности и нормы претендовали на тотальную значимость, регулировали общественные взаимосвязи и повседневные взаимодействия индивидов. Они выступали в качестве мощной охранительной и сдерживающей силы лежавшей в основе традиционного общества. Естественно, это оказывалось возможным в условиях полной зависимости индивида от природы и силы общественных связей (т. е. общины, рода, племени). Следовательно, интеграция общества и его социальная ориентация осуществлялись под действием иррациональных факторов (верований, чувств, традиций, обычаев и т. д.). Однако разделение общественного труда и связанный с этим процесс становления автономной личности породил тенденцию эмансипации - высвобождения политической и культурной системы из зависимости от религиозной картины мира. Процесс обмирщения культурной сферы привел к тому, что политика перестала быть прерогативой церковной власти и приобрела вполне светский характер.

Первым шагом на пути эмансипации общества от сохранявшего свое влияние религиозного мировоззрения было провозглашение религиозного плюрализма, ставшего одним из результатов Реформации. Реформация привела к переоценке ценностей и утверждению идеи о том, что выживание человека и умножение земных благ выше потусторонних ценностей. Культ обеспеченной жизни обосновывался протестантизмом. Это было значительным шагом вперед в рационализации общественных отношений, создании новой социально-политической реальности, формирующейся на принципах целесообразности, здравого смысла, пользы. Политический порядок уже не задавался нормами религиозной морали, а основывался на согласии всех граждан, которые для защиты своих прав и свобод создали государство.

Смена религиозной картины мира рациональным объяснением реальности породила состояние социальной аномии, что потребовало новых идеалов и смыслов. Выдвижение этих новых смыслов, призванных обосновать способность человека к разумной организации общественного порядка, стали осуществлять политические идеологии. Они предлагали новые земные идеалы, способные интегрировать и ориентировать индивидов. Так, первой появилась идея о приоритете ценностей свободы, собственности и права индивида на жизнь, выдвинутая либеральными мыслителями. Затем эта идея овладела умами широких слоев населения и стала стимулом формирования массового политического движения.

Веком классических идеологий принято считать эпоху Просвещения, сформировавшую рационалистическое политическое мышление. Она выдвинула идею прогресса и возможности создания разумного общественного порядка на основе сознательно формулируемых самими людьми целей преобразования и ожидаемых результатов. Обоснование возможности целеполагающей деятельности людей востребовало науку об идеях, в которой выражались идеалистические представления о желаемом обществе. Однако природа этих идей трактовалась неоднозначно. Содержание идеальных представлений в одних случаях вытекало из материальных и социальных условий жизни конкретных классов, в других - идеи представляли собой сознательно сформулированные идеалы и цели, способные интегрировать и мобилизовать различные общности на базе этнической, религиозной и культурной идентичности. Неоднозначность в понимании природы идеальных представлений о мире привела к различным трактовкам термина "идеология".

Расширительная трактовка идеологии представлена Т. Парсонсом. Он рассматривал ее с позиций функционального подхода. Главный акцент делался не на природе и специфике идеологии, а на ее предназначении в обществе. Исходя из такой посылки, Т.Парсонс интерпретировал идеологию как систему ценностей конкретного общества, выступающую в качестве универсальных ориентаций социальной деятельности.

Подобная трактовка идеологии с классовых позиций представлена в марксизме, где она рассматривается как относительно самостоятельный фено-мен духовной жизни людей наряду с другими формами политического сознания. Идеология с точки зрения марксизма - это одна из разновидностей научного знания, которая в систематической форме научно обосновывает стремление социальных классов к политической власти. Однако только в случае с пролетариатом научность и объективность совпадают, поскольку интересы именно этого класса совпадают с интересами прогрессивного развития всего общества. Соответственно идеология рассматривалась в марксизме как система представлений, выражающих коренные интересы прогрессивного класса. Современные последователи К. Маркса трактуют идеологию как систему ценностей, которая легитимирует существующий в данном обществе порядок господства. Классовое понимание идеологии снижает интегративные возможности идеологии, ее коммуникативные способности к созданию диалога "власть-общество".

Более конструктивное объяснение феномена идеологии предполагает рассмотрение ее в контексте культуры, а именно как важного элемента культуры. Подобная, традиция была заложена в работах М. Вебера, К. Мангейма, Э. Дюркгейма, согласно которым природу и содержание идеологии следует выводить из субъективных ценностей, актуализированных группой, индивидом и выступающих в качестве мотивов их деятельности. Особое значение идеологии в конкретном обществе обусловлено, по М. Веберу, заданностью политических идеалов религиозными нормами. Эти нормы и ценности предписывают определенный образ жизни, действия и являются культурным кодом, позволяющим понять специфику политических форм жизни в конкретном обществе. Естественно, мотивации могут разрушаться всякий раз под воздействием прогресса общества. Тогда возникает потребность в новых смыслах и ориентациях.

Роль идеологии в жизни общества обусловлена теми функциями, которые она выполняет. Политические идеологии включают ценности, которые, выступая в качестве политического мировоззрения, обладают силой веры. Исходя из этого, можно выделить следующие функции идеологии:

Ориентационная: она выражается в том, что включая в себя основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе личности, власти, идеология задает систему смыслов и ориентации человеческой деятельности.

Мобилизационная: предлагая идеал более совершенного общества, политическая идеология выступает в качестве непосредственного мотива политической деятельности и мобилизует общество, социальные группы на его реализацию.

Интегративная: наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, политическая идеология задает ему такую значимость, которая по своим масштабам превосходит любой индивидуальный или групповой интерес. Политическая идеология противостоит частным интересам, тем самым выступает интегрирующим фактором.

Амортизационная: будучи способом интерпретации политической действительности, идеология служит ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения. Предлагаемые идеалы выступают в качестве вдохновляющих смыслов, заставляющих индивида, группу находить в себе силы после неудач и вновь стремиться к активным действиям по их реализации.

Указанные функции политическая идеология выполняет благодаря двум свойствам, которые отличают ее от других форм политического сознания (например, политической психологии), а именно: претензия на тотальную значимость (или глобальность) и нормативность. Любая политическая идеология стремится подавить другие идеологии, заявить о своем великом призвании изменить мир и использовать все, во имя реализации выдвинутой идеи. Идеология требует приверженности от сторонников ценностям и нормам, которые она культивирует. Идеологию не следует путать с пропагандой. Если идеология представляет собой форму существования политических представлений, то политическая пропаганда является основным средством их распространения. Идеология и пропаганда тесно взаимосвязаны. Пропаганда целенаправленно формирует у граждан необходимые и желаемые для партий, элит и лидеров политические ориентации, побуждающие граждан к определенному типу (образу) действий .

В информационный век контроль за умами людей становится главным ресурсом власти. Сегодня более чем в 130 странах мира ведется телевещание. 2,5, млрд. человек смотрят передачи на экранах 600 млн. телевизоров. Еще более многочисленная аудитория слушает радиопередачи по l,3 млрд. радиоприемников. 81 транснациональная корпорация контролирует 75% производства и распространения новостей на планете.

В современных условиях средства массовой информации превращаются в "четвертую власть". Дело в том, что наши знания о реальности всегда опосредованы. Из СМИ мы в основном черпаем представления о ней. Поэтому невозможно отличить отображаемую информацию от отображенного явления. Это служит предпосылкой для политического манипулирования как способа скрытого управления политическим-сознанием и поведением людей с целью сформировать у них необходимые политические представления, готовность к определенному типу политического действия.

Политические манипулирование основано на систематическом внедрении в массовое сознание мифов - совокупности иллюзорных людей, предписывающих определенные стандарты поведения ценности и нормы, воспринимаемые на веру. Так; в США, стране казалось бы, с рациональным избирателем, по мнению американского политолога Г. Шиллера, господство правящей элиты основано на пяти мифах. 1) Мифе об индивидуальной свободе и личном выборе граждан; 2) мифе о нейтралитете важнейших политических институтов: конгресса, суда, президентской власти, а также средств массовой информации; 3) мифе о неизменной эгоистической природе человека, его агрессивности, склонности к накопительству; 4) мифе об отсутствии в обществе социальных конфликтов, эксплуатации и угнетения; 5) мифе о плюрализме средств массовой информации, которые в действительности контролируются крупным рекламодателями и правительством.

Однако массовое сознание наиболее подвержено манипулированию в условиях переходных процессов. Если в стабильных обществах с высоким уровнем автономии личности манипулирование имеет целью интеграцию населения вокруг общих идей, то в переходных обществах, где не успели сформироваться устойчивые интересы, манипулирование с помощью лжи, полуправды, подтасовки фактов формирует представления, оторванные от действительности. В начале реформ в России культивировался миф о привлекательности капитализма и полном банкротстве социализма, о номенклатуре как главной виновнице бед при советской власти. Затем, когда ожидания относительно реформ не оправдались, появились мифы о "красно-коричневой" угрозе, об "агентах влияния" и др. Если же обратиться к содержанию российского телевещания, то оно почти наполовину состоит из "мыльных опер" и шоу, являющихся эффективным средством политического манипулирования.

2. Политические идеологии различаются по двум основаниям: 1) по социально-политической парадигме, т.е. по предлагаемой модели желаемого общества; 2) по отношению к прогрессу и технологии его осуществления. Если первое основание расчленяет политические идеологии на правые, центристские и левые (просоциалистические), то отношение к технологиям социальных изменений противопоставляет радикалов, выступающих за постоянные, глубокие революционные преобразования, консерваторам, стремящимся к сохранению установившегося политического порядка и согласным лишь на самые незначительные изменения status quo. Между ними располагаются силы с умеренными политическими ориентациями, предпочитающие путь постепенных реформ.

Политические идеологии, возникшие в эпоху Просвещения, по-разному обосновывали идею прогресса, предлагали различные модели общества и способы их реализации.

Правые идеологии связывают идею прогресса с обществом, основанным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственности и предпринимательства. Однако правые политико-социальные воззрения неоднородны. Они включают целый спектр политических идеологий от ультраправых (фашизма во всех его разновидностях) до либерально-демократических.

Левый политический: спектр представляют идеологии, которые видят социальный прогресс в постоянном преобразовании общества в направлении достижения равенства, социальной справедливости, создании условий для всестороннего развития личности. Однако воплощение ценностей равенства и справедливости левые представляют себе по-разному. Коммунисты от дают предпочтение радикальным способам преобразования общества, предполагают достижение равенства и справедливости в условиях планово организованной -экономики, приоритета общественной собственности, осуществления принципа оплаты "по труду". Социалисты и социал-демократы негативно относятся к идее использования революционных средств социальных изменений и предпочитают реформы. Равенство и справедливость они трактуют не как равенство результатов, а как равенство "стартов", т. е. создание примерно равных социальных возможностей для индивидов, вступающих в самостоятельную жизнь. В этом они солидарны с коммунистами

Либерализм обосновал процесс обособления и становления самостоятельного индивида, представителя зарождавшейся буржуазии. Экономически активная, но политически бесправная буржуазия выразила свои притязания на власть в либеральной политико-идеологической доктрине. Се годня либерализм представляет собой совокупность различающихся между собой концепций, которые, однако, непременно включают весь базовый набор либеральных ценностей.

Доходным тезисом либеральной идеологии является положение о священности и неотчуждаемости естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), об их приоритете над интересами обществам государства. Условиями самореализации индивида либерализм считает зрелое гражданское общество, правовое равенство граждан, политический плюрализм как, принцип организации жизни общества на началах многообразия, правовое государство с ограниченными возможностями вмешательства в сферы жизни гражданского общества

Глубокий кризис первой трети XX века (1929 - 1933) выявил ограниченные возможности либерализма сдерживать процессы нарастания социального неравенства, что потребовало известной модернизации либеральной политической доктрины. Возникший на базе классического либерализма неолиберализм трансформировал ряд его идей. В частности, был принят тезис о необходимости расширения социальных функций государства и границ его вмешательства в экономическую и социальную сферы. Положение о жестком распределении политических ролей управляющих и управляемых сменилось тезисом о консенсусе всех политических сил как сущности политики. Важнейшими достоинствами политической системы были признаны справедливость, связанность государства правом, ориентация правительства на моральные ценности и принципы, участие масс в политическом процессе, конкуренция элит. В итоге такой модернизации старый: либерализм был преобразован в неолиберализм, основной смысл которого можно выразить формулой: государство должно ограждать личность от злоупотреблений и негативных последствий функционирования рыночной системы.

Ценностями консервативной политической доктрины являются порядок, стабильность, традиционализм. Эти ценности проистекают из социально-политической парадигмы, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как принято считать в либерализме. Общество развивается благодаря наличию в нем так называемой естественной жизненной силы, существование которой рационально объяснить невозможно. Коль скоро логика прогресса задана свыше, то нет необходимости вмешиваться в ход исторического развития. Принимая принципы частной собственности, рынка и свободного предпри-нимателъства, консерваторы трактуют их как результат развития некоего естественного жизненного начала. Политическим идеалом консерватизма является сильное государство, четкая политическая стратификация: власть принадлежит элите, свобода есть подчинение власти и лояльность к ней. Консерватизм возник не как идеология новых классов, а как реакция на новые условия уходящих с исторической сцены классов. Однако классический консерватизм тоже смог трансформироваться в такие уникальные формы неоконсерватизма, как рейганизм (США), тэтчеризм (Англия), которые очень далеко ушли от первоначальной идеи. Во-первых, консерватизм заметно: эволюционировал в сторону приоритета прав и свобод отдельной личности при существенном ограничении экономических и социальных функций государства за счет приватизации государственной собственности и сокращения социальных программ. Во-вторых, консерватизм' стал идеологией широких слоев "среднего класса" западного общества. Историческая заслуга неоконсерватизма заключается в том, что он сформулировал и предложил эффективные способы решения актуальных проблем, вызванных экономическим спадом 70-х годов XX века К числу этих способов относятся:

а) структурная перестройка экономики, отвечавшая потребностям нового этапа технологической революции, б) создание новой системы стимулов взамен традиционной ориентированной на рост уровня жизни. Новые мотивации, значимые для работника были связаны с ростом качества жизни, создания новых форм самореализации личности. Неоконсерватизм органично соединил старые ценности доиндустриальной эпохи - семья, религия, мораль - с ценностями постиндустриальной эпохи: творческий труд, уникальность каждой личности, ускоренное развитие культуры, образования, активное привлечение работников к управлению производством.

Коммунистическая идеология сформировалась на основе марксизма –учения, возникшего в Западной Европе в середине XIX века. В противовес господствовавшему тогда классическому либерализму марксизм сформулировал учение о построении справедливого общества, в котором будет, наконец, раз и навсегда покончено с эксплуатацией человека человеком. В нем будут преодолены все виды социального отчуждения человека от власти, собственности и результатов труда. Такое общество было названо коммунистическим. Марксизм стал мировоззрением пролетариата, появившегося в результате произошедшего промышленного переворота. Марксизм представлял собой радикальную идеологию, акцентировавшую внимание на революционных методах построения нового общества. Преобладание революционных, насильственных методов преобразования социальной действительности вытекало из содержания марксистской концепции общественного развития. Поскольку марксизм, признавая возможность научного познания окружающей действительности и формулирования законов развития общества, постольку он признавал и возможность безошибочного определения путей его преобразования. Разработка научно обоснованной программы преобразований стимулировала деятельность по ее скорейшей реализации. Вкратце схема исторического прогресса в марксизме выглядела следующим образом: общественные изменения обусловливаются характером и уровнем развития материального производства, прежде всего производительных сил, а также влиянием культурных, психологических, исторических и других факторов. Поэтому исторический прогресс есть последовательная смена общественно-экономических формаций. Антагонистические формации (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) зарождаются на базе частной собственности, а коммунизм (и его первая фаза - социализм) формируется на принципиально иной экономической основе - общественной собственности. Непримиримость социальных интересов пролетариата и буржуазии и, следовательно, жесткая классовая борьба обусловлены сохранением частной собственности в руках класса буржуазии. Революционный переход от капитализма к социализму должен заключаться, прежде всего, в экспроприации частной собственности и передаче ее в руки тех, кто своим трудом создает все богатство общества, а также в установлении диктатуры пролетариата. Коммунистическое общество характеризуется наличием нового человека, презревшего материальный расчет и выгоду. Ориентированность на стимулы к труду типа - труд на общее благо есть одновременно труд на благо потомков. В труде формируется личность; труд есть способ самовыражения, самореализации человека.

Наиболее важным механизмом интеграции различных элементов социальной структуры была признана коммунистическая партия. В целях более полной реализации этой функции партии предполагалось превращение ее во властную структуру, сращивание с государством, которое под ее руководством должно было постепенно заменяться системой общественного самоуправления.

В отличие от либерализма, консерватизма и коммунизма, ориентирующихся на интересы конкретных социальных классов и групп, фашизм опирается на идею расового превосходства, национальной идентичности и обеспечивает интеграцию населения вокруг целей национального возрождения. Такие разновидности фашизма, как итальянский фашизм и немецкий национал-социализм были вызваны к жизни рядом причин. Появление новых видов деятельности и форм разделения труда разрушало привычные социальные связи и традиционный уклад жизни. Усложнение социальных отношений дополнялось глубоким экономическим кризисом конца 20-х годов XX века. В этих условиях классические либеральные ценности оказались неспособными выступить в качестве вдохновляющих мотивов человеческой деятельности и факторами интеграции общества. Процессы абсолютного обнищания населения, разрушения прежней социальной структуры и появления значительных маргинальных и люмпенских групп обесценивали либеральные идеалы свободной личности. В такой ситуации интегрирующую и вдохновляющую роль сыграли ценности национального возрождения и единства. Особенно актуальными они стали для Германии, поскольку в ней национальное самосознание населения было более всего унижено поражением в первой мировой войне 1914 - 1918 гг.

Различия итальянского и немецкого фашизма заключаются в следующем. Если идеология итальянского фашизма стремилась возродить могущество Священной Римской империи и была не столь притягательной для широких народных масс, то национал-социализм стал идеологией, которая смогла сплотить различные социальные группы идеей национального превосходства арийской расы, соединив ее с лозунгами социального равенства и справедливости.

Идеология национал-социализма создавала новый тип личности, свободный, по выражению А.Гитлера, от отягощающих фантазий разума, от грязи и унижающих самоотравлений химерами, именуемыми совестью и нравственностыо. Создание условий для развития национального немецкого государства предполагалось за счет расширения жизненных пространства на востоке, устранения целых расовых единиц для обеспечения продовольственного снабжения Германии. Парадоксально, но даже при кардинальном различии идеалов и ценностей, принципы построения нового общества в коммунизме и фашизме оказались схожими. Эти принципы включали в себя тотальное подчинение общества одной идеологии, монопольную власть одной партии, как главного элемента тоталитарной системы, использование политического террора, использования органов насилия в обеспечении политической стабильности и идейного единства.

Наряду либерализмом более жизнеспособной и социально эффективной нa практике оказалась идеология социал-демократизма , формирующая в значительной мере центристскую политическую ориентацию. Возникнув более ста лет назад, она была удивительно прагматичной, что определило высокую жизненную силу ее идей, несмотря на радикальные изменения в мире. В то время как многие политические идеологии приходили в упадок, идеология социал-демократизма усиливала свое влияние в мировом сообществе. Сегодня социал-демократическая идеология является политической доктриной центристских сил, хотя зарождалась она как левая идеология, как одно из течений внутри марксизма. Эластичность теоретических положений, которые никогда не имели ортодоксального характера, позволяла ей изменяться вместе с изменениями социальной действительности. Она смогла интегрировать достижения политической мысли разных направлений, в том числе марксизма и либерализма, создать идеологию, выражающую интересы широких слоев западного общества.

Теоретические основы социал-демократизма были заложены Э. Бернштейном в работе "Предпосылки социализма и задачи социал-демократии" (1899). В ней он обосновал тезис о способности капитализма к саморазвитии и на этой основе осуществил ревизию выводов классического марксизма. Многие его идеи вошли в политическую доктрину современной социал-демократии. Это концепция "демократического социализма". Главными ценностями "демократического социализма" Социнтерн признал: свободу t справедливость, солидарность. Реализовать данные ценности можно, по мнению авторов концепции лишь посредством экономической, политической и духовной демократии. Соответственно социализм характеризуется не как жесткая социальная конструкция, а как процесс постоянного движения в сторону реализации названных ценностей, обогащения их реального содержания. Социализм выступает скорее; как нравственная категория, нежели экономическая, хотя в то время социал-демократия еще не отказывалась от обобществления, а лишь ограничивала его рамками экономической целесообразности.

В концепции "демократического социализма социалистическая цель рассматривается не с позиций экономического детерминизма как в марксизме, а исходя из предположения об ограниченной познавательной силе любой общей теории, поскольку всякая теория нуждается в постоянной корректировке, уточнениях, пересмотре в зависимости от изменения реальных, условий. Социал-демократы отказались от единой идеологической основы своего движения, что; позволило им преодолеть докгриальную узость в определении стратегии и тактики, программных целей и принципов, свойственную коммунистическому движению и приведшую к падению его авторитета и влияния в мире. Более того, в Социнтерне перестал действовать довоенный принцип обязательности решений для входящих' в него партий. Каждая партия была признана самостоятельно и ответственной лишь перед своими членами и избирателями, что обеспечило Социнтерну организационную устойчивость. На практике концепция "демократического социализма" была успешно реализована в Швеции, Австрии, Швейцарии, Норвегиии. Кроме рассмотренных, в современном мире значительным влиянием: пользуются и другие идеологии, например, экологизм, национализм, не связанные с интересами конкретных классов

3. Политические идеологии в современной России

Спектр политических предпочтений в современном российском обществе характеризуется многообразием политических устремлений. Прежнее идеологическое единство, основанное на ценностях коммунистической идеологии, сменилось пестрой мозаикой течений, партий, движений, которые пропагандируют различные, часто противоположные, идеалы. Если в самом начале преобразований, в 1991 году по результатам обследования, проведенного ВЦИОМ, 56% опрошенных хотели бы построить общество по типу "шведского социализма", соединив лучшие черты капитализма и социализма, то после событий августа 1991 года спектр политических настроений населения резко качнулся вправо - к ценностям либерализма.

Однако в современном российском обществе практически не оказалось ни экономических (развитый конкурентный рынок), ни социальных (наличие многочисленного среднего класса), ни политических (правовое, государство, гарантирующее права и свободы личности), ни историко-психологических (наличие традиции суверенитета личности и ее автономности) предпосылок для закрепления этой тенденции. Более того, начальный этап реформ, когда происходило усвоение либеральных ценностей, породил возвратные движения, заметно снизил интерес к идеологии либерализма. Дело в том, что декларация ценностей свободы, индивидуализма сопровождалась стремительным ростом нищеты широких масс, нарастанием имущественного неравенства. Не удивительно, что население оказалось не в состоянии усвоить либеральные ценности, привыкнуть к новым стандартам жизни. Перенесение на российскую почву западных моделей рыночных преобразований в виде политики монетаризма, невмешательства государства в экономическую и социальную сферы, создало предпосылки для активизации иных настроений. И в частности, консервативных, которые стали выступать в таких вариациях, как монархизм. Кроме того, дискомфорт, который испытало большинство населения, оказавшегося в условиях "криминального рынка", вновь востребовала ценности социальной, защищенности и справедливости, равенства, поиска форм национальной идентичности.

На вербальном; уровне идеологические предпочтения российских граждан делятся, как показывали опросы общественного мнения в 1995 году, на четыре основные группы. Сторонниками продолжения рыночных реформ, либеральной идеологии считают себя 17,2% опрошенных; идеологии "русских националистов", ищущих самостоятельный "русский путь"» 10,5%; коммунистической идеологии (сторонников социализма) -: 14%; идеологии "центризма" (сторонников сочетания различных идей, стремящихся избегать крайностей) - 17,2%; не определились в своей позиции - 41% опрошенных. Группа "центристов" - это та часть избирателей, которая еще ждет идеи, способной противостоять крайним политическим ориентациям - коммунизму и капитализму.

В целом спектр идеологических устремлений в России очень раздроблен, подвижен. Его неустойчивость объясняется существованием довольно значительных маргинальных групп. Маргиналы – это те, кто в силу разных обстоятельств утратил связи со своей прежней социальной средой, а в новую еще не вписался. К маргиналам относятся сельские жители, приехавшие в город и не нашедшие работы, военные, уволенные в запас, но не имеющие возможности устроиться по специальности, близкой к военной и т. п. Естественно, что маргинальные слои активно поддерживают те политические силы, которые обещают решить, в первую очередь их материальные проблемы.

И, тем не менее, процесс кристаллизации идеологических предпочтений в российском обществе набирает силу. В настоящее время он характеризуется, рядом особенностей. Во-первых, формируется биполярная идеологическая система с крайними полюсами - либерализмом (его носители - правящая элита, предприниматели) и коммунизмом. Причем с коммунистической идеологией "блокируются" национально-патриотические ориентации. Во-вторых, центристские ориентации до их пор остаются невостребованными. Отсутствие среднего класса делает малоперспективным в ближайшее время возможность преодоления биполярности идеологической системы. В-третьих, социальная база большинства идеологий, за исключением левых ориентаций еще только формируется. Это является одной из причин того, что политические партии не уделяют должного внимания идеологической работе среди населения, созданию серьезных политических программ, которые помогали бы отличать их от других партий. Сегодня в основе оценки происходящего в российском обществе лежат преимущественно настроения, а не осознанные каждой личностью, социальной группой интересы. Лишь процесс кристаллизации социально-экономических интересов классов, слоев, групп объективно востребует необходимость их выражения в рационально-оценочной форме, в форме идеологий.

Результаты прошедших в 1996 году президентских выборов выявили двухполюсность политических ориентации: левые-правые. У коммунистического движения в российском обществе достаточно большая социальная база. Она не ограничивается "социальными низами", на что и указывали многие аналитики до этой избирательной кампании. Тенденция к ее расширению тесно связана с недостаточной экономической эффективностью реформ. По мере того, как государственная собственность в ходе приватизации становилась собственностью достаточно узкого круга лиц, несобственники из потенциальных сторонников коммунистических идей все больше превращались в их реальных приверженцев. Естественное недовольство "обманутых вкладчиков" как потенциальных собственников также востребовало такие ценности, как справедливость; равенство, социальная защищенность. В ходе социального исследования, проведенного ИСПИ РАН в 1995 году, отвечая на вопрос об идеях, которые могли бы стать основой политики возрождения России, респонденты на первое место поставили идею справедливости (44%), далее – права человека (37%) и порядок (36%). На такую ценность, как мир указали 33% опрошенный, что, наверное, означает; что 11% населения готовы поступиться миром ради воцарения справедливости.

Кроме того, президентские выборы показали наличие в российском, обществе весьма широкого социального пласта идеологически индифферентных граждан. Все эти факты говорят о том, что необходимое для стабильности общества соотношение различных идеологий в политической жизни России до сих пор еще не установилось и не закрепилось окончательно. "Баланс" этих идеологий сможет стабилизоваться при условии более высокой эффективности социально-экономических преобразований в стране.

Вопросы и задания

1. Какова роль и назначение политической идеологам в жизни личности и общества?

2. Когда и почему появились первые идеологии?

3. Какие функции выполняет идеология в обществе?

4. Что отличает идеологию от религии, пропаганды?

5. Можете ли вы сказать, что исповедуете какую-то идеологию?

6. По каким признакам различаются политические идеологии?

7. Сформулируйте характерные признаки правых идеологий.

8. Чем отличаются левые идеологии от правых?

9. Как представляют себе развитие общества центристы?

10. Назовите основные положения либеральной идеологии. Как вы счи-

таете, в чем ee достоинства и недостатки?

11. Всегда ли плохо быть консерватором? Каковы положительные; моменты консервативной идеологии?

12. Когда и почему появилась коммунистическая идеология? Чьи инте ресы она отражает?

13. Можно ли признать основные положения коммунизма утопическими? Если, можно, то почему, и если нельзя, то тоже по каким причинам?

14. Что вызвало появление фашизма? Опишите то общество, которое стремились создать идеологи фашизма.

15. Чем, на ваш взгляд, можно объяснить живучесть фашистских идей?

16. Каковы отличительные особенности социал-демократической идеологии по сравнению с другими идеологиями?

17 Чем обусловлена практическая эффективность социал-демократической идеологии?

18. Каковы причины краха коммунизма как государственной идеологии в России?