Смекни!
smekni.com

Место России в глобальном обществе (стр. 1 из 9)

Российская Академия Государственной Службы

при президенте РФ

Институт переподготовки специалистов

Кафедра политических наук и технологий

Контрольная работа

По дисциплине «Геополитика»

На тему «Место России в глобальном обществе».

Выполнила:

Студентка гр. 06213

Жуковская Е.В.

Проверил:

Доктор полит. наук

профессор

Нуриддинов

Новосибирск

2008

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….….3

1. Россия в процессах глобализации………………………………………….7

1.1. Возможность и необходимость прогноза глобальных процессов……………………………………………………………..….7
1.2.Тенденция роста, значения потенциала человеческой личности……………………………………………………………..…10

1.3. Россия и системный кризис…………………………………….…14

2.Глобальные тенденции………………………………………………….…..21

2.1. Ресурсы России в контексте глобализации………………………21

2.2. Усиление роли государства………………………………………22

2.3.Сценарии развития России в условиях глобализации…………..26

Заключение……………………………………………………………………32

Библиографический список…………………………………………….……35

Введение

Рост общественного и государственного интереса к проблемам глобализации возрастает. Все это говорит о том, что интерес к данной теме будет расти - как правительств, так и общественных организаций. Увеличится, безусловно, и количество, а, главное - качество исследований, в том числе специальных, посвященных глобальным процессам. На наш взгляд, можно говорить о том, что в последнее десятилетие в области изучения глобальных процессов произошло, по меньшей мере, два качественных изменения: Во-первых, глобалистика, как наука из области `гипотезы`, предположения, догадки, допущения перешла в категорию `теории` (пусть еще не сформировавшейся, весьма спорной). Это означает, что стадия первоначального исследования, обобщения материала и первичного анализа, преимущественно политологами, переходит в стадию системного анализа и прогноза, в том числе и применением специальных методов, то есть качественно более высокую стадию исследования, когда над исследованием этой темы начинают работать крупные научные коллективы, обеспеченные необходимыми ресурсами. С.П.Стреляев, например, полагает, что в развитии общественного знания следует ожидать создания новых моделей общественного устройства. Ближайшее десятилетие будет тем периодом международной жизни, когда `конец истории` в фукуямовском понимании будет каждодневно опровергаться практикой. Все чаще и чаще будет звучать в работах ученых термин `гармонизация общественного и мирового развития`, на необходимость которой объективно наталкивают тенденции развития глобализирующегося мира. Сегодняшний мир и мир ближайших лет обостренно продемонстрирует сплетение разнонаправленных сил, ранее действующих в различных пространствах. Арифметическая ясность (совсем недавно разделение на черное и белое давалось легко) сменится сложностями высшей математики, количественные представления натуральными числами заменятся качественными и числами иррациональными. Во-вторых, сегодня можно уверенно говорить об устойчивой тенденции роста теперь уже не только научного, но и общественного, а также государственного интереса к теме глобальных процессов, в особенности их последствий для человечества.
Так, некоторые специалисты связывают с этой темой такую проблему, как `мировоззренческий ренессанс` человечества. К.Меркулов, например, полагает, что `при прогнозировании динамики развития глобальных процессов следует иметь в виду грядущую особую (`новомессианскую`) роль России как `Третьего Рима` в разблокировании глобальных проблем человеческой цивилизации и гармонизации системы международных отношений на путях формирования инфраструктуры праведного геоменеджмента. Причем именно уникальное `мирное дипломатическое наступление` нашего Возрожденного Отечества призвано потенциально изменить динамику развития глобальных процессов с преимущественно пессимистической на преимущественно оптимистическую и генерировать вслед за Первой Глобальной Революцией (Постиндустриальной, или Информационной) начало Второй Глобальной Революции (или, точнее, революционных и эволюционных процессов развития социума), о закономерности которой свидетельствуют великие священные писания и крупнейшие богословские и научные откровения (в том числе В.С.Соловьева, Шри Ауробиндо Гхоша и др.)`.
В-третьих, в предметном и в техническом знании по-прежнему одну из ведущих ролей будут играть информационные технологии. Бурных прорывов и открытий тут ожидать не следует, развитие будет идти скорее вширь, чем вглубь. Однако количественные показатели (быстродействие, габариты и т.д.) могут измениться существенно, на порядки (и по отдельным характеристикам возможны именно частные прорывы). Важнее тут то, что уменьшение габаритов, удешевление, повышение быстродействия, увеличение на порядки объема оперативной и постоянной памяти позволит широко использовать информационные средства практически каждым работником и сотрудником многих областей деятельности до низших категорий включительно. Например, наличие карманного компьютера у каждого рядового патрульно-постовой службы с полной базой данной по разыскиваемым преступникам, с полной базой законодательства с комментариями и другой необходимой для его работы информацией (или с быстрым, практически мгновенным выходом по каналам спутниковой связи на центральную базу) - это в передовых странах станет обыденностью в ближайшие три-пять лет. Точно также в ближайшие годы существенно возрастет роль дистанционного обучения, оперативного консультирования по различным вопросам (врач, делающий операцию в сельской больнице, сможет в сложных случаях выводить ее ход на дисплей в крупном медицинском центре и в реальном масштабе времени получать указания и справки, данные дорогостоящей диагностической аппаратур). До встроенных мини-чипов для тотального контроля дело в большом масштабе не дойдет, разве что в отдельных областях (контроль за финансовыми потоками) современные информационные технологии широко внедрятся и обеспечат прозрачность, однако отдельные попытки в некоторых странах будут предприниматься и эта тема будет активно муссироваться правозащитниками.
В-четвертых, в международных отношениях наиболее активные события будут происходить вокруг непреодолимого барьера между «золотым миллиардом» и остальными странами. Преодолеть этот барьер можно только чудом, в триединстве - суть и причина сегодняшнего мира (миллиард стал `золотым`, потому что есть все остальные и потому что есть барьер; остальные за барьером - потому что есть `золотой` миллиард и т.д.). Значит, барьер, раз он осознан, следует обойти, сломать, нивелировать (последнее может означать попытки вытеснения из общественного сознания ценностей современной западной цивилизации другими конструкциями - и это вовсе не маловероятно). `Обойти`, `сломать`, а для других, следовательно - `сохранить`, `удержать` - это конкретные политические и дипломатические действия на международной арене, конкретные союзы, конкретные конфликты, конкретные экономические блокады, конкретные акции устрашения, лоббирование и проталкивание конкретных международных соглашений под заведомо известного нарушителя, чаще, или в основном - завуалированные, прикрытые красивыми лозунгами миссионерского или иного характера (права человека, укрепление стабильности глобальной или региональной и т.д.).[1] Рост и все более широко известное западное благополучие при росте населения в иных странах и обострении их проблем объективно дают основания для обострения конфликтов и противоречий, а то и попытки слома барьера по схеме 11 сентября 2001 года. В-пятых, в экономике утвердятся в виде основных субъектов хозяйственной жизни транснациональные корпорации. Это не нанесет на ближайшем отрезке практического ущерба концепции национального государства, напротив, вкупе с иными факторами послужит укреплению этой концепции, однако в теоретическом плане дискуссии будут достаточно острыми, отдельные частные проявления - болезненными. По-прежнему в хозяйствовании более значимой фигурой будут управленец, менеджер, посредник, лоббист, а не сеятель, пахарь, токарь, учитель и врач. Смысл рынка именно в этом. Это будет иметь и правовое развитие - совершенствование антикоррупционного законодательства, построение международных механизмов, препятствующих отмыванию `грязных` денег, и социальное.
В-шестых, в мировой финансовой системе следует ожидать изменений, связанных с сегодняшним доминированием в ней американского доллара. Возможны два пути развития событий: с одной стороны, сюрприза можно ожидать от самих США, а с другой - США в этом плане весьма уязвимы и охотников воспользоваться этой уязвимостью достаточно. Очень возможен переход на электронные деньги, что приведет к внедрению новых компьютерных форм бухгалтерского учета, финансового контроля, развитию механизмов собираемости налогов, изменит структуру преступности. Сложность тут заключается во все большем приближении к экономике глобальной: электронные деньги как средство платежа и накопления отдельного гражданина должны быть средством платежа и финансовым инструментом предприятий и организаций, быть приспособленными к транснациональным расчетам. Использование при этом американского доллара не будет воспринято однозначно большинством участников международного экономического процесса (с бумажным долларом мириться легче), изобретение новой единой мировой валюты невозможно. Но по более сложной схеме, `укрупняющей` регионы хождения одной валюты (пример - евро) и четче отчерчивающей отдельные рынки мировой системы, с введением международных механизмов пересчета, перевода финансов из одной финансовой зоны в другую - очень возможно. С электронной финансовой картой конкретного человека при пересечении им границы будет происходить нечто подобное тому, что происходит с абонентом сотовой связи при его движении из зоны действия одного оператора в зону другого. А чуть позже появится и `роуминг по всему миру`. Возможен автоматический пересчет суммы на счете по текущему курсу при пересечении границы в валюту государства настоящего пребывания. В-седьмых, человек при всем своем величии остается всего-навсего одним из биологических видов. Его возможности по обращению с информацией ограничены природой. Мы сегодня как никогда близки в этому пределу. Тут причиной - и информационный бум, и быстрые изменения в жизни. Начнет действовать и оборотная сторона концепции прав человека, в частности - засилье в СМИ бездарей с теми же правами, как у талантов, дешевого культурного (в широком социологическом смысле, а не в смысле `хорошего`) и информационного продукта, не отличающегося по форме преподнесения от профессионально сделанной работы и даже от истинных шедевров. Именно в ближайшее десятилетие следует ожидать заметного роста числа социально неадаптированных личностей, причем независимо от страны проживания. Быть нормальным, `с веком наравне` все сложнее, так как понятие нормы становится все более нечетким, человечество ушло достаточно далеко от патриархального уклада, когда внуком однозначно признавались ценности прадеда. Конфликт отцов и детей становится естественным состоянием, культурная преемственность - маловозможной; роль положительных примеров в воспитании падает. Темп жизни нарастает, пересматривать свои взгляды человеку приходится все чаще.