Политическая мысль Нового и Новейшего времени

Ряд интересных политических концепций появилось в первой половине Х1Х века. Их авторами были французские ученые Франсуа Гизо, Жак Тьерри, Луи Тьер, Жюль Мишле. На основе анализа, опыта английской и французской революций они сделали три очень важных вывода.

Политическая мысль Нового и Новейшего времени

Великая французская революция и промышленный переворот обеспечили победу капиталистических отношений и их коренных устоев - капиталистической частной собственности, купле-продаже рабочей силы, свободной конкуренции и частной инициативы. В соответствии с этим началось создание новой политико-правовой системы, упрочение буржуазных свобод и прав, принятие соответствующих кодексов и конституций, разрабатываются новые теории и концепции.

Ряд интересных политических концепций появилось в первой половине Х1Х века. Их авторами были французские ученые Франсуа Гизо, Жак Тьерри, Луи Тьер, Жюль Мишле. На основе анализа, опыта английской и французской революций они сделали три очень важных вывода: 1) история творится людьми; 2) революции происходят в результате общественных противоречий; з) происхождение классов и государственной власти уходят своими корнями к завоеванию одних племен другими(теория завоевания).

Огюст Конт (1798-1857) трактовал государство как орган управления материальной деятельностью общества, которое опирается на разделение труда. Материальную основу государства он видел также и в чувстве коллективизма, присущем человеку.

Герберт Спенсер /1820-1903/ в своей работе "Характерная сфера власти" высказал мнение о том, что государство, по своей сути есть акционерное общество для защиты интересов его членов. Из этого следовало, что функции государства определяются социальными и экономическими интересами.

В политической жизни первой половины Х1Х ст. преобладало стремление буржуазии к свободе, прогрессу, законности. Но по мере развития политического процесса буржуазия от революционной идеи приходила к идее либерализма. Поэтому ведущим направлением буржуазно-правовой идеологии Х1Х века выступает либерализм.

Либералы /Б.Констен/1767-1830/,И.Бентам/1748-1832 и др./ обосновали буржуазные права и свободы, прежде всего "личную свободу", неприкосновенность личности, свободу частной собственности и промышленной конкуренций, невмешательства государства в экономику. Большое внимание они уделяли политической свободе и разделению властей как гарантии против государственного произвола и "деспотизма толпы".

Либерализм первой половины Х1Х в. отражал ограниченность, противоречивость и непоследовательность буржуазии в защите свободы, демократии, конституционности. Он выражал интересы буржуазии, которая превратилась в господствующий класс. В либерализме данного периода выражен поворот от революции к эволюции.

Буржуазные политико-правовые учения первой половины Х1Х в. развивались в борьбе с одной стороны с феодальными доктринами государства и права, с другой - с идеями социалистов-утопистов. Понятие "Утопия" происходит от названия одноименной книги Т.Мора и в переводе означает "место благословенное, но не существующее".

Отличительная особенность политико-правовых взглядов утопистов состоит в том, что в своих представлениях о государственном устройстве они пытались исходить не из существующих реалий, объективного движения общественных законов, а из созданных ими же коммунистических идеалов, видение которых у каждого из авторов было разным.

Современная наука выделяет три этапа в развитии утопического социализма: первый - ранний этап /ХVI-XVIII в.в./, второй - этап критического утопического социализма /начало ХIХ в./, третий - революционно-демократический этап /50-60г.г ХIХ в./

Первый этап утопического социализма представлен когортой блестящих мыслителей и ученых, которые не сомневались в необходимости изменения существующего строя и предлагали свои пути переустройства, свои "модели" справедливого общества. Так Т.Мор мечтает об обществе, где нет богатых и бедных, между людьми царит мир и согласие, равноправие и свободомыслие. Т.Кампанелла выдвинул идею о возможности научного управления обществом. Морелли впервые сформулировал принцип необходимости трудиться по потребностям. Ж.Мелье в своем труде «Завещание» призывал к народной революции. Г.Бабеф призывал к революционному перевороту и установлению диктатуры угнетенных

Второй этап утопического социализма совпадает со временем утверждения капитализма и представлен тремя выдающимися мыслителями Анри Сен-Симоном, Шарлем Фурье и Робертом Оуэном /начало ХIХ в./ Признав закономерности капитализма, и вместе с тем критикуя его, они выдвинули идею самоуправляющихся коммунистических общин.

Строй созданный на принципах разума, по мнению Сен-Симона, порождает коллективизм, сотрудничество, мир, согласие, свободу личности. Это - социалистическое общество, в котором осуществляется плановое производство, потребности каждого удовлетворяются за счет общества. Государственная власть превращается в орудие организации производства и управления вещами.

Шарль Фурье строил свою социально-политическую систему на противопоставлении двух миров - буржуазного и социалистического. Буржуазное государство по мысли Фурье - "союз угнетателей", свобода в этом государстве означает свободу умереть от голода, торговля - ложь и обман. Социалистический строй, считал он, создавая плановое хозяйство, исключает кризисы, делает труд свободным и творческим. Вслед за Сен-Симоном он признавал две формы собственности: общественную и частную.

Роберт Оуэн полагал, что причины пороков людей заключены в политическом устройстве капиталистического государства, что для его коренного изменения нужно решить три задачи: изменить характер человека, создать кооперацию как путь к социализму, раскрыть место рабочего движения в преобразовании общества.

Третье поколение утопического социализма - революционеры-демократы второй половины Х1Х века. (Дж.Гарибальди, Дж.Мадзини, Ш.Петефи, Х.Ботев, Рабиндранат Тагор, А.Н.Радищев, В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Т.Г.Шевченко, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, И.Я.Франко, П.А.Грабовский, Леся Украинка и др). Для этого направления политической мысли характерен поиск путей революционного преобразования общества на демократических началах. Основные антагонизмы, существовавшие в буржуазном обществе, они связывали с экономическими и социальными противоречиями. Для всех них была бесспорной необходимость построения нового общества, главными чертами которого были бы демократия и равенство. Революционеры-демократы не только словом, но и делом боролись за лучшее будущее трудящихся, многие из них отдали жизни за свои социалистические идеалы.

После возникновения марксизма утопический социализм продолжал существовать как теоретическое оформление социальных иллюзий мелкобуржуазных и люмпенских слоев населения. Это нашло выражение в таких его формах, как социал-реформизм (Л.Блан, Ф.Лассаль), анархизм (Прудон, М.Бакунин, П.Кропоткин), христианский социализм и др.

Огромное влияние на учение о политике оказал марксизм. На протяжении всей своей деятельности К.Маркс и Ф.Энгельс уделяли пристальное внимание сущности политики и политической власти, характеру и методам политической деятельности, глубоко анализировали политические процессы, деятельность государства, политических партий, массовых движений. В истории политической мысли важное место занимают их труды. "Крестьянская война в Германии", "Классовая борьба во Франции с 1846 по 1850 г ", "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", "Анти-Дюринг", "Происхождение семьи, частной собственности и государства" и др.

Маркс и Энгельс создали развитую и цельную теорию политических отношений, которая включает в себя:

1) политические отношения - это отношения, вытекающие из борьбы за власть и осуществление власти. Развитие производительных сил и производственных отношений рождает противоречия между базисом и надстройкой. Преодоление их достигается революционным путем;

2) базис всегда первичен, а надстройка вторична, но надстроечным институтам отведена активная роль в формировании социально-экономических отношений. Политика выступает как важный аргумент в общественно-политических процессах, как орудие формирования нового экономического базиса;

3) государство есть продукт классовых противоречий и служит интересам экономически господствующего класса. Они выводят государство из развития общественных отношений, которые в свою очередь являются результатом развития производительных сил и производственных отношений. Экономическое развитие - основная предпосылка, а насилие - производная в процессе возникновения классов и государства;

4) экономически господствующий класс - он и политически и идеологически господствующий. Вывод о том, что экономическое политическое и идеологическое господство - это взаимодополняющие аспекты господства классового, положен в основу марксистской теории;

5) марксизм создал собственную теорию политического сознания. Исходным ее пунктом есть положение о том, что общественное бытие людей определяет их сознание, следовательно, политические взгляды людей формируются под влиянием их положения, а также интересов определяющих это положение. Однако зависимость между интересом и сознанием есть лишь зависимость потенциальная, а в действительности она деформирована идеологическим влиянием господствующего класса;

6) анализ общественного положения классов, слоев и социальных групп - исходный пункт для понимания политического поведения масс.

Необходимо отметить, что марксистская политическая концепция оказала значительное влияние на развитие политической науки, особенно европейской. Вместе с тем, она не стала основой современной политологии. Марксизм не имел какого-либо значительного влияния в США, а именно там закладывались основы современной политической науки и ее основные концепции.

В XIX столетии наряду с марксистской (в полемике и борьбе с ним) получили быстрое развитие и приобрели большую популярность немарксистские политологические концепции, изучение которых имеет большое политическое, практическое и познавательное значение.

Один из основоположников теории социального конфликта польский ученый Людвиг Гумплович (1838-1904), считал, что процесс социальной революции обусловлен конфликтами между автономными общественными группами и конфликтами интересов внутри самих групп. В понимании возникновения государства Гумплович стоит на дарвинистских позициях, считая, что государство родилось стихийно в борьбе рас и социальных групп за существование. Концепцию Гумпловича и его сторонников и последователей о возникновении государства именуют еще социал-дарвинизмом, который был очень популярен в Х1Х, начале ХХ века.

Следующий этап в развитии политической науки связан с именами итальянских ученых Гаетано Моски и Вильфредо Парето - создателей политологической теории элиты, которую они изложили в своих работах "Господствующий класс" и "Трактат по общей социологии".

Власть, считал Моска, всегда находилась и должна находиться в руках меньшинства. Это правящее меньшинство он называет господствующим классом, элитой. В истории, по его мнению, существуют две основные элиты: аристократическая и демократическая. Аристократическая - представляет собой замкнутую группу, которая не пополняется людьми вне ее круга, в то время как демократическое правящее меньшинство рекрутируется из широких народных масс за счет людей, чьи качества оказываются полезными с точки зрения осуществления власти.

По мысли Парето, социальные условия служат причиной того, что не все люди, наделенные элитарными качествами, могут войти в руководящую группу, и составляют т.н. контрэлиту. Поскольку господствующие элиты сохраняют свои привилегии и стараются передать их по наследству, назревает конфликт, в результате которого контрэлита при поддержке масс свергает власть прежней элиты и устанавливает свое господство.

Теорию элиты существенно расширяет теория олигархизации политических партий Р.Михельса и М.Острогорского. М.Острогорский был первым, кто пришел к выводу, что в каждой партии, даже самой массовой, власть находится в руках партийного аппарата (олигархии). А сами партии, независимо от проповедуемой идеологии неизбежно приобретают недемократический характер. Р.Михельс сформулировал т.н. "железный закон" олигархических тенденций, суть которого - демократия ведет к олигархии в силу исторического опыта и психологических свойствах "массового человека", а поэтому вожди не уступают власть массам, а только другим вождям.

Одной из наиболее ярких фигур в политологии является Макс Вебер (1864-1920). Он обосновал теорию идеальных типов господства, которая включает в себя такие виды: господство "традиционное" основанное на вере в традиционность и святость определенных традиций; господство "харизматическое" в основе которого лежит вера в сверхчеловеческие качества вождя, лидера; господство "рациональное», базируется на вере людей в законность (легитимность) существующей политической и государственной системы . Отдавая преимущество последнему типу, ученый обосновал теорию государственной демократии и бюрократии.

Сравнивая массовую демократию с демагогией, Вебер утверждает, что при демократии политический лидер приходит к руководству путем демагогических обращений к массам. Массовая демократия приводит к такому явлению как цезаризм, когда власть сосредоточивается в руках избранного народом лидера, который использует аппарат принуждения для подавления какой-либо оппозиции.

Автор теории социальной солидарности Эмиль Дюркгейм (1858-1917) исследовал политические явления в контексте разделения труда в обществе, под которым он понимал его профессиональную специализацию: чем совершеннее разделение труда в обществе, тем более выражена социальная солидарность его членов. Ученый подчеркивал важность функций государства, но выступал против их абсолютизации и самого процесса огосударствления. А чтобы избежать его, он предлагал создать рядом с государством различные группы и ассоциации, которые ограничивали бы его политическую власть.

Бурное развитие естественных и общественных наук в Х1Х в. стимулировал интерес к политическим исследованиям в США и способствовал созданию американской политологии, основоположником которой считается Джон Бургес. Американские политологи Х1Х века основное внимание уделяли исследованию конкретных фактов жизни общества. Особое место в мировой и американской политологии заняла теория Вудро Вильсона о праве наций на самоопределение, право каждой нации на создание своего государства.

В ХХ веке политология окончательно оформилась как самостоятельная отрасль научных знаний. В этот период обострилась в теории и на практике борьба между марксистскими и немарксистскими политологическими концепциями, дальнейшее развитие марксистской теории политических отношений связано с именем В.И.Ленина. Он является автором концепций: о социалистической революции в эпоху империализма; о перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую; о гегемонии пролетариата в социалистической революции; о союзе рабочего класса и крестьянства ;о партии нового типа; о внесении революционного сознания в революционное движение; о революционной ситуации; о государстве диктатуры пролетариата, которое является переходным к общенародному государству; об органах власти социалистического государства - Советах; о компромиссах и соглашениях в политике; о научном управлении социалистическим обществом.

Многие соратники и последователи Ленина на практике просто приспосабливали марксизм, даже не понимая, да и не пытаясь его понять. Это привело к сосредоточению всей политической власти в руках верхушки партии, которая очень быстро бюрократизировалась. Используя тезис Ленина о том, что главное в марксизме - это учение о классовой борьбе и диктатуре пролетариата, она трактовала диктатуру как прямое насилие одного класса над другим в решении сначала политических, а затем экономических, социальных и культурных проблем. Абсолютизация роли насилия привела к появлению такого течения в марксизме, как сталинизм. Сталин и его окружение ничего не внося в теорию марксизма, "обогатили" его, превратив из науки в своеобразную светскую религию.

На практике сталинизм - это открытая, ничем не ограниченная деспотия харизматического лидера - вождя, "отца народов", ликвидация гражданского общества, превращение многомиллионных масс в послушные " винтики" антигуманной системы, подкрепленная произволом, насилием, репрессиями над целыми народами.

Одно из направлений марксистской мысли - австромарксизм в лице О.Бауэра,К.Реннера,М.Адлера и Р.Гильфердинга. Среди них были те, кто выступал за социалистическую революцию, и те, кто считал, что от капитализма к социализму можно перейти путем эволюционного развития. Последняя точка зрения стала основной и привела к идее постепенной "социализации" промышленности буржуазным государством в условиях широкого развития демократических начал в обществе. Значительными политическими деятелями социал-демократии были Э.Бернштейн и К.Каутский, которые, вышли из марксизма, но отошли от некоторых его концепций. Карл Каутский отстаивал тезис о политической демократии как универсальной формуле социалистических изменений, не считая при этом, что завоевание пролетариатом политической власти - единственная гарантия преобразования общества. Государство, в его понимании - это инструмент общественной интеграции во имя защиты коллективных интересов той или иной социальной группы, этноса, человечества в целом.

Социал-демократы считали и считают, что преобразование общества свободного рынка в интересах рабочего класса и всех лиц наемного труда, состоит в отстаивании теории гармонии классовых интересов и сотрудничества классов. Они не разделяют марксистскую теорию классовой борьбы в ее чистом виде, отвергают диктатуру пролетариата как единственно возможную форму политического устройства нового общества. Идея социализма, по мнению социал-демократов, реализуется эволюционным путем в процессе постепенного созревания основ материальной и духовной жизни общества, развития демократии.

После второй мировой войны социал-демократия обосновала ряд интересных теоретических положений, в частности, о "среднем классе" как носителе прогрессивных изменений в обществе, высказалась о возможности синтеза частной инициативы и государственного регулирования, о широком демократизме в условиях политического плюрализма и законности. Наибольшего распространения эта теория и политика получила в Германии и Швеции, а ее наиболее видными представителями были В.Брандт и У.Пальме.

Процесс формирования современной политологии в разных странах происходил далеко не одинаково. Если в Европе в начале века доминировали радикальные революционные течения, что привело к идеологизации политической науки и резкой поляризации различных политологических школ, то в США развернулось буржуазно-реформаторское движение. Так, в трудах А.Бентли впервые системно обоснована система политического плюрализма в демократическом обществе (теория " заинтересованных групп "). У.Липпманн сформулировал концепцию общественного мнения. Э.Росс заложил основы проблем социального контроля и его характера в условиях либеральной демократии.

Конец 20-х - 30-е годы ХХ в. стали переломными не только для политологии, а и для всей цивилизации в целом. В преодолении глобального кризиса общества наметились два подхода.

Первый - суровая регламентация общественной жизни, формирование тоталитарных режимов в СССР, Германии, Италии, затем во всей Европе, во многих азиатских и латиноамериканских странах. Это исторически бесперспективный, тупиковый путь. Здесь политология, как и все общественные науки, практически перестали существовать, превратившись в элементы идеологии и пропаганды на службе официальной политики.

Второй - это путь США, которые пошли на обновление традиционного капиталистического общества на основе реализации либерально-демократических принципов, утверждения социальной роли державы и соединение экономической эффективности с государственной системой социальной защиты. Новый курс Рузвельта стал социальным заказом на развитие всех эмпирических и социальных исследований.

Целью политических исследований стало объяснение мотивов и поступков, которые воздействуют на политическое поведение людей, а также условий, необходимых для рационального социального планирования и контроля.

Адаптация "психометрического метода" в политологии привела к созданию бихевиористского направления, при этом осуществился переход от изучения государственных институтов, как основы политической науки к анализу политической власти и политического поведения, исследованию партий, выборов и общественного мнения.

Последние три десятилетия политология развивается как процесс синтеза различных концептуально-исторических подходов на основе поведенческой политической науки, дополненных новыми аспектами политологического анализа. К настоящему времени в мире сложились основные национальные школы современной политологии.

Основу современной политологии составляет американская политическая наука, основными направлениями которой являются: системное изучение управленческой "пригодности" в контексте функционирования всей политической системы (К.Дойч); анализ действенности политических решений, способов подбора и причин смены политических элит, выяснения уровней поддержки политической системы гражданским мнением (Г.Алмонд, С.Верба,Г.Най); изучение эффективности демократии и ее институтов (Р.Даль, С.Липсет); исследование проблем социально-политического развития слаборазвитых стран в пределах концепции "политической модернизации" /Г.Алмонд, Л.Пай, У.Ростоу/.

Политология Англии опирается на американские исследования, которые были адаптированы и составили теоретико-методологическую основу политической науки. Среди проведенных в послевоенные десятилетия исследований необходимо выделить: исследование государства, государственного суверенитета и демократии /Г.Ласки, К.Попер,У.Риз/; политических партий /Р.Маккензи, Д.Робертс, Д.Уилсон/; групп давления /Д.Стюарт, Д.Муди/; влияние на политический процесс рабочего движения /А.Салвер/; политической идеологии /М.Фагарти/; политического поведения, политической культуры и политической активности масс и социальных групп, общественного мнения, средств массовой информации, политического лидерства и элит /Д.Батлер, Б.Берри, Б.Джексон/.

Во Франции наиболее распространенными направлениями в политологии являются: изучение поведения избирателей /Ж.Шарло, Ж .Ранже, А.Ласло/, изучение политических партий /М.Дюверже, Ж.Шарло/. Довольно широко изучается общественное мнение и очень сильны позиции политической науки в изучении конституционного права и государственных институтов.

В современной политологии Германии можно выделить три направления: нормативистская политология, базирующаяся на философском анализе моральных норм политической деятельности; позитивистско-бихевиористическая эмпирическая социология; "практика-критическая наука" о социально-политической власти." Сильные политологические школы сложились в Италии и Канаде. Активизировалось изучение политической науки в Бельгии, Голландии, Дании, Польше, Австралии.