Смекни!
smekni.com

Технологии применения политической символики «цветных революций» в России (стр. 1 из 3)

Технологии применения политической символики «цветных революций» в России

Федорченко С.Н.

Методология фрейм-анализа и политической компаративистики выявляет характерные черты подготовительных технологий «цветных революций». При этом технологии применения политической символики изучены на примере российских движений «Оборона» и «Справедливость». Также рассмотрено влияние на российскую протестную символику феномена маски Гая Фокса и скандала с «панк-молебном» Pussy Riot.

«Креативный класс» как создатель политической символики

Если вам нечем ответить своему оппоненту, не все потеряно: вы можете сказать ему, что вы о нем думаете.

Э. Хаббард

В последнее время российский социум столкнулся с новыми политическими технологиями, соотносимыми с методиками «раскрутки» процессов «цветных революций». Правда, попытки крайней оппозиции провести зимой 2011/12 гг. нечто подобное акциям «цветных революций » провалились, не найдя отклика в обществе.

Между тем, несмотря на неудачи «цветных революционеров», в России можно фиксировать применение подготовительных технологий «цветных революций», к которым, в том числе, относится и практика политической символики. Распространение ненасильственного фрейма «цветных революций» в странах постсоветского ареала – Грузии, Украине, Киргизии, а также аналогичные явления в Тунисе и Египте привело к активизации так называемой «альтернативной» российской политической оппозиции. Проанализируем эти прецеденты.

На кого направлена деятельность политтехнологов «цветных революций »? Кто является их социальной мишенью? Попробуем разобраться в характере целевой аудитории новых российских гражданско-политических акций.

Последнее время набирает популярность термин «креативный класс» [27]. Некоторые исследователи связывают это явление не с конкретной политической стратой, а с профессиональной прослойкой служащих, работников коммерческих предприятий, массмедиа, представителей так называемых творческих профессий. В некоторых случаях вместо «креативного класса» употребляется понятие «рассерженные граждане» [9], хотя они не всегда соотносятся.

Термин «креативный класс» предложил американский экономист Ричард Флорида [28]. Им ученый обозначает социальную группу населения, не только включенную в сегмент постиндустриальной экономики, но и наиболее активную политически и социально. Фактически от этой «креативной» части среднего класса в западных демократиях зависит направление политических процессов, поддержка политического истеблишмента или оппозиционных сил.

По мнению отдельных экспертов, так называемый «креативный класс» не может найти себе места в современной российской политической системе, однако власть также не понимает его притязаний и старается сохранить прежний status quo. Так, Е. Сурначева пишет, что в России «креативный класс» как явление давно уже появился, но у него пока не складывается внятного диалога ни с властью, ни с отдельными видами политической оппозиции – конструктивной и альтернативной [21].

Рост этой группы российского населения, сосредоточенной в больших городах, привел, в конце концов, к неизбежной ее политизации. По мнению исследователя А. Окары, отечественный «креативный класс» стал стремиться к самоуправлению, саморазвитию и самоорганизации. Между тем специалист, как и Сурначева, уверен, что существующий «креативный класс» не может найти себе применения в российской политической системе [18]. Иными словами, «креативный класс» стал обретать некое подобие политической страты, пока еще мало изученной [1]. Получается, что так называемый «креативный класс» требует большей демократизации, но не хочет играть по традиционным правилам политики – его не устраивают российские политические партии, он не доверяет российским политическим лидерам из конструктивной оппозиции. Такая ситуация на фоне общественного абсентеизма порождает внешне кажущуюся бессистемность, импульсивность и спонтанность отдельных политических акций, в которых часто замечается молодежь.

Кулак «Обороны»

Революционеры поклоняются будущему, но живут прошлым.

Н.А. Бердяев Российское молодежное политическое движение «Оборона» является сетевой структурой без явного лидера. Такая система хорошо отработана на опыте молодежных движений стран, где произошли «цветные революции». Сербский «Отпор», грузинская «Кмара», киргизские «Бирге», «Кел-Кел» и египетское «Движение 6 апреля» служат тому доказательством

Движение «Оборона» было создано в 2005 г. Оно выступает за ненасильственную смену власти в России и проводит самые разные политические акции – пикеты, митинги, шествия, флэшмобы и т. п. [15] Помимо этого, политическое движение распространяет информацию о своей деятельности в виде стикеров. Долгое время была особо распространена интернет-активность блоггеров организации. Сохраняя свою сетевую структуру, «Оборона» предпочитает горизонтальные связи вертикальным. Крупные организации движения управляются координационными советами, поменьше – координаторами. Сетевые принципы действуют по принципу «гидры» – можно ликвидировать или ослабить одно или несколько звеньев, но вместо них вырастают новые. Например, когда кемеровским управлением следственного комитета при Прокуратуре РФ против одного из координаторов и активных блоггеров движения, Д. Соловьёва, было выдвинуто обвинение по ч. 1 ст. 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»)[6], «Оборона», наоборот, использовала этот процесс для своего политического пиара. Политическая символика «Обороны» очень похожа на аналогичные изображения стилизованного правого кулака сербского «Отпора», грузинской «Кмары», украинской «Народной самообороны» и египетского «Движения 6 апреля». Символ прост в рисовании и распространении. Что можно, к примеру, увидеть на фото 1. Не следует забывать и о цвете политической символики. Так, преобладающий на эмблеме «Обороны» черный цвет свидетельствует о признании кризисного состояния российского общества, об агрессивном неприятии своей обычной жизни и сложившихся политических институтов. Также в настоящее время черный цвет приобретает смысл революционного фанатизма и готовности оппозиционных активистов идти до конца [22].

Следует отметить, что представители «Обороны» проводят летние учебные лагеря «Партизан» для российской оппозиционной молодежи, практикуя командные игры, ориентирование на местности и политические обсуждения. Такие лагеря предполагают мозговые штурмы и семинары по новым форматам акций, гражданских кампаний, этике общения с правоохранительными органами, информационной безопасности.

В лагерях принимают участие национал-большевики, представители движений «Мы» и «Солидарность» [3].

Движение проявляло активность во многих мероприятиях российской политической оппозиции, в том числе и в так называемых «Маршах несогласных». Выступало с акциями в поддержку М. Ходорковского и П. Лебедева в 2009 г. Проводило мероприятия по поводу возрождения выборности российских губернаторов (фото 2). При этом политическое движение иногда вместо людских акций пользуется пропагандистскими транспарантами и растяжками, требующими лишь установки, но не постоянного присутствия протестующих [7].

22 ноября 2010 г. «Оборона» переформатировала свои акции в поддержку возвращения выборов губернаторов, объявив о начале политической кампании «V значит Выборы». Тогда члены петербургского отделения движения вышли на первые одиночные пикеты к Гостиному Двору. До этого, начиная с 2007 г., активисты организации в Екатеринбурге стали регулярно отмечать День Гая Фокса [10], начав использовать новую политическую символику, которую быстро переняла у «обороновцев» остальная альтернативная российская оппозиция.

Маска Гая Фокса

Демократия тем лучше, чем печальнее опыт граждан, сталкивающихся с ней.

В. Швебель

Так что же это за новая политическая символика? И так ли она нова? Разберемся детальней. Дело в том, что активисты «Обороны» стали пользоваться масками Гая Фокса – современного западно-демократического протестного интернет-мема1 [24] и символа борьбы против существующих политических институтов, коррупции и любой несправедливости. Маска Гая Фокса появилась в комиксе «����� V�– значит вендетта», написанного в жанре альтернативной исторической фантастики. Действие комикса происходит в вымышленной нацистской Великобритании, где не существует свободы слова. Героем становится загадочный ����� V�– борец за свободу и справедливость. В 2006 г. на экраны вышел художественный фильм-адаптация комикса, сценарий которому написали братья Вачовски – создатели культовой «Матрицы». По сюжету фантастического фильма, главный герой V взрывает обитель зла – британский парламент [30]. 1 Интернет-мемом (англ. Internet meme), как правило, называется фраза, спонтанно приобретшая популярность в Интернете с помощью социальных сетей, блогов, форумов, электронной почты и т.п. Часто интернет-мемы приобретают политический контекст. © Федорченко С.Н., 2013 / статья размещена на сайте: 29.03.13 ISSN 2224-0209 Электронный журнал «Вестник МГОУ» / www.evestnik-mgou.ru. – 2013. – №1 6 ПОЛИТОЛОГИЯ У героя фантастического фильма есть реальный исторический прототип в лице английского дворянина Гая Фокса – участника террористического акта 5 ноября 1605 г. против короля Якова I Английского [31]. Важно понять то, что фильм оказал огромное влияние на распространение новой политической символики маски Гая Фокса в протестной субкультуре группы «Анонимус». Эта группа хакеров и интернет-пользователей выступает против любой цензуры в Интернете, ограничения политических прав и свобод. Участники «Анонимуса» в знак протеста взламывают сайты государственных органов власти и устраивают всевозможные интернет-акции [29]. Пример популярной маски Гая Фокса [8] виден на фото 3. Позже группа «Анонимус» участвовала в акции американских граждан «Захвати Уолл-стрит». Участники выступали против коррумпированных политиков, банков и финансовых институтов, а также требовали структурных перемен в экономике [26]. Многие протестующие надевали маску Гая Фокса. В итоге простой интернет-мем стал настоящей политической символикой, используемой сетевыми молодежными организациями. Маска Гая Фокса прижилась в современной России и стала популярным молодежным брендом, наподобие символа Че Гевары. Оранжевые флаги «Солидарности» Демократия – это кормилица честолюбия.