Смекни!
smekni.com

Адовкатура в России (стр. 42 из 52)

В отношении несовершеннолетних процессуальная форма отличается некоторой усложненностью, что связано с расширением процессуальных гарантий этой категории обвиняемых (см.:ст.42О—432 УПК РФ). Так, предмет доказывания, установленный ст.73 УПК РФ для всех уголовных дел, в отношении несовершеннолетних расширен. Законодатель требует обратить особое внимание на точное установление возраста обвиняемого (число, месяц, год рождения); условия жизни и воспитания несовершен­нолетнего, уровень его психического развития, влияние на несовершен­нолетнего старших по возрасту лиц.

Требуется также, при наличии данных об умственной отсталости подростка, выяснить путем допроса его родителей, учителей, воспи­тателей имел ли он возможность полностью осознавать значение своих действий.

Для защитника обвиняемого эти нормы закона открывают боль­шие возможности, ибо почти любые данные такого рода могут ис­пользоваться либо для смягчения ответственности, либо для освобож­дения от наказания.

Заключение под стражу несовершеннолетних обвиняемых — мера исключительная. Адвокат в этом случае имеет возможность ставить вопрос об альтернативных мерах, в том числе — отдаче несовершен­нолетнего под присмотр родителей, опекунов, либо администрации специализированного детского учреждения, в котором воспитывается несовершеннолетний (ст. 105 УПК).

Важной особенностью производства по делам несовершеннолетних является участие педагога в его допросах, участие законных предста­вителей в окончании расследования и судебном заседании. Адвокат обычно пользуется в процессе их помощью в отыскании данных, обес­печивающих эффективную защиту.

У адвоката-защитника несовершеннолетнего имеются широкие воз­можности выбора и обоснования мер воздействия на подзащитного в случае признания его виновным — условное осуждение, определение наказания, не связанного с лишением свободы, освобождение от на­казания с применением принудительных мер воспитательного воздей­ствия и др. (см.: ст.431-432 УПК РФ).

Следует также помнить, что далеко не все виды наказания, пре­дусмотренные ст.44 УК РФ, применяются к несовершеннолетним. Го­товясь к защите, адвокат не должен упускать из поля внимания и эту важную проблему.

Значительными особенностями процессуальной формы отличается производство по применению принудительных мер медицинского харак­тера. Правовая помощь в этих случаях имеет особое значение с учетом социальной беспомощности и ограниченной дееспособности лица, со­вершившего уголовно наказуемое деяние в состоянии душевного за­болевания.

Уголовное законодательство предусматривает ответственность лица только за виновные действия. Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава пре­ступления (ст.5, 8 УК РФ). И далее: «Уголовной ответственности под­лежит только вменяемое физическое лицо» (ст. 19 УК РФ). Поэтому закон предусматривает не уголовную ответственность душевноболь­ных, совершивших деяния, предусмотренные статьями Особенной ча­сти УК, а возможность применения к ним принудительных мер меди­цинского характера (глава 51 УПК РФ).

К числу таких лиц относятся те, кто совершил наказуемое деяние в состоянии невменяемости, либо у кого душевное расстройство, ис­ключающее применение наказания, наступило после совершения пре­ступления (ст. 433 УПК РФ).

При проведении предварительного следствия и судебного разбира­тельства по такого рода делам защитник должен иметь в виду особен­ности предмета доказывания. В частности, обязательному выяснению подлежит наличие у лица душевных заболеваний в прошлом, степень и характер душевного заболевания в момент совершения общественно опасного деяния и ко времени расследования дела; поведение лица, совершившего общественно опасное деяние как до его совершения, так и после.

По окончании предварительного следствия следователь может пре­кратить дело производством, если лицо, совершившее деяние, не пред­ставляет опасности для общества. С ходатайством о прекращении дела к следователю может обратиться адвокат, однако успех такого хода­тайства зависит от его обоснованности.

При необходимости применения принудительных мер медицинс­кого характера дело направляется в суд.

Судебное разбирательство по таким делам проводится по общим правилам с обязательным участием защитника. Суд проверяет дока­занность факта совершения уголовно наказуемого деяния данным ли­цом, совершено ли деяние в состоянии невменяемости или душевное расстройство наступило после, а также вопрос о применении прину­дительных мер медицинского характера. Судебное разбирательство за­канчивается вынесением постановления либо о применении принуди­тельной меры медицинского характера, либо о прекращении дела, если лицо не представляет общественной опасности или не доказано совершение им уголовно-наказуемого деяния.

Если суд установит, что заболевание лица по своему характеру не устраняет применения к нему меры наказания, дело возвращается про­курору в соответствии со ст. 237 УПК РФ.

Таким образом, адвокат-защитник по этой категории дел выпол­няет свои обычные процессуальные обязанности и реализует права, предусмотренные ст. 53 УПК РФ, с учетом отмеченной специфики производства.

Обжалование постановления суда осуществляется в обычном поряд­ке. Ст. 445 и 446 УПК РФ предусматривают случаи прекращения, изме­нения и продления принятых принудительных мер, а также возобнов­ления дела, если лицо, заболевшее после совершения преступления, выздоровело. В этом случае суд на основании заключения медицинской комиссии решает вопрос об отмене мер медицинского воздействия и направляет дело для производства расследования в обычном порядке (т.е. с предъявлением обвинения, составлением обвинительного заклю­чения и пр.).

Адвокат принимает участие и в судебном заседании, и в расследо­вании. Вопрос о том, могут ли использоваться показания душевно­больного в качестве доказательства по делу, решается с учетом харак­тера заболевания. В любом случае его показания могут рассматриваться в качестве информации для построения следственных версий и для обнаружения доказательств.

Следователь, придя к выводу, что в силу психического состояния производство следственных действий с участием этого лица невоз­можно, составляет об этом протокол.

Судья вправе вызвать в судебное заседание лицо, о котором рас­сматривается дело, если этому не препятствует характер заболевания.

Соответствующие ходатайства может представить и адвокат, кото­рый получает дополнительную информацию о своем подзащитном от его родственников, в результате общения с ним самим, путем собира­ния соответствующих медицинских справок и опроса свидетелей.

О том, насколько актуальна и специально полезна активная дея­тельность адвоката по делам данной категории, свидетельствует не­давняя практика борьбы с инакомыслием путем заключения в психи­атрические больницы лиц, сам факт психического заболевания которых вызывал сомнения, а. деяния оценивались как преступления скорее с идеологических, нежели правовых позиций.

Уголовный кодекс РФ 1997 г. предусмотрел ряд случаев освобож­дения лица от уголовной ответственности: в связи с деятельным раска­янием, в связи с примирением с потерпевшим, в связи с изменением обстановки, истечением срока давности и в других случаях. Основания и порядок прекращения в этих случаях уголовного производства изло­жены в ст. 25-28 УПК РФ, которое осуществляется путем принятия соответствующих решений судом (судьей), прокурором, а также сле­дователем и органом дознания с согласия прокурора.

Это случаи сокращенного (усеченного) производства. Они имеют свои особенности, но их едва ли следует рассматривать как проявление дифференциации процессуальной формы.

Адвокат-защитник безусловно заинтересован в том, чтобы иници­ировать прекращение производства в отношении подзащитного, если его вина не вызывает сомнений. Заявление ходатайств такого рода уместно как в ходе предварительного следствия, так и в суде.

Некоторые особенности судопроизводства предусмотрены ныне гла­вой 40 УПК об особом порядке принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением и главой 52 об особенностях производства по уголовным делам в отношении от­дельных категорий лиц. В первом случае суду предоставляется право постановить приговор без проведения судебного разбирательства при условии согласия обвиняемого, заявленного в присутствии защитника (ст. 314-317).

Во втором случае речь идет об особых условиях возбуждения уго­ловного дела, задержания, избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий в отношении лиц, наделенных юри­дическими иммунитетами (ст. 447-452 УПК РФ).

Отсюда вытекают и некоторые особенности деятельности адвока­та-защитника, использующего нетрадиционные способы защиты.

З. Участие адвоката в производстве по уголовным делам в связи с вновь открывшимися обстоятельствами

· Основания и сроки для возобновления дел по вновь открывшимся обстоятель­ствам.

· Участие адвоката в расследовании, назначаемом прокурором, и разрешении судом вопроса о возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

· Участие адвоката после отмены приговора по вновь открывшимся обстоятель­ствам в расследовании, судебном разбирательстве и обжаловании вновь вынесен­ного приговора (по общим правилам уголовного судопроизводства).

Производство по вновь открывшимся обстоятельствам (глава 49 УПК РФ) на практике осуществляется относительно редко.

Адвокату необходимо знать основания, сроки и порядок возобнов­ления дел по вновь открывшимся обстоятельствам.