Смекни!
smekni.com

Имущественные права (стр. 4 из 4)

Необходимо отметить и то обстоятельство, что по закону ав­тору произведения предоставляется возможность (в каждом случае передачи им прав на использование произведения) тре­бовать выплаты вознаграждения, кроме случаев, специально указанных в законе. Так, Л. в качестве составителя сборника стихов Б. Рогова заключила с издательством договор на изда­ние указанного сборника. Издательство выпустило в свет одно­томник стихов Б. Рогова, но от оплаты работы Л. по составле­нию сборника отказалось, сославшись на то, что согласно изда­тельскому договору эта работа оплачена путем выплаты ей ав­торского гонорара как наследнице Б. Рогова. Л. предъявила к издательству иск о взыскании в ее пользу вознаграждения как автору сборника и о признании упомянутого условия в изда­тельском договоре недействительным. Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского городского суда требова­ния Л. удовлетворила. Было установлено, что истица — состави­тель сборника стихов Б. Рогова и имеет право на получение ав­торского вознаграждения как наследница Б.Рогова. При таких обстоятельствах судебная коллегия обоснованно пришла к вы­воду, чт° включение в издательский договор условия о том, что авторское вознаграждение за составление сборника может быть включено в авторское вознаграждение наследника в слу­чаях, когда наследник - составитель сборника, не соответству­ет закону. Таким образом, лицо, выступающее в качестве со­ставителя сборника и в качестве наследника автора произве­дений, включенных в сборник, имеет право как на авторское вознаграждение за составление сборника, так и на авторское вознаграждение как наследник автора, чьи произведения включены в сборник. Эти права имеют разные юридические основания, и одно вознаграждение не может быть засчитано в счет другого.

Право на вознаграждение реализуется только в случае ис­пользования произведения и представляет собой не только пра­во автора требовать соответствующих выплат, но и возмож­ность оговорить размер, порядок, срок и другие условия полу­чения вознаграждения, что обычно решается посредством за­ключения авторского договора. При использовании же служеб­ного произведения права принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях, - работодателю. Но в то же время в п. 2 ст. 14 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" предусмотрено, что "размер авторского вознагражде­ния за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между авто­ром и работодателем". Таким образом, существует возможность получения автором особого вознаграждения за использование работодателем его произведения (если только из их договора с работодателем не вытекает иное) за каждый вид такого исполь­зования. Данное правило также действует, например, при охра­не объектов интеллектуальной собственности (ст. 8 Патентного закона, ст. 7 Закона "О правовой охране топологий интеграль­ных микросхем").

Согласно п. 2 ст. 14 Закона "Об авторском праве и смежных правах" автор служебного произведения вправе требовать полу­чения особого вознаграждения, которое превосходит его обыч­ную заработную плату и которое определено договором между автором и работодателем. Но в отличие от Патентного закона здесь не содержится конкретных указаний на те критерии, ко­торыми нужно руководствоваться при определении размера ав­торского вознаграждения в случае разрешения возникшего спора, скажем, в суде. Можно лишь предположить, что размер вознаграждения должен быть соразмерен прибыли от использо­вания произведения с учетом тех сумм, которые уже получены автором в качестве заработной платы. А если от использования произведения прибыль невелика или отсутствует, критериями определения размера вознаграждения выступают те мини­мальные ставки, которые установлены Постановлением Прави­тельства РФ "О минимальных ставках авторского вознагражде­ния за некоторые виды использования произведений литерату­ры и искусства" от 21 марта 1994 г. применительно к автор­ским договорам с учетом уже полученных авторами сумм.

Согласно п. 2 ст. 45 Закона "Об авторском праве и смежных правах" договоры, заключаемые авторами с организациями, управляющими имущественными правами на коллективной ос­нове, не являются авторскими и на них не распространяются положения ст. 30-34 указанного закона. Подобные организации сами согласовывают с пользователями размер вознаграждения, осуществляют его сбор и распределяют между представляемы­ми ими обладателями авторских и смежных прав пропорцио­нально фактическому использованию произведений и объектов смежных прав. Если по истечении трех лет с даты поступления вознаграждения на счет организации оно не будет востребовано авторами, организация вправе включить его в распределяемые суммы или обратить на другие цели в интересах представляе­мых ею обладателей авторских и смежных прав.

Отдельно ст. 26 Закона "Об авторском праве и смежных пра­вах" предусматривает выплату авторского вознаграждения за воспроизведение аудиовизуальных произведений и звукозапи­сей в личных целях. Так как установить полный контроль за ис­пользованием таких произведений практически неосуществимо, то ст. 26 закрепляет правило, согласно которому вознагражде­ние за воспроизведение в указанных выше целях выплачивает­ся изготовителями и импортерами оборудования (аудио- и ви­деомагнитофонов, иного оборудования) и материальных носите­лей (звуко- и (или) видеопленок и кассет, лазерных дисков, ком­пакт-дисков, иных материальных носителей), используемых для такого воспроизведения. Размер вознаграждения и условия его выплаты определяются соглашениями между указанными изго­товителями и импортерами, с одной стороны, и организациями, управляющими имущественными правами авторов, производи­телей фонограмм и исполнителей на коллективной основе, с другой стороны, а в случае, если стороны не достигнут такого соглашения, - специально уполномоченным органом РФ. Если оборудование и материальные носители являются предметом экспорта или не предназначены для использования в домашних условиях (профессиональное оборудование), их изготовители обязанностей по выплате вознаграждения не несут. Сбор и рас­пределение рассматриваемого вознаграждения осуществляются одной из организаций, управляющих имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллек­тивной основе, в соответствии с соглашением между ними. Ес­ли этим соглашением не предусмотрено иное, указанное возна­граждение распределяется в следующей пропорции: 40% - ав­торам, 30% - исполнителям, 30% - производителям фонограмм. Согласно Указу Президента РФ от 5 декабря 1998 г. № 1471 "О мерах по реализации прав авторов произведений, исполни­телей и производителей фонограмм на вознаграждение за вос­произведение в личных целях аудиовизуальных произведений или звукозаписи произведения" с 1 февраля 1999 г. выпуск для свободного обращения ввозимых на территорию Российской Федерации оборудования и материальных носителей, исполь­зуемых для воспроизведения в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения, должен осущест­вляться при условии выплаты участниками внешнеторговой деятельности - импортерами этих товаров вознаграждения ав­торам произведений, исполнителям и производителям фоно­грамм за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения. В связи с этим Правительству РФ было поручено утвердить перечень оборудо­вания и материальных носителей, применительно к которым импортеры этих товаров и отечественные изготовители выпла­чивают вознаграждение, предусмотренное ст. 26 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", размер, а также порядок и условия выплаты вознаграждения, в случае если не будет дос­тигнуто соглашение, предусмотренное абз. 3 п. 2 ст. 26 ука­занного закона.

В соответствии с п. 3 ст. 13 Закона "Об авторском праве и смежных правах" автор музыкального произведения (с текстом или без текста) имеет право на выплату специального возна­граждения за публичное исполнение его произведения при пуб­личном исполнении аудиовизуального произведения, что является особым правом композитора, которое отличается от других его прав как соавтора. В качестве примера приведем такую си­туацию. По делу композитора В. (автора музыки к кинофильму "Остап") спор возник из-за того, что ни один из кинотеатров С.-Петербурга, в которых демонстрировался фильм, а также другие организации, причастные к его прокату, не стали приоб­ретать у РАО лицензию на публичное исполнение музыкального произведения или заключать соответствующий договор с самим композитором. Северо-Западное отделение РАО в интересах композитора предъявило иски к ряду кинотеатров о взыскании авторского вознаграждения и (или) выплате денежной компен­сации. Дела рассматривались несколькими районными судами С.-Петербурга, которые по разным основаниям (в частности, со ссылками на отсутствие у композитора подобного права, неис­ключительный характер данного права, переход всех прав ком­позитора к изготовителю аудиовизуального произведения и т.п.) отказали в исках. Городской суд г. С.-Петербурга первоначально занял ту же позицию, однако после вмешательства прокуратуры наконец удовлетворил абсолютно бесспорное требование компо­зитора.

При этом необходимо отметить, что данное право распро­страняется только на публичное исполнение аудиовизуальных произведений, поскольку именно это условие прямо указано в п. 3 ст. 13 Закона "Об авторском праве и смежных правах". Сказанное проиллюстрируем таким примером. В 1996 г. один из центральных телеканалов продемонстрировал кинофильмы "Пирамида", "Обычный человек", "Главный приз", в которых использовалась музыка композитора Ф. Российское авторское общество, членом которого является Ф., обратилось к руково­дству телеканала с требованием уплаты компенсации за бездо­говорную передачу музыки Ф. в эфир, сославшись при этом на п. 3 ст. 13 и п. 5 ст. 49 Закона "Об авторском праве и смеж­ных правах". В связи с тем, что данное требование не было выполнено, РАО обратилось с иском в суд. Последний признал требования РАО обоснованными и взыскал с телеканала ком­пенсацию, тем самым смешав такие способы использования музыки, как публичное исполнение и передача в эфир, и рас­ширив объем права композитора по сравнению с указанным в законе.

Как было уже сказано выше, в Законе "Об авторском праве и смежных правах" указаны не все имущественные права, свя­занные с использованием авторских произведений, но к ним относятся и все те правомочия, которые вытекают из смысла закона и связаны с использованием произведений в формах и способами, не перечисленными в законе. С развитием научно-технического прогресса все новые виды использования произ­ведений могут получить распространение что, несомненно, по­требует дополнительной охраны авторских прав.