Смекни!
smekni.com

Наследование по завещанию (стр. 19 из 26)

В ГК РФ теперь определено понятие наследства. В соответствии с ч. 1 ст. 1112 «в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю надень открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные нрава и обязанности». Важным представляется закрепление в ГК РФ положения, согласно которому «не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина», личные неимущественные нрава и другие нематериальные блага, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается ГК или другими законами» (ч. 2. 3 ст. 1112 ГК РФ).

Первый пункт ст. 1114 ГК в целом воспроизводит содержание ст. 528 ГК РСФСР «Время открытия наследства»: днем открытия наследства является день смерти гражданина. Однако существенным следует признать дополнение, привнесенное новым ГК, согласно которому «граждане, умершие в один и тот же день, считаются в целях наследственного правопреемства умершими одновременно и не наследуют друг после друга»; к наследованию призываются наследники каждого из них.

По-новому сформулирована статья, посвященная месту открытия наследства. Так, если согласно ПСРСФСР 1964 г. местом открытия наследства признавалось последнее постоянное место жительства наследодателя, а если оно неизвестно - место нахождения имущества или его основной части (ст. 529), то в соответствии с положениями нового ГК местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя. При этом установлено, что «если последнее место жительства наследодателя, обладавшего имуществом на территории Российской Федерации, неизвестно или находится за ее пределами, местам открытия наследства в Российской Федерации признается место нахождения такого наследственного имущества. Если такое наследственное имущество находится в разных местах, местом открытия наследства является место нахождения входящих в его состав недвижимого имущества или наиболее цепной части недвижимого имущества, а при отсутствии недвижимого имущества - место нахождения движимого имущества или его наиболее пенной части» (ст. 1115). Как видим, прежняя норма ГК РСФСР несколько изменена и существенно дополнена. Следует признать более верным подход, закрепленный новым ГК, согласно которому в случае неизвестности последнего места жительства наследодателя место открытия наследства необходимо определять не по месту основной части имущества, а исходить из того, какое имущество наиболее ценно.

Расширился и изменился круг субъектов, которые могут призываться к наследованию. Норма ГК РСФСР, устанавливавшая возможность завешать имущество, в частности, «отдельным государственным, кооперативным и другим общественным организациям» (ст. 534), вряд ли соответствует требованиям сегодняшнего времени. По нынешнему ГК наследниками могут выступать граждане, юридические липа (существующие на день открытия наследства). Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, иностранные государства и международные организации (ст. 1116). При этом наследниками по закону могут быть граждане и Российская Федерация.

Особого внимания заслуживает ст. 1117 «Недостойные наследники». Заметим, что в прежнем ГК название ее звучало иначе: «Граждане, не имеющие права наследовать» (ст. 531 ГК РСФСР). В целом основания, по которым наследник утрачивает право на наследство, сохранены. Однако нормы нового ГК существенно уточнены.

ГК РФ по-новому обозначил роль завещания при наследовании имущества. Если ранее преимущественное значение имело наследование по закону (нормы о завещании носили вспомогательный характер), то теперь ключевое значение приобретает выражение воли наследодателя в завещании. Об этом свидетельствует тот факт, что гл. 62 «Наследование того завещанию» нынешнего ГК предшествует главе, посвященной наследованию по закону.

Как уже отмечалось выше, в ч. 3 ГК РФ получили свое выражение нормы, которые отсутствовали в ГК РСФСР 1964 г. Многие из этих положений выводились ранее из теории и практики применения действующего законодательства. В новом ГК введена ст. 1118 «Общие положения», где нашли все законодательное закрепление нормы о том, что распоряжение имуществом на случай смерти возможно только путем составления завещания и данное завещательное распоряжение может быть сделано лицом, обладающим дееспособностью в полном объеме. Завещание признается односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства (ч. 5 ст. 1118 ГК РФ). Строго личный характер данной односторонней сделки подчеркивается недопустимостью совершения завещания через представителя (ч.3 ст. 1118 ГК РФ). Также в законе указано, что в завещании могут содержаться распоряжения только одного гражданина и совершение завещания двумя и более гражданами не допускается (ч. 4 ст. 1118 ГК РФ) .

Законодателем существенно расширено право завещать свое имущество. Согласно ст. 1120 ГК РФ завещатель в праве совершить завещания, содержащее распоряжение, о любом имуществе, в т.ч. которое он может приобрести в будущем. Таким образом положение, согласно которому нотариус при удостоверении завещания не был обязан устанавливать право собственности завещателя на завещаемое имущество, нашло свое законодательное закрепление.

Свидетельством укрепления принципа свободы завещания являются и Нормы, содержащиеся в ст. 1122 ГК РФ. В ч. 1 ст. 1122 ГК РФ говорится о том, что в случае если имущество, завещанное двум и более наследникам без указания их долей в наследстве и без указания того, какие входящие в состав наследства вещи или права кому из наследников предназначаются, считается завещанным наследникам в равных долях. Ранее это выводилось из аналогии закона, поскольку такой нормы ГК РСФСР 1964 г. не знал, а согласно ст. 532 ГК РСФСР при наследовании по закону наследники наследовали в равных долях. Новеллой является правило ч. 2 ст. 1122 ГК РФ, согласно которому завещание, в котором содержаться указания на части неделимой вещи, предназначенные каждому из наследников в натуре, признается действительным (ранее недействительным), а вещь считается завещанной в долях, соответствующих стоимости этих вещей. Порядок пользования наследниками этой неделимой вещью устанавливается в соответствии с предназначенными им в завещании ее частями.

Весьма существенные изменения произошли в области формы завещания. Согласно ст. ст. 540 и 541 ГК РСФСР завещание должно быть составлено письменно и нотариально удостоверено. Лишь в некоторых случаях специально указанных в законе, могли быть приравнены к нотариально удостоверенным завещания, удос­товеренные главными врачами, капитанами мор­ских судов, начальниками разведочных, аркти­ческих экспедиций, командирами (начальника­ми) воинских частей, соединений, учреждений и заведений, начальниками мест лишения свобо­ды. В соответствии же с третьей частью ГК РФ кроме указанных форм вводятся закрытое заве­щание (ст. 1126), содержание которого может быть известно лишь завещателю (в указанном случае нотариально заверяется сам факт переда­чи его нотариусу), завещание в чрезвычайных об­стоятельствах (ст.1129), составленное в простой письменной форме, но только в том случае, если завещатель не имел возможности составить его по общим правилам.

Интересно, что при разработке проекта час­ти третьей ГК РФ рассматривалась возможность введения даже устной формы завещания при чрезвычайных обстоятельствах (при наличии двух свидетелей), на что, по-видимому, оказало воздействие римское наследственное право (та­кой формой у римлян было testamentuminprocintu — чрезвычайное завещание, которое имели право составлять воины во время войны, представлявшее собой волеизъявление насле­додателя перед строем отправлявшихся на битву воинов)[92]. Разработчики проекта нового Граж­данского кодекса, отстаивая необходимость лега­лизации упрощенной формы завещаний при чрезвычайных обстоятельствах, ссылались в пер­вую очередь на случаи захвата заложников. Про­тивники предлагавшейся новеллы указывали на то, что наша страна не раз оказывалась в экстре­мальных ситуациях, но устных завещаний не было ни в годы гражданской войны, ни в годы Великой Отечественной войны. К тому же суду, особенно если воля завещателя выражена в уст­ной форме, будет чрезвычайно сложно, а зачас­тую и невозможно установить, какова же была последняя воля завещателя и была ли она вообще.[93] В результате же победила вторая точка зре­ния, и устная форма завещаний по-прежнему от­сутствует в российском гражданском законода­тельстве, что на современном этапе, по мнению автора, наиболее целесообразно.

Завещание гражданина, который находится в положении, угрожающем его жизни, и в силу сложившихся чрезвычайных обстоятельств ли­шенного возможности заверить его в нотариаль­ной или приравненной к нотариальной форме, совершенное в простой письменной форме в присутствии двух свидетелей, признается тако­вым, если из содержания данного документа сле­дует, что он представляет собой именно завеща­ние. В то же время не следует забывать о том, что подобное завещание утрачивает силу, если заве­щатель в течение месяца после прекращения чрезвычайных обстоятельств не воспользуется возможностью совершить завещание в какой-либо иной предусмотренной законом форме (ст. 1129 ГК РФ).

Р. М. Мусаев справедливо указал на некоторые недостатки упомянутой ст. 1129 ГК РФ. По мнению автора к недостаткам данной статьи ГК РФ относятся, во-первых, тот факт, что законодатель назвал условия, при которых завещания могут составляться в простой письменной форме, но не дал легального определения данных условий. Во-вторых, судебные органы согласно ч. 3 ст. 1129 ГК РФ должны подтвердить факт совершения завещания в чрезвычайных обстоятельствах, но означает ли это, что суд установит в том же процессе наличие или отсутствие данных обстоятельств? В-третьих, не ясны критерии отсечения тех или иных обстоятельств к чрезвычайным.[94]