Смекни!
smekni.com

Основы конституционного строя (стр. 10 из 11)

Принцип идеологического многообразия способен помочь преодолеть застой в литературе, философии, искусстве, науках, обеспечить развитие культуры и духовности. Естественно, что свободой мысли и слова злоупотребляют, в ре­зультате чего появляются безнравственные, античеловеческие, расистские кон­цепции. Государство ограничивает пропаганду таких идей, когда дело доходит до прямых призывов или действий, подрывающих общественные устои (ст. 29 Конституции). Но государство не должно вмешиваться в идеологическую полемику, разрешать теоретические споры. В свободе научной мысли заключается важная гарантия существования гражданского общества, и в этом - главная причина на признания Конституцией принципа идеологического многообразия в качестве основы конституционного строя (ч.1 ст. 13).

Особую опасность представляет установление одной идеологии в качестве го­сударственной или обязательной, что как раз запрещает в ч. 2 ст. 13 Конститу­ции. В этой одна из главных гарантий против сползания государства к тоталита­ризму.

Запрещение устанавливать какую-либо одну идеологию в качестве государст­венной или обязательной всецело относится к государственным органам, правя­щим политическим партиям и высшим должностным лицам. Это означает, что ни конституция, ни законодательный или иной правовой акт не должен прямо или косвенно утверждать и закреплять какую-либо идеологию. Никакая идеология не рассматривается как господствующая и не должна в таком качестве моно­польно внедряться в создание людей в государственных средствах массовой ин­формации. Она не может быть критерием отбора граждан для службы в госу­дарственном аппарате и в армии.

Идеологическая нейтральность государственных структур не исключает воз­можность прихода к власти путем свободных выборов тех или иных политиче­ских сил со своей идеологией. В этом случаи должностные лица законодатель­ной власти неизбежно начинают говорить «идеологическим языком» и проводить соответствующую политику, ибо отделить деятельность от их приверженности к той или иной идеологии, программным установкам их партий очень трудно. Од­нако это, ни при каких условиях, включая чрезвычайные, не должно вести к ис­ключению из жизни других идеологий, к перестройке школьных и вузовских программ, к подчинению идеологическим установкам государственных средств массовой информации. Недопустимы чистки государственного аппарата, армии и правоохранительных органов по идеологическим критериям. Не может быть и ре­чи об уголовной ответственности за пропаганду цивилизованных взглядов, тео­рий, идей и концепций.

В то же время негосударственные учебные заведения (например, религиоз­ные) и средства массовой информации сохраняют право пропагандировать толь­ко свою идеологию. Такая деятельность прямо отражает гарантированную Конституцией РФ свободу слова граждан и их объединений.

Продолжением идеологического многообразия, многопартийность, которые также закрепляются в Конституции РФ (ч. 3 ст. 13). В демократическом государ­стве признается, что политические партии выражают интересы основных соци­альных групп населения.

Порядок создания политической партий, финансирования государством их де­ятельности в избирательных компаниях устанавливается законом. Такое законо­дательство существует практически во всех развитых странах, чем признается важная роль партий для общества и государства. В то же время государственные органы не вправе вмешиваться во внутреннюю жизнь политических партий, на их деятельность распространяется принцип свободы общественных объединений, также закрепляемый в конституционном порядке (ст. 30 Конституции РФ).

В демократических странах встречаются различные партийные системы -двухпартийные, многопартийные. По смыслу Конституции, право­мерна только такая партийная система, которая включает как минимум две по­литические партии. Государство не может, конечно, регулировать количество партий, но оно обязано, полагать на естественную саморегуляцию и их деятель­ность. Государство (прежде всего судебные органы) также обязаны предотвращать действия высших должностных лиц, если они пытаются свести деятель­ность партий к формальному существованию, лишив их реальных возможно­стей влиять на формирование органов власти.

Общественные объединения

В это понятие включается как политические партии, так и разного рода об­щественные организации - профсоюзы, молодежные организации и др. Число таких организаций в развитом обществе всего велико. Общественные объеди­нения - это проявление самодеятельности народа, его участия в общественной жизни. Они, следовательно, выступают как составная часть демократии и фор­ма жизни гражданского общества. Конституция РФ гарантирует право граждан создать общественные объединения и свободу их деятельности (ст.30)

Общественные объединения нуждаются в определенных, установленных зако­ном правах, и прежде всего - свободно осуществлять свои уставные задачи. Для этого они учреждают свою прессу, создают предприятия и другие хозяйствен­ные единицы, беспрепятственно собирают членские взносы. Они самостоятель­но расходуют средства из собственного бюджета, обладают жилищным фондом и г. д. Государственные органы не финансируют деятельность общественных объединений и не вправе вмешиваться в их внутреннюю деятельность. В то же время эти объединения участвуют в работе многих органов государственной вла­сти и государственных совещаниях. Например, их представители участвовали в работе Конституционного совещания, созванного Президентом для разработки проекта Конституции, Представители многих общественных объединений входят в состав Политической консультативного совета при Президенте Российской Федерации, имеющего широкие консультативные функции. Общественные объ­единения тесно сотрудничают с комитетами Государственной Думы и Совета Фе­дерации.

Помимо этого «высшего уровня» сотрудничества, осуществляется привлече­ние общественных объединений к работе ряда министерств и ведомств. Так, профсоюзы входят в состав Трехсторонней комиссии по социально-трудовым во­просам, участвуют в работе Министерства труда и социального развития. Пен­сионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Россий­ской Федерации и др. Таким путем демократическое государство стремится противостоять бюрократизации государственного аппарата, обеспечивает глас­ность сто работы и устойчивую связь с общественностью.

Однако государству небезразличны цели и задачи общественных объединений, поскольку некоторые объединения могут действовать в антигосударственных целях. Такие объединения ставятся вне закона, прямо запрещаются или пресле­дуются. К их числу относятся, например, террористические организации, фа­шистские объединения и т. п. Однако ограничения права на их создание или де­ятельность возможно только в силу конституционных или законодательных норм, а также по суду. В Российской Федерации для проверки законности целей и действий общественных объединений введена процедура их регистрации, осу­ществляемая Министерством юстиции, но отказ в регистрации дает право на об­жалование в суд.

Согласно Конституции (ч.5 ст. 13) запрещению подлежат общественные объ­единения, цели и действия которых направлены на:

- насильственное изменение основ конституционного строя;

- нарушение целостности Российской Федерации;

- подрыв безопасности государства;

- создание вооруженных формирований;

- разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Эти пять оснований сформулированы в предельно сжатой форме, а потому требуют значительной детализации в специальных законах или судебных реше­ниях. Это особенно важно для того, чтобы избежать чиновничьего субъективизма в оценке целей и действий объединений. Очевидно, что государство стремит­ся обезопасить себя и общество от организованного экстремизма, сепаратизма, терроризма, способных дестабилизировать обстановку, подорвать конституцион­ную законность и создавать опасность государственного переворота. Государст­во не может терпеть на своей территории каких-либо вооруженных формирова­ний, кроме тех, которые подчинены правительству. Оно обязано гарантировать спокойную жизнь всех социальных, расовых, национальных, религиозных групп. Одновременно эти гарантии направлены против разжигания межклассовых столкновений, межэтнических и межнациональных конфликтов, а в конечном счете и гражданской войны. Гражданское общество не может чувствовать себя уверенно, если государство не противостоит пропаганде расизма, антисемитиз­ма, национализма, классового превосходство и национальной исключительно­сти. Эти явления в общественной жизни, а тем более вызванные сознательной де­ятельностью объединений, противоречат коренным принципам правового госу­дарства - равенству граждан, без какой бы то ни было дискриминации, личной безопасности и полноправию каждого человека.


III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гуманизм - своеобразный суперпринцип всего конституционного строя. Его закрепление ст. 2 Конституции России свидетельствует о решительном отказе от тоталитарного подхода к проблеме «человек - государство», при котором госу­дарство берется за решение основных вопросов жизнеобеспечения, а человек превращается в винтик большой государственной машины по всеобщему «осчастливливанию». Этот подход нивелирован людей, прикрывал пути к раскрытию всего потенциала человеческой личности. Государство не только не считало се­бя обязанным охранять права и свободы человека, но ущемлено и отвергало их во имя навязываемых идеологических целей. Главной целью жизни провозглаша­лось служение государству и общественным интересам, что на деле оборачива­лось установление диктатуры.