Смекни!
smekni.com

Основы конституционного строя (стр. 9 из 11)

1) признаются: частная собственность; государственная собственность; иные формы собственности;

2) все формы собственности защищаются равным образом.

Частная собственность это не то же самое, что личная собственность, она яв­ляется гораздо более широким понятием. Это понятие включает не только предметы, направленные на удовлетворение личных потребностей людей (дом, автомобиль, драгоценности пр.), но также промышленные, финансовые и тор­говые предприятия, преследующие цель извлечения прибыли. Их собственники (физические и юридические лица) обязаны соблюдать законы, уплачивать нало­ги, но вправе распоряжаться ими по своему усмотрению (закрыть, слить, реор­ганизовать, продать) с соблюдение действующего законодательства. Государст­во не вправе вмешиваться в управление такими предприятиями.

Государственная собственность распространяется на имущество, различные предприятия или их часть, если эти предприятия были созданы на средства, при­надлежащие государству. Субъектами этого права могут выступать как Россий­ская Федерация, так и ее субъекты. В государственной собственности находятся заводы, торговые предприятия, железные дороги, судоходные компания и др. Го­сударство устанавливает систему управления этими предприятиями.

Муниципальная собственность включает имущество городских и сельских по­селений, а также других муниципальных образований. Следует помнить, что на территории муниципальных образований находятся и объекты других форм соб­ственности (государственной, частной и иных). В муниципальной собственности обычно находятся небольшие промышленные и торговые предприятия, жилые дома, которыми управляют органы местного самоуправления.

Упомянутые в Конституции «иные формы собственности» включаю'!' собст­венность общественных объединений - профсоюзов, политических партий, раз­личных общественных организаций. Это могут быть значительные объекты. Профсоюзы, например, владеют гостиницами, административными зданиями, автобазами, учебными заведениями, санаториями, домами отдыха и профилакториями. Под «иными формами собственности» подразумевается так же та­кие разновидности коллективной собственности, как общая, совместная, общая долевая. Они отличаются от других по субъекту, но по существу выступают как все та же частная собственность юридических лиц.

В положении о формах собственности наиболее примечательной является формула об их равной защите. Правовое государство отвергает любые привилегии или ограничения для какой-либо одной формы собственности. При­нятый 30 ноября 1994 г. Гражданский кодекс Российской Федерации установил единые принципы защиты права собственности независимо от формы собствен­ности.

Земля и другие природные ресурсы

Конституция Российской Федерации коренным образом изменила статус зе­мли и других природных ресурсов. В тоталитарный период земля, ее недра, воды, леса, рассматривались как обезличенное общенародное достояние, находились в исключительной собственности государства. Это препятствовало их рацио­нальному исполнению и неоправданно ограничивало права граждан. С началом реформ стало ясно, что необходимо изменить конституционный статус природ­ных ресурсов с учетом потребностей народов и отдельных граждан, осознанием этой объективной необходимости происходило в острой борьбе с консерватив­ными силами, стремившимися сохранить бюрократический контроль над ресур­сами и монопольное господство колхозной системы землепользования. Конституция закрепляет отношение к природным ресурсам не как к «общена­родному достоянию», а как к «основе жизни и деятельности народов, прожи­вающих на соответствующей территории». Население любой территории вправе получать часть дохода от использования ресурсов (нефти, газа, драгоценных металлов, алмазов), кто бы ни осуществлял их добычу и использование - госу­дарство муниципальные органы, отдельные лица или их объединения.

В конституционной формуле об использовании земли и других природных ре­сурсов органически входит и их охрана. Это положение направлено против хищнического разбазаривания природных ресурсов во вред гражданам, обще­ству и окружающей среде. Использование природных ресурсов допускается только с соблюдением экологического законодательства, устанавливающего нормы охраны окружающей среды (почвы, лесов, водоемов). Конституционный строй, таким образом, органически увязывается с бережным, рачительным от­ношением к природе и ее богатствам, к правам и интересам будущих поколений.

Подлинной новацией для конституционного права России является ч. 2 ст.9, устанавливающая, что «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Здесь в отношении природных ресурсов применен общий подход к праву собственности, сформулированный ранее в ст.8, т. с. равное признание и охрана всех форм соб­ственности. Но наиболее важным и принципиальным является прямое и безого­ворочное закрепление нрава частной собственности на землю. Этим на данной стадии завершается длительная и изнурительная борьба демократических сил России за один из основных принципов свободы, рыночной экономики и право­вого государства.

Новая Конституция пробуждает интерес граждан к владению и пользованию землей. Но для этого собственник должен иметь право передавать свой участок по наследству, продавать его, сдавать в аренду, закладывать и т. д. в тоже вре­мя государство обязано обеспечить баланс интересов собственника и общест­ва с тем, чтобы земля, и прежде всего земли сельскохозяйственного назначе­ния, использовалась для блага как индивида, так и всего общества. Государст­во регулирует получение земельного участка для хозяйственного использова­ния, обеспечивает гражданам устойчивость их прав.

Право государства регулировать земельные отношения и ограничивать сво­боду частной собственности на землю и другие природные богатства не подле­жит сомнению. Это право не оспаривается ни в одной стране мира. Конституци­онное закрепление его в Российской Федерации еще не привело к повсемест­ному развитию частного землепользования, сопротивление фермерству подчас принимает грубые формы (расправы, поджоги, изгнание с земли и пр.). Будуще­му земельному законодательству предстоит решить много вопросов, прежде чем закрепленные Конституцией основы конституционного строя обретут проч­ные правовые гарантии.

Идеологические и политические многообразие

Гражданское общество предполагает широкий идеологический и политический плюрализм, вытекающий из свободы человека выражать свои взгляды и уча­ствовать в политической деятельности. Люди от природы неодинаковы, раз­личны и их интересы, условия жизни. Никто не в состоянии свести многообра­зие человеческих мнений в какой-то одной цели, выработать универсальное средство всеобщего осчастливливания. Гражданское общество и правовое го­сударство не придумывают это многообразие, они принимают его как есте­ственное состояние, не пытаясь насильственно изменить.

В большинстве конституции мира признается идеологический и политиче­ский плюрализм через закрепление соответствующих прав и свобод человека и гражданина. Но Конституция России возводит принцип идеологического мно­гообразия в ранг основ конституционного строя. Помимо прочего, это сделано и из-за опасности возврата к тоталитарному прошлому, тем более что силы, за­интересованные в подобной реставрации, в стране легально существуют. Об­щество поэтому наделяет государство нравом и обязанностью гарантировать незыблемость политической свободы и соответствующих прав человека.

Под идеологией обычно понимают систему философских, политических, рели­гиозных взглядов на закономерности общественного развития и пути совер­шенствования общественного устройства. Известны такие разновидности идеологии, как либеральная, христианско-демократическая, коммунистическая, фашистская, исламская, и др.

Идеологическое многообразие (плюрализм) компенсирует несовершенство человеческого ума, его неспособность отразить в одной теории все многообра­зие мира. Еще Платон говорил, что не может быть одной философской систе­мы, охватывающей все многообразие мира, а если это так, то нужно предоста­вить возможность творить другим, т. с. проявлять терпимость к иным взгля­дам, признать необходимость свободы мысли. С тех нор мир невероятно услож­нился, что привело к бурному развитию наук об общественном устройстве. Ка­ждая теория или доктрина стремится дать идеальные принципы, но только все они в своей совокупности обеспечивают самопознание человеческого общест­ва. Напротив, попытки создать монопольную универсальную теорию, объясня­ющую всю сложную социальную, экономическую, духовную и т. д. основу жиз­ни, а тем более попытки переустройства мира на основе такой теории, неиз­менно порождали насилие над людьми, тиранические режимы, беспристраст­ные войны и репрессии.

Признание идеологического многообразия означает право каждого челове­ка, политической партии и общественной организации свободно разрабатывать. исследовать и пропагандировать идеи, теории, концепции об экономическом, социальном, политическом устройстве человеческого общества, предлагать пра­ктические рекомендации властям и обществу, публично защищать свои взгляды и воззрения и т. д. Препятствовать всему этому, отдавая предпочтение одним перед другими, правовое государство не имеет права.

Российское общество в настоящем - общество без официальной идеологии, хотя совсем недавно оно было тотально заидеологизированным. Отсюда расте­рянность многих, кто привык жить при жесткой идеологической дисциплине, следовать идеологическим установкам свыше». Общество не нуждается в гос­подстве какой-то одной идеологии, ибо ее утверждение может произойти толь­ко в результате навязывания, т. е. насилия над свободным разумом. И если об­ществу все-таки требуется какая-то внутренняя философская основа, то ею может выступать только признание свободы человека и порождаемого этой сво­боды идеологического плюрализма.