Смекни!
smekni.com

Права и свободы человека в России (стр. 1 из 5)

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ

ПЛАН

Введение

1.Институт прав и свобод: понятие и место в правовом регулировании.

2.Развитие института прав и свобод в России. Обновление конституционно-правовой доктрины в начале 90-х годов.

3.Формы защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Совершенствование механизма защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Заключение

Введение

Начиная с принятия в декабре 1948 года Всеобщей декларации прав человека, происходит непрерывный процесс кодификации прав человека как на международном, так и на национальном уровнях, совершенствование институтов и процедур их воплощения и защиты. Более чем полувековой опыт движения человечества по этому пути доказал, что без обеспечения прав и свобод человека невозможны достижение демократии, построение правового государства и социально-экономическое процветание.

Права человека:

- устанавливают сферу свободы и самоопределения личности, ее автономию;

- упорядочивают и координируют общественные связи и отношения на основе общепризнанных международных норм и стандартов в области прав и свобод человека;

- очерчивают границы деятельности государства, предотвращая неоправданное вторжение государства в сферу личной свободы человека, ставя преграды всевластию и произволу государственных структур;

- определяют параметры взаимоотношений человека и государства, ответственность последнего за свою деятельность перед личностью и обществом;

- обеспечивают раскрытие творческого потенциала каждой личности, устойчивое развитие общества, его стабильность и нормальную жизнедеятельность.

Признание волей народа, выраженной на референдуме в декабре 1993 года, необходимости соблюдения и защиты прав человека стало конституционной обязанностью Российского государства, одной из основных целей осуществляемых в обществе преобразований, признанных изменить положение индивида, создать достойные условия его жизни, гарантировать свободу, неприкосновенность личной жизни, активное участие в политике и управлении, социальную защищенность, реализацию его культурного и творческого потенциала. Права и свободы выражают согласованные и жизненно необходимые интересы каждого индивида, социальных и этноконфессиональных групп и слоев, всех россиян. Их защита и обеспечение являются одним из ключевых факторов решения сложных задач переходного периода нашей страны, стратегии ее устойчивого развития, создания гарантий против возврата общества к прошлому. Место России в глобальном сообществе XXI в. во многом зависит от того, станут ли эти цели и ценности частью общенациональной идеи, будут ли они воплощены в жизнь.

1.Институт прав и свобод: понятие и место в правовом регулировании.

Среди всех ценностей нематериального характера, осознанных большинством людей в открытых, демократических обществах - права и свободы человека считаются самыми важными. В основе этих взглядов лежит либерально-демократическая традиция общественно-политической мысли, развиваемая уже почти три столетия. Собственность, безопасность, свобода - на этом основан общественный порядок», - писал представитель классического либерализма Ф. Лассаль.

Вся философия прав человека основана на одной несомненной ценности. Эта ценность- достоинство человека.

Один из основоположников концепции прав человека французский просветитель Ж.Ж. Руссо полагал, что достоинство заложено в самой сути человека: отказаться от свободы - это, значит, отказаться от своего человеческого достоинства, от прав человека, даже от обязанностей… Такой отказ несовместим с человеческой природой.

Достоинство с одной стороны, есть нравственная самооценка человеком своей связи с обществом, своего значения, права на уважение со стороны других, со стороны общества, чувство ответственности. С другой стороны, достоинство- это признание обществом социальной ценности, уникальности, неповторимости конкретного человека, значимости каждой личности как частицы человеческого сообщества. Достоинство человека- источник его прав и свобод. Только обладание правами и свободами являются той предпосылкой, которая даст человеку возможность самораскрыться, самореализоваться, как личности. Это ведет в свою очередь к обогащению, совершенствованию всего человечества. Только через отношения, через совместную жизнь людей может быть выражено достоинство человека. Ценность, лежащая в основании естественного права, есть достойная внутренне- самостоятельная и внешне свободная жизнь всего множества индивидуальных духов, составляющих человечество,- писал русский философ И. Ильин. –Такая жизнь возможна только в виде мирного и организованного равновесия субъективных притязающих кругов; равновесия, каждому одинаково обеспечивающего возможность духовно-достойной жизни, поэтому нарушающего это равенство лишь в сторону справедливости».

В теории естественного права в философии прав человека действует своего рода презумпция достоинства человека. Гуманизм философии прав человека заключается в предположении, что все люди- члены одной человеческой семьи и они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства, в духе уважения прав и свобод другого человека. Вспомним еще раз первую статью Всеобщей декларации прав человека «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах»[1] Конституция России, в соответствии с международными стандартами, фиксирует «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления» (ст.21).[2]

Права и свободы человека не дарованы ему ни богом, ни государством, поэтому их называют ЕСТЕСТВЕННЫМИ ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА. Человек не обязан никакой высшей сакральной или светской власти за свои права. Ему не надо воздавать хвалу и быть в вечном долгу за то, что его облагодетельствовали, наделили правами и свободами. Достоинство человека, его самоценность не совместимы с рабской, холопской благодарностью за то, что ему, человеку позволили воспользоваться какими-то крохами прав. Они принадлежат ему уже в силу того, что он человек. Естественные права человека не нуждались до возникновения государства и права в каком – либо писаном юридическом оформлении. Писаное право, которое вобрало в себя и обычные правила, нормы взаимоотношений, моральные права и запреты, в том числе и права и свободы человека, называется ПОЗИТИВНЫМ ПРАВОМ. Сегодня права и свободы человека содержатся в международных документах и национальном законодательстве всех государств, и перешли из категории морально-этических норм, правил в позитивное право.

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, - провозглашает Конституция РФ. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина и человека – обязанность государства» (ст.2). «Основные права и свободы человека не отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ст.17).

Эти положения о принадлежности прав от рождения, о естественном характере прав человека впервые так определенно нашли отражение в российском праве. И это не просто факт некоторых новаций в нашем законодательстве. За этим стоит радикальный поворот общественно-политической мысли, приобщение современной России к ценностям, прошедшим проверку временем, историей. Это знаменует и полярное размежевание с догмами марксизма конца 19 века и с искусственными конструкциями марксистско-ленинской науки 20 века. Либерально-демократическая концепция естественного права и равенства в прирожденных правах всех людей была несовместима с классовым подходом и идеологической чистотой "«вечно живого учения» и отвергалась в свое время советской правовой наукой и политической практикой коммунистического режима. «Пропаганда идей естественного права направлена против пролетарской революции и коммунизма. С помощью естественного права оправдываются всякие контрреволюционные движения и подрывная работа против Советского Союза и стран народной демократии»[3], - так в правовой литературе советских времен оценивалась эта концепция.

Когда речь идет о правах человека, то имеются в виду не вообще любые права. Люди имеют право смотреть на облака, или витать в них, надеть сегодня желтые ботинки или вообще ходить босиком.

То есть нужно различать морально-этические права, не закрепленные в нормах права, в законах и Права Человека как систему международных и национальных законодательных установлений. Нужно четко формулировать и точно употреблять правовые термины и понятия из области прав и свобод человека.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Покуда жив человек, он неразрывно связан со своими правами и свободами, они не должны быть никем и никаким образом отняты у него. В соответствии с международными стандартами перечисленные в Конституции РФ основные права и свободы не должны толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Вместе с тем, международное право и законодательная практика демократических государств, предусматривает определенные ограничения прав и свобод в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ряд прав и свобод ни при каких обстоятельствах, даже в условиях чрезвычайного положения не подлежат ограничению. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20,21,23(часть1),24,28,34(часть1),46-54 Конституции РФ- это право на жизнь, достоинство личности, свобода от пыток, право на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и другие.