Смекни!
smekni.com

Разделение властей (стр. 1 из 5)

С О Д Е Р Ж А Н И Е

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3

ВЛАСТЕЙ В РОССИИ……………………………………………13

1. Президент

2. Федеральное Собрание

3. Правительство

4. Судебная власть

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………24

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..25

ВВЕДЕНИЕ

Теория разделения властей является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для Российского государства. Связано это с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С всеобщей реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 90-х годов XX века в России с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели – создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве. Его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны теоретиков права. К настоящему моменту мы уже можем говорить об определенных результатах в изучении данного вопроса, как в теоретическом, так и в практическом плане. Исходя из этого, в изучении принципа разделения властей можно выделить следующий круг вопросов:

- каковы исторические корни принципа разделения властей?

- как осуществляется данный принцип на практике.

-какие можно выделить особенности и проблемы?

- каково содержание принципа разделения властей?

Для выяснения ответов на эти вопросы использовались: прежде всего, Конституция РФ, нормативные акты и различные научно-учебные пособия.

В целом использовавшиеся источники отражают современные точки зрения в правовой науке на принцип разделения властей. Так, например, в работах Н.М. Золошулиной показаны различные взгляды на роль и значение принципа разделения властей в государстве теоретиков право прошлого. В научно-учебных пособиях М.В. Баглая и Б.Н. Габричидзе, помимо общетеоретической трактовки содержания данного принципа представлен анализ его практического осуществления в Российской Федерации. Нормативные акты, в частности Конституция Российской Федерации помогут уяснить механизм действия принципа разделения властей.

Основными методами использовавшимися в данной работе, являлись исследования научного материала, по теме, его позитивный и критический анализ, а также изучение Конституции РФ в соотношении к данной теме.

Разделение властей – одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.

«Разделение власти возникает из свойства власти быть отношениями между субъектами, (первым, или активным) от которого исходит волевой импульс, побуждение к действию, и субъектом (вторым, или пассивным), которыми воспринимает этот импульс и осуществляет побуждение, становится носителем власти, ее исполнители. Эта простейшая структура разделения и передачи власти обычна усложняется. Особенно в институциональном политическом (а также неполитическом – экономическом, правовом, идеологическом) процессе, когда второй субъект передает волевой импульс следующему субъекту и т.д. вплоть до конечного исполнителя (процесс, получивши наименование командования, или распоряжения и составляющий сущность власти)».[1]

Таким образом, понятие «разделение власти» достаточно широкое и неотделимо от понятия «власти» и принимает при этом самые различные формы выражения. В связи с этим представляется целесообразным проследить исторический путь развития разделения власти к моменту его современного восприятия в правовом государстве в качестве одного из основополагающих принципов.

Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в котором рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделенных институтов и против разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделенных властей и избавить общество от столкновений между ними с другой.

Первое разделение власти рано началось в самом светском государстве уже с разделения профессиональных функций власти. Уже Аристотель отмечал существование в нем законодательного органа – магистратуры (исполнительного учреждения) и судебного органа. Происходило разделение власти между центральными и местными управлением, формировалось все более сложная политическая система общества, властей разных уровней и с разными функциями. Развитое разделение власти стало в конце концов одной из организационных основ государства Нового времени, которое функционирует как система функционально разграниченных, но и связанных между собой учреждений, аппаратов и органов власти. Развивающиеся в то же время торговля и промышленная буржуазия поддержала на первых порах абсолютистский монархический центр и способствовала его укреплению, но при этом получила и доступ к власти, которая оказалась до известной меры разделенной и между сословиями и классами и доступ этот был открыт, прежде всего, в нарождавшиеся центральные нормативные (законодательные и представительные) структуры.

Дальнейшее развитие разделенных властей шло несколькими параллельными путями:

1. происходила централизация парламентских структур, смещение, парламентаризма в центр со всей идеологией и техникой формирования представительной власти (ее выборностью, принципами организации и т.п.);

2. укреплялось и совершенствовалось центральная исполнительная правительственная власть и особенно ее аппаратов, кадров государственных служащих;

3. завершилось формирование возникшей в феодальном средневековье системы надзора и отправления правосудия, передачи судебных функций от властвующей верхушки – социализированным судебным органом.[2]

Этот объективный процесс получил теоретическое обоснование в политико-философской теории разделения властей и сопровождался проектами гражданского общества и правового государства, и конституционного строя, реализация которых была необходимым условием эффективного разделения власти и в свою очередь зависела от разделения ее на три взаимосвязанные и контролирующие друг друга власти.

Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Сократ, Полиций, Цицерон). Однако, как основополагающие принципы составного учения о демократическом государстве он был сформулирован Дж. Локком (1632-1704 г.г.) и развит впоследствии Ш. Монтескье (1684-1755 г.г.). При этом теоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории, а толчком к ее оформлению поступили буржуазные реформы (революции) в Англии (1640-1648 г.г.) и в последствие во Франции (1789-1794 г.г.)

В основании политической философии Локка и либерализма лежит идея собственности («трактаты о правительстве»). «Государство и гражданское общество основывались на собственности (частная и личная собственность). В естественном состоянии, говорит Локк, люди, может быть, и живут благополучно, но им явно недостаточно многого для сохранения собственности. На основе общественного договора учреждения государство – социальный институт для охраны собственности и разрешения, связанных с собственностью недоразумений. Но и в государственном состоянии собственность не виоле, оберегаема. Например, от произвола монархии. Для того, чтобы охрана собственности не зависела от воли властей, люди создают законы и законодательство. Но и в обществе законов вероятно беззаконное, поскольку всегда остается значительная свобода для толкования и применения законов. Когда, например, судьями являются сами правители, они склонны судить, руководствуясь теми же целями, что и в процессе правления. А это чревато вомоитаризмом государства, фактическим беззаконием. Дж. Локк предлагает систему издержек и противовесов – разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную с передачей каждой особому кругу лиц. Тогда, например, в правовом монархическом государстве законодательной властью может быть аристократический парламент. Высшей исполнительной – король, а судебную имеет смысл пропорционально поделить между аристократическим и демократическим сословиями.[3]

Развил до совершенного понимания теорию разделения властей французский мыслитель Ш. Монтескье. Еще в 1721 году в своих «Персидских письмах» он осуждал неограниченную монархию во Франции и писал о необходимости ее ограничения. В 1748 году Ш. Монтескье публикует свой знаменитый труд «О духе законов», в котором помимо критики абсолютизма он противопоставляет ему республиканское государственное устройство с разрешением властей.

Он делит власть на три ветви: законодательная, исполнительная, судебная. По теории Монтескье все три власти должны были, уравновешивая друг друга, не дать осуществлять бесконтрольные действия в рамках своей компетенции. «Что бы ни было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Монтескье считает недопустимым объединением хотя бы двух ветвей власти в одних руках (Дж. Локк считал, что в обязательном порядке отделена должна быть только законодательная власть.) «Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, т.к. можно опасаться, что монарх или сенат будет создавать термические законы для того, чтобы так же тиранически применять их». Не будет свободы…, если судебная не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем». Если же произойдет соединение трех ветвей власти, то, как считает Монтескье, неизбежно установление жесточайшего деспотизма и полная гибель свободы.