регистрация / вход

Защита прав человека-международно- правовые аспекты

Содержание Стр. Введение .3-4 Основная часть Обязанности государств по защите прав физических лиц, находящихся на его территории:

Содержание

Стр.

  1. Введение………………………………………………………………………….3-4
  2. Основная часть

2.1 Обязанности государств по защите прав физических лиц,

находящихся на его территории:

­ Осуществление принципа уважения и соблюдения

прав и свобод человека;…………………………………………….5-7

­ Полномочия консулов по защите прав граждан своей

страны в стране пребывания……………………………………….7-9

2.2 Понятие защиты отдельных категорий физических лиц,

относимых к категории “уязвимых”:…...……………………………..9-10

­ правовое положение беженцев;…………………………………..11-13

­ правовое положение этнических, религиозных

и языковых меньшинств;……………………………………..….13-16

­ правовое положение женщин;……………………………………17-18

­ правовое положение детей;……………………………………….18-21

­ правовое положение апатридов и бипатридов…………………..21-24

  1. Заключение………………………………………………………………………..25
  2. Список литературы……………………………………………………………26-27

“Это определенно нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношения с обществом, государством, другими индивидами.”[1]

Введение.

Права человека – одна из главных отраслей международного права. Это своеобразный ценностный ориентир, позволяющий применять “человеческое измерение” не только к государству, праву и закону, но и к гражданскому обществу, поскольку степень зрелости и развитости последнего зависит в значительной мере от состояния дел с правами человека, от объема этих прав и их реализации. Права человека дают ему возможность не только участвовать в управлении государством, но и дистанцироваться от него, самоопределяться в сфере частной жизни, выборе убеждений, отношении к религии, обществу. Поглощение гражданского общества государством, огосударствление всех сфер жизни происходят там, где права человека либо отсутствуют, либо носят декоративный характер.

Под защитой прав человека понимается “совокупность правовых норм, определяющих и закрепляющих в договорном порядке права и свободы человека, обязательства государств по практическому претворению в жизнь этих прав и свобод, а так же международные механизмы контроля за выполнением государствами своих международных обязательств в этой отрасли права и непосредственной защиты попранных прав отдельного человека[2]

Актуальность темы обусловлена практикой грубых и массовых нарушений прав человека и неспособностью или нежеланием отдельных государств бороться с нарушением прав индивида. Это, в свою очередь, вызвало к жизни появление международных механизмов по контролю за соблюдением прав человека и их защите. Особенно актуален вопрос защиты прав граждан и лиц, находящихся под юрисдикцией государства в наше время, т.к. в последние десятилетия наблюдается значительное оживление миграционных процессов. Следствием этого становится рост обширного пространства для нарушения прав человека.

Научное значение работы связано с авторской классификацией “уязвимых” категорий. Такой подход предусматривает ее решение практических вопросов, т.к. правовой статус каждого из категории должен решаться с учетом дифференциации интересов различных групп при комплексном их учете в едином акте.

Настоящая работа является попыткой обосновать указанный подход.

Обязанность государств по защите прав физических лиц, находящихся на его территории.

Осуществление принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека закреплен в Уставе ООН в качестве одной из целей, для осуществления которой была создана ООН: “Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии [3] ” Так же он закреплен в ряде международных договоров и других актов, наиболее важным из которых является Всеобщая декларация прав и свобод человека 1948 года, 1950 года, международный пакт о гражданских и политических правах, международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года (Международные пакты о правах человека), Американская конвенция о правах человека 1969 года, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 года и ряд других. Проанализировав эти документы, содержание принципа можно свести к следующему:

­ государства обязуются предоставлять и уважать зафиксированные в нормах международного права основные права и свободы всех лиц, находящихся под их юрисдикцией;

­ государства обязуются сотрудничать друг с другом в целях содействия всеобщему уважению прав и свобод человека.

Таким образом, содержание принципа уважения прав и свобод человека показывает, что сфера международно-правового регулирования охватывает прежде всего установление определенного перечня прав, который должен быть предоставлен человеку.

Цель установления международно-правового перечня, или, как его иногда называют, “минимального стандарта прав[4] ”, состоит не “в унификации законодательства различных стран мира путем принятия законов, создающих сходный правовой режим обеспечения этих прав”, а “в закреплении основных прав и свобод человека, которые являются приемлемыми для большинства государств мира и которые должны соблюдаться государствами”[5]

Государства, принявшие на себя определенные юридические обязательства в соответствии с международными договорам, должны принять соответствующие меры по реализации закрепленных в них положений.

Государство обязано привести свое законодательство в соответствие с международными номами. Прежде всего это касается гражданских и политических прав, поскольку, например, Международный пакт о гражданских и политических правах содержит прямое на это указание: “Если это уже не предусмотрено существующими законодательными или другими мерами, каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется принять необходимые меры в соответствии со своими конституционными процедурами и положениями настоящего Пакта для принятия таких законодательных или других мер, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в настоящем Пакте.”[6] Так же государство должно принять меры по материальному обеспечению прав (в большей степени это относится к социально-экономическим правам).

При этом не требуется, что бы законодательство текстуально воспринимало международные нормы, главное, что бы оно ему не противоречило. Суть международно-правового регулирования прав и свобод человека заключается в том, что международное право устанавливает общие принципы решения государством вопросов прав и свобод человека, но не содержит самих решений, которые относятся к компетенции государства.

Второй составляющей принципа уважения и соблюдения прав и свобод является сотрудничество государств . Это сотрудничество осуществляется в рамках международных организаций на конвенционной основе в области борьбы с массовыми и грубыми нарушениями прав человека, создания механизма контроля за соблюдением прав человека. В этих целях государства заключили ряд соглашений, к которым относятся: Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него 1948 года, Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 года, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 года, Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года и др.

Обязанности консулов по защите граждан своей страны в стране пребывания.

Институт консулов сложился много веков назад. Он был вызван потребностями развивающейся торговли. В ту эпоху консульские задачи ограничивались лишь защитой перед местной властью торговых интересов купцов, разрешением споров между ними.

В настоящее время функции консульских учреждений намного расширились, но одной из основных задач остается защита граждан своей страны на территории страны пребывания. Свидетельством этому является то, что положение об этом стоит первым в перечне функций консулов в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года[7] : “защита в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц) в пределах, допускаемых международным правом [8]

По мимо этого в Конвенции прописаны такие функции в отношении граждан своей страны, как:

1. оказание помощи и содействия гражданам (физическим и юридическим лицам) представляемого государства;

2. исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и других подобных обязанностей, а также выполнение некоторых функций административного характера при условии, что в этом случае ничто не противоречит законам и правилам государства пребывания;

3. охрана интересов граждан (физических и юридических лиц) представляемого государства в случае преемства "mortis causa" на территории государства пребывания в соответствии с законами и правилами государства пребывания;

4. охрана в рамках, установленных законами и правилами государства пребывания, интересов несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности, когда требуется установление над такими лицами какой-либо опеки или попечительства;

5. с соблюдением практики и порядка, принятых в государстве пребывания, представительство или обеспечение надлежащего представительства граждан представляемого государства в судебных и иных учреждениях государства пребывания с целью получения, в соответствии с законами и правилами государства пребывания, распоряжений о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если, в связи с отсутствием или по другим причинам, такие граждане не могут своевременно осуществлять защиту своих права и интересов.

Как видно из этого перечня, консулы наделены достаточно обширными полномочиями в отношении граждан своей страны, что бы обеспечить их защиту в стране пребывания.

Понятие защиты отдельных категорий физических лиц, относимых к категории “уязвимых”

Понятие уязвимых

“Уязвимость представляет собой соотношение между реальными угрозами благополучию людей и способностью населения и общества справиться с ними. Такие угрозы могут возникать в результате сочетания социальных и природных процессов. Таким образом, понятие уязвимости человека определяется многими проблемами, связанными с окружающей его средой. Поскольку ни один че6ловек не защищен полностью от опасных природных явлений, данная проблема касается и богатых, и бедных, горожан и жителей сельской местности, населения Севера и Юга и может подорвать весь процесс устойчивого развития в развивающихся странах. Для уменьшения уязвимости требуется определить точки приложения усилий в причинно-следственной цепи между возникновением потенциально опасного явления и его последствиями для человека.”[9]

Понятие “уязвимости” возникло на Западе и еще не достаточно развито в РФ. Многие профессора пока его не признают, но тем не менее его определение уже существует и понемногу внедряется в наше законодательство.

Профессор Филлимонова М.В. определяет уязвимого человека как “человека, который независимо от своих условий существования, своих поступков оказался лишенным обычного комплекса прав и не может их осуществлять .”

Государство может объявить какую-либо категорию граждан уязвимой, тем самым оно возлагает на себя обязанность по оказанию, на пример, материальной помощи этим гражданам. Но в замен эти лица должны выполнять определенные условия, установленные для них законодательством. Например, в Швеции, мать-одиночку, воспитывающую двух несовершеннолетних детей, могут признать “уязвимой” и оказывать помощь по их воспитанию, но на нее возлагается обязанность следить, что бы после десяти вечера ее дети находились дома. При нарушении этого обязательства, ее могут лишить “уязвимости”.

Из проиллюстрированного раньше следует, что “уязвимость” является своеобразным проявлением социальной помощи от государства его гражданам, лишенным, по каким-либо причинам, возможности осуществлять все свои права и обязанности.

Так же, по мнению профессора Филлимоновой М.В. “чем больше категорий “уязвимых” граждан, тем более цивилизовано государство ”.

Следовательно, к категории “уязвимых” можно отнести следующих лиц:

­ беженцы и вынужденные переселенцы;

­ апатриды и бипатриды;

­ женщины;

­ дети;

­ военнопленные;

­ различные меньшинства и др.

Категория “уязвимых” может быть бесконечно большой. Туда же можно определить и инвалидов, семьи военнослужащих, пенсионеров и еще очень многих. Ведь в каждом государстве есть люди, требующие дополнительной социальной поддержки.

Правовое положение беженцев.

Беженец – лицо, которое в силу обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений, или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего обычного местожительства, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений .[10]

Таким образом, беженцем может быть признан человек, который только что приехал в страну по указанным выше обстоятельствам, или тот, кого эти обстоятельства застали уже на территории страны пребывания (так называемые беженцы на месте).

В международном праве термин “беженец” появился впервые после первой мировой войны. Им обозначались лица, добровольно покинувшие места своего жительства, занятые противником или находящиеся под такой угрозой, или выселенные из этих мест по распоряжению гражданских или военных властей. Во время второй мировой войны, наряду с “беженцами” появился термин “перемещенные лица”. Он относился ко всем лицам, которые насильственным путем были угнаны на территорию иностранного государства, в том числе противника.

Статус беженцев регулируется Конвенцией 1951 г. с Протоколом к ней 1966 г.; Соглашением о моряках-беженцах 1957 г. с протоколом к нему 1973 г.; Принципами обращения с беженцами 1966 г., одобренными Афро-азиатским юридическим консультативным комитетом. Так же в РФ действует Закон “О беженцах” от 19 февраля 1993 г.

Особенность положения беженцев определяется рядом обстоятельств:

1. массовый характер;

2. размещение в стране пребывания компактно, в специально отведенных местностях или лагерях;

3. сложность в материальном обеспечении себя и семьи (языковой барьер, отсутствие профессии, рабочих мест и т.д.)

Все вышеперечисленное вызывает необходимость оказывать им материальную поддержку государством пребывания.

Правовое положение беженцев определяется статусом лица без гражданства.
Даже если они имеют действительные документы, подтверждающие их гражданство, покинув страну гражданства, они отказываются тем самым от ее защиты. Чаще же беженцы документов не имеют. Они ограничены в выборе места жительства и в свободе передвижения.

По соображениям безопасности и общественного порядка беженцы могут быть высланы из страны, однако не в то государство, где они преследовались.

После окончания событий, из-за которых беженцы покинули страну гражданства, они должны вернуться в свое государство. При определенных обстоятельствах для них установлен упрощенный порядок приобретения гражданства страны пребывания.

Конвенция 1951 г. с протоколом к ней 1966 г. обязала государства:

­ применять положения к беженцам без какой бы то ни было дискриминации по признакам расы, религии или страны их проживания (ст.3);

­ не высылать и не возвращать беженцев на границу страны, где их жизни и свободе угрожает опасность; по возможности облегчать ассимиляцию и натурализацию (ст. 33-34);

­ предоставлять беженцам положение, которым пользуются иностранцы (в отношении движимого и недвижимого имущества, работы по найму, на собственном предприятии, занятия свободными профессиями, решения жилищного вопроса, свободы передвижения и т.д.) и собственные граждане (в вопросах авторских и промышленных прав, обращения в суд, начального образования, распределения дефицитных продуктов, правовой помощи, трудового законодательства и др.)

Не признаются беженцами лица, совершившие преступление против мира, человечности или другие деяния, противоречащие целям и принципам ООН.

Правовое положение этнических, религиозных и языковых меньшинств.

Одним из принципов современных межгосударственных отношений является принцип международной защиты меньшинств. Его формирование проходило на протяжении длительного времени, а становление и развитие связано с межгосударственной практикой защиты религиозных меньшинств и предоставления им свободы вероисповедания.

Еще Л. Оппенгейм отмечал, что “практика заключения договоров для обеспечения за меньшинствами определенных прав получила свое начало в сфере религии”[11] Одним из первых таких межгосударственных соглашений был Вестфальский мирный договор 1648 г., по которому германский император под давлением Франции и Швеции обязался предоставить свободу вероисповедания всем жителям Германии.

В ходе исторического развития отчетливо проявляется тенденция наряду с защитой религиозных меньшинств в международных соглашениях закреплять политические и гражданские право национальных меньшинств. Таким международным соглашением стал Генеральный Акт Венского конгресса 1815 г.

В Уставе ООН заложены основы сотрудничества государств в различных областях, включая предотвращение дискриминации и защиту меньшинств. В ст. 27 Пакта о гражданских и политических правах подчеркивается : “В тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а так же пользоваться родным языком”

Лица, принадлежащие к меньшинствам, обладают тем же объемом прав человека, что и лица, составляющие большинство. Однако это равенство в отношении прав не ведет автоматически к равенству в фактическом положении меньшинства и большинства, хотя и является необходимой его предпосылкой.

Когда национальное меньшинство существует в окружении отличающегося от него большинства, может сложиться ситуация, создающая угрозу реализации прав лиц, принадлежащих к меньшинству. Поэтому права меньшинств должны обеспечиваться дополнительными гарантиями. Кроме того, существуют определенные права, принадлежащие меньшинству как коллективу, особой группе людей, стремящейся к сохранению и развитию своей идентичности.

Вся сфера прав человека применительно к меньшинствам может быть разделена на две группы:

1. права, которые могут быть обеспечены в рамках общего режима защиты прав человека;

2. права, которые требуют для их защиты особых гарантий. К ним относятся права, обеспечивающие этническую, культурную, религиозную и языковую самобытность меньшинства, т.е. сохраняющие ее идентичность.

Эффективная защита прав меньшинств требует обеспечения такого их юридического и фактического положения, которое не отличалось бы от положения большинства населения. Важнейшую роль в том процессе играют принципы равенства, недискриминации, обеспечения дополнительных прав.

Равенство и недискриминацию можно в полном объеме рассматривать как основу и цель защиты меньшинств. Эта цель может быть достигнута только через дополнительные по сравнению с возможностями и правами большинства меры по защите меньшинств. “Действительное равенство достигается только тогда, когда меньшинство имеет специальные права, содержащие гарантии против ассимиляции”[12]

“Практически неразрешимую проблему до сегодняшнего дня представляет определите меньшинств. Хотя отсутствие такого определения не является серьезным препятствием для эффективной защиты их прав, тем не менее необходимо четко осознавать о каком феномене идет речь.”[13]

Общепризнанной дефиниции в настоящее время не существует. В доктрине же выдвигаются различные варианты. Наиболее широко используемым считается предложение Ф. Капотори, который полагает, что меньшинство – “по сравнению с остальной частью населения государства – это меньшая по численности, не занимающая господствующего положения группа, члены которой – граждане этого государства – обладают с этнической, религиозной или языковой точек зрения характеристиками, отличающимися от характеристик остальной части населения, и проявляются, пусть даже косвенно, чувство солидарности в целях сохранения своей культуры, своих традиций, религии или языка[14]

Основные признаки меньшинств Ф. Капотари выделяет в качестве критериев – объективных и субъективных.

Объективные включают:

1. своеобразные этнические характеристики;

2. численное меньшинство;

3. не доминирующее положение;

4. принадлежность к гражданству государства проживания.

Субъективный критерий – стремление к сохранению присущих характеристик.[15]

Особую разновидность меньшинств составляет так называемое коренное население .[16] Права коренных народов в отличие от прав меньшинств, которые давно находятся в поле зрения государств, практически не были предметом рассмотрения на международном уровне. Такие народы имеют совершенно особые права, не рассматриваемые в рамках режима защиты прав меньшинств. Кроме того, права коренных народов особым образом выделяются в доктрине и практике.

Пока можно сделать вывод, что полностью дискриминационную проблему в данный момент решить невозможно. Представители различных меньшинств в странах имеют сложности при устройстве на работу, получении жилья и образования. Не во всех случаях законодательство достаточно эффективно. Тем не менее практика Великобритании и США заслуживает особого изучения. Ее суть заключается в пресечении намеренно совершаемых дискриминационных действий, воздействии на общественное сознание. Правовосстановительная ответственность явилась шагом вперед по сравнению с уголовно-правовой ответственностью, практикуемой в большинстве стран.

Цель права – защита человека от дискриминации в рамках принципа формального равенства. Правовое меры будут более эффективными, если они будут сочетаться с комплексными социально-политическими и экономическими мерами, направленными на устранение дискриминации.

Правовое положение женщин.

Конвенция о политических правах женщин 1953 г.[17] закрепила права женщин такие, как: право голосовать на всех выборах на равных с мужчинами условиях, без какой либо дискриминации; право быть избранными во все выборные учреждения; право занимать должности на общественно-государственной службе и выполнять все общественно-государственные функции, установленные законом и др.

Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г.[18] освещает следующие положения: ни заключение, ни расторжение брака, ни перемена гражданства мужем во время существования брачного союза не будут отражаться автоматически на гражданстве жены; ни добровольное приобретение гражданства другого государства, ни отказ супруга от своего гражданства не будут препятствовать сохранению своего гражданства женой этого гражданина; жена может приобрести по своей просьбе гражданство мужа в специальном упрощенном порядке натурализации и др.

Так же существует Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.[19] , в которой содержатся следующие нормы:

“дискриминация в отношении женщин” означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области. Государства – участники Конвенции осуждают дискриминацию женщин во всех ее формах и соглашаются безотлагательно всеми соответствующими способами проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин с этой целью: включить принцип равноправия мужчин и женщин в национальное законодательство и обеспечить его практическое осуществление; установить юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами и обеспечить с помощью судов и других государственных учреждений эффективную защиту женщин против любого акта дискриминации; изменить или отменить действующие законы, которые представляют собой дискриминацию женщин.

Но, не смотря на все эти меры, данная проблема лежит на много глубже. Прав исследователь из ФРГ Г. Шнорр, который говорит о том что для исправления такой ситуации недостаточно лишь формальных изменений в законодательстве, а необходимы "постепенные изменения всего подхода к социальной политике"

В результате ныне практически во всех развитых государств можно констатировать деление профессий на типично "мужские" (и соответственно высокооплачиваемые) и типично "женские" (низкооплачиваемые). 0 том, что в основе такого деления лежат причин отнюдь не объективного, сугубо гендерного, дискриминационного отношению к женщинам характера свидетельствует следующий факт. В США, где среди врачей преобладают мужчины, профессии врача является наиболее высоко оплачиваемой. В России и других странах, бывших союзных республиках СССР, среди врачей преобладают женщины. И оплачиваются врачи, как и все работники бюджетной сферы, по весьма низким ставкам и по остаточному принципу.

Правовое положение детей.

Институт международной защиты прав ребенка как совокупность международно-правовых норм, регулирующих сотрудничество государств по обеспечению и защите прав детей во всех сферах жизни, сформировался после Второй мировой войны.

Международная защита прав ребенка является составной частью международной защиты прав человека, поэтому к ней применимы практически все ее положения. При этом выделение вопросов, относящихся к правам ребенка, в самостоятельный предмет в рамках международной защиты прав человека вызвано прежде всего причинами объективного характера: во-первых, в результате целого ряда исторических условий социальный статус детей ниже, чем у взрослых, и международная защита прав ребенка направлена на обеспечение им равных прав и возможностей со взрослыми; во-вторых, в силу физической и умственной незрелости ребенку необходимо предоставление особых прав и дополнительной защиты.

В рамках Конвенции о правах ребенка[20] был создан специальный механизм контроля за выполнением положений Конвенции — Комитет по правам ребенка, уполномоченный рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции. Кроме этого, защита прав ребенка может осуществляться и через другие международные контрольные механизмы по правам человека. Защитой прав детей в отдельных областях занимаются также специализированные учреждения ООН: Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам науки, культуры и образования (ЮНЕСКО). Созданный в 1946 г. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) оказывает международную помощь и техническое содействие государствам по защите детей и их прав.

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение международной защите прав ребенка: это система международных органов и процедур, осуществляющих защиту детей путем разработки международных стандартов в области прав ребенка и создания специальных механизмов контроля за соблюдением этих прав со стороны государств.

Принципы прав ребенка:

1. Принцип недопустимости дискриминации является также одним из основных принципов права прав человека. Применительно к правам ребенка принцип наиболее полно раскрыт в Конвенции о правах ребенка, где подчеркивается, что государства обязуются уважать и обеспечивать все предусмотренные Конвенцией права за каждым ребенком "без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств" (ст. 2).

2. Принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка предусматривает, что во всех случаях, когда действия государственных органов или частных лиц затрагивают интересы детей, первоочередное внимание должно уделяться соблюдению интересов ребенка.

3. Принцип свободного выражения ребенком своих собственных взглядов означает, что каждый ребенок имеет право свободно формулировать собственные взгляды и высказывать свое мнение по всем вопросам, затрагивающим его жизнь. Родители, власти, общественные организации обязаны учитывать эти взгляды с учетом уровня зрелости и возраста ребенка.

4. Принцип соблюдения (обеспечения) права ребенка на выживание и здоровое развитие устанавливает, что государства не только должны гарантировать ребенку право на жизнь, но и предпринимать позитивные шаги по поддержанию и продлению жизни ребенка и его полноценному физическому и духовному развитию.

5. Принцип соблюдения права ребенка на выживание и здоровое развитие может рассматриваться как платформа для экономических, социальных и культурных прав ребенка.

6. Принцип особой защиты и охраны детей.

Вышеуказанные специальные принципы, на наш взгляд, являются правовой основой, на которой базируются конкретные нормы по защите прав детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что институт международной защиты прав ребенка представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих права и свободы детей, устанавливающих обязательства государств по обеспечению и практическому претворению в жизнь (реализации) этих прав и свобод, а также международные механизмы контроля за выполнением государствами своих международных обязательств.

Правовое положение бипатридов и апатридов.

Двойное гражданство (бипатризм) представляет собой связь лица с двумя или, реже, несколькими государствами . Оно является чаще всего следствием коллизий законов о гражданстве, основанных на различных принципах, - права крови и права почвы. Например, дети французских граждан, родившиеся на территории Бразилии, автоматически будут иметь двойное гражданство, так как Закон о гражданстве Франции основан на принципе права крови, а Закон о гражданстве Бразилии – на принципе права почвы.[21]

Так же двойное гражданство приобретается в случае натурализации без утраты предшествующего гражданства. Например, в Бангладеш иностранец может стать бипатридом, если он вкладывает инвестиции в широкомасштабные проекты на территории данной страны.[22]

Другими возможностями приобретения двойного гражданства являются: автоматическое предоставление гражданства супруге-иностранке в связи с заключением брака с гражданином страны; предоставление гражданства ребенку, родившемуся в смешенном браке.

Традиционные правовые и политические доводы против двойного гражданства исходят из того, что гражданство предполагает абсолютную лояльность по отношению к определенному государству. Наивысшим выражением лояльности является прохождение воинской службы в армии государства происхождения. Двойное гражданство делает данную обязанность относительной. Никто не может служить двум странам одновременно, особенно в том случае, если они находятся в состоянии войны с иными государствами или воюют друг с другом. В соответствии с Конвенцией Совета Европы 1963 г. о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства данные лица должны были исполнять воинскую повинность на территории страны своего проживания. Но если такое лицо проживает не в стране своей гражданской принадлежности, то оно может выбрать несение воинской обязанности на территории любой из стран гражданства (ст. 6)

В случаях, когда на территории государства проживает много лиц, имеющих двойное гражданство, все вопросы регулируются на двусторонней основе. Например соглашение между Алжиром и Францией 1984 года.

Существуют различные подходы в отношении двойного гражданства. В Италии с 1992 г. признается возможность двойного гражданства; аналогичный подход закрепляется в законопроекте, внесенном правительством ФРГ в Бундестаг в ноябре 1998 г. В законодательстве ряда государств оговаривается возможность приобретения гражданства отдельных стран без утраты прежнего гражданства (Испания). Но в других странах лицо, обладающее двойным гражданством, обязано выбрать одно из них в течении установленного в законодательстве срока. Так в Японии лицо, которое получило второе гражданство по рождению или до достижения 20 лет, должно выбрать одно из них до 21 года.[23]

Однако в настоящее время рад государств Европы считают двойное гражданство вполне приемлемым в связи с ростом мобильности населения и развитием миграционных процессов.[24]

Новые подходы к данной проблеме были впервые зафиксированы в Законе о гражданстве РФ (ст. 3). Гражданину РФ разрешалось по его ходатайству иметь одновременно и гражданство другого государства, с которым заключен соответствующий договор. Но при этом он не мог уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающей из гражданства РФ. В настоящее время РФ заключила соглашения о двойном гражданстве с Туркменистаном и Таджикистаном. По этим соглашениям граждане пользуются правами и свободами в полном объеме и несут обязанности гражданина того государства, на территории которого постоянно проживают.

Вопрос о двойном гражданстве рассматривался в органах государственной власти РФ в связи с проблемой соотечественников, проживающих в странах СНГ и Балтии. В сообщении от 15 февраля 1995 г. “К главам государств и правительств СНГ” Государственная Дума Федерального Собрания ставила вопрос о достижения согласия и предоставления этническим русским равных прав в приобретении второго гражданства.[25]

Лицо без гражданства (апатрид) – лицо, которое ни одно из государств не рассматривает в качестве собственного гражданина . Подобный статус возникает в том случае, когда человек по каким-либо причинам утратил собственное гражданство и не приобрел гражданства других стран. При этом данные лица не могут рассчитывать на дипломатическую защиту страны своего прежнего гражданства и полностью подчиняются законодательству страны, на территории которых они находятся.

В соответствии с Конвенцией 1954 г. у каждого лица без гражданства существуют обязательства в отношении страны, в которой оно находится, поскольку оно должно подчиняться его законам и постановлениям, а так же мерам, принимаемым для поддержания общественного порядка (ст. 2). Этим лицам предоставляется статус иностранца на конкретной территории (ч. 1 ст. 7).

Заключение.

Подчеркивая растущее значение прав человека для международного и регионального мира и безопасности, для предотвращения конфликтов как международных, так и внутренних, для экономического и социального развития государств, Следует, на мой взгляд, обратить внимание на необходимость утверждения таких принципов обеспечения прав человека, как универсальность, неделимость, единство прав человека и демократии. Универсальность означает, что никакие правила национального, культурного или религиозного характера не могут ограничивать общепризнанных прав человека. Неделимость требует ликвидации дискриминации экономических, социальных и культурных прав, принижения их уровня по сравнению с гражданскими и политическими правами. При этом, указанные принципы должны служить целям наиболее эффективной защиты прав человека, неотъемлемой составляющей которых является дифференциация на отдельные уязвимые категории населения.

Список используемой литературы.

Нормативные правовые акты:

1. Устав Организации Объединенных Наций;

2. Всеобщая декларация прав человека;

3. Международный пакт о гражданских и политических правах;

4. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным, этническим, религиозным или языковым меньшинствам;

5. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;

6. Конвенция о политических правах женщины;

7. Конвенция о гражданстве замужней женщины;

8. Конвенция о правах ребенка;

9. Конвенция о статусе апатридов;

10. Конвенция о статусе беженцев;

11. Закон РФ “О вынужденных переселенцах”;

12. Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года;

13. Постановление ГД ФС РФ “Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания РФ “К главам государств и правительств СНГ”

Литература:

1. Лукашева Е. А. Права человека. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФА. М, 1999. 573 с.;

2. Бекяшев К.А. Международное публичное право. – М., 1999, - С. 640;

3. Микульшина А.И. Международное право. – М., 2005. – С. 360;

4. Карташкин В.А. Международная защита прав человека. – М., 1976. – С. 51;

5. Оппенгейм Л. Международное право М., 1949. Т.1 п/т 2. С.408;

6. Капотари Ф. Исследование о правах лиц, принадлежащих к этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Нью-Йорк, 1979. С. 109;

7. В. А. Туманов, Л. М. Энтин. Комментарий к конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения. – М.: Норма, 2002. – 336 с.

8. В. А. Карташкин. Е. А. Лукашева. Международные акты о правах человека. М.: - НОРМА-ИНФРА, 1998. – 784 с.

9. Бойцова В. В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. – М.: Издательство БЕК, 1996. – 408 с.

Зарубежные источники :

1. Clark and others 1998;

2. Modeen T/.The International Protection of National Minorities in Europe. Abo, 1969. P. 42;

3. Martinez Gobo J. R. Study of the problem of discrimination against indigenous population. N. Y., 1986;

4. Nationality and International Law in Asian Perspective. P. 21-22.

5. Schade H/ The Draft European Convention on Nationality // Austrian Journal of Public and International Law. 1995. № 1. P. 100.

Статьи :

1. С. М. Пунжин “Проблемы международно-правовой защиты прав меньшинств”;

2. В. А. Карташкин “Международная защита национальных меньшинств и гуманитарная интервенция”;

3. И. Ю. Богдановская “Право и защита личности от дискриминации по национальной принадлежности”.


[1] Права человека. Е.А. Лукашева

[2] Бекяшев К.А. Международное публичное право. – М., 1999, - С. 640

[3] Устав ООН п.3 ст.1 гл.1

[4] Микульшина А.И. Международное право. – М., 2005. – С. 360

[5] Карташкин В.А. Международная защита прав человека. – М., 1976. – С. 51

[6] Международный пакт о гражданских и политических правах. п. 2, ст. 2 ч. 2

[7] М. В. Андреева. Сборник важнейших документов по международному праву. Ч. 2 особенная. М.: - Триада, Лтд, 1997. – 544 с.

[8] Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. п.а, ст.5, гл.1

[9] Clarkandothers 1998

[10] ст. 1 Конвенции о статусе беженцев 1951г. с Протоколом к ней 1966г.

[11] Оппенгейм Л. Международное право М., 1949. Т.1 п/т 2. С.408

[12] Modeen T/.The International Protection of National Minorities in Europe. Abo, 1969. P. 42

[13] С. М. Пунжин “Проблемы международно-правовой защиты прав меньшинств”

[14] Катопори Ф. Исследование о правах лиц, принадлежащих к этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Нью-Йорк, 1979. С. 109

[15] Копотори Ф. Исследования о правах лиц, принадлежащих к этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Нью-Йорк. 1979. С. 109

[16] Martinez Gobo J. R. Study of the problem of discrimination against indigenous population. N. Y., 1986

[17] В. А. Картьашкин. Е. А. Лукашева. Международные акты о правах человека. М.: - НОРМА-ИНФРА, 1998. – 784 с.

[18] В. А. Картьашкин. Е. А. Лукашева. Международные акты о правах человека. М.: - НОРМА-ИНФРА, 1998. – 784 с.

[19] В. А. Картьашкин. Е. А. Лукашева. Международные акты о правах человека. М.: - НОРМА-ИНФРА, 1998. – 784 с.

[20] В. А. Карташкин. Е. А. Лукашева. Международные акты о правах человека. М.: - НОРМА-ИНФРА, 1998. – 784 с.

[21] Микульшин А. И. Международное право. – М.: Международные отношения, 2005. -360 с.

[22] NationalityandInternationalLawinAsian Perspective. P. 21-22

[23] Лукашева Е. А. Права человека. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФА, 1999. – 573 с.

[24] Schade H/ The Draft European Convention on Nationality // Austrian Journal of Public and International Law. 1995. № 1. P. 100

[25] Постановление ГД ФС РФ “Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания РФ “К главам государств и правительств СНГ” // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 831.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий