Смекни!
smekni.com

Характеристика отдельных видов наказаний (стр. 3 из 7)

этот срок не включается в стаж, дающий право на получение льгот и надбавок к заработной плате;

очередной отпуск за период, предшествующий осуждению, во время отбывания исправительных работ не предоставляется;

пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам исчисляются из заработка за вычетом удержаний, назначенных приговором суда.

В случае злостного уклонения осужденного от исправительных работ суд может заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ, один день лишения свободы за три дня исправительных работ.

Исправительные работы следует отличать от штрафа.

Во-первых, уголовно-правовой значимостью наказания. Исправительные работы применяются только как основное наказание, штраф — и как основное, и как дополнительное.

Во-вторых, содержательной структурой и социально-правовой характеристикой. Исполнение штрафа одноактно, тогда как исправительные работы оказывают на осужденного более или менее длительное исправительно-трудовое воздействие.

В-третьих, социально-правовыми последствиями. Осуждение к исправительным работам влечет за собой ряд имущественных и трудовых правоограничений.

В-четвертых, применением наказания с учетом особенностей осужденного. В отличие от штрафа исправительные работы не назначаются нетрудоспособным.

В-пятых, уголовно-правовыми последствиями уклонения от этих мер. Исправительные работы могут быть заменены ограничением или лишением свободы, штраф — нет.

5. Ограничение по военной службе

Уголовно-правовая сущность этой меры и исправительных работ сходны. Спецификой ограничения по военной службе является то, что оно назначается:

осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту вместо исправительных работ, предусмотренных санкциями статей Особенной части УК;

военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в случаях, предусмотренных санкциями статей Особенной части УК за совершение преступлений против военной службы.

Военная служба, согласно ст. 35 Федерального закона от 11 февраля 1993 г. "О воинской обязанности и о военной службе" — это особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности.

К лицам, проходящим военную службу по контракту, относятся граждане как мужского, так и женского пола, заключившие, согласно Положению о порядке прохождения военной службы, письменный договор (контракт) с Министерством обороны Российской Федерации сроком на три, пять или десять лет, а также на меньший срок (до наступления предельного возраста пребывания на военной службе).

Лицо, осужденное к данной мере наказания, продолжает проходить военную службу по контракту там же, где оно и служило, но из его денежного содержания в доход государства ежемесячно удерживаются суммы в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов.

Помимо правоограничений материального характера, осужденный во время отбытия наказания не может быть повышен в должности и воинском звании; срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Согласно ст. 51 УК ограничение по службе может быть назначено: в случаях, предусмотренных санкциями статей Особенной части УК за совершение преступлений по военной службе — на срок от трех месяцев до двух лет; в случаях применения данной меры вместо исправительных работ— на срок, который указан в санкции соответствующей статьи Особенной части УК относительно этих работ.

Срок ограничения исчисляется в месяцах и годах. Время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается из расчета один день лишения свободы за три дня службы.

Ограничение по военной службе — основная мера наказания; в качестве дополнительной оно применяться не может.

6. Конфискация имущества

Конфискация имущества как мера уголовного наказания известна с давних пор. Впервые под названием "разграбление" мы встречаемся с ней в Русской Правде. Применялось оно за наиболее опасные преступления — поджог, разбой, казнокрадство и кроме лишения имущества предусматривало изгнание преступника из общины и превращение в холопов его жены и детей.

О конфискации в чистом виде как отобрании у преступника всего или части имущества в государственную казну говорится в Соборном Уложении 1649 г., хотя сам термин "конфискация" был введен в русское законодательство лишь в XVIII в. Анализ законодательства показывает, что уже в то время эта мера подразделялась на виды по характеру и объему. Полная конфискация предусматривала изъятие у преступника всего имущества, частичная — предметов, которые непосредственно относились к учиненному преступлению либо являлись средством его учинения или результатом. Эти же виды и основное значение конфискации имущества сохранены в действующем уголовном законодательстве России.

Согласно ст. 52 УК конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества осужденного. Будучи одной из самых суровых дополнительных мер, конфискация может быть применена только за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений. Прежнее законодательство предусматривало возможность конфискации и за государственные преступления, что вряд ли можно считать обоснованным. Эффективность конфискации имущества в борьбе с корыстной преступностью обусловлена ее воздействием на факторы причинного характера. Ее ценность заключается не просто в безвозмездном изъятии имущества у виновного, а в изменении структуры его потребностей, ибо показывает ему бессмысленность его преступных действий.

Следует заметить, что в юридической литературе высказывались различные социально-правовые оценки данной меры. Одни ученые считают, что конфискация имущества не соответствует целям и принципам уголовного наказания, в частности принципу личной ответственности, и даже при весьма ограниченном ее применении все-таки направлена нетолько и даже не столько против виновного (он в это время, как правило, лишен свободы), сколько против его семьи. Другие высказываются за настоятельную потребность ее сохранения, предлагая даже использовать конфискацию имущества в качестве не только дополнительного, но и основного наказания, допустить возможность ее назначения при условном осуждении.

Думается, целесообразность применения конфискации имущества должна обусловливаться характером преступного деяния, которое выступает частным случаем (моментом) всей общественной деятельности человека. Только при таком подходе преступление может быть оценено как единый акт, как единство корыстной цели и ее осуществления.

Анализ действующего уголовного законодательства позволяет выделить четыре основные модели взаимозависимости характера уголовного наказания и характера преступления: корыстное преступление — имущественное наказание (например, кража — исправительные работы); корыстное преступление — неимущественное наказание (мошенничество — лишение свободы); некорыстное преступление — имущественное наказание (клевета — штраф); некорыстное преступление — неимущественное наказание (убийство — лишение свободы).

Думается, что для корыстных преступлений либо деяний, сопряженных с незаконным обогащением, наиболее приемлемо сочетание основного (неимущественного) наказания и дополнительного (имущественного), прежде всего конфискации, ибо здесь самым справедливым, на наш взгляд, будет принцип талиона ("за похищенный рубль рублем и запла-тится").

В соответствии с законом конфискация имущества применяется только как дополнительная мера и может быть назначена судом лишь в случаях, предусмотренных санкцией статьи Особенной части УК; обращается только на личную собственность осужденного и на его долю в общей собственности и не может быть обращена на долю других лиц, владеющих имуществом совместно с ним на праве общей собственности. Не подлежит конфискации имущество, необходимое осужденному или лицам, находящимся на его иждивении, согласно перечню, предусмотренному уголовно-исполнитель-ным законодательством Российской Федерации.

Конфискация может быть полной, частичной и специальной. Полная конфискация состоит в безвозмездном изъятии всего личного имущества осужденного и его доли в общей собственности. Частичная заключается в изъятии определенной части имущества. В приговоре в таких случаях либо указываются конкретные предметы, подлежащие безвозмездному изъятию, либо устанавливается часть конфискуемого имущества (1/2, 1/3 и т. п.).

Замена конфискации имущества эквивалентной денежной суммой не допускается.

Специальная конфискация — это безвозмездное изъятие специальных предметов, служащих орудиями либо средствами преступления. Обычно они названы в санкции соответствующей статьи (орудия лова, плавучие средства, все добытое в результате незаконного занятия рыбным и другими промыслами и т. д.). Специальная конфискация не является видом наказания и может быть назначена судом вне зависимости от того, применена к осужденному конфискация имущества (полная или частичная) либо нет.

Конфискацию имущества как вид уголовного наказания следует отграничивать от штрафа. Отметим их основные различия.

1. Уголовно-правовая значимость наказания. Штрафмо-жет быть как основной, так и дополнительной мерой наказания, конфискация — только дополнительной и лишь в случаях, предусмотренных Особенной частью Уголовного кодекса.

2. Характер и степень общественной опасности преступления. Штраф применяется за деяния небольшой или средней тяжести, конфискация — за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений.