Смекни!
smekni.com

Актуальные вопросы нового акционерного законодательства (стр. 1 из 6)

.

7 августа 2001 года были приняты изменения к Федеральному закону «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г. № 208-ФЗ (далее Закон «Об АО»), которые в значительной мере изменили большинство его положений.

Основная часть изменений вступает в силу с 1 января 2002 года, что позволяет акционерным обществам детально проанализировать нововведения закона и привести в соответствие с ними положения своих учредительных документов. Газетные публикации в октябре – декабре 2001 г. о проведении обществами внеочередных собраний акционеров и включении в повестку дня большинства собраний вопроса о консолидации акций, свидетельствуют о том, что юридические службы крупных организаций (прежде всего нефтяных компаний) уже выявили направленность изменений и стремятся использовать недоработки действующей редакции Закона «Об АО» в целях укрупнения акционерного капитала. Изменения Закона «Об АО» значительно усложняют использование механизмов передела собственности и делают невозможным использование некоторых схем изменения структуры акционерного капитала.

В статье 1 Закона «Об АО» появляется понятие «золотая акция», использованное Федеральным законом «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» [1]. Если ранее в отношений акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, более 25 % акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых используется специальное право (золотая акция) на участие Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в управлении указанными акционерными обществами, действовали правовые акты о приватизации таких предприятий, то теперь особенности их правового положения определяются только федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий. Это в значительной степени упрощает правоприменительную деятельность и устраняет из сферы регулирования правового положения вышеназванных акционерных обществ подзаконные нормативные акты.

В целях информирования третьих лиц об использовании специального права (золотой акции) устав такого общества должен содержать указание на это право. Такая информация может быть необходима контрагентам по сделкам с таким обществом, поскольку золотая акция предполагает наличие права вето по вопросам принятия ряда важных для общества решений, в том числе по вопросам одобрения крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

Статья 2 Закона «Об АО» теперь запрещает акционерным обществам совершать сделки, не связанные с учреждением общества, до оплаты ими 50 % акций общества, которая должна произойти в течение трех месяцев с момента регистрации общества. Причем такие сделки, по-видимому, будут являться ничтожными, поскольку закон не указывает на их оспоримость. Поэтому при заключении сделок с недавно созданными обществами следует проверять не только учредительные документы общества, но и оплату ими 50 % акций общества.

Положение пункта 2 статьи 7 Закона «Об АО», о том, что акционеры открытого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества, «перекочевало» в статью 2 и относится теперь и к акционерам закрытых акционерных обществ. Тем самым получило законодательное закрепление правило, выработанное практикой, согласно которому акционеры закрытого акционерного общества вправе без согласия других акционеров и общества продавать принадлежащие им акции [2]. Акционеры закрытых обществ имеют лишь преимущественное право перед другими лицами, не являющимися акционерами ЗАО, на приобретение продаваемых акций.

Установлен запрет на установление в открытом обществе преимущественного права общества и его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества.

Изменения определяют порядок использования преимущественного права приобретения акций закрытых обществ, продаваемых третьим лицам. В случае появления нескольких претендентов из числа акционеров, выразивших желание воспользоваться преимущественным правом покупки акций, они приобретают акции пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них. Уставом общества может быть предусмотрен иной порядок, например, проведение аукциона среди лиц, претендующих на приобретение акций. Это позволит в наибольшей степени учесть интересы продавца.

Кроме этого, порядок использования преимущественного права акционеров закрытого общества теперь не определяется уставом, а установлен законодательно, и в точности повторяет порядок использования преимущественного права покупки доли участниками общества с ограниченной ответственностью. Изменению подверглись сроки осуществления преимущественного права и момент, с которого исчисляется этот срок. Ранее такой срок не мог быть менее 30 и более 60 дней с момента предложения акций на продажу. Указанный момент предложения акций на продажу мог определяться с даты направления извещения о продаже другим акционерам и (или) обществу, что могло привести к нарушению преимущественного права приобретения акций отдельных акционеров в случае более позднего их извещения. Т.е. к моменту получения такого извещения акционером предусмотренный уставом 30-дневный срок на использование преимущественного права мог уже закончиться.

Изменения, внесенные в Закон «Об АО» восполняют этот пробел. Во-первых, момент, с которого начинает течь срок для осуществления преимущественного права исчисляется с момента извещения других акционеров и общества, т.е. с момента получения извещения всеми акционерами и обществом. Во-вторых, минимальный срок для использования преимущественного права составляет не менее 10 дней, если такой срок специально предусмотрен уставом общества, максимальный – два месяца. Предусматривается также и возможность досрочного прекращения преимущественного права, если до его истечения от всех акционеров поступили письменные заявления об использовании или отказе от использования преимущественного права (однако следует обратить внимание, что здесь говорится только об акционерах и не упоминается о самом обществе, которое согласно уставу также может иметь преимущественное право). Это правило значительно ускорит продажу акций закрытых обществ с небольшим количеством акционеров. Кроме того, важное положение содержится в абзаце 6 статьи 7 Закона «Об АО», которое указывает на то, что акционеры и (или) общество, воспользовавшись преимущественным правом, должны приобрести все акции, предлагаемые для продажи. Данное положение направлено на защиту интересов акционера, продающего свои акции, поскольку в случае приобретения с помощью преимущественного права только части акций, интерес потенциального покупателя (не акционера) в приобретении оставшейся части акций может пропасть или условия покупки для продавца могут быть значительно хуже.

Изменения в закон вместе с тем не устраняют всех проблем, связанных с толкованием и применением положений статьи 7 Закона «Об АО». Так, не нашел четкого отражения в Законе «Об АО» вопрос о том, распространяется ли право преимущественного приобретения акций только на договоры купли-продажи или на все случаи возмездного отчуждения акций, включая договоры мены. По-прежнему этот вопрос остается урегулированным только в актах судебных органов, которые не распространяют это правило только на случаи безвозмездного отчуждения акций закрытых акционерных обществ, либо перехода акций в порядке универсального правопреемства. [3]

В отношении реорганизации акционерного общества законодательно четко сформулирован запрет на привлечение в процессе реорганизации стороннего капитала, формирование имущества общества осуществляется только за счет имущества реорганизуемых обществ.

Не нашло отражения в Федеральном Законе «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (далее Закон «О внесении изменений») решение вопроса о структуре разделительного баланса при реорганизации общества в форме разделения, в частности, о соотношении актива и пассива, что позволяет по-прежнему разделять общество, в результате которого у одного общества формируется весь актив, а у другого – пассив реорганизованного общества.

Следует отметить, что орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, не зарегистрирует соответствующие изменения при реорганизации юридических лиц, если не будут представлены доказательства уведомления кредиторов в порядке, установленном пунктом 6 статьи 15 Закона «Об АО». Это остается единственным механизмом защиты прав кредиторов реорганизуемого общества.

При реорганизации общества в форме разделения Закон «Об АО» гарантирует права акционеров, голосовавших против или не принимавших участия в голосовании по вопросу реорганизации общества, не только правом требовать выкупа обществом акций, но и тем, что такие акционеры должны получить акции каждого общества, созданного в результате разделения, предоставляющие те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества. Такое же правило содержит теперь и статья 19 Закона «Об АО», регулирующие вопросы реорганизации обществ в форме выделения. Таким образом, данное правило позволяет акционерам сохранить пакет акций, дающих право голоса в том же объеме, что и голоса в реорганизованном обществе. Это особенно важно в случае реорганизации с целью вывода всех активов в одно из вновь созданных обществ, когда порядок и условия конвертации акций определялся общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов. Поэтому была возможна такая ситуация, при которой часть акционеров могла получить в результате конвертации акции неликвидного общества.