Смекни!
smekni.com

Правовая природа процентов в ст. 395 ГК (стр. 1 из 3)

.

С момента принятия ГК РФ в литературе не прекращаются споры относительно правовой природы процентов, которые установлены в ст. 395 ГК. К настоящему моменту можно с уверенностью говорить о двух основных подходах к данной проблеме, которые сложились в юридической литературе. Сторонники первой точки зрения (в частности, В.В. Витрянский) считают, что данные проценты представляют собой особый вид ответственности. В то время как представители второй (Е.А. Суханов, Розенберг М.Г., Лунц Л.А. и др.) - считают, что в данном случае необходимо говорить о плате кредитору за пользование его денежными средствами.

В тоже время, все авторы, не смотря на то сторонниками какой теории они являются, отмечают тот факт, что правовая природа процентов, закреплённых в ст. 395 различна в зависимости от обязательств, к которым она применяется. Так, например, В.В. Витрянский отмечает, что во всех случаях, когда нарушение договора происходит в рамках не денежного обязательства, то "мы имеем дело с законной неустойкой, несмотря на то, что Кодекс, определяя такую ответственность, в отношении ее размера и порядка применения отсылает к ст. 395 ГК."[1] В настоящей работе, мы будем исследовать правовую природу процентов из денежного обязательства, которое возникает непосредственно по ст. 395 (За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.), соглашаясь с тем фактом, что в тех случаях, когда законодатель делает ссылки на ст. 395 в других статьях ГК - это всего лишь приём законодательной техники. И в этих случаях, в большинстве своём, проценты годовых играют роль законной неустойки.

_______________________

* Витрянский В.В. Проценты по денежному обязательству как форма ответственности// Хозяйство и право 1997 №8.

Рассмотрим последовательно обе теории и попытаемся определить, какая из них наиболее ближе подошла к разгадке проблемы.

В.В. Витрянский пишет, что проценты годовых за неисполнение (просрочку исполнения) денежных обязательств являются самостоятельной, наряду с возмещением убытков и уплатой неустойки, формой гражданско-правовой ответственности. Причем особенности данных процентов, выделяющие их в самостоятельную форму гражданско-правовой ответственности, как отмечает автор, следует искать не столько в специфике их исчисления, доказывания и применения, как это существует в случае с убытками и неустойкой, а в специфическом предмете самого денежного обязательства.* Именно тот факт, что предметом денежного обязательства являются деньги, свидетельствует о том, что не исполнение данного обязательства просто невозможно, т.к. в этом случае необходимо, чтобы государство отменило деньги совсем. А раз неисполнение невозможно, то, следовательно, одной из особенностью данного "нового" вида ответственности является то, что нормы о "форс-мажоре" и о прекращении обязательства невозможностью исполнения к ней не применяются.

Каковы последствия признания процентов, установленных в ст. 395 ГК, - особой формой ответственностью? А последствия заключаются в том, что признавая проценты ответственностью, автоматически снимается вопрос о соотношении данных процентов и неустойки, будь то договорная или законная неустойка, т.к., как справедливо отмечает В.В. Витрянский, применение двух мер ответственности к одному правонарушению невозможно. Единственный выход, по мнению автора, - это установление в договоре штрафной неустойки.

В связи с данной теорией необходимо также сказать, что её практически полностью восприняли и высшие судебные инстанции. Так, Пленумы ВАС РФ и ВС РФ в совместном Постановлении от 8 октября 1998г. №13/14, в частности, отмечают: "законом либо соглашением сторон может быть предусмотрена обязанность должника уплачивать неустойку (пени) при просрочке исполнения денежного обязательства. В подобных случаях суду следует исходить из того, что кредитор вправе предъявить требование о применении одной из этих мер, не доказывая факта и размера убытков, понесенных им при неисполнении денежного обязательства, если иное прямо не предусмотрено законом или договором."[2] (выделено мною - М.М.) Таким образом, на уровне практики подход к определению правовой природы процентов годовых уже как бы сформировался.

Но как справедливо отмечают критики данной теории, она, при всей её кажущейся неоспоримости, не в состоянии объяснить некоторые принципиальные моменты. Так, Розенберг М.Г. справедливо замечает: "Однако признание процентов годовых мерой гражданско-правовой ответственности, на наш взгляд, не позволяет определить, на каком основании к требованиям об их уплате не применяются установленные законом принципы ответственности".[3] В принципе соглашаясь с тем, что исходя из п.1 ст. 395 ГК можно сделать вывод о том, что в данном случае не подлежат применению общие принципы ответственности, предусмотренные ГК. Он в тоже время пишет: "вместе с тем, коль скоро кредитор на основании пункта 2 статьи 395 ГК требует возмещения убытков, превышающих сумму процентов годовых, к такому требованию подлежат применению общие правила ГК об отвественности".[4] Этот же факт отмечает и Е.А. Суханов: "если это - мера (форма) гражданско-правовой ответственности, хотя бы и особая, то для ее применения все равно необходимо наличие общих условий ответственности (включая, как правило, и вину). Она не может применяться наряду с неустойкой (ибо нельзя применять две меры ответственности за одно и то же правонарушение), а ее предельный размер не должен превышать общего размера убытков. Следовательно, он может быть уменьшен при превышении указанного лимита."[5]

Таким образом, основным недостатком теории, которая признаёт проценты за пользование чужими денежными средствами - особой разновидностью ответственности, является то, что она не подпадает под классические признаки ответственности, устанавливая слишком много исключений из общих условий применения ответственности и не давая им никакого юридического обоснования.

Сторонники второго подхода, как указывалось выше, считают, что необходимо говорить об "особой понятийной категории, которая не входит ни в понятие "убытки", ни в понятие "неустойка"[6] - это особая плата кредитору за пользование чужими денежными средствами. Основные доводы, которые в данном случае приводятся, носят больше экономический характер, чем юридический: "Дело в том, что деньги как товар обладают рядом особенностей. Одна из них заключается в том, что в нормальном имущественном обороте деньги всегда дают некоторый "прирост" независимо от усилий их владельца (ибо он кладет их в банк и получает как минимум средний годовой процент, являющийся как бы "естественным приростом", подобным приросту шерсти у домашних животных). Поэтому возврат денег по обязательству всегда предполагает их возврат в соответственно увеличенной сумме …Таким образом, речь в данном случае должна идти не об ответственности должника, а о плате за кредит (т. е. за пользование чужими деньгами). Эта плата в принципе должна взыскиваться за фактическое пользование чужими денежными средствами независимо от того, происходит ли это пользование на законных (договорных) основаниях или является результатом неправомерного поведения должника.", - Е.А. Суханов.[7] "Возможность всегдашнего полезного использования денег как орудия обращения - их абсолютная хозяйственная полезность - приводит к тому, что для лица, пользующегося "чужими деньгами", в особенности при неправомерности такого пользования, возникает обязанность платить проценты за это пользование.", - Л.А. Лунц.[8] "Проценты годовые должны быть квалифицированны в качестве эквивалентного возмещения за пользование чужими денежными средствами (аналогично оплате цены товара, выполненных работ или оказанных услуг).", пишет М.Г. Розенберг[9], не указывая на основания такой квалификации. А.В. Белевич, отмечая понятий ряд, которые использовали классики цивилистики, также пишет: "ряд этот составлялся из таких понятий, как "рента", "дивиденд", "амортизационные платежи". Данный поход к квалификации процентов за пользование чужими средствами представляется наиболее оправданным. Он основан на том, что капитал в любом случае должен приносить доход, т.е. на свойственном гражданскому праву начале возмездности."[10]

В тоже время, данная теория отличатся от вышерассмотренной и позицией её авторов на проблему соотношения неустойки и процентов годовых. Так, Е.А. Суханов считает, что наряду с "естественным приростом",[11] который должник обязан вернуть кредитору, он должен быть наказан за правонарушение - уплатить неустойку, которая предусмотрена договором или законом. М.Г. Розенберг также отмечает, что поскольку проценты годовых не могут быть признаны неустойкой, то ни подлежат взысканию наряду с ней.[12] А.В. Белевич в отличие от других авторов попытался дать юридическое обоснование такого подхода. Он, в частности, заметил, что неустойка уплачивается за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, а проценты - за пользование чужими средствами, явившееся следствием таких действий.[13]

Безусловно, можно отметить, что данная теория ближе других подошла к разрешению проблемы правовой природы процентов, закреплённых в ст. 395 ГК. Но, по нашему, мнению и данная теория не решает проблему до конца. Ни один из сторонников данной точки зрения не раскрывает правовые основания обязанности должника платить кредитору данные проценты, ограничиваясь указанием на то, что "деньги всегда приносят доход". И это, как нам кажется, значительный минус данной теории.