Смекни!
smekni.com

Налоговый контроль за фактическими расходами физических лиц (стр. 1 из 7)

Введение

Вопросы осуществления налогового контроля за фактическими расходами физических лиц являются наиболее часто рассматриваемыми в последнее время в публикациях и литературе. Такую актуальность эти проблемы приобретают в связи с постоянными изменениями в их законодательном регулировании.

Так, 24.04.2000 года Комитет Государственной Думы по бюджетам и налогам принял решение не рассматривать поправки в первую часть Налогового Кодекса РФ, по крайней мере до тех пор, пока не будет принята вторая часть Налогового Кодекса РФ. Как по этому поводу заявил глава этого комитета А. Жуков, "плохо, когда налоговое законодательство бесконечно меняется, тем более таким кардинальным образом. Кодекс хотели изменить концептуально. Например, разрешить различным ведомствам издавать инструкции, толкующие закон, ужесточить многие процедуры в отношении налогоплательщиков. Это нас не устраивает, у нас есть серьезные возражения. Поэтому мы приняли решение, что вносить поправки в первую часть Налогового кодекса несвоевременно".

Однако недавно ситуация изменилась: 22.06.2000 года Комитет Государственной Думы по бюджетам и налогам одобрил поправку, предложенную вице-спикером Государственной Думы Г. Боосом, в соответствии с которой действие налогового контроля за расходами физического лица приостанавливается до 1 января 2001 года (Г. Боос предлагал отменить контроль до 2003 года). Аргументируя свое предложение, он отметил, что с введением этого контроля отечественная экономика "потеряла стимул к росту в виде растущего потребительского спроса". Но ведь из этого следует, что стимул экономики носит отчасти полукриминальный (или, по крайней мере, отчасти противоправный) оттенок!

Позиции депутатов по вопросу о налоговом контроле за расходами физического лица неоднозначны. Председатель Подкомитета по деятельности Центрального банка РФ М. Задорнов счел приостановление контроля несправедливым; председатель Комитета по бюджетам и налогам А. Жуков отметил, что "в глазах населения отмена контроля за расходами политически будет выглядеть неправильно". Против выступил и заместитель министра финансов М. Моторин, считающий, что нельзя останавливать процесс накопления информации о налогоплательщиках, а также заместитель министра по налогам и сборам С. Шульгин . В любом случае, как явствует из сообщений средств массовой информации, если и приостановят действие налогового контроля за расходами физического лица, то, во-первых, ненадолго, а во-вторых, очень вероятно, что с 2001 года он станет намного более жестким для налогоплательщиков и более эффективным для государства.

Хотя существует и другая точка зрения на перспективу развития налогового контроля в нашей стране. Она связана с появившимися в российской прессе 05 июля 2000 года сообщениями о том, что Министерство юстиции РФ решило отказать в государственной регистрации "Положения о порядке проведения налогового контроля за расходами физических лиц", и Министерству по налогам и сборам РФ пришлось признать свой приказ о проведении налогового контроля за расходами физических лиц, введенный с 1 января 2000 года, утратившим силу. Представители налоговых органов с самого начала были против введения данного положения, поскольку оно было не доработано, содержало много лазеек для выхода из-под контроля, действовало выборочно, так как налоговая инспекция не могла справиться с обрушившимся на нее объемом работы. По мнению специалистов, налоговый контроль возрожден не будет. Как показывает практика, подобные приказы МНС - обычно первый шаг перед изменением действующего законодательства.

Сравнительный анализ законодательства

Государственной Думой 2 июля 1998 года был принят Федеральный Закон РФ "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам" (далее Закон). В первоначальной редакции данный Федеральный закон должен был вступить в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, то есть с 25 января 1999 года. Пункт 2 статьи 3 должен был вступить в силу через один год после вступления в силу данного закона. На период до его вступления в силу государственному контролю подлежало приобретение в течение одного календарного года одного объекта, указанного в пункте 1 статьи 3 данного Федерального закона, стоимость которого составляет не менее 1500-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на дату совершения сделки. Государственному контролю подлежит также приобретение в течение одного календарного года нескольких объектов, указанных в пункте 1 статьи 3 Федерального закона, суммарная стоимость которых составляет не менее 4500-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на дату совершения сделки по приобретению каждого объекта. После вступления в силу пункта 2 статьи 3 предполагалось уменьшение сумм стоимости объектов, перечисленных в Законе до 1000-кратного минимального размера оплаты труда и суммарной стоимости – до 3000-кратного размера.

Федеральный Закон от 9 февраля 1999 года "О внесении изменения в статью 11 Федерального Закона "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам" предусматривал, что данный Закон вступает в силу по истечении восемнадцати месяцев со дня его официального опубликования.

Однако Федеральным Законом "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового Кодекса РФ", принятым Государственной Думой 23 июня 1999 года признавались утратившими силу Федеральный Закон от 20 июля 1998 года "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам", а также Федеральный Закон от 9 февраля 1999 года "О внесении изменения в статью 11 Федерального Закона "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам". Пунктом 78 этого Закона Налоговый Кодекс дополнялся статьями 86.1, 86.2, 86.3, содержащими аналогичные положения по вопросам налогового контроля за расходами физических лиц. Данные статьи вводились в действие с 1 января 2000 года. Поэтому соответствующие вопросы регулируются в настоящее время частью первой Налогового Кодекса РФ.

Целью налогового контроля за расходами физического лица является установление соответствия крупных расходов физического лица его доходам. Такое установление, в соответствии с Приказом от 22.12.99 г., осуществляется для целей выявления доходов физического лица, с которых не был уплачен подоходный налог.

Можно заметить два принципиально разных подхода в первоначальном Законе и в Налоговом Кодексе к содержанию контроля, осуществляемого налоговыми органами. Закон "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам" в пункте 2 статьи 3 закона предусматривал, что государственному контролю подлежит приобретение в течение одного календарного года одного объекта, указанного в пункте 1 статьи 3, стоимость которого составляет не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на дату совершения сделки. Государственному контролю подлежало также приобретение в течение одного календарного года нескольких объектов, указанных в пункте 1 этой статьи, суммарная стоимость которых составляет не менее 3000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на дату совершения сделки по приобретению каждого объекта. К такому имуществу, перечисленному в п. 1 статьи 3 относилось:

недвижимое имущество;

воздушные суда, морские суда и суда внутреннего плавания, наземные транспортные средства;

акции, доли участия в уставных капиталах хозяйственных обществ и складочных капиталах хозяйственных товариществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;

культурные ценности;

золото в слитках.

Данным Федеральным Законом, в отличие от Налогового Кодекса, четко были определены все понятия тех видов имущества, расходы на приобретение которого должны были контролироваться налоговыми органами. Поэтому, в соответствии с ним, налоговый орган не вправе был направлять требование о представлении специальной декларации физическому лицу, приобретающему имущество, не указанное в данном Законе, а также о суммах расходов, размеры которых не попадают под его действие. Налоговый Кодекс не содержит аналогичного положения, что является его недостатком, так как им точно не определяются понятия тех видов имущества, за расходами на приобретение которых осуществляется налоговый контроль, а, следовательно, подпадает ли определенный вид имущества под действие Налогового Кодекса, подлежит установлению в каждом конкретном случае исходя из смысла законодательства. Но остается непонятным вопрос о том, кто будет полномочен решать данную проблему. Информацию о купле-продаже недвижимости, механических транспортных средств, культурных ценностей, золота в слитках, ценных бумаг должны предоставлять органы, осуществляющие регистрацию сделок с ними. Так, ГК РФ предусматривает, что к недвижимому имуществу другими законами может быть отнесено и иное имущество. Таким образом, получается, что при осуществлении сделок купли-продажи с ним, данные органы должны знать всю законодательную базу, раскрывающую понятие "недвижимости". Поэтому, исходя из положений Налогового Кодекса, этим вопросом будут заниматься органы, в чьи непосредственные обязанности не входит установление смысла использующихся в законодательстве понятий. Таким образом, может получиться ситуация, когда данные органы (например, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним) будут направлять информацию о зарегистрированных сделках в отношении того имущества, которое не предусматривается в Налоговом Кодексе. Поэтому в ближайшее время должен быть принят такой законодательный акт, которым разъяснялись бы все используемые в статье 86.1 Налогового Кодекса понятия. Таким актом является Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 22 декабря 1999 года.