Смекни!
smekni.com

Планирование расследования многоэпизодных уголовных дел (стр. 1 из 5)

При планировании расследования по делам особой сложности следователь, определяя круг вопросов для выяснения, этим самым ограничивает расследование пределами, достаточными и необходимыми для установления истины, продумывает основные его направления. Планирование расследования, таким образом, является условием рациональной организации расследования и представляет собой мыслительную деятельность следователя по определению основных направлений следствия, а также последовательности производства процессуальных действий и иных мероприятий. Планирование обеспечивает эффективность использования сил, средств и времени при ведении следствия, а также служит средством самоконтроля следователя за своей работой.

Криминалистика разработала основные правила такого планирования. Сущность его состоит в том, чтобы, исходя из начальных данных о расследуемом событии, установить это событие; при наличии в нем состава преступления, выяснить мотивы и форму вины конкретных лиц, смягчающие и отягчающие обстоятельства и другие данные, имеющие значение для дела.

Составление плана осуществляется на основе выдвигаемых по делу версий, которые надлежит проверить посредством выбора наиболее эффективных следственных и розыскных действий, определения сроков их проведения. Версии являются основой планирования. Следователь руководствуется ими и соответственно планирует все дальнейшее расследование. Но строить нужно только реально возможные версии, т. е. такие, которые наиболее правдоподобно объясняют определенные факты. Основой при этом должны служить доказательства, опыт следственной и оперативной работы, научные знания или иные, логично объясняющие проверяемые факты, данные.

При расследовании преступлений одним следователем составляется один план следствия (не считая планов выполнения отдельных сложных следственных действий),а при расследовании групповым способом чаще всего составляются планы двух видов общие и индивидуальные Общий план определяет главное направление расследования и основные обстоятельства, которые подлежат доказыванию. В него включают наиболее перспективные версии, следственные действия, оперативно-розыскные мероприятия и меры организационного и информационно-справочного характера, имеющие общее значение для всего дела. Основной общий план, а во многих случаях и индивидуальные составляются по версиям, эпизодам, лицам, объектам или отдельным обстоятельствам, которые нужно выяснить при расследовании. Если преступление расследует группа следователей, то общий план составляет руководитель; когда следствие поручено одному следователю, то этот план является единственным: он включает в себя всю общую и более детальную работу 'следователя, а иногда и помощников. В каких пределах, насколько подробно следует фиксировать в плане отдельные мероприятия, зависит от сложности дела, индивидуальных навыков и способностей его составителя.

При бригадном методе можно вначале составить общий план, а затем с учетом намеченного разработать индивидуальные планы каждому следователю. В эти планы будут внесены мероприятия из общего плана, если они касаются деятельности данного следователя. Такие мероприятия конкретизируются и дополняются по эпизодам, выдвигаемым по ним версиям, по лицам и объектам.

Общий план расследования строится на основе изучения и оценки исходных фактических данных всем составом следственной бригады. Поэтому до совещания по обсуждению плана каждый следователь должен ознакомиться с материалами, на основе которых будет осуществляться планирование, а также с наметками общего плана, которые сделал руководитель группы. На этом совещании обсуждаются имеющиеся в деле материалы, а также отдельные сведения оперативных работников милиции; определяются задачи расследования на отдельных его этапах; выдвигаются все возможные общие 'версии; предлагаются следственные действия и другие меры, которые помогают решить задачи, стоящие на различных этапах следствия; намечаются исполнителя, тактика и сроки осуществления важнейших действий.

Целесообразно в общем плане распределить функции между отдельными следователями таким образом, чтобы каждый из них имел возможность исследовать какой-либо вопрос, изучить отдельный сложный эпизод или их систему, проверить одну или несколько взаимосвязанных версий'. Именно так распределили обязанности члены бригады по расследованию преступлений, совершенных группой Чугайнова на ряде предприятий Новосибирска. Следствие вели три следователя, которым помогали три сотрудника БХСС. Работа была распределена «по предприятиям», и поэтому каждый следователь расследовал группу взаимосвязанных эпизодов. Индивидуальные планы ими составлялись по своим участкам, а руководитель бригады вел общий план, в который включил и те мероприятия, которые были запланированы им на своем участке. Благодаря такому планированию и умелой координации усилий всех членов бригады, расследование по делу было окончено в относительно небольшой срок.

Поскольку в помощь следователю или бригаде придаются оперативные работники, в планах должны быть предусмотрены и оперативно-розыскные мероприятия. Но указывать пути и средства их осуществления в планах не следует. Если таких мероприятий много, то иногда составляют отдельные планы оперативно-розыскной работы по делу!

В таких случаях копию плана нужно представить и руководителю бригады. В органах внутренних дел, где и следственные и оперативные работники входят в одно ведомство, такая организация вполне приемлема.

Иногда уже в момент составления общего плана руководитель группы (или следователь) располагает оперативными материалами, в которых есть ценная информация об обстоятельствах преступления. В этих случаях обязательно следует предусмотреть тактику и услови5 ее реализации при выполнении следственных действий, а также порядок использования следственных данных при выполнении оперативной работы по делу.

Нельзя пренебрегать данными органов дознания в любой период расследования. Особенно же важно учитывать их, когда сведений о преступлении и других его обстоятельствах у следователя еще мало. Такое положение чаще всего создается при планировании первоначальных следственных действий и иных мероприятий.

Так, в г. Рудки Львовской области были задержаны два шофера одной из московских автобаз, которые продавали жесть. Шоферы объяснили, что они привезли жесть с московского завода «Красный штамповщик» для Львовского облмежколхозстроя и отгрузили ее в Пустомыты. Что касается продаваемой жести, то они ее получили за «работу». Стало ясно, что среди жести, доставленной в Пустомыты, был неучтенный излишек. Выяснением этих обстоятельств занялись работники БХСС, которые установили, что сырье в цехе учитывалось по весу, а готовая продукция—поштучно, независимо отвеса листа. Установили и другие каналы, которыми пользовались расхитители.

При определении первоначальных следственных действий были учтены данные об участниках преступной группы, путях сбыта похищенного и методах хищения, полученные от работников БХСС. Когда почти вся жесть прибыла в Пустомыты, возбудили уголовное дело и сразу же закрыли Пустомытовский цех и магазины, которые, как предполагалось, сбывали похищенную продукцию. Начались инвентаризации. Одновременно с этим провели обыски ,на квартирах у лиц, подозреваемых в хищении. Полученные от сотрудников БХСС данные и имеющаяся иная информация помогли наметить правильное направление расследования, организовать работу по изобличению участников хищения'.

С учетом характера предстоящей работы там, где это нужно, целесообразно выделять в группу не только оперработников, но и сотрудников наружной службы милиции, участковых инспекторов, которым можно запланировать осуществление проверок на месте перед проведением обысков и задержаний, выяснение образа жизни отдельных лиц, выявление свидетелей и подозреваемых, розыск похищенного имущества, получение различных справок из учреждений и т. п. Так, при расследовании дела о кражах личного имущества граждан, совершенных Корнеевой в разных городах Среднего Поволжья, следователю помогали установить свидетелей, проводить отдельные проверки в населенных пунктах ряда областей8оперработников и12участковых инспекторов. По отдельным поручениям следователя они производили допросы ряда свидетелей, знакомых обвиняемой, изымали у граждан краденые вещи, приобретенные у Корнеевой. Такая помощь работников милиции оказалась существенной. Они выполнили большинство поисковых мероприятий, провели ряд следственных действий, дополнительно выявили еще девять преступлений.

Определить точно последовательность и сроки исполнения отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по сложным многоэпизодным делам не всегда легко. Очередность и время их осуществления зависят не только от логической последовательности, которую диктует конкретная версия, и не только от значения сведений, которые ожидается получить проведением запланированного действия, но и от ряда других факторов процессуального, тактического и иного характера, вытекающих из особенностей конкретного уголовного дела.

При расследовании сложных преступлений бригадным способом требуется исключительная согласованность между всеми членами группы. Для достижения этого' надо в плане распределить обязанности так, чтобы исключить дублирование одной и той же работы и никоим образом не упустить проведение отдельных мероприятий. При расследовании по сложным многоэпизодным делам такие упущения вполне возможны. Так, например, допрос одних и тех же свидетелей, имеющих сведения о многих фактах преступлений, могут осуществить все те следователи, которые их расследуют, если, конечно, заранее но учесть возможность возникновения такой ситуации. Иногда можно просто «забыть» об отдельных эпизодах преступления или некоторых мерах, принимаемых для выявления по ним тех или иных обстоятельств. Такая опасность возникает в тех случаях, когда по делу расследуются десятки, а то и сотни эпизодов преступной деятельности. ^' В следственной практике встречается и такой порядок составления общих и индивидуальных планов. Члены бригады по отдельным участкам работы вначале составляют индивидуальные планы, а уж затем, когда руководитель группы вместе со следователями уточнит и подкорректирует запланированное, составляется общий план расследования. В этих случаях мелкие вопросы, относящиеся к работе отдельного следователя, не войдут в общин план. Вместе с тем обязательно будут выделены и введены в общий план вопросы, имеющие значение для всего дела или для отдельных его обстоятельств. Такой порядок оправдан, если при составлении плана четко определяются участки или линии работы каждого следователя, а для составления индивидуальных планов имеется обширная информация. Чаще всего такое положение складывается при условии, когда в исходном материале имеются не только официальные данные о преступлении, но и сведения от оперативных работников. Это можно проиллюстрировать таким примером.