Смекни!
smekni.com

Методология теории государства и права (стр. 2 из 3)

Таким образом, одним из основополагающих принципов любого научного исследования является принцип историзма; изучая государство и право, следует учитывать многообразные связи, существующие между различными сферами общественной жизни, между экономическими, политическими, правовыми, культурными, демографиче­скими, национальными процессами. В отдельных случаях эта связь стано­вится определяющей для развития юридической сферы общества. Любое научное исследование должно быть всесторонним; следует изучать государственно-правовые явления, ориентируясь на юридическую практику, на государственно-правовую действительность. Любая наука важна не сама по себе, она необходима, прежде всего для об­служивания потребностей практики, именно в этом - значимость и цен­ность любой научной теории. И, в конечном счете истинность теории про­веряется практикой. С этой точки зрения любое научное исследование должно быть объективным.[3]

Философские направления, выступающие в качестве методологической основы исследования, не могут дать ответов на вопросы юридических наук: они указывают лишь самые общие подходы к разрешению проблем. Поэто­му используются различные приемы сбора, обработки, осмысления научной информации, так называемые частнонаучные методы исследования - это правила, приемы, способы непосредственного получения конкретного зна­ния. Они многообразны и зависят от уровня и направленности процесса исследования.

Частнонаучными рассматриваемые ниже методы называются весьма услов­но, поскольку они имеют применение во многих науках, причем не только в гу­манитарных. Это название подчеркивает не столько вообще частный характер разнообразных способов научного освоения действительности, сколько харак­теризует отношение последних к методологической основе, к так называемым общенаучным методам, к диалектико-материалистическому подходу. Сущест­вуют и иные классификации методов. Популярным, в частности, является их де­ление на всеобщий диалектико-материалистический метод, методы, общие для наук, но специальные по отношению к всеобщему, и частноправовые методы[4].

Конкретно-социологические методы исследования применяются в основном на этапе сбора научной информации. Это: наблюдение (объек­тами наблюдения в теории государства и права могут служить юридическая практика, государственные учреждения и т. д.); опрос, анкетирование, ин­тервьюирование; эксперимент (этот метод применяетсяний о явлениях, не существующих в действительности, моделируемых в небольшом объеме, например, для практической проверки эффективности деятельности отдельных государственно-правовых институтов) и т. д. Здесь исследователь имеет дело с конкретными материалами, с фактами. Далее необходимы отбор и анализ полученной информации.

Теория государства и права относится к общественным наукам, и к ис­следованию ее предмета очень часто возможно применить лишь абстракт­ное мышление. Абстракция в самом общем виде представляет собой мыс­ленный образ, который создается о каком-либо предмете, явлении с исполь­зованием различных операций. Один из важнейших методов, которые ис­пользует теория государства и права - логический. Логика - это наука о приемах и способах мышления. Разнообразные логические операции (ана­лиз, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение, моделирование и др.), законы логики (тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания и др.) используются также в научном познании юридической действительности.

Анализ представляет собой расчленение целого на составные элементы, их изучение в отдельности (например, деление права на отрасли, исследование особенностей каждой отрасли права). Синтез - это логический прием, противо­положный анализу, заключающийся в обобщении в рамках целого знания, полу­ченного в результате исследования отдельных элементов этого целого (напри­мер, синтезируя знания об отдельных отраслях права, мы получает знание о праве в целом).

Индукция- это логический прием, позволяющий на основании частного знания получать знание общее. Дедукция - это такой логический прием, при по­мощи которого на основании знания общего приходят к знанию частному.

Моделирование - мыслительное, идеальное воспроизведение исследуемых объектов. Эта операция позволяет формулировать научные понятия, отражаю­щие общие свойства явлений, абстрагироваться от их конкретных, случайных свойств. Так, например, в курсе теории государства и права изучается понятие «государство». Такого явления - абстрактного государства - не существует в ре­альной действительности, есть только конкретные государства- Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Франция и т. д. Выработка общих понятий имеет огромное значение для постижения сущности, для поиска опти­мального варианта развития государственно-правовых явлений. Из общего диалектического подхода прямо следует необходимость при­менения исторического метода во всяком научном исследовании. Любое явление или процесс имеет свою историю развития; используя данный ме­тод, это развитие изучается и воспроизводится в динамике во всех деталях. Структурно-функциональный метод основан на том, что все государ­ственно-правовые явления имеют внутреннюю структуру, и в то же время сами входят в качестве составного элемента в другую, более общую струк-

туру. В ходе структурно-функционального анализа вычленяются отдельные элементы структуры, дается их функциональная характеристика, анализи­руются их взаимосвязи.

Системный подход - это направление в методологии научного позна­ния, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, которое ориентирует исследования на раскрытие целостности объекта, на выявле­ние в нем многообразных типов связей и сведение их в единую теоретиче­скую картину. Системный подход включает в себя также и структурно-функциональный метод, однако здесь упор делается, прежде всего на иссле­дование взаимодействия объекта как целостной системы с внешней средой.

При анализе текстовой информации, например, при исследовании со­держания нормативно-правовых актов, может использоваться лингвисти­ческий (филологический) метод.

Не все объекты научного юридического исследования подлежат количе­ственным измерениям. Однако если такое возможно, во многих случаях цифры говорят красноречивее любых логических доказательств. Поэтому в теории государства и права для изучения фактического состояния опреде­ленных явлений, процессов, выявления тенденций их развития используют­ся статистические методы сбора информации, математические методы обработки данных, выражающих количественные изменения в юридиче­ской жизни.

Все эти так называемые частнонаучные методы исследования, как уже отмечалось, имеют общий характер, поскольку в той или иной степени используются всеми общественными науками. Все методы связаны между собой и применяются, как правило, не по отдельности, а в различных соче­таниях друг с другом, что зависит от объекта исследования.

Каждая наука на основе этих методов вырабатывает свою методологию; в рамках каждой науки складываются особые традиции исследования сво­его предмета. Есть особенности и в методологии юридических наук, поэто­му принято считать, что здесь сложился особый специально-юридический метод. Существуют и более частные особенности методологии теории го­сударства и права, обусловленные спецификой теоретического знания, не­обходимостью формулирования и разработки общих понятий, классифика­ций, юридических конструкций, концепций и т. д.

3. Проблемы формирования методологии теории государства и права

Одной из важнейших прблем методологии государствен­но-Правовой теории является проблема деидеологизации. Кри­зисное состояние общественно-политической науки в целом не случайно отражает потерю методологических ориентиров и, в свою очередь, в немалой степени само обусловлено этим фактором. Проблема методологического обновления, вставшая перед политико-юридической наукой, требует от учебного про­цесса сугубо творческого и реалистического подхода, критичес­кой оценки достигнутого, внимательного и ответственного вос­приятия нового. Отвержение догматизма, ревизия наличного теоретического багажа предполагают конструктивность самих методологических предпосылок, взаимодействие в ряде случаев с теоретическими построениями оппонентов. Сама «логика де­ла» требует изменения «дела логики» и в современных условиях предписывает необходимость переосмысления привычных под­ходов, поиска, адекватных исследовательских средств.

В течение длительного времени в Государственно-правовых исследованиях господствовали исключительно классовый под­ход, сугубо идеологизированная точек зрения, чему способ­ствовало схоластическое, догматизированное отношение к на­следию классиков. Так, цитируя К. Маркса и Ф. Энгельса из «Святого семейства», ограничивались ссылкой на то, что «идея» неизменно посрамляла себя, как только она отделялась от «ин­тереса». Точка ставилась там, где акторы философско-крити-ческого труда продолжали свою мысль: «С другой стороны, нетрудно понять, что всякий массовый, добивающийся истори­ческого признания «интерес», когда он впервые появляется на мировой сцене, далеко выходит в «идее», или «представлении», за свои действительные границы и легко себя смешивает с чело­веческим интересом вообще».

Подмеченный основоположниками «выход» классового инте­реса «за свои действительные границы» особенно виден в пери­оды радикальных социальных сдвигов, когда широкий, непредв­зятый взгляд на проблему дает корректное решение, когда подход с воззрений общечеловеческих менее всего искажает социально-политическую картину, содержание высказанных идей. К сожалению, пренебрежение к классическому наследию или архипрагматическое манипулирование им, провозглашение в идеале чуждым марксизму на деле представало в последую­щем общепринятой практикой. Подобное случилось с методо­логическими принципами В. И. Ленина из популярной лекции «О государстве». Показательно и одновременно поучительно: за­бвение классовой позиции и ее непомерная эксплуатация одина­ково неприемлемы. Выступая перед рабочими и крестьянами, только приступившими к изучению права и государства, оратор подчеркивал, что «едва ли найдется другой вопрос, столь запу­танный умышленно и неумышленно представителями буржуаз­ной науки». Мысль, подсказанная устно, с трибуны, с элемента­ми эмфазы, дидактики, применительно к конкретному составу аудитории и времени, впЬследствии безосновательно раздува­лась в академических трудах до nes plus ulta. Во всяком случае, трудно представить дальше стоящий от истины «вывод», что вся домарксистская наука единственно занималась тем, что запуты­вала вопрос о государстве и праве. Можно спорить или со­глашаться с тем, например, что методология не сводится с сово­купности определенных*методов, способов познания, а является цельным, внутренне единым аппаратом познания государствен­но-правовых и политикекадеологических явлений. Однако бес­спорно, что видеть за партийностью и классовостью больше, чем один из приемов повнания, специфический, ad noc методо­логический подход и возводить его в универсальный принцип означает идеологизировать средства научного анализа, а значит, и его результаты. Идеологизированные позиции исследователя не давали в полной мере проследить историческую траекторию, причастность к духовным ориентациям прошлого. Монополизм, одномерность и однонаправленность средств анализа не учиты