регистрация / вход

Право интеллектуальной собственности

Понятие и виды права интеллектуальной собственности. Авторское право и смежные права. Гражданско-правовые способы защиты авторских прав. Патентное право.

Запорожский институт государственного и муниципального управления

Кафедра гражданского права

ПРАВО ИНТЕЛИКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Курсовая работа

по гражданскому праву Украины

студента 2 курса юридического

факультета группы ДП - 295 д / о

Белоусова Андрея Сергеевича

Научный руководитель :

старший преподаватель

Бышкова Инна Борисовна

Запорожье

1997

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение 3
1. Понятие и виды права интеллектуальной собственности 6
2. Авторское право и смежные права 8
2.1. Объекты авторского права 8
2.2. Субъекты авторского права 11
3. Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав 18
4. Право на открытие 20
4.1. Патентное право 20
4.1.1. Объекты патентного права 21
4.1.2. Субъекты патентного права 23
5. Право на иные результаты творческой деятельности используемые в производстве

26

Заключение 28
Список литературы 30

ПРАВО ИНТЕЛЛЕК ТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

1. Понятие и виды права интеллектуальной собственности

Право интеллектуальной собственности - это сово­купность гражданско-правовых норм, регулирующих от­ношения, связанные с творческой деятельностью. При этом гражданское право не регулирует непосредственно саму т ворческую деятельность, ибо процесс творчества остается за пределами действия его норм. Функции граж­данского права заключаются в признании авторства на уже созданные результаты творческой деятельности, ус­тановлении их правового режима, моральном и матери­альном стимулировании и защите прав авторов и иных лиц, имеющих авторские права.

Авторские, изобретательские и подобные им права обычно называют исключительными, т.е. абсолютными субъективными правами, обеспечивающими их носите­лям правомочия на совершение различных действий с одновременным запрещением всем другим лицам совер­шать указанные действия.

Исключительные авторские и подобные им права (пра­во на изобретение, промышленный образец, рационали­заторское предложение и т.д.) возникли как реакция пра­ва на массовое применение товарно-денежных отношений в духовной сфере, что позволяет ставить знак равенства между исключительным правом и правом собственности, и раздел VI Закона Украины «О собственности» так и называется «Право интеллектуальной собственности».

Однако интеллектуальная собственность имеет свою существенную специфику, заключающуюся в нематери­альной природе объектов права интеллектуальной собст­венности, творческом характере труда по их созданию, т.е. это институт собственности на нематериальные блага его субъектов. И здесь не совсем применима классичес­кая триада правомочий собственника, осуществляющего обычные имущественные права, поскольку, отчуждая, на­пример, объект, своей интеллектуальной собственности, его создатель не лишается тем самым всяких прав на него, а приобретатель не получает возможности по своему ус­мотрению изменять этот объект и вообще считать его исключительно своим. Тем более, что, в собственность других лиц переходят, как правило, не объекты прав а и н­теллектуаль ной собственности, а материальные носители научно-технических идей и художественных образов (кон­кретные картины, издания, техническая документация).

Таким образом, сущность права интеллектуальной соб­ственности заключается в нематериальной природе ее объектов.

Содержание права интеллектуальной собственности составляют личные неимущественные (духовная собст­венность) и связанные с ними имущественные права ее субъектов. Специфика содержания права интеллектуаль­ной собственности состоит в двуединой структуре и в том, что здесь имущественные права не просто связаны с не­ имущественными, они исходят от неимущ ественных прав и основываются на духовной собственности создателей.

В соответствии со ст.41 Закона Украины «О собст­венности» объектами права интеллектуаль ной собствен­ности являются произведения науки, литературы и ис­кусства, открытия, изобретения, полезные м одели, промыш ленные образцы, рационализаторские предложения, знаки для товаров и услуг, результаты научно-исследова тельских работ и другие результаты интеллектуального труда.

В зависимости от особенностей объектов права ин теллектуальной собственности можно выделить четыре ее разновидности:

1) авторское право и смежные права;

2) право на открытие;

3) промышленная собственность (право на изобретение, полезную модель, промышленный образец, которые называют также патентным правом) ;

4) другие результаты творческой деятельности, исполь­зуемые в производстве (право на товарный знак, знак об­служивания, на рационализаторское предложение, фир­менное наименование, охрану селекционных достижений, т опологий интегральных микросхем, интересов облада­т еля «ноу-хау»).

Объекты права интеллектуаль ной собственности сле­дует отличать от материального носителя, в котором вы­ражено произведение или иной результат интеллектуаль ­ного труда. Если право на объекты интеллектуальной соб­с твенности принадлежит только авторам и их законным преемникам, то право собственности на материальные н осители, в которых выражено произведение, может при­надлежать неограниченному кругу лиц, но уже не на пра ве интеллектуальной собственности, а в порядке обычно­ го имущественного права.

2.Авторское право и смежные права

Гражданско-правовой институт авторского права и смежных прав регулирует неимущественные отношения и связанные с ними имущественные отношения в сфере создания и использования произведении литературы, нау­ки и искусства.

Нормативно-правовое регулирование указанного; института наряду с законодательством о собственности осуществляется непосредственно Законом Украины «Об авторском праве и смежных правах», в ст.1 которого ука­зывается, что настоящий Закон охраняет личные (неиму­щественные) и имущественные права авторов и их пра­вопреемников, связанные с созданием и исполь зованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), и права исполнителей, произв одителей фоно­грамм, организаций вещания (смежные права). Иным и словами, в законе прямо закреплены двуединое содержа­ние авторского права и смежных прав как разновидности права интеллектуальной собственности и приоритет в со­держании личных (неимущественных) прав.

2.1 Объекты авторского права

Это произведения литературы, искусства и науки, удовлетворяющие следующим требованиям:

Во-первых, произведение должно быть творческим.

Творчество - это интеллектуальная работа, направлен­ная на создание нового. Творческий характер произведения означает, что оно является новым по сравнению с ранее известными. Новизна может выразиться как в новом содержании, так и в новой форме. Для объектов авторского права существенное значение имеет как новизна содержания, так и новизна формы. Новая форма отражения известного содержания характеризует произ­ведение как творческое и влечет признание его объектом авторского права. История литературы и искусства знает немало этому примеров: Шекспир брал темы для ряда своих трагедий из произведений античных греческих ав­торов, Стендаль широко использовал для своих новелл итальянские средневековые хроники, библейские сюжеты нашли отображение на полотнах многих великих живописцев и т.д.

Вторым признаком объекта авторского права является объективная выраженность - объект должен существовать в какой-либо форме, доступной для восприятия другими людьми. Если идеи, мысли, образы автора не получили выражения вне его сознания - нет объекта авторского права. Из истории отечественной музыки известно, что композитор М. И. Глинка, написавший две гениальные оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», сочинил третью оперу, которую он назвал «Двумужница». Глинка говорил: «Опера у меня вся тут, в голове, дайте мне либреттиста, и через месяц опера будет готова». Не найдя либреттиста и заболев, Глинка уехал в Германию, «на воды» - лечиться, где умер и таким образом эта опера не увидела свет. Для признания произведения объектом авторского права достаточно двух названных признаков. Не имеет значения, обнародовано оно или нет. Произве­дение становится объектом авторского права с момента его создания в какой-либо обыкновенной форме. Не тре­буется официального оформления этих произведений. Не имеет значения достоинство и назначение произведения. Не имеет значения внешняя форма его выражения.

Согласно ст. 5 Закона «Об авторском праве и смеж­ных правах» объектами его охраны являются следующие произведения в области науки, литературы и искусства:

1) литературные, письменные произведения беллетристического, научного, технического или практическо­го характера (книги, брошюры, статьи, компьютерные программы и т.д.);

2) выступления, лекций, речи, проповеди и другие устные произведения;

3) музыкальные произведения с текстом и без текста;

4) драматические, музыкаль но-драматические произ­ведения, пантомимы, хореографические и другие произ­ведения, созданные для сценического показа;

5) аудиовизуальные произведения;

6) скульптуры, картины, рисунки, гравюры, литогра­фии и другие произведения изобразительного искусства;

7) произведения архитектуры;

8) фотографии;

9) произведения прикладного искусства, если они не охраняются специальным законом о промышленной соб­ств енности;

10) иллюстрации, карты, планы, эскизы, пластичес­кие произведения, касающиеся географии, геологии, то­пографии, архитектуры и других областей науки;

11) сценические обработки произведений, указанных в подпунктах 1 настоящей статьи, и обработки фолькло­ра, пригодные для сценического показа;

12) переводы, адаптации, аранжировки, другие пере­работки произведений и обработки фольклора (производ­ные произведения) без причинения ущерба охране ори­гинальных произведений, на основании которых созда­ны производные произведения;

13) сборники произведений, сборники обработок фольклора, энциклопедии и антологии, сборники обыч­ных данных, другие составные произведения, при усло вии, что они являются результатом творческой работы по подбору, координации или упорядочению содержания без причинения ущерба охране входящих в них произведе­ний.

Не являются объектами авторского права :

1) официаль­ные документы (тексты законов и других правовых актов, решения судов и т. п.);

2) государственная символика (флага, гербы, ордена и т. п.) ;

3) произведения народного творчества ;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие официальный информационный характер.

Субъекты авторского права

Субъекты авторских и смежных прав подразделяются на две группы:

1) субъекты с первоначальными правами (авторы, исполнители, производители фонограмм, орга­низации вещания);

2) правопреемники (наследники, ор­ганизации-правопреемники, государство);

Автор - главный субъект авторского права. Это физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение, являющееся объектом авторского права. Не имеет значения его дееспособность. Моментом возникновения авторского права является завершение создания произведения, без официального оформления авторства, независимо от опубликования. Для возникно­вения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, или иного специального оформления, или соблюдения каких-либо формальностей.

Субъектами авторского права могут быть как граж­дане Украины, так и иностранцы. Ино­странные граждане - авторы пользуются защитой автор­ского законодательства в Украине если созданные ими произведения находятся в какой-либо объективной форме на территории Украины, а если нет - то в соответствии с международными договорами Украины и совместными конвенциями по авторскому праву (Женев­ской, Бернской).

Субъектами авторского права могут быть соавторы, если произведение создано совместным творческим тру­дом двух или более лиц. Различаются два вида соавтор­ства :

1) произведение образует одно неразрывное целое (например, «Золотой теленок», «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова) ;

2) произведение состоит 16 частей, каждая из которых выполнена определенным соавтором и может иметь самостоятельное значение (например, учебник, написанный коллективом автора», каждый из которых написал отдельные главы).

Субъектами авторского права являются правопреемники автора - наследники, контрагенты по авторским договорам, к ним переходят некоторые авторские права.

Авторские права подразделяются на :

1) личные ;

2) имущественные.

Личные неимущественные права - это право автор­ства, право на авторское имя, право на защиту произведения от всяких искажений и посягательств, право опубликование произведения (обнародование).

Личные неимущественные права - право авторства, право на имя и право на защиту произведения и репу­тации автора бессрочны. Эти права не переходят по наследству. Но наследники могут осуществлять защиту этих прав, и эти правомочия наследников сроками не ограничиваются.

Личные (неимущественные) права автора закрепле­ны в ст. 13 Закона «Об авторском праве и смежных пра­вах» и заключаются в следующем:

1) требовать признания своего авторства, упомина­ния его имени в связи с использованием произведения, если это практически возможно;

2) запрещать упоминание своего имени, если он как автор произведения желает остаться анонимным;

3) выбирать псевдоним (вымышленное имя) в связи с использованием произведения;

4) противодействовать любому искажению, извраще­нию или иному изменению произведения или любому другому посягательству на произведение, что может по­вредить чести и репутации автора;

5) право на обнародование произведения.

Имущественные права - это исключительные права на использование произведения, т.е. право воспроиз­водить его, распространять, публично показывать, публично исполнять, сообщать для всеобщего сведения в эфир или по кабелю, переводить и т.д., а также получать авторское вознаграждение. Размер вознаграждения устанавливается договорами, а в законе опреде­ляются лишь минимальные ставки.

Имущественные права автора перечислены в ст. 14 ука­занного Закона, где предусматривается, что автору или другому лицу, имеющему авторское право, принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом, в частности ему при­надлежит исключительное право разрешать или запрещать:

1) воссоздание произведений;

2) публичное исполнение и публичное оглашение произведений;

3) публичный по­каз;

4) любое повторное публичное оглашение в эфире или по проводам уже переданных в эфир произведений, если оно осуществляется другой организацией;

5) пере­воды произведений;

6) переделки, адаптации, аранжиров­ки и другие подобные изменения произведений;

7) рас­пространение произведений путем продажи, отчуждение иным способом или путем сдачи в наем или в прокат и иной передачи до первой продажи экземпляров произве­дения;

8) сдача в наем после первой продажи, отчужде­ние иным способом экземпляров аудиовизуальных про­изведений, музыкальных произведений, в нотной форме, а также произведений, зафиксированных на фонограмме или в форме, читаемой машиной;

9) импорт экземпляров произведений.

Авторы произведений изобразительного искусства кроме названных имеют дополнительные права (если произведение стало собственностью другого лица). Это :

1) право доступа - возможность воспроизводить свое произ­ведение

2) право следования, которое означает, что при перепродаже произведения изобразительного искус­ства его автор имеет право на вознаграждение от продавца в виде определенного процента от перепродажной цены.

Этот перечень не является исчерпывающим, в част­ности исключительные права авторов на использование произведений архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства включают в себя и право уча стия в практической реализации проектов этих произведений.

Имущественные права авторов переходят по наслед­ству.

Не переходят по наследству личные (неимуществен­ные) права автора, однако наследники имеют право за­щищать авторство на произведение и противодействовать искажению, обезображиванию или иному изменению произведения, а также какому-либо другому посягатель ­ству на произведение, если это может причинить ущерб чести и репутации автора.

Охрана прав авторов действует в сроки, установлен­ные ст.24 Закона «Об авторском праве и смежных пра­вах».

По общему правилу, охрана, предоставляемая насто­ящим Законом, действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти.

Срок охраны произведений, созданных в соавторст­ве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора.

Для произведений, обнародованных анонимно или под псевдонимом, срок охраны истекает спустя 50 лет после того, как произведение было обнародовано. Если взятый автором псевдоним не вызывает сомнения в отношении личности автора или если автор произведения, обнаро­дованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность в течение 50 лет, то применяются общие прави­ла о сроках охраны.

Срок охраны произведени й посмертно реабилитиро­ванных авторов действует в течение 50 лет после их реабилитации.

Авторское право на произведение, опубликованное течение 30 лет после смерти автора, действует в течет 50 лет от даты его правомерного опубликования.

Действие срока охраны начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имели место вышеуказанные юридические факты.

Право авторства, право на имя и право противодействовать искажению, обезображиванию или иному изм енению произведения или какому-либо другому посягательству на произведение, что может причинить ущерб чести и репутации ав тора, охраняются бессрочно.

После истечения срока действия авторского права произведение становится общественным достоянием. Такие произведения могут свободно использоваться лю­бым лицом (не надо спрашивать разрешения, например, на его воспроизведение, постановку и т.д.) и без выплаты авторского вознаграждения. Однако при этом должны соблюдаться исключительные бессрочные права авторов - право авторства, право на авторское имя, право на защиту произведения и репутации автора (право на неприкос­новенность произведения).

Свободное использование авторских прав в некоторых случаях, допускаемых законом, возможно и при жизни автора - при цитировании, использовании в учебных целях в качестве иллюстраций, при воспроизведении в средствах массовой информации для всеобщего сведения статей по текущим экономическим, политическим, социальным, религиозным вопросам, использование публично произнесенных политических речей, обра­щений, докладов и в ряде других случаев. При этом должны соблюдаться следующие условия:

1) это возмож­но только в случаях, указанных в законе ;

2) только в отношении правомерно опубликованных произведений;

3) с обязательным указанием имени автора ;

4) с ука­занием источника (издания) ;

5) с соблюдением неприкос­новенности произведения.

Наряду с авторскими правами названный Закон по дробно регулирует отношения в сфере смежных прав. Подобное название эти права получили потому, что лица, обладающие ими, творчески используют созданные дру­гими лицами произведения, и они не рассматриваются в качестве авторов исполняемых ими или записываемых и воспроизводимых произведений. Объектом для их прав служит само исполнение либо звуко- и видеозапись. Поэ тому по сравнению с авторскими эти права носят в определё нной мере ограниченный характер и сводятся по существу к разрешению (согласию) на воспроизведение (использование) и требованию соответствующей оплаты.

Согласно ст. 31 Закона «Об авторском праве и смежных правах» исполнители осуществляют свои права при условии соблюдения ими прав авторов исполн яемых произведений. Производители фонограмм и организации вещания должны соблюдать права авторов и исполнителей. Организации вещания должны соблюдать права авторов, исполнителей и производителей фонограмм.

Смежные п рава

Это права исполнителей, производителей фонограмм и организаций радио- и телевещания.

Они являются смежными по отношению к авторским правам, т. е. это права близкие, примыкающие, связанные с авторскими. Их роль своего рода посредническая - между авторами и широкой аудиторией. Вместе с тем они являются вторичными по отношению к авторским правам, ибо обеспечивают использование произведений авторов.

Смежные права обеспечивают защиту творческого труда лиц, доносящих произведения авторов до широкой аудитории, от нелегального использования результатов их работы.

Специфика смежных прав :

1) они связаны с использованием определенных технических устройств (поэтому они появились лишь в XX веке, с развитием технического прогресса - изобретения звуко- и видео­записи, радио, кино, телевидения, искусственных спутников) ;

2) объекты смежных прав закрепляются на материальных носителях (например, наличие записи исполнения на магнитных пленках, кассетах, видеоплен­ках) ;

3) осуществлять исполнение возможно повторно, бесконечно, перед практически неограниченной аудито­рией и без живого участия самого исполнителя.

2.3 Субъектами смежных прав являются :

1) исполнители (актеры, музыканты, режиссеры, дирижеры и т. д.) ;

2) производители фонограмм (лица, первыми осуществившие зву­ковую запись исполнения) ;

3) организации эфи рного или кабельного вещания (те, которые сами создали передачу либо по заказу и за счет которых создана передача).

Субъекты смежных прав должны иметь договор с автором произведения, а производители фонограмм и организации эфирного и кабельного вещания - ещё и договор с исполнителем. Все субъекты смежных прав имеют исключительное право на использование произве­дения (исполнения, постановки, фонограммы, передачи). Это означает, что другие лица должны получать разре­шение на первичную запись исполнения, постановки, передачу в эфир или по кабелю от субъектов этих прав. Они дают также разрешение на воспроизведение фоно­граммы, переделку, переработку и ряд других действий. Субъекты смежных прав имеют также право на возна­граждение. Эти права регулируются посредством договоров с пользователями, а сбор и выплата вознаграждения - специальными организациями, управляющими смежными правами, которые создаются их субъектами. Срок действия смежных прав - 50 лет.

Исключениями являются случаи, когда допускается использование записей исполнения, постановок, фоно­грамм, программ передач вещательных организаций без получения разрешения (без согласия) их субъектов. Это допускается :

1) при включении в обзор о текущих событиях небольших отрывков ;

2) при использовании исключительно в целях обучения и научного исследования ;

3) для цитирования в форме небольших отрывков в инфор­мационных целях ;

4) использовании в личных целях.

3. Гражданско-правовые способы защиты авторских и смеж ных прав

К общегражданским способам относятся :

1) признание права ;

2) восстановление права ;

3) пресечение действий, на­рушающих право или создающих угрозу его нарушения ;

4) возмещение убытков ;

5) признание сделки (договора) не­действительным ;

6) взыскание особой неустойки при несво­евременной оплате.

Особые (дополнительные) способы защиты , предусмотренные специальным (авторским) за­конодательством :

1) взыскание дохода, полученного на­рушителем вследствие нарушения авторских или смеж­ных прав ;

2) выплата компенсации в сумме от 10 до 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда (конкретный размер определяется судом).

Любую из этих мер потерпевший выбирает сам, но вместо возмещения убытков.

Сроки охраны смежных прав установлены ст.38 данного Закона.

Имущественные права исполнителей охраняются в те­чение 50 лет после первой фиксации исполнения или по­становки. Личные права исполнителей охраняются бес­срочно.

Права производителей фонограмм охраняются в те­чение 50 лет после первого опубликования фонограммы, а если она не была опубликована, то в течени е 50 лет после первой фиксации звуковой записи.

Организации вещания пользуются указанными пра­вами в течение 50 лет после первой передачи в эфир или по проводам.

Перечисленные сроки начинают течь с 1 января года, следующего за годом, в котором имели место данные юри­дические факты.

К наследникам исполнителя и правопреемникам про­изводителей фонограмм и организаций вещания перехо­дит право разрешать или запрещать использование ис­полнения, фонограммы, передачи в эфир и по проводам, а также право на получение вознаграждения в период оставшейся части сроков.

Возникновение и осуществление авторских и смеж­ных прав не требует выполнения каких-либо формаль­ностей (ст. 19, 31 Закона «Об авторском праве и смежных пр авах»), поскольку здесь охраняется прежде всего фор­ма произведения, и для признания творческого произве­дения объектом авторского или смежного права доста­точно выражения его в любой объективной форме, по­зволяющей воспроизводить результат творчества.

В этом состоит их отличие от остальных объектов ин­теллектуальной собственности, охрана которых предпо­лагает соблюдение специального порядка определения приоритета, проверку новизны и установление особого режима использования. Поэтому термин «промышленная собственность» представляется возможным употреблять в двух смыслах: в узком смысле, когда в это понятие вклю­чается право на изобретение, полезную модель и про­мышленный образец (патентное право), и в широком смысле, т.е. все виды интеллектуальной собственност и, за исключением авторски х и смежных прав, а именно все те, которые под падают под охрану после предварительного формального закрепления приорит ета.

4. Право на открытие

Открытием признается установление неизвестных ра­не е объ ективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящ их коренные из­менения в уровень познания.

Автором открытия признается гражданин, сделавший заявку, отвечающую предъявляемым требованиям.

В соответствии со ст.51 4 ГК Украины автору откры­тия принадлежит комплекс личных неимущественных и имущественных прав. Автор открытия имеет право тре­бовать признания его авторства и приоритета в откры­тии, удостоверяемых дипломом, он имеет право на при­своение открытию своего имени или специальное назва­ние указывается в дипломе на открытие. Автор открытия имеет право на вознаграждение, выплачиваемое ему при получении диплома, а также на ряд ль гот, в частности, право на дополнительную жилую площадь, на которую автор открытия имеет право наравне с научными работ­никами.

Об открытии производится запись в трудовой книжке автора.

Право получить диплом умершего автора открытия, а также вознаграждение переходит по наследству (ст. 515 ГК).

Споры об авторстве (соавторстве) на открытие разре­шаются судом (ст. 516 ГК).

4.1 Патентное право (промышленная собственность)

Это институт гражданского права, который регулирует отношения, связанные с техническим творчеством.

В отличие от авторского права патентное право реализуется в иной сфере творчества. Объекты техничес­кого творчества связаны с ест ественными законами ма­териального мира; они не отражают индивидуальность их создателя в такой степени, как объект авторского права. В силу этого объе кты технического творчества повторимы, они могут быть созданы независимо друг от друга самосто­ятельно, разными лицами и поэтому требуют формально­го официального закрепления. Кроме того, результаты технического творчества направлены на решение практических задач - имеют прикладное значение.

Объектами патентного права (промышленной собст­венности в узком смысле этого слова) являются изобре­тения, полезные модели и промышленные образцы.

Необходимость патентного права обусловлена невоз­можностью прямой охраны объектов промышленной соб­ ственности средствами авторского права. В отличие от объектов авторск ого права объекты промышленной соб ственности могут быть созданы разными лицам и, неза­висимо друг от друга, поэтому их охрана предп олагает предварительное формальное закрепление приоритета в установленном законом порядке.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением права собственности н а изобретения, полезные модели и промышленные образны, регулируются законами Украины от 15 декабря 1993 г. «Об охране прав на изобретения и полезные модели» и «Об охране прав на промышлен­ные образцы».

Органом, осуществляющим акт признания новшест­ва в качестве изобретения, полезной модели или промыш­ленного образца, выступает Государственный комитет Украины по вопросам интеллектуальной собственности (Госпатент Украины), именуемый для краткости в ука­занных законах как «Ведомство».

Важнейш ими условиями патентоспособности объек­тов промышленной собственности являются их новизна и промышленная применимость . При этом патентное право закрепляет абсолютную (мировую) новизну объек­тов промышленной собственности.

4.1.1 Объекты патентного права

Это изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Изобретением является техническое решение, отличающееся новизной (т.е. неизвестное из уровня техники) и промышленно применимое (т.е. может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности). Объек­тами изобретения могут быть устройство, способ работы, вещество, применение ранее известного устройства по новому назначению.

Полезная модель - это техническое решение опреде­ленного устройства в стадии его конструктивного выпол­нения, т.е. в виде конструкции. Она должна быть новой. и промышленно применимой.

Изобретение (полезная модель) является результатом твор­ческой деятельности человека в любой области техноло­гии. Объектом изобретения может быть:

1) продукт (уст­ройство, вещество, штамм микроорганизма, культура кле­ток растения и животного);

2) способ.

Объектом полезной модели может быть конструктив­ное выполнение устройства.

Не являются объектами изобретений и полезных мо­делей и не охраняются законодательством, регулирующим отношениях этой области, следующие результаты интел­лектуальной деятельности:

1) открытия, научные теории и математические ме тоды;

2) методы организации и управления хозяйством;

3) планы, условные обозначения, расписания, пра­вила;

4) методы выполнения умственных операций;

5) программы для вычислительных машин;

6) результаты художественного конструирования ;

7) топологии интеграль ных микросхем;

8) сорта растений и породы животных и т.п.

Промышленный образец - это художественно-конст­рукторское решение изделия, определяющее его внешний вид. Оно должно быть новым, оригинальным и промышленно применимым (т.е. воспроизводимым промышленным способом). Промышленный образец обеспечиваете слияние утилитарной и художественной сторон, в нем реализуется идея получения максимальной выгоды с помощью внешнего вида изделия.

Промышленный образец является результатом творческой деятельности человека в области художественного кон­струирования. Объектом промышленного образца может быть форма, рисунок либо расцветка ил и их сочетание, определяющие внешний вид промышленного изделия и предназначенные для удовлетворения эстетических и эр­гономических нужд.

Изобретение оформляется патентом.

Патент - это охранный документ, который удостоверяет авторстве изобретателя, исключительные права его владельца и приоритет изобретения.

В то же время не охватываются понятием промыш­ленного образца:

1) объекты архитектуры (кроме малых архитектурных форм), промышленные, гидротехнические и другие ста­ционарные сооружения;

2) печатная продукция как таковая;

3) объекты неустойчивой формы из жидких, газооб­разных, сыпучи х или подобных им веществ.

Субъектами патентного права являются авторы (со­авторы) объектов промышленной собственности, патен­тообладатели, а также другие лица (правопреемники или лицензиаты), приобретающие по закону или договору определенные патентные права.

4.1.2 Субъекты патентного права

Это авторы, патентообладатели, лицензиаты.

Автор - это физическое лицо, творческим трудом ко­торого создано произведение.

Патентообладатель - лицо, имеющее исключительное право на использование изобретения. Таковыми могут быть :

1) сам автор ;

2) работодатель (при служебных изобре­тениях) ;

3) лицо, указанное автором в заявке на выдачу патента ;

4) правопреемники ;

5) договорный патентооблада­тел ь - патент может быть передан по договору за плату любому физическому или юридическому лицу.

Лицензиат - лицо, по лучающее в определенном до­говором объ еме права по использованию изобретения за плату. Лицензионные договоры бывают трех видов :

1) исключител ьной лицензии ;

2) неполной лицензии ;

3) открытой лицензии.

Особые субъ екты права на использование изобре­тения - это преждепользователь и принудительный лицензиат. Они мог ут использовать изобретение без со­гласия патентообладателя.

Преждепользователь - лицо, которое до даты приори­тета (до подачи заявки другим лицом) самостоятельно создало независимо от автора тождественн ое изобретение и добросовестно его использовало. Преждепользователь сохраняет право на дальнейшее безвоз мездное использо­вание его без расширения объема использования.

Принудительная лицензия выдается любому лицу Вы­сшей патентной палатой, если патентообладатель в те­чение четырех лет не использует изобретение и отказы­вается заключить лицензионный договор.

Исключительное право на использование объектов промышленной собственности принадлежит патентооб­ладателю, поэтому согласно действующему законодатель­ству автор может требовать по своему выбору либо при­знания лишь своего авторства, либо признания своего авторства с закреплением за ним исключительных прав, т.е. автор может быть одновременно и патентообладате­лем либо не быть таковым в силу закона или договора.

Право на получение патента имеют автор, его наслед­ник, а также работодатель, если изобретение, полезная модель или промышленный образец созданы в связи с исполнением служебных обязанностей или выполнением поручения работодателя, при условии, что трудовым до­говором (контрактом) не предусмотрено иное. При на­личии права на получение патента у работодателя автор подает ему уведомление о созданном им изобретении, по­лезной модели или промышленном образце с описанием сущности с достаточной полнотой и ясностью. Если ра­ботодатель в течение четырех месяцев с даты получения этого уведомления не подаст заявку в Ведомство (Госпа­тент Украины), то право на получение патента переходит к автору.

Патентом удостоверяется право собственности на изо­бретение, полезную модель или промышленный образец.

Полезная модель оформляется свидетельством, про­мышленный образец - патентом.

Срок действия патента на изобретение составляет 20 лет с даты подачи заявки в Ведомство.

Срок действия патента на полезную модель составля­ет пять лет с даты подачи заявки в Ведомство и продлева­ется Ведомством по ходатайству владельца патента, но не более чем на три года.

Срок действия патента на промышленный образец со­ставляет 10 лет с даты подачи заявки в Ведомство и про­длевается Ведомством по ходатайству владельца патента, но не более чем на пять лет.

Право авторства является неотчуждаемым личным правом и охраняется бессрочно.

Основным личным (неимущественным) правом авто­ра объекта промышленной собственности является право а втора признаваться создателем данного объекта, что пред­полагает запрет всем другим лицам именоваться автора­ми этого объекта. Другое личное право автора состоит в праве получения патента на объект промышленной соб­ственности, а также возможности передачи этого права другим лицам.

Иму щественные права автора выражаются в возмож­ности получения прибыли от использования изобретения, полезной модели или промышленного образца, в праве получения вознаграждения за переуступку патента и про­дажу лицензий и т.д.

Принадлежащее патентообладате лю исключительной право на использование объекта промышленной собст­венности состоит в том, что никто не может без согласия лица, которому принадлежит патент, использовать ука­занный объект. Патентообладатель вправе уступить по­луч енный патент либо выдать лицензию на исполь зова­ние.

Как патент, так и право на его получение переходят по наследству. Переходят по наследству и права авторов объектов промыш ленной собственности.

5. Право на иные результаты творческой деятельности, используем ые в производстве

К числу иных прав на результаты творческой деятель ­ности как разновидности права интеллектуальной собст­венности относятся права на рационализаторское пред­ложение, знаки для товаров и услуг, фирменное наиме­нование, охрану селекционных достижений, топологии интегральных микросхем, интересов обладателей «ноу-хау» и т.п.

Право на рационализаторское предложение представ­ляет собой совокупность правовых норм, регулирующ их отношения по поводу создания и официального признания технического решения рационализаторским предло­жением, его использования и стимулирования авторов.

Рационализаторским предложением признается тех­ническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия (учреждения, организации), которому оно подано, и предусматривающее изменение конструкции изделий, технологии производства и применяемой тех­ники или изменение состава материала.

Новизна рационализаторского предложения, в отли­чие от новизны изобретения, обычно ограничивается рам­ками соответствующего предприятия, учреждения, орга­низации, куда и подается рационализаторское предложе­ние.

Автор предложения, признанного рационализатор­ским, имеет право на признание за ним авторства, право на вознаграждение, а также ль готы в соответствии с за­конодатель ством. Автору принятого к внедрению рацио­нализаторского предложения выдается свидетельство, удостоверяющее его авторство (ст. 520 ГК).

Право получить свидетельство на рационал изаторское предложение и вознаграждение за его использование пере­ходит по наследству (ст .522 ГК).

Отношения в сфере создания и использования зна­ков для товаров и услуг регулируются Законом Украины от 15 декабря 1993 года «Об охране прав на знаки для товаров и услуг».

Знак — это обозначение, по которому товары и услу­ги одних лиц отличаются от однородных товаров и услуг других лиц.

Объектом знака могут быть словесные, изобразитель­ные, объемные и другие обозначения и их комбинации, выполненные в любом цвете либо цветовом сочетании.

Право собственности на знак для товаров и услуг удос­товеряется свидетельством. Срок действия свидетельства составляет 10 лет с даты подачи заявки в Ведомство и продлевается Ведомством по ходатайству владельца сви­детельства, поданному в течение последнего года дейст­вия свидетельства, каждый раз на 10 лет.

Объем предоставляемой правовой охраны определя­ется приведенным в свидетельстве изображением знака и перечнем товаров и услуг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вешневский Л.М. и др. Формула приоритета : Возникновение и развитие авторского и патентного права. : Наука. 1990.

2. Гаврилов Э.П. Авторское право. - М.,1988.

3. Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. - М., Юрид.лит.,1988.

4. Емельянов В.П. Гражданское право Украины. - Киев : Изд. “Консум”. 1996. С. 136 -149.

5. Маркова М.Г. Основы гражданского права. - С-П., 1996. С. 80 - 87.

6. Сергеев А.П. Авторское право России. - С-П.: Государственный университет, 1994.

7. Сергеев А.П. Патентное право. - М.: БЕК, 1994.

8. Сутулов Д.М. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. -М.: “Юридическая литература”. 1968.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий