Смекни!
smekni.com

Юридические проблемы генома и клонирования человека (стр. 2 из 2)

Налицо неоспоримые преимущества ГМО:

повышенная урожайность

они меньше загрязняют окружающую среду

меньше ядохимикатов попадает в почву

они более питательны и т.п.

К тому же в конечном итоге пища, которая попадает в организм все равно раскладывается на составные части. Однако некоторые люди считают, что ГМО имеет в себе скрытую и пока не обнаруженную угрозу, и требуют указывать на упаковке что это генетически измененные организмы. Против этого выступают сами фермеры, которые говорят, что такая надпись на упаковке будет только отпугивать клиентов.

Перед человечеством в настоящее время встаёт задача не искусственного сдерживания биологии и медицины, а, наоборот, всемерной помощи им в решении общечеловеческих гуманитарных программ. Эта помощь должна проявляться в появлении законов, содержащих соответствующую гуманитарную направленность, не столько направленных на запреты и наказание, сколько на награды и поощрения. Создание подобных законов, направленных на сохранение и развитие отечественной науки, уже постепенно становится приоритетным направлением в работе как Правительства РФ, принявшего решение о создании наукоградов, так и юриспруденции.

Создание наукоградов ставит множество вопросов, связанных как с интеграцией их в инновационный процесс, так и в постановке целей и программ развития этих городов. Дело в том, что запретить законом или постановлением развитие науки можно только формально и то на определённое время. История Отечества знает времена гонения учёных – кибернетиков, генетиков и даже творческих марксистов (“ревизионистов”, “меньшевиствующих идеалистов”). Свобода познания является стихией учёного, который старается получить объективное знание необходимое для человечества.

В 2001 году мировая биологическая наука заявила о возможности клонирования человека. Американские учёные в том же году выразили свою готовность клонировать человека, что вызвало массовые протесты, и клонирование человека в США было официально запрещено. Зная особенность США провозглашать свою волю везде и всюду, кто даст гарантии, что такие опыты не проводятся там сейчас? Кто может представить себе ситуацию, что какие-то страны начнут проверять США на наличие у этой страны опасных биотехнологий или вооружений?

Надо сказать что клонирование, в биологическом смысле, - это воспроизведение живого организма, где последующее поколение повторяет генетический код предыдущего поколения. Поэтому клонирование совсем не редкое явление в природе: это и однояйцевые близнецы, это и партеногенез (развитие неоплодотворенной яйцеклетки) у многих видов насекомых, это и вегетативное размножение растений (размножение с помощью побегов и листьев). Если легальное определение клонирования будет основано только на идентичности ДНК, то получится, что даже обычный фермер будет заниматься клонированием, прививая яблоню или размножая рассаду клубники “усами”. Запрещение такой смежной с клонированием деятельности или изучение ее может дорого стоить не только науке, но и сельскому хозяйству.

Сообщения средств массовой информации о готовности учёных ряда стран получить клон человека, и даже сообщения о наличии подобных опытов клонирования, конечно, вызвали определённую негативную реакцию со стороны властей некоторых держав (США, Швеция, Россия), где клонирование официально запрещено на определённый срок. Однако, разве запретительные меры не позволили уже появиться на свет первому человеческому клону? Об этом эксперименте писала “Российская газета” от 28 декабря 2002 года в статье “Мисс Клон”. Первым клонированным ребёнком является девочка Ева, которая генетически идентична своей 30-летней матери-американке. Осуществила клонирование, созданная в 1997 г. французским журналистом Клодом Ворийоном, генетическая лаборатория компании “Клонэйд” на Багамах, руководимая Брижит Буасселье.

Нельзя не отметить, что К.Ворийон, проживающий в Канаде, считает себя пророком и утверждает, что клонирование человека – это путь к бессмертию людей, а потому его секта раэлитов (себя он называет Раэль) заинтересована в экспериментах по клонированию человека.

Некоторые наши учёные называют сообщения о девочке-клоне Еве “безответственными и безнравственными”, “фальсификацией”. Так оценил сообщение в американском штате Флорида Б. Буасселье директор Института молекулярной генетики РАН Евгений Свердлов. Другой российский учёный директор Республиканского Центра репродукции и планирования семьи Минздрава РФ, доктор медицинских наук, профессор Андрей Акопян назвал сообщение о рождении первого человеческого клона “информационным терроризмом”1. Учёные считают, что должно быть проведено медико-генетическое исследование прототипа клона, и только после этого можно говорить о том, было клонирование, или нет, поскольку девочка-Ева может быть плодом суррогатного материнства.

Из указанного выше сообщения о рождении девочки-клона Евы явствует, что эксперимент ведёт частная компания, принадлежащая секте. Это означает, что клонирование человека может иметь далеко не гуманные цели. Не случайно итальянский врач-эмбриолог Северино Антинори, утверждавший, что в его клинике находится женщина, вынашивающая клонированного ребёнка, был лишён лицензии на медицинскую деятельность.

Однако дело не в том, появились клоны человека или нет сегодня, поскольку они обязательно появятся завтра. С проблемой клонирования человека остро встали этические, гуманистические проблемы. Как относится к человеку-клону? Кто он? Другими словами, беспокойство вызывает:

Во-первых, социальный статус человека-клона;

во-вторых, его место в этнических обществах;

в-третьих, целевое использование технологий клонирования.

Первое и второе положения разрешаются достаточно просто, если клонирование одного человека не является массовым, и при наличии соответствующего социума вырастет нравственное, духовное существо с развитым “Я миром”, и клон должным образом усыновили. В этом случае клон должен быть признан человеком, и обладать всеми правами, гарантированными ему законодательством страны, в которой он родился. А зависимости от решения первого и второго пункта как возможность решения проблемы репродукции человека в семье, клонирование запрещать нельзя, кроме как по медицинским показателям. С другой стороны, при таком огромном количестве брошенных и одиноких детей не только в нашей стране, но и в мире, не гуманнее ли создать необходимые условия для развития и для них?

Больше вопросов возникает, если выращивать клон для получения органов, необходимых для спасения людей. В этом случае мировому сообществу необходимо решить вопрос, когда человека можно назвать полноценным человеком. Сейчас данный вопрос разрешается на уровне личной веры того или иного представителя человечества, что показывает невозможность его разрешения в настоящее время должным образом. Так, если человек верит, что у людей есть бессмертная душа, которая даётся ему при рождении, то ни аборты, ни клонирование для получения органов запрещать нельзя. Точно так же будет рассуждать и любой атеист, не верящий в существовании личной души, т.к. только рождённый человек обладает гражданскими правами.

Если человек уверен, что душа вселяется в человека в момент оплодотворения, то в этом случае аборты должны быть запрещены, а клонирование для органов поощряться, т.к. у искусственного человека души быть не может. Кроме того, в последнем случае любой клон моментально лишается всех гражданских прав. Кстати, в этом случае ,почему бы не сделать попытку выращивать людей-роботов, совершенных солдат, рабов? Другими словами верующий станет на путь антигуманизма. Поскольку совершенно понятно, что призывы запретить клонирование людей верующими, утверждающими, что человек берёт на себя функцию Бога, так и не будут в итоге услышаны. Человек уже давно взял на себя данную работу, именно поэтому он – человек. Простыми запретами ничего добиться нельзя! Необходимо законодательно закрепить границы подобных работ, максимально создав условия именно для гуманных исследований и разработок. Следовательно, генетике, психологии, социологии надо определить, а юриспруденции защитить тот предел, когда клон человека не является биопсихосоциальным существом.

Итак, чтобы любой человек стал таким существом, необходим определённый социум для его развития. История даёт нам ряд примеров, когда человеческих детёнышей вскармливали и воспитывали животные, при этом из детей психологически получались не люди, а животные. В соответствующей социальной среде малыши приспосабливаются к тем условиям, которые соответствуют поведению животных, среди которых они растут. Следовательно, если человечество, когда-либо будет из клонов делать полноценных граждан общества, соответствующая социальная среда должна быть просто необходима. И здесь возникают большое количество психологических, этнических, экономических, социальных, политических проблем уже связанных с воспитанием “искусственных” людей.

Ещё в конце 60-х годов ХХ века американский социолог Г.Кан в книге “Год 2000: основы для размышления о последующих 33 годах”, рассматривая различные сценарии общества 2000 года, один из них характеризует как “рабовладельческое общество”, в котором рабами станут люди, полученные в пробирках”. Обеспокоенность правительства и общественности многих стран скорее всего связаны именно с этим применением клонов, поскольку общество с его современной культурой и уровнем цивилизованности не готово гуманно отнестись к человеческому клону. На сегодня нет правовых норм и законов, с помощью которых можно регулировать “клонодетерминированные” явления: экономические, социальные, этнические, политические, этические и др.

С моей точки зрения, надо поощрять исследования клонирования человека, ограничив их репродуктивными целями. Конечно, соответственно обеспечить юридическими законами этот вид научной и технологической деятельности, с одной стороны, а, с другой стороны, детям-клонам также надо дать права, которые имеют приёмные дети.

Следующий этап цели клонирования человека подскажет сама жизнь, как это произошло с проблемой абортов, хотя до сих пор ведутся споры о том, можно ли считать эмбриона ребёнком. В случае же с клонированием, надо понять, научно обосновать природу и сущность клона человека, чтобы его воспринимать или как некого донора, а не человека, или, наоборот, навсегда поставить табу на клоне-доноре. Конечно, эта проблема навряд ли сразу решится, но ею надо заниматься, в том числе и юристам.