Смекни!
smekni.com

Становление идеи судебной власти в работах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье (стр. 2 из 3)

И хотя Т. Гоббс достаточно категорично высказывался против разделения властей [2, 254], тем не менее, его рассуждения о суде и судебной власти в государстве оказали существенное влияние на дальнейшую разработку идеи судебной власти. Многие из них вновь становятся актуальными, особенно для современной России, ведущей поиск наиболее прогрессивного способа организации судебной власти.

Дальнейшее развитие идея судебной власти получила в работе Дж. Локка «Два трактата о правлении» [4]. Как и Т. Гоббс, автор различает естественное (догосударственное) и гражданское (государственное) состояние людей и их сообщества. Сопоставляя эти состояния, Дж. Локк выделяет ряд признаков, отличающих их. И одним из этих признаков, по его представлению, является возникновение судебной деятельности. В естественном состоянии, по мнению Дж. Локка, каждый обладает исполнительной властью, вытекающей из закона природы. «Люди, живущие вместе согласно разуму, без кого-либо, повелевающего всеми или имеющего власть судить между ними, действительно находятся в естественном состоянии» [4, 272]. «Отсутствие общего судьи, обладающего властью, ставит всех в естественное состояние» [4, 273]. Напротив, «те, кто объединены в одно целое и имеют общий установленный закон и судебное учреждение, куда можно обращаться и которое наделено властью решать споры между ними и наказывать преступников, находятся в гражданском обществе; но те, кто не имеют такого общего судилища, ... все еще находятся в естественном состоянии, при котором каждый ... сам является судьей и палачом...» [4,311]. «Политическое общество, - считает Дж. Локк, - налицо там и только там, где каждый из его членов отказался от этой естественной власти, передав ее в руки общества во всех случаях, которые не препятствуют ему обращаться за защитой к закону, установленному этим обществом... Всякий частный суд каждого отдельного члена исключается, и общество становится третейским судьей, устанавливая постоянные правила, беспристрастные и одни и те же для всех сторон, и с помощью людей, получивших от общества полномочия проводить в жизнь эти правила, разрешает все разногласия, которые могут возникнуть между любыми членами этого общества в отношении всякого правового вопроса, равно как и наказывает те преступления, которые любой член общества совершил по отношению к обществу такими карами, которые установлены законом» [4, 311]. Из анализа работы Дж. Локка можно выделить ряд положений, дополняющих идеи Т. Гоббса и характеризующих судебную власть. Среди них наиболее значимыми, на наш взгляд, являются следующие:

• судебная власть рождается из необходимости разрешать конфликты;

• решение конфликта может быть беспристрастным только при условии, когда это осуществляется третьей, незаинтересованной в споре стороной;

• общественная потребность в судебной власти как в особой форме разрешения конфликтов осознается обществом, возможно, раньше, чем потребность в других видах власти;

• именно необходимость «судить конфликты» требует создания материально правовых норм и вместе с тем формирования законодательной власти;

• только после этого возникает потребность в исполнении и поддержании этих материально правовых норм и исполнении судебных решений, что предопределяет соотношение судебной и исполнительной власти.

В отличии от Т. Гоббса у Дж. Локка уже возникает идея различения трех видов власти: законодательной, судебной и исполнительной. Это различение проводится автором пока только в содержательном смысле. Дж. Локк говорит, что в естественном состоянии обществу не хватает:

а) «...установленного, определенного, известного закона, который был бы признан и допущен по общему согласию в качестве нормы справедливости и несправедливости и служил бы тем общим мерилом, при помощи которого разрешались бы между ними все споры» [4, 335];

б) «...знающего и беспристрастного судьи, который обладал бы властью разрешать все затруднения в соответствии с установленным законом» [4, 355];

в) «... часто недостает силы, которая могла бы подкрепить и поддержать справедливый приговор и привести его в исполнение» [4, 335].

Однако в организационном плане Дж .Локк еще не видит необходимости разделить законодательную и судебную ветви власти, обеспечить их самостоятельность и независимость. Рассматривая организацию государственной власти, он подчеркивает неразрывную связь законодательной и судебной власти и подчиненную роль последней. По его представлению законодательная власть является верховной и она должна «... править с помощью беспристрастных и справедливых судей, которые должны разрешать споры посредством этих законов и применять силу сообщества в стране только при выполнении таких законов...» [4, 337]. Таким образом, в организационном плане Дж. Локк считает судебную власть частью или инструментом законодательной власти [4, 339]. По его мнению, первым и основным положительным законом всех государств является установление законодательной власти, однако она должна быть ограничена интересами общества, действовать в рамках закона, а не «произвольных деспотических указов» и «.. .обязана отправлять правосудие и определять права подданного посредством провозглашенных постоянных законов и известных, уполномоченных на то судей» [4, 341]. Понимая важность и значимость судебной власти, Дж. Локк, тем не менее, осознает и слабость, зависимость этой ветви власти: «Несправедливость и преступление — одно и то же независимо от того, совершены ли они венценосцем или мелким негодяем... Разница только в том, что крупные разбойники наказывают мелких, чтобы держать их в повиновении, а крупных награждают лаврами и триумфами, так как они слишком сильны для слабых рук правосудия в этом мире, и сами обладают властью, которая должна наказывать преступников» [4, 366]. Это последнее положение очень важно, так как слабость, эфимерность судебной власти будет осознана значительно позже, в конце 18 века.

Современная юридическая наука единодушно признает автором идеи судебной власти как самостоятельной ветви государственной власти. Ш.Л. Монтескье (1689-1755г.г.) [5; 98-99]. В его работе «О духе законов» судебная деятельность действительно определяется как одна из разновидностей государственной власти. «В каждом государстве есть три рода власти... В силу первой власти государь или учреждение создает законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй власти он объявляет войну или заключает мир, посылает или принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Последнюю власть можно назвать судебной...» [6, 290]. В этой работе Ш.Л. Монтескье впервые категорически утверждает необходимость отделения судебной власти от законодательной и исполнительной. «Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем» [6,290]. Эти идеи Ш.Л. Монтескье достаточно известны и широко цитируются современными исследователями. Однако изучение этой работы позволяет выделить и ряд других характеристик суда, отчасти созвучных с работами Т. Гоббса и Дж. Локка, отчасти развивающих далее идею судебной власти. Из различных высказываний автора о суде и его деятельности можно выделить положения, относящиеся к самому суду, его месту среди иных государственных органов, порядку образования суда. Наряду с этим много внимания уделено и характеристике судопроизводства, в том числе и уголовного. Автор, анализируя некоторые исторические формы судопроизводства, пытается проследить как возникли современные ему процедуры, показывает значение процедурных формальностей для решения задач судебной власти и гарантии свободы граждан.