регистрация / вход

Магдебурское право и его роль в социально-экономической жизни городов Беларуси

Источники магдебургского права. Права городов, пользовавшихся правом. Магдебургское право в 16 – первой половине 17 веков.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

БЕЛАРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.

Кафедра

экономической истории.

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Магдебурское право и его роль в социально-экономической жизни городов Беларуси.

Руководитель

доцент _________ Л.И. Попов.

подпись

Минск , 1998.


План.

Введение

1. Магдебургское право.

2. Источники магдебургского права.

3. Права городов, пользовавшихся правом.

4. Магдебургское право в 16 – первой половине 17 веков.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение.

Введение.

Магдебургское право возникло в конце 13 века в Германии и почти сразу же распространилось на территории Беларуси, которая на тот момент находилась в составе Великого Княжества Литовского. Расположение белорусских земель в центре Европы содействовало их развитию в русле мирового экономического, политического и культурного процессов. В то время Беларусь освоила многие приобретения Запада, в том числе и организацию жизни города на основе самоуправления, совмещая нормы магдебургского права с традициями самоуправления, которые существовали в Полоцке и в Витебске и других древних городах во времена Киевской Руси.

Эта тема привлекает внимание тем, что эпоха магдебургского права приходится на времена наибольшего расцвета Беларуси, когда она являлась одним из передовых государств, а народ – одним из наиболее развитых в Европе. Получая магдебургское право, горожане в случае войны выходили защищать не только государство, но и свою “городскую независимость”, свои свободы. Нужно отметить также, что городское сословье России никогда не имело прав на самоуправление на подобие магдебургского.

В данной работе выделяются 4 раздела. В первом можно найти историческую справку об истоках происхождения магдебургского права и некоторых чертах идеи самоуправления городов, которые зародились еще во времена Киевской Руси в некоторых древних городах Беларуси и Украины. Во втором разделе говорится об источниках магдебургского права в Польше и Литве, а в третьем – о правах городов, пользующихся этим правом. Весь четвертый раздел посвящен магдебургскому праву на Беларуси в 16 — первой половине 17 веков. В нем говорится о достижениях, которые стали доступны благодаря обособленности города от деревни. Например, расцвет экономики страны вследствие того, что города стали центрами торговли. В то же время происходит гуманистическое реформирование Беларуси, развитие белорусской народности и культуры и т.д.

Среди источников информации, использованных при написании данной работы, следует отметить Белорусскую Советскую Энциклопедию, в которой помещены общие сведения о магдебургском праве, история его возникновения. При написании главы, посвященной Беларуси, использовались материалы по конкретным городам. Это такие монографии, как “Магiстрат у беларускiх месцах з Магдэборскiм правам у 15 – 17 сталецьцях” В. Дружчица, “Магдэборскае права на Беларусi” Матвеевой Т.Р. и др..

Безусловно, невозможно в одной работе досконально рассмотреть магдебурское право как неотъемлемый атрибут истории Западной Европы в средние века со всеми его особенностями пусть даже и на примере такой отдельно взятой страны как Беларусь. Но тем не менее в данной работе была сделана попытка рассмотреть появление, проблемы и особенности распространения и существования на территории Беларуси данного права.

1. Магдебургское право .

Самоуправление городов Беларуси взяло свое начало еще с времен Киевской Руси. В Полоцке и в Витебске, как в Киеве и в Новгороде всеми полномочиями обладало вече. Оно утверждало управителей города - “мужей”, старшин, тысячников, сотников и других представителей городской администрации. Эти традиции сохранялись и в 14-15 веках, особенно в восточно-белорусских городах.

Находясь в составе Великого Княжества Литовского, Беларусь осваивала многие приобретения Запада. На ее территории увеличился ряд типично европейских норм правовой и политичной культуры, в частности право организации жизни города на основе самоуправления. И происходило это не случайно. В средневековье население крупных городов Беларуси, особенно западных было уже полиэтичным, что само по себе благоприятствовало развитию культурных отношений между народами. В 13-14 вв. тут поселилось много иноземцев, особенно немцев. В Полоцке, например, была частная ганзейская фактория. Много немецких купцов и ремесленников поселяются в Гродно и Бресте. Формируя вольную общину, они управлялись своим, принесенным с немецких земель, правом, знакомым нам как магдебургское. Немецкое право давало им значительные преимущества по сравнению с другими горожанами.

Вече, особенно в первое время, еще собираются, но дела, обсуждаемые на них, все меньше и меньше касаются волости. Их интересуют почти что исключительно жизнь города. Только на востоке державы долго сохраняется древний вече вый обычай. Тут вече собирает на свои сходы не жителей городов, но и жителей округи, деревенских крестьян. Тут еще долго сохраняется мещанско-крестьянское самоуправление; старосты, выбранные вечем, собирают дань, распределяют между всеми жителями волости обязательные работы, ведут все судебные дела. Но и на востоке с течением времени в городах начинают вводиться новые порядки и обычаи, базированные на нормах магдебургское право.

Право Магдебургское (SACHSISCHAS WEICHBILD или magdeburger Weibildrecht)-сборник законов , появившийся около конца 13 века и образовавшиеся из “Саксонского Зеркало” и магдебургского городского шеффенского права. Особое городское право появляется в Германии после ознакомления германских императоров, совершавших походы в Италию, с итальянскими городами. Оттонь Великий основал на Одере, Эльбе, Заале саксонские города по обычаю и образцу городов римских. Города обычно основывались на том месте, где люди съезжались на торги и ярмарки: это место обозначалось особым знаком WEICHBILD (от слова WICH, одного корня с греческим словом, означавшим “дом, укрепленный дом”). Сначала эти города были непосредственно подчинены королевской власти. Впоследствии, когда города освободились от нее WEICHBILD стало означать городское право. Преимущественно под WEICHBILD подразумевается магдебургское право. Древнее магдебургское право шеффенов, вместе с Саксонским Зеркалом, Саксонским вейхбильдом и другими подобными сборниками Прав, послужило основанием гражданского и уголовного законодательства, судоустройства и судопроизводства в средневековой Гер-мании. В прусских владениях немецкого ордена Магдебургское право шеффенов под именем хелминского права, служило общим законом страны и сохранило это значение и после падения ордена, до 17 века.

Магдебургское право в Польше и Литве. Магдебургское право проникло и Польшу вместе с немецкими колонистами. Первой из славянских земель подверглась онемечиванию Силезия; сюда и перешло немецкое право. Из Силезии в 13 веке оно проникло в земли Великой и Малой Польши. С 1252 года немецкое право в Краковской земле Бохния, Заторь, Величка, Краков и др. Особенно благоприятным временем для распространения немецкого права было царствование Казимира Великого Усиленное внедрение немецкого права продолжается и в 14-15 веках. Лет через двести после Казимира Великого все “места и “местечки” в коренной Польше жили по немецкому праву (магдебургскому, хелминскому,). Из Польши немецкое право распространилось на Литву и Русь.

В Галиции Магдебургское право впервые появляется еще при русских князьях. Данил Романович призывал немцев-колонистов селиться в своих городах; его внук в 1320 году обещал торнским князьям право свободной торговли в своих владениях. Ко времени польского господства немецкое право здесь имело характер частной привилегии, данной немецким обитателям города. В русское время точно известна только одна попытка распространить немецкое право на целый город: В 1339 году последний голицкий князь, Болеслав-Юрий, пожаловал городу Сансоку привилегию на магдебургское право. С переходом под польское правление почти все галицко-русские города получают от королей привилегию на Магдебургское право. После первой унии Литвы с Польшей (1386) немецкое право начинает быстро распространяться и в литовско-русских городах. Польское правительство смотрело на распространение немецкого права, которое к тому времени сделалось уже обычным польским, как на средство полонизации, а потому охотно выдавало городам привилегии такого рода. В русских землях распространилось преимущественно Магдебургское право; другие же разновидности немецкого права встречались только в виде редких исключений.

2. Источники Магдебургского права.

Магдебургское право распространялось в Польше не путем узаконивания какого-нибудь сборника (его еще не было и в Магдебурге, когда оно появилось в Польше): распространялось и держалось оно путем предания. С появлением Ландрехта и Вейхбильда, двух сборников по Магдебургскому праву, они попадают в Краков-столицу Польши. В Краковской универсальной библиотеке сохранилась рукопись этих сборников на немецком языке от 1308 года.

При Казимире Великом Магдебургское право получило официальное признание. В Вислицком статуте король угрожал отнять привилегии у тех поселений , которые будут применять польское, а не немецкое право. Магдебургское право в Польше носило разные названия, заимствованные у городов, которые раньше других его получили и потом сделались образцами для других магдебургий. Право хелмское (хелминское) заимствовало свое название от города Хелмна, который получил Магдебургское право в 1251 году и был сделан апелляционной инстанцией для всех прусских городов. Хелмское право создавало общность имущества супругов, чем значительно отличалось от общего.

По вопросу о том, какие из памятников Магдебургского права применялись в русских городах Речи Посполитой, между ученными существует разногласие. В.Б.Антонович (19в) высказывал мысль, что было взято только внешнее устройство городов, руководящими же юридическими нормами в русских городах были местные обычаи.

Профессор М.Ф.Владимирский-Будаков (19в) держался противоположного мнения и полагал, что в русских городах действовали чужеземные источники, а не местные обычаи. А.Ф.Кистяковский (19в) занимал середину между этими двумя мнениями: он признавал применение судами ручных книг “Магдебургское право”,составленных польскими юристами, но находил, что “Магдебургское право терпело видоизменения от местных юридических обычаев и воззрений, которые нередко действовали наряду с ним и его заменяли”.

Белорусский исследователь Я.Юхо думает, что тут нашли отражение местное право обычаев и новые нормы, выработанные в процессе выделения горожан в обособленное сословие феодального общества - мещан, и, что города ВКЛ управлялись не немецким, а городским (мещанским) правом Беларуси и Литвы. Следовательно, белорусские города не просто переняли новые принципы жизни, но и прикрепляли их до своих условий и особенностей. Магдебургское право дополнялось тут местной традицией, поэтому организация и функции органов самоуправления в разных городах Беларуси могли либо совпадать, либо иметь значительные отличия между собой.

Однако в общем организация административной и судовой власти по нормам Магдебургское право в Белорусских городах ставила их в этом плане на один уровень с европейскими. Как отмечает А.П.Грицкевич, получение магдебургского права городами Беларуси и Литвы означало, что они достигли достаточно высокого экономического и социального уровня и сравнялись в этом соотношении со многими немецкими и польскими городами.

Одновременно с магдебургским правом города получают и право иметь свой собственный герб. Древние гербы белорусских городов - необычайно интересное явление. Существование этого атрибута свидетельствовало о довольно высоком экономичном и культурном уровне того или иного центра. Герб присутствовал на печати города, чем подчеркивалась его независимость от княжеской или королевской власти. Впервые изображение герба Гродно зафиксировано на печатях городского самоуправления 2-ой половины 16 века.

В соответствии с привилеем, пожалованным королевой Боной в 1540 году, войту и лавникам разрешалось иметь печать. На печати 1565 (наиболее ранней из известных) изображен стремительно бегущий благородный олень с крестом между рогами (так называемый олень святого Губерта). В средневековой Европе святой Губерт считался покровителем охотников, и эта эмблема не случайно стала Гродненским гербом. Охота была одним из основных занятий жителей Гродно, расположенного в непосредственной близости к огромным лесным массивам - Гродненской и Беловежской пущам.

Герб Несвижа представлял собой щит, разделенный на две части: в правой, золотистого цвета, - половина черного орла, а в левой - десять косых полос голубого, красного и золотистого цветов.

В 1634 году Мстиславль получил магдебургское право и герб - “Малую погоню” в виде рыцарской руки с мечом. Флаг Мстиславского воеводства был лимонно-желтого цвета с белой “Погоней” на красном поле. В это время происходит значительное развитие города, чему способствовала либертация - освобождение Мстиславля на 6 лет от налогов и солдатских постоев, которое выдал сейм Речи Посполитой. Мстиславские купцы ведут активную торговлю не только с городами Беларуси, Украины и Польши, но и с соседней Московской державой - Смоленском, Брянском, Калугой, Тулой, Калугой, Москвой и Казельском.

В 1590 году магдебургское право получила и Лида. Рада этого города имела свою печать с изображением льва, символизирующего мужество горожан в борьбе против внешних врагов.

3. Права городов, пользовавшихся правом.

В грамотах польских королей, которыми даровалось Магдебургское право отдельным городам, говорилось, что король отменяет “все иные Права польские, литовские и русские и все иные обычаи, которые были бы несогласные с Правом немецким магдебургским”. Город освобождался от власти воевод, панов, старост, судей и подсудков, наместников и других урядников; горожане не обязаны были отвечать перед ними в чем-либо и кто бы на них не сослался. В городах устанавливался свой собственный суд. Жители городов были освобождены от обязанности нести воинскую повинность, являться на посполитное решение. Мещане так же освобождались от толок и гвалтов, от подворной повинности, задерживания гонцов и послов. Правда, на деле ни кто не мог дать ни каких гарантий от вмешательства городских “мужей”. Однако мещане приобрели право на свободную торговлю, значительную площадь земли вокруг города (например, Несвиж получил 100 валок), а так же право на “вход” в хозяйские лесные просторы и воды (для выпаса животных, пользования дерева для строительства и отопления, охоты и рыбной ловли). Они обязаны были поставлять только обоз для войска. Города получают право владеть поземельною собственностью, тогда как раньше этим правом пользовалось только шляхетство.

Крупные города с Магдебургским правом, размещенные на важных торговых путях, строили для иностранных купцов гостиные дворы (в Полоцке, например, их было 4). Обязанности же “вольных” городов были небольшими. Фактически, они сводились до выплаты пошлин в государственную казну (магистрат распределял его по всем мещанам), в том числе и необычные налоги на военные нужды. Исходя из этого, можно сказать, что мещане городов с Магдебургским правом являлись, в прямом смысле, тоже привилегированной социальной прослойкой населения Беларуси того времени.

Ряд городов и местечек получили не полное Магдебургское право, а только некоторые элементы самоуправления. Например, Сураж, Ула, Вялиж и другие маленькие города имели только собственный войтовский суд.

В админинстративно-правовом плане самоуправление благодаря Магдебургскому праву окончательно отделило город от волости. Дав мещанам юридические гарантии частной собственности, точный экономический стимул, оно создавало благоприятные условия для хозяйственного развития города. Это ускорило развитие общества и формирование социальных слоев. “Хотя форма муниципального управления - говорит профессор М.Ф.Владимирский-Буданов - принесена была в Польшу, Литву и Русь готовой, сложившись окончательно в Силезии, хотя история городского устройства в Польше чрезвычайно бедна движением, тем не менее можно открыть в ней три последовательных ступени:

1) В самом начале власть войта не принадлежит городской общине

2)Потом при усвоении городской общиной власти войта, она управляется замкнутой радой

3)Власть рады ограничивается представительными общинными учреждениями”

Но такой исторический путь города проходили не вместе: один начал его в 14 веке, другой в 17 веке. Войтовская власть составляла существеннейшую и важнейшую часть муниципального управления. Все живущие в городах должны были повиноваться войту; ему же принадлежала и судебная власть, хотя он не мог приговаривать без совещания с присяжными. Войт, по мнению некоторых исследователей, стоял отдельно, ему подчинялся магистрат. Другие ученые предполагают, что войт входил в магистрат. Органы городского самоуправления являлись также и апелляционной инстанцией на решения суда магистрата. В сравнении с нормами Магдебургского права, войты городов Великого Княжества Литовского имели более широкие полномочия. Более широкими были и их источники доходов. В грамоте на магдебургское право Пинску (1581) указывалось, что мещане должны из своей среды избирать войта.Такая административная должность, как войт, упоминается еще в княжение Марии Семеновой (1481). Он председательствовал на заседаниях городского управления и выполнял полицейско-дисциплинарные функции. В качестве содержания войт получал долю из суммы денежных штрафов и судебных издержек, солидный земельный надел в городе право содержания мясной лавки на городском рынке и др.

Решения войта, принятые без участия рады, считались недействительными. Войты не беспокоили себя выполнением наложенных на них обязанностей. Поэтому они назначали себе наместника-лентвойта, на которого ложилась ежедневная работа по наблюдению за деятельностью магистрата.

Рада должна была собираться в ратуше не менее одного раза в неделю, или столько, сколько для этого требуют дела. Предметом обсуждения на ее заседаниях были вопросы, которые касались общих интересов города. Так, например, рада Могилева в 1626 году в противодействие самовольству великокняжеских сборщиков налогов, добивалась права самим собирать налоги и сдавать их в казну. В некоторых случаях для обороны прав горожан рада принимала свой статут, как это было, например, в Орше в 1621 году.

Раде подчинялись ремесленники города, и она определяла наказания для нарушения цехового устройства. Для обороны интересов ремесленников и торговцев рады некоторых городов запрещают деятельность тех особ, которые не подчинялись городским властям. Особенностью Магдебургского права в городах Великого Княжества Литовского было сохранение роли схода горожан, особенно в выборе служебных особ.

Благодаря тому ,что государственные должности в Польше, в том числе и войтовство, могли отчуждаться посредством дара или купли, многие богатые города воспользовались этим и рано скупили войтовство. Все права таким образом переходили к городской общине. В таких городах, которым это удалось, на первый план выступает рада. Рада в польских и в литовско-русских городах не имела такого значения, как в силезких. Она не была строга разграничена от лавы, то есть коллегии присяжных (лавников). Обычно та и другая была под именем магистрата, причем лаве поручалось судебная власть, раде - заведование текущими делами и управлением городом. Члены лавы (лавники), заседали в суде, вели следствие и выносили приговоры. Число лавников в разных городах было не одинаково: в Магдебурге было 12 вместе с войтом, по числу апостолов (кроме Иуды) - 11. В других городах - 7,6 и даже 3 человека. Сначала они избирались общиной и приносили присягу; потом по мере выбывания членов лава пополняла уже сама себя. Было несколько родов муниципального суда на восемь пространств, где действовало Магдебургское право: 1)суд великий бургробский 2)солтысский 3)выложенный 4)поточный или potrzebny.

А так же был гостиный суд и “горячее право”, то есть суд над преступниками, пойманных на месте преступления. Первые три рода судов действовали в известные сроки, все прочие по мере необходимости. Во всех судах присяжными были одни и те же городские лавники.

Вместе с серьезными происшествиями (убийства, грабежи, и т.д.) в судах рассматривались бытовые дела, так как в Магдебургском праве были детально разработаны разнообразные вопросы. Был там и один очень интересный артикул, который предусматривал лишение ремесленника права заниматься ремеслом за убийство собаки или кота.

Обращает на себя внимание и тот факт, что в судебных разбирательствах обе стороны пользовались услугами адвокатов. Например, при решении Полоцкой ратушей (1638) дела о неспособности Яна Каськевича к семейному сожительству, ее слушание было отложено на четыре недели пока Ян Каськевич не найдет себе адвоката. Для сравнения отметим, что в России адвокатство было создано только в 1864 году. (Отсюда видно, что наша страна опережала в некоторых важных вопросах Россию более чем на 200 лет!!!) К тому же городское сословие России никогда не имело прав на самоуправление по типу магдебургского!!!

Рада первоначально состояла из бурмистров и коллегии радцев, избираемая войтом из представленных ему общиной кандидатов. Основной обязанностью бурмистра было ведение заседания магистрата в качестве старшины. В его компетенции были также вопросы контроля за деятельностью коммунальных служб, расходы городской казны, наблюдение за общественным порядком и т.д. Как войт, так и бурмистры, обязаны были принимать решения только после согласия всех радцев. Но войт и бурмистры часто нарушали нормы городского самоуправления, о чем говорят многочисленные жалобы горожан Великому Князю, а затем и королю “на свавольства мужоу, якiя крыуды i уцiскi мяшчанам чыняць”.

В соответствии с нормами Магдебургского права члены магистрата, войт и бурмистры охранялись от посягательств на их жизнь, честь и достоинство. Уставы городов предусматривали самые суровые наказания за их нарушение. Членами рады могли быть выбраны только законнорожденные, зажиточные мещане, которые были “при состоянии” не менее 3-5 лет. Рядовые мещане редко попадали в число “электов” или “ратманов”.

Рада заботилась об увеличении общественного добра, смотрела, чтобы не было дороговизны на пищевые продукты. Рада наказывала перекупщиков, если бы они, вопреки распоряжениям рады, начинали продажу ранее определенного срока. Рада так же следила за тем, чтобы меры и весы были в надлежащем состоянии. Она обязана была не допускать раздоров в городе, оборонять вдов, сирот, не позволять распространения азартных игр. Постановленное в ратуше, с ведома и позволения старших из поспольства, все горожане обязаны были исполнять под страхом наказания. Радцы ежегодно обязаны были отдавать отчет во всех городских суммах перед старшими из поспольства. Когда городское общество приобретало войтовство, всеми выгодами этого пользовалась рада. К ней переходило право представителя - бурмистров (прежде они назначались из радцев старостою и войтом. Число бурмистров было 4,6 и более; правили они по очереди). В конце концов рада совершенно уничтожило выбор бурмистров и установило представительство своих членов по очереди. Рада установила себе право выбирать своих сочленов на место выбывающих, а так же лавников (городская община потеряла даже право представлять кандидатов, чем она пользовалась при войтах). Рада издает городские постановления - вилькеры, которые имели такую же обязательную силу, как и государственные законы. “Во всех городах Речи Посполитой, - по словам проф. М.Ф.Владимирского-Буданого - рада поставляет общественную самодеятельность корыстно сосредотачивая власть и богатство городское в руках своих членов, и в большей части городов Литвы и Руси стремится к подавлению русской национальности и православной веры”.Первоначально обе национальности в раде пользовались равноправностью, и жалованные грамоты русским городам на Магдебургское право приказывали непременно составлять раду города из двух национальностей. Но постепенно в некоторых городах польская национальность вытеснила русскую и нередко принимала меры ,оскорбляя религиозное чувство православной части населения. Эти злоупотребления иногда вели к учреждению в городах нескольких рад. В некоторых (немногих) городах были учреждены особые коллегии для поспольства из 7,20,30,большею частью из 40 представителей. Эта коллегия получала законодательную власть, собиралась в известные времена года, имела своего регента и посылала своего представителя на сейм. С радой она вела постоянные споры, внося еще большую путаницу в муниципальное устройства города. В конце концов правительство решило уничтожить в Литве во всех городах кроме 11 больших и старейших (Вильни, Лиды, Трока, Ковна, Новогрудка, Волковыска, Брест-Литовска и Гродно).

На Беларуси Магдебургское право было отменено по приказу Екате-рины_2 в Могилевской губернии в ноябре 1775 года, в Минской - в мае 1795, в Западной губернии Беларуси - в декабре 1795 года.

4. Магдебургское право в 16 – первой половине 17 веков.

16 - первая половина 17 века в истории Беларуси и ее городов явилось временем развитого феодализма, существования относительно единого государства с общим законодательством, ростом внутреннего рынка, заметного сдвига в уровне производительных сил, торговле. Вместе с тем это период усиления крепостничества, расширения “вредных привилегий” (К. Маркс) дворянства в виде права беспошлинной торговли изделиями своих поместий и ввоза иноземных промышленных товаров, права на исключительное положение в городах в качестве владельцев городских земельных участков, домов, лавок (юрисдика) и носителей собственной судебно-административной власти над горожанами, проживающими в их городских владениях (юрисдикция). Это время усиления в стране феодальной анархии и ослабления авторитета верховной власти, роста налогов, обострения внешнеполитического положения Великого Княжества Литовского и затем Речи Посполитой, что привело к войнам, сопровождавшимся разорением целых районов страны. Столь сложная обстановка, несомненно тормозила развитие городов. Но она не могла остановить происходивших в них процессов экономического прогресса.

По далеко не полным данным ,городское население Беларуси составляло 0,16 всего числа жителей страны - удельный вес, обычный для большинства феодальных стран Европы. Правда по числу городов Беларусь уступала многим странам. Общественные и внутриполитические условия помешали так же возникновению крупных городов. И тем не менее белорусские города 16 - первой половины 17 века обнаруживают все признаки прогресса. Это обстоятельство нашло свое отражение в идеологической борьбе того времени. Экономическая жизнь городов и рожденные ею имущественные и социальные контрасты питали общественные взгляды белорусских гуманистов и представителей реформационного движения. Несомненно, такое влияние экономических явлений городской жизни на область идеологии и культуры оказалось возможным прежде всего потому, что они достигли высокого для того времени уровня и формировали, так сказать, жгучие вопросы социальной действительности.

В городах увеличилось количество частных юрисдик и росла частная юрисдикция, которая теснила городскую общину, ухудшала ее положение и ослабляла ее роль в городе. Однако процесс экономического развития городов как центров ремесла и торговли сколько-нибудь существенно не менялся.

Город отгородился от деревни, мещане отделились от шляхты и от крестьянства, группируясь в особый социальный класс, особое положение. Торговцы разбивались на гильдии или на сотни, ремесленники на цехи. С появлением цехов улучшается качество производимых ремесленниками товаров, и благодаря этому расширению торговли. Начинается расцвет экономики нашей страны. Однако заметная роль товарного производства, сложившаяся имущественная дифференциация среди мастеров, деятельность скупщика-посредника привели к тому, что цехи Белоруссии не знали тех классических форм регламентации производства и сбыта, которые отличали цеховой строй в городах Западной Европы в пору его расцвета. Они не устранили вне цехового производства и не добились полной монополии на местном рынке.

Основным препятствием на пути социально-экономической политики цехов в этих областях явились, с одной стороны, превращение ремесла в товарное производство, с другой - частновладельческие юрисдики в городах. Многие из живших на них ремесленников не входили в цехи и работали, не соблюдая цеховых норм и регламентаций. Очевидно, цехи в белорусских городах не были выражением органической потребности самого производства. Не случайно среди имущей верхушки мастеров проявлялось особенно заметное в первой половине 17 века стремление избавиться от цехов. Однако ремесла, работавшие на заказ, прочно держались цеховой организации, да и основная масса мастеров - членов городской общины - видело еще в цехе средство обеспечения сбыта своих изделий и сдерживания конкуренции частновладельческих ремесленников. Проявилась и тормозящая роль цехов.

Параллельно и в связи с развитием ремесла белорусские города превращались в центры торговли. Внутренняя торговля связала постоянным обменом города и местечки, втянула в процесс обмена феодальное поместье и в известной мере крестьянское хозяйство. Город, таким образом, сформировал внутренний рынок и способствовал его дальнейшему развитию.

Экономическое развитие городов как центров товарного производства и обмена нарушило былую натуральную замкнутость поместья и способствовало возникновению фольварочно-барщинного хозяйства, одним из внутренних стимулов которого являлись интересы продажи продуктов поместья на рынке.

Города Беларуси 16 -первой половины 17 века вели широкую торговлю с городами Польши, России, Литвы, Украины, Румынии, сохраняли древние связи Киевской Руси с Констанинополем. Среди белорусских купцов сложилась определенная специализация по видам товаров, которыми они торговали, и по странам, в которых они совершали свои торговые операции. Такая специализация не могла возникнуть только вследствие транзитного характера торговли. Она сложилась прежде всего под влиянием интересов внутреннего производства и обмена, созданного в ходе развития белорусских городов.

Однако экономическое развитие городов Беларуси в целом проходило крайне медленно. За 1,5 столетия возник и превратился в крупный центр ремесла и торговли только один город - Могилев, все остальные крупные и средние города возникли еще в период Древнерусского государства. Те городские поселения, которые появились в 16 - первой половине 17 века (Логишин, Чаусы, Зельва, Друя и другие) не вышли за пределы крупных местечек или городов с населением до 3 тыс. жителей. Причины такого развития коренились в самих условиях феодального общества и государства с его привилегиями господствующего класса, феодальной анархией, налоговым гнетом, разорительными войнами, примитивным уровнем сельскохозяйсвенного производства, частыми неурожаями и эпидемиями. Но во всем этом проявляется не специфика условий Беларуси, а феодального строя в Европе в целом. Они тормозили и развитие городов Германии, Чехии, Польши, России и других феодальных стран. Это были ограничения, присущие самой эпохе, а не отдельной стране.

Как бы медленно не проходило развитие белорусских городов, они оказали в 16 - первой половине 17 века глубокое влияние на все феодальное общество Белоруссии. Сформировав городское сословие, нарушив изолированность и замкнутость отдельных районов страны, города Беларуси явились одной из предпосылок формирования и развития белорусской народности и ее культуры. Они подготовили почву для гуманистического и реформационного движения в Беларуси. Их развитие способствовало обострению социальных противоречий внутри феодального общества и в большой мере подготовило тот грандиозный взрыв антифеодальной и народно-освободительной борьбы, пламя которого охватило всю Беларусь в середине 17 века.

Такая роль белорусских городов в важнейшем событии социально-политической истории Речи Посполитой 17 века была подготовлена всем ходом их экономического развития и отмеченными особенностями формирования городского населения в 16 - первой половине 17 века.

Спорадически возникавшие элементы капиталистического производства было бы ошибочно считать признаком назревания перехода Беларуси в 16 - первой половине 17 века от одной социально-экономической формации (феодализма) к другой (к капитализму). Их правильнее рассматривать как выражение степени исторической “зрелости” самого феодализма, его движения к своей последней стадии.

Магдебургское право на Беларуси явилось шагом, который показал Европе, что она находится на достаточно развитом уровне, а в некоторых аспектах даже опережала страны Европы (к примеру устройство цехов). Можно также сказать, что Беларусь в 14-15 веках опережала Россию по многим показателям.

Заключение.

На Беларуси приказом Екатерины 2 магдебургское право было отменено в Могилевской губернии в ноябре 1775, в Минской – в мае 1795, в Западной губернии Беларуси – в декабре 1795 года. Магдебургское право органично вошло в жизнь городов Беларуси, так как произошло развитие и слияние давних традиций самоуправления, существовавших в некоторых древних городах, с нормами магдебургского права.

Существует много положительных моментов, которые отметили этот период в жизни белорусских городов. Например, по магдебурскому праву вместо многочисленных натуральных повинностей горожане платили единый большой денежный налог. Они освобождались от суда и власти великокняжеских чиновников или феодалов. Это в значительной степени ограждало от своеволия экономическую деятельность и имущество горожан. Городские власти формировались на основе самоуправления, правда ограниченного назначением войта. Но, несмотря на это ограничение, установление самоуправления улучшало условия ремесленной и торговой деятельности, ослабляло феодальную зависимость горожан, которые были лично свободными.

Таким образом, города стали центрами ремесла и торговли, культуры, свободомыслия и демократических традиций. Можно, конечно, сказать, что на самом деле организация жизни городов не выходила за границы феодальной подчиненности, но она была революционной в плане развития производства, торговли и обмена. И именно магдебургское право стало тем переходным моментом, который подготовил фундамент для формирования новых экономических отношений.

Список используемой литературы.

1. Грицкевич А.П. “Частновладельческие города Белoруссии в 16 - 18 веках”. Минск “Наука и техника”, 1975.

2. Дружчыц В. “Магiстрат у беларускiх местах з Магдэборскiм правам у 15 - 17 сталецьцях”.Минск. “Академия Наук”, 1964.

3. Копысский З.Ю. “Экономическое развитие городов Белоруссии (16 - 17 вв)”. Минск. “Наука и техника”, 1966.

4. Белорусская Советская Энциклопедия “Право магдебургское”.

5. Сапанович “Магдебургское право в городах Беларуси (15-18 в.)” “Настаунiцкая газета” 1996 - 15 чэрвеня.

6. Мацвеева Т.Р. “Магдэбурскае права на Беларусi”. Новыя кнiгi на Беларусi - 1994.#7

7. Голенченко Г.Я. Осмоловский В.П. “История Беларуси. Вопросы и ответы.” , Минск, “Беларусь”, 1993.

8. “Эканамiчная гiсторыя Беларусi”. Вучэбны дапаможнiк /Выд. 2-e, дап. i перапрац./В.И.Голубович, Р.И.Ермашкевич, Г.П.Бушчык и др./ Мн. НКФ “Экаперспектыва”, 1996.

9. У.М.Игнатоускi “Кароткi нарыс гiсторыi Беларусi”, Мн. “Беларусь”, 1992.

10. Энциклопедический справочник. Гродно. Мн. “Белорусская Советская Энциклопедия” имени Петруся Бровки, 1989.

11. Историко-экономический очерк. Лида. Мн. “Беларусь”, 1976.

12. К.Я.Шишигина “Музы Несвижа” Мн. “Полымя”, 1986.

13. Ткачёв М.А. Трусов А.А. “Старажытны Мсцiслау” Мн. “Полымя”, 1992.

14. Лозицкий А.И. “Пинск 16 столетия” Мн. “Навука i тэхнiка”, 1994.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий