Смекни!
smekni.com

Развитие русского права Древней Руси (стр. 11 из 12)

Также для большей убедительности утверждения о том, что на создание Русской Правды оказали влияние памятники церковно-византийского права, можно привести следующие примеры:

Русская Правда умалчивает о судебных поединках, несомненно, имевших место в русском судопроизводстве XI - XII веков, утвердившихся ещё в указанном мною ранее «Законе Русском». Также замалчиваются и игнорируются многие другие явления, имевшие место быть, но противоречившие Церкви, либо действия, подпадавшие под юрисдикцию церковных судов, но на основании не Русской Правды, а церковных законоположений (например, обида словом, оскорбление женщин и детей и др.).

Даже своим внешним видом Русская Правда указывает на свою связь с византийским законодательством. Это небольшой кодекс вроде Эклоги и Прохирона (синоптический кодекс).

В Византии по традиции, шедшей от римской юриспруденции, усердно обрабатывалась особая форма кодификации, которую можно назвать кодификацией синоптической. Образец её был дан Институциями Юстиниана, а дальнейшими образчиками являются соседи Русской Правды по Кормчей книге - Эклога и Прохирон. Это - краткие систематические изложения права, скорее, произведения законоведения, чем законодательства, не столько уложения, сколько учебники, приспособленные к легчайшему познанию законов.

Сравнивая Русскую Правду с памятниками византийского церковного права, суммируя вышеизложенные наблюдения, я пришёл к выводу, что текст Русской Правды сложился в среде не княжеского, а церковного суда, в среде церковной юрисдикции, целями которой и руководствовался в своей работе составитель данного памятника права.

Желая утвердить семейственные связи, нужные для безопасности личной в новых обществах, все народы германские давали родственникам убитого право лишить жизни убийцу или взять с него деньги, определяя разные пени или виры (Wehrgeld) по гражданскому состоянию убитых, ничтожные в сравнении с нынешнею ценою вещей, но тягостные по тогдашней редкости денег. Законодатели берегли жизнь людей, нужных для государственного могущества, и думали, что денежная пеня может отвращать злодеяния. Дети Ярославовы, как увидим, отменили даже и законную месть родственников.

Хотя некоторые выводы А.А.Зимина и Л.В.Черепнина остаются дискуссионными (о развитии раннефеодального древнерусского права в IX - X веках от правового обычая и обычного права), их наблюдения доказывают, что Русская Правда - это не просто запись обычного права отдельного племени. Не являясь сторонником норманской теории происхождения Древнерусского государства, я поддерживаю точку зрения А.А.Зимина. Во второй половине IX века в среднем Поднепровье произошла унификация близких по составу и социальной природе Правд славянских племён в Закон Русский, юрисдикция которого распространялась на территорию государственного образования славян с центром в Киеве. Закон Русский представляет собой качественно новый этап развития русского устного права в условиях существования государства. К числу древнейших источников права относятся также церковные уставы князей Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича (X-XI вв.), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов.[33] Также в Русской Правде присутствуют многочисленные нормы, выработанные княжеской судебной практикой.

Бесспорно, Русская Правда является уникальнейшим памятником древнерусского права. Являясь первым писаным сводом законов, она, тем не менее, достаточно полно охватывает весьма обширную сферу тогдашних отношений. Она представляет собой свод развитого феодального права, в котором нашли отражение нормы уголовного и гражданского права и процесса.

Русская Правда является официальным актом. В самом её тексте содержатся указания на князей, принимавших или изменявших закон (Ярослав Мудрый, Ярославичи, Владимир Мономах). Русская Правда также является памятником феодального права, всесторонне защищая интересы господствующего класса и откровенно провозглашая бесправие смердов и холопов.

Русская Правда - памятник феодального права. Она всесторонне защищает интересы господствующего класса и откровенно провозглашает бесправие несвободных тружеников - холопов, челяди.

Она настолько хорошо удовлетворяла потребности княжеских судов, что её включали в юридические сборники вплоть до XV в. Списки Русской Правды активно распространялись ещё в XV - XVI вв. И только в 1497 году был издан Судебник Ивана III Васильевича, заменивший Русскую Правду в качестве основного источника права на территориях, объединённых в составе централизованного Русского государства.

Список литературы

Пронштейн А.П., Задера А.Г. «Практикум по истории СССР» изд-во Ростовского университета. Ростов-на-Дону 1960г.

Памятники русского права (под ред. С. В. Юшкова). Вып. 1. М., 1952г.

Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. X - начало XII в. М., 1978г.

Российское законодательство X - XX веков. В девяти томах. Т.1-3. Законодательство Древней Руси Москва, изд. «Юридическая литература», 1984г.

Краткая Русская Правда (по Академическому списку половины XV в.)

Пространная Русская Правда (по Троицкому списку второй половины XIVв.)

Головатенко А.Г. «История России: спорные проблемы». М.: Школа-Пресс. 1994г.

Греков Б.Д. «Киевская Русь». М., 1953г.

Громов М.Н. Козлов Н.С. «Русская философская мысль 10-17вв.» изд-во МГУ, М. 1990г.

Дроянов И.Я. «Киевская Русь: Очерки социально-экономической Истории». Л., 1974г.

Думин С.В., Турилов А.А. «Откуда есть пошла Русская земля» // История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России IX - начала XX в. М., 1991г.

Зимин А.А. «Холопы на Руси» М., 1973г.

Зуйков В.В. «Пособие по истории Отечества», М., 1994г.

Исаев И.А. «История государства и права России» Москва, изд. «Юрист», 1993г.

Исаев И.А. Золотухин Н.М. «История политических и правовых учений России XI-XX вв.» Юрист, М, 1998г.

«История государства и права СССР» /Под ред. Ю.П.Титова.- М.,1988г.

«История отечественного государства и права». Часть II Москва, изд. «Юридический колледж МГУ», 1996г.

«История политических и правовых учений» под ред. Нерсесянца В.С., Инфра-м, М, 1996г.

«История России с древности до наших дней». под ред. М.Н.Зуева, М.: Высшая школа, 1994г.

«История России» под ред. А.Д. Сахарова: Т.I,М.,1996г.

Карташев А.В. «Очерки по истории русской церкви». Т.I. М.: Наука, 1991г.

Кацва Л.А., Юрганов А.Л. «История России VIII-XV вв.» М.: МИРОС-Аргус, 1995г.

Ключевский В.О. «Русская история. Полный курс лекций в трёх книгах» Москва, изд. «Мысль», 1993г.

Ключевский В.О. «Курс русской истории: часть I» М., 1987г.

Платонов С.Ф. «Курс лекций по русской истории». М., 1990г.

Рыбаков Б.А. «Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв». М.: Наука, 1982г.

Свердлов М.Б. «От Закона Русского к Русской Правде» Москва, изд. «Юридическая литература», 1988г.

Седов В.В. «Восточные славяне в VI-XIII вв.». М., 1982г.

Седов В.В. «Происхождение и ранняя история славян». М., 1979г.

Соловьев С. М. Сочинения. Книга II. «История России с древнейших времен». Тома 3-4. М., 1988г.

Тихомиров М.Н. «Древнерусские города». М., 1956г.

Тихомиров М.Н. «Крестьянские и городские восстания на Руси XIXIII вв.» М., 1955г.

Черепин Л.В. «Общеполитические отношения в Древней Руси и Русская Правда». М., 1969г.

Черниловский З.М. «Всеобщая история государства и права», Юрист, М., 1996г.

Юшков С.В. «Общественно-политический строй и право Киевского государства». М., 1949г.

Юшков С.В. «Очерки по истории феодализма в Киевской Руси». М., 1989г.

«История отечественного государства и права» под ред. Шатковская Т.В. Ростов-на-Дону 2002г.

Владимирский-Буданов М.Ф. «Обзор истории русского права» М. 2005г.


[1] Списки Русской Правды названы или по их владельцам или по месту их нахождения: Академический принадлежит библиотеке Академии Наук, Археографический – получил название от Археографической комиссии для издания древних документов.

[2] М.Н.Тихомиров. Пособие для изучения Русской Правды. М.: Издание Московского университета, 1953г. с. 58

[3] М.Н.Тихомиров. Пособие для изучения Русской Правды. М.: Издание Московского университета, 1953г. с. 67.

[4]Тихомиров М.Н. «Древнерусские города». М., 1956г., с.10.

[5]Тихомиров М.Н. «Древнерусские города». М., 1956г., с.17.

[6] Юшков С.В. «Очерки по истории феодализма в Киевской Руси». М., 1989г. с. 157.

[7] Там же, с. 159.

[8]Тихомиров М.Н. «Древнерусские города». М., 1956г., с.15.

[9] Юшков С.В. «Очерки по истории феодализма в Киевской Руси». М., 1989г. с. 165.

[10] Головатенко А.Г. «История России: спорные проблемы». М.: Школа -Пресс. 1994г. с. 25-26.

[11] Юшков С.В. «Очерки по истории феодализма в Киевской Руси». М., 1989г. с. 167.

[12]Головатенко А.Г. «История России: спорные проблемы». М.: Школа -Пресс. 1994г. с. 27.

[13]Греков Б.Д. «Киевская Русь». М., 1953г., с. 225.

[14]Греков Б.Д. «Киевская Русь». М., 1953г., с. 228.

[15] «История государства и права СССР» 4.1/Под ред. Ю.П.Титова.- М.,1988г. с.49.

[16] «История государства и права СССР» 4.1/Под ред. Ю.П.Титова.- М.,1988г. с.49.

[17]Владимирский-Буданов М.Ф. «Обзор истории русского права» М. 2005г. с. 25.