Смекни!
smekni.com

Криминалистическое оружиеведение. (стр. 1 из 3)

1.Понятие криминалистического оружиеведения/баллистики/

Среди преступлений, перечисленных статьями 218, 218-1 и 219 УК РФ наиболее опасным является хищение огнестрельного оружия, и взрывчатых веществ.

Ст.218-1 УК РФ не перечисляет все формы, в которых может быть совершено хищение предметов вооружения. В ней упоминается только хищение этих предметов лицом, которому они выданы для слу­жебного пользования или вверены под охрану, либо совершенное пу­тем разбойного нападения.

Однако, формами преступного завладения оружием, помимо указанных могут быть кража, грабеж, мошенничество, присвоение, раст­рата или хищение путем злоупотребления служебным положением, т.е. все те, которые перечислены в гл. 2 Особенной части УК РФ.

Наиболее часто встречающейся формой хищения огнестрельного оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ является кража этих предметов: обоб­щение практики по расследованию преступлений данной категории по­казало, что 89 % хищений было совершено путем кражи. Именно поэ­тому в настоящей лекции акцент сделан на рассмотрении особеннос­тей завладения указанными предметами посягательства путем краж. Особую опасность представляют также хищения огнестрельного оружия и боеприпасов путем грабежей и разбойных нападений, что также обусловило необходимость осветить наиболее важные аспекты и этой формы завладения оружием.

Практика свидетельствует о частом использовании похищенного оружия, ВВ и ВУ при совершении тяжких преступлений, расследовани­ем которых повседневно занят не только уголовный розыск, но и подразделения по борьбе с организованной преступностью. И если до недавнего времени борьба с хищениями оружия, ВВ и ВУ рассматрива­лась как обычная среди многих важных задач органов внутренних дел, то сейчас она становится одной из первостепенных, требующей особенно пристального внимания, привлечения гораздо большего, чем ранее, количества сил и средств.

С 1990 года стала заметно проявляться тенденция роста хище­ний оружия, ВВ и ВУ: в 1990 году было зарегистрировано 745 фактов хищений; в 1991 г. - уже 768; в 1992 г. - 1064; в 1993 г. - 1396. Однако эти данные далеко не в полной мере отражают действительное количество, совершаемых хищений, так как по различным причинам регистрируются только очевидные преступления данной категории. Неочевидные остаются неизвестными органам внутренних дел и выявляются лишь при раскрытии других правонарушений, совершаемых с использованием огнестрельного оружия, ВВ и ВУ, количество кото­рых в настоящее время постоянно возрастает.

Известно, что во многих регионах (особенно в так называемых "горячих точках", где возникли серьезные межнациональные конфлик­ты) отмечается стремление преступных структур к созданию легаль­ных и нелегальных вооруженных формирований. Под видом выполнения охранных функций и обеспечения экономической безопасности коммер­ческих структур предпринимаются, и надо заметить не без опреде­ленного успеха, попытки вооружиться определенной части граждан.

Хищения оружия из воинских частей Российской Армии постоянно растут. Если в 1982 году было похищено 158 единиц оружия, то в 1992 году - более 27 тыс., из них 25 тыс. со складов в Чечне, 300 тас. гранат, десятки миллионов патронов. Среди похищенного не только пистолеты и автоматы, но и мины, снаряды, ракеты, тяжелое вооружение. Нередко похищают оружие сами военнослужащие. Так, в 1992 году привлечено к ответственности более 500 человек, в том числе 49 офицеров. Похищенное оружие продается как преступным структурам, так и уголовникам. Например, в Оренбургской области его купил житель Чехии, находившийся в розыске, а в Москве - ра­нее судимый, являвшийся членом организованной преступной группи­ровки.

В 1992 году в России зарегистрировано 1139 фактов хищения оружия и боеприпасов, почти 40 тыс. фактов незаконного ношения, хранения, приобретения, изготовления, сбыта оружия и боеприпасов.

Все это ведет к постоянному росту числа вооруженных нападе­ний. В 1992 году совершено 8873 преступления с применением ог­нестрельного оружия (почти в два раза больше, чем в 1991 году, в том числе убийств - 1667 (в 1991 году их было 970), разбоев - 2095 (в 1991 году - 586)).

Одной из сфер интересов преступных структур - хищение раз­личных видов вооружения с целью его контрабандного ввоза в страны ближнего и дальнего зарубежья. Только в декабре 1992 года выявле­но 173 факта краж огнестрельного оружия. Похищено в общей слож­ности более 40 тыс.единиц боеприпасов, в том числе 195 снарядов. За указанные преступления и сбыт оружия задержаны 170 человек, у пятерых изъято 768 стволов, в том числе 7 гранатометов, 574 авто­мата, 159 пистолетов, 285 гранат, более 70 тыс. патронов, около 40 кг. взрывчатых веществ, 46 пиротехнических устройств. Часть оружия готовилась к продаже в Армению и Азербайджан.

Средства массовой информации Японии пишут о том, что неле­гальный ввоз огнестрельного оружия из России в Японию осуществля­ется организованными преступными структурами.

Основные понятия оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств.

Огнестрельное оружие и взрывчатые вещества различаются по своим физическим свойствам, особенностям конструкции, формам и размерам, тем не менее, в ст.ст.218, 218-1 УК РСФСР приравнивают­ся законодателем друг к другу. Это совершенно закономерно, т.к. все они предназначены поражать, уничтожать или видоизменять что-либо.

Исходя из того, что при совершении преступлений зачастую ис­пользуются предметы не только фабричного изготовления, но и само­дельные, необходимо выяснить, какие свойства должны быть присущи им, чтобы они признавались в качестве предмета преступлений, пре­дусмотренных ст.ст.218, 218-1 и 219 УК РФ.

К огнестрельному оружию, о котором говориться в ст.ст.218 и 218-1 УК РФ относятся пистолеты, револьверы, винтовки, в том чис­ле малокалиберные, охотничьи ружья с нарезным стволом и т.п. предметы. Калибр оружия при этом значения не имеет. Гладкостволь­ное охотничье оружие исключено законодателем из предмета рассмат­риваемых преступлений.

Следует сказать, что несмотря на большую практику судеб­но-следственных органов по борьбе с преступностью, до сих пор нет удовлетворительного решения проблемы о самодельном огнестрельном оружии. В законе не дается понятия самодельного оружия, не раск­рываются и характеризующие его критерии. Обычно на практике исхо­дят из общих критериев, характерных для огнестрельного оружия. Главной в оружии является функция нападения, под которой понима­ется способность поражать.

Как показывает судебная практика, четвертая часть изъятого у виновных огнестрельного оружия изготовлена самодельным способом.

Судебная практика относит к огнестрельному оружию и обрезы, сделанные из гладкоствольных охотничьих ружей. Охотничьи ружья, переделанные на обрезы, утрачивают свое специальное назначение и приобретают новые качества, характерные для пистолетов, револьве­ров и другого подобного огнестрельного оружия; и их изготовление, ношение, хранение, приобретение, сбыт или хищение образуют состав преступления, предусмотренный частью 1 ст. 218, либо ст.218-1 УК РФ.

В этой связи вызывает интерес сопоставление боевых качеств гладкоствольных охотничьих ружей и обрезов, сделанных из них. Данные свидетельствуют не в пользу обрезов (меньше убойная сила, дальность полета дроби, кучность стрельбы). Однако, главным, ре­шающим здесь является целевое назначение обреза. Следует пола­гать, что единственной целью при изготовлении обреза является по­лучение такого огнестрельного оружия, которое можно было бы но­сить скрытно, незаметно для окружающих и использовать его для на­падения.

/Взрывчатыми веществами признаются смеси или соединения, спо­собные под влиянием внешнего воздействия (удара, трения и т.п.) к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению, взрыву с образованием и выделением значительного количества тепла.

В зависимости от свойств, взрывчатые вещества разделяются на три группы: инициирующие, бризантные и метательные.

Особенностью инициирующих или первичных взрывчатых веществ является детонация. Они легко взрываются от незначительного внеш­него воздействия, пламени, накала, удара, трения. Важнейшими представителями этой группы являются гремучая ртуть, тринитроре­зарцинат свинца. Опасность этой группы взрывчатых веществ заклю­чается в их высокой чувствительности, горение их неустойчиво и почти мгновенно переходит во взрыв.

Ко второй группе относятся бризантные или дробящие, или как их еще называют вторичные взрывчатые вещества. Они менее чувстви­тельны, чем представители первой группы, поэтому для возбуждения детонации их применяются инициирующие взрывчатые вещества. Ко второй группе относятся нитроглицерин, нитродигликоль, тэн, тро­тил (тол), пикриновая кислота, тетрил, гексоген, октоген и дру­гие. Основное назначение их - снаряжение боеприпасов и производс­тво взрывных работ.

Третью группу представляют метательные взрывчатые вещества или порох. Характерным видом их взрывного превращения является горение, не переходящее в детонацию. Это свойство метательных взрывчатых веществ используется для сообщения пуле или снаряду движения в канале ствола оружия и для сообщения движения ракетным снарядам.

К боеприпасам относятся изделия военной техники одноразового применения, предназначенные для поражения цели или выполнения за­дач, способствующих поражению цели или препятствующих действиям противника и содержащие разрывные, метательные, пиротехнические, вышибные заряды или их сочетание.

В комментариях к ст.218 УК РФ круг подобных объектов более конкретизируется: "Под боевыми припасами понимаются патроны, ар­тиллерийские снаряды, бомбы, гранаты, боевые ракеты и тому подоб­ные устройства, предназначенные для стрельбы из огнестрельного оружия или для производства взрыва". Таким образом, среди ши­роко представлены образцы изделий, конструкция и действие которых основаны на принципах взрывных устройств.