Смекни!
smekni.com

Политические аспекты деятельности предпринимательских структур: система взаимоотношений с органами власти, пути решений возникающих проблем; пути лоббирования (стр. 1 из 3)

Сибирская Академия Государственной

Службы

кафедра политических наук

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПОЛИТИКИ

ТЕМА: Политические аспекты деятельности предпринимательских

структур: система взаимоотношений с органами власти,

пути решений возникающих проблем;

пути лоббирования.

ВЫПОЛНИЛ:

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

студент группы 308

ПОЖАРСКИЙ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

ЛИФАНОВ АЛЕКСАНДРВЛАДИМИРОВИЧ

Н О В О С И Б И Р С К

1995

.

ПЛАН:

Введение

Предпринимательство - новый социальный слой

Взаимоотношение с органами власти и проблемы взаимоотношения

Участие предпринимательства в политической жизни

Заключение

При Иване Силаеве одну из дверей российского Совмина украшала роскошная табличка " Михаил Ходорковский ". 27-летний президент мощнейшей уже тогда финансовой группы "Менатеп" не был, пожалуй, первым, кто начал лоббировать в правительстве интересы предпринимателей. Но он до сих пор остается одним из немногих, кому было позволено делать это открыто. Общепризнанно, что лоббизм присутствует при рождении практически всех политически и экономически значимых решений, как на уровне правительства, президентского окружения, так и на уровне законодательной власти. Но в России, в отличие от многих других стран, где группы давления могут отстаивать свои интересы на основании законов, прямо или косвенно оговаривающих их права и обязанности, лобби остаются до сих пор вне закона, точнее в тени. Отсутствие гласности налагает на эту деятельность особый отпечаток - полукриминальный, связанный преимущественно с нарушениями, взятками; лоббизм чаще всего воспринимается, как один из синонимов коррупции. Но не исключено, что вскоре в России впервые за всю ее долгую историю появится люди и организации, официально за деньги (или бескорыстно) предлагающие свои профессиональные услуги по защите интересов предпринимательских и общественных групп. Это революционная для нашей страны идея заложена в законопроекте "О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти". Официально признанными методами лоббистской деятельности признается: предоставление в федеральные органы исполнитель ной власти проектов законов, указов, распоряжений , нормативных актов и информационных материалов, касающихся полномочий органов госвласти; участие в обсуждении этих документов комитетами и комиссиями. Федеральное собрание, органами исполни тельной власти; устные и письменные контакты с депутатами и должностными лицами по поводу физического лица или организации, в пользу которых осуществляется лоббистская деятельность; экспертиза по собственной инициативе проектов законов и иных нормативных актов с предоставлением органам госвласти результатов этой экспертизы. Противоправными и преследуемые в соответствии с законодательством являются такие методы лоббистской деятельности, как организация пропагандистских компаний, порочащих депутатов и должностных лиц: подкуп, запугивание, шантаж, распространение заведомо ложной и искаженной информации.

По мнению привлеченных комитетом по делам общественных объединений специалистов экспертного института РСПП, к настоящему времени сформировался уже целый перечень отраслевых группировок: нефтяная, газовая, металлургическая, " автомобильный альянс ", аграрная, банковско-финансовая, " бронетанковый ВПК ". Однако, как отмечают привлеченные Комитетом специалисты, сейчас никто не может сказать, что представляют собой лобби этих и других групп, каков механизм их воздействия на власть, какова их сила и какие средства они используют для достижения своих целей.

Считается, что довольно отчетливое представление о потенциале таких " групп влияния " может дать, например, анализ результатов выборов в представительные органы власти и работы в этих структурах. Итак, кто сильнее? Вот вкратце анализ такого представительства отраслевых групп, проведенным экспертным институтом РСПП и Фондом развития парламентаризма в России.

Аграрии - только четвертая по численности фракция Думы, но по сплоченности и умению лоббировать она стоит на первом месте. Аграрная группировка заинтересована в перераспределении в свою пользу прежде всего бюджетных дотаций и до сих пор вполне успешно действовала в этом направлении. Бюджет-95 стал, похоже, первым поражением этой фракции, когда они не смогли выторговать для сектора каких-либо ощутимых привилегий при распределении крайне ограниченных ресурсов. Впрочем, усиливается сейчас в правительстве компания " в защиту внутреннего производителя, в основном сельскохозяйственного, может говорить о том, что предел еще не закончен и АПК по прежнему в силе.

ТЭК, как отмечают аналитики, провел довольно удачную компанию, поставив на Шахрая, ГС и " Новые имена ". Это лобби не слишком активно в " позитивном либбировании ", но, как отмечают специалисты, способно блокировать любые враждебные себе поползновения. В немалой степени благодаря тому, что ему удалось сформировать " правительство экспертов сырья ". Попытки думских либералов организовать атаки на правительство и на частные интересы ТЭКа провалились. Как, вероятно, провалится и новая идея - регистрировать в Думе уставы крупнейших А/О, что в нынешней ситуации однозначно воспринимается как попытка вмешаться в дела " Газпрома ".

А вот, например, финансово-торговое лобби, оплатившее осенью 1993 года избирательную компанию целого ряда либеральных блоков, на выборах потерпела сокрушительное фиаско ("Московская группа " во главе с "Мостом" ставила на Явлинского, "Олби" совместна с рядам банковских структур вложили " в Гайдара" только официально два миллиарда рублей - представители этих блоков так и не смогли получить постов в правительстве). В самой Думе до скандального избрания Сергея Мавроди крупных финансистов не было вообще. А те два десятка предпринимателей, что все-таки прошли в Думу, а не были как представители " Гермеса " отсеяны еще на стадии сбора подписей, так и не смогли создать вокруг себя хоть сколько-нибудь влиятельной парламентской группы и, соответственно, проводить необходимые для себя законопроекты.

Законодательная власть именно этих лоббистов интересует в намного меньше степени, чем исполнительная. Поскольку экономическая ситуация неустойчива, очень немногие предпринимательские структуры могут позволить себе "работать на перспективу" - проводить своих представителей в Думу, чтобы те продавливали через махину парламента законопроект, оказывающийся чаще всего неконкретным. Куда проще им обращаться к исполнительной власти, принимающей оперативные решения. А здесь предпринимательские лобби вроде бы уже представлены достаточно широко - в предпринимательских советах при министерствах и Президенте, в коллегиях, экспертных советах.

Деформация бывших классов, маргинализация населения как результат распада общественных отношений, порождают новые социальные силы. К ним относится достаточно устойчивый, автономный слой предпринимателей. Впервые понятие "предприниматель" ввел в экономическую теорию Р. Котильон. По его мнению, предприниматель - это чело век с непостоянными доходами: крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т.д. Ж. Б. Сэй уже определял предпринимателя как "лицо", которое берется за свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-либо продукт. Й. Шумпетер называл предпринимателями хозяйственных субъектов, которые способны на новые комбинации с основными факторами производства. Авторы учебника "Основы менеджмента" определяют "предпринимателя" как личность, которая "осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторое нововведение, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя личный риск. Предпринимательство, по их мнению, это частный случай бизнеса, т.е. деятельности, направленной на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг.

Предпринимательство, однако, не просто некоторый частный случай бизнеса. Оно исторически и логически является начальной исходной точкой любого бизнеса и в целом рыночного хозяйства. Предпринимательство, поставленное историей в центр капиталистического производства, заметно влияет на динамику общественного развития. Кто же у нас войдет в этот слой? Достанет ли у него трудолюбия, чувства социальной ответственности?

Статистические данные о численности предпринимателей нет, и представление о них можно составить лишь по косвенным данным. Так, в конце 1992 г. в России было зарегистрировано около 950 тыс. новых хозяйственных формирований. В этих структурах было занято около 16 млн. человек. В промышленности на условиях аренды работало 3,5 тыс. предприятий. В частной собственности находилось около 6% промышленных предприятий.

Кто же у нас вышел в предприниматели?

Во-первых, теневики всех мастей. Перестроечный курс позволил легализоваться тем, кто делал "бизнес в подполье" и обеспечил условия выхода из тени на свет "протобизнесменов" брежневской эпохи. В одних случаях это была простая регистрация собственности с уплатой налогов, в других - "отмывание" денег, полученных криминальными путями.

Во-вторых, те, кто использовал служебное положение для дополнительных заработков, проявляя завидную энергию в недрах социалистической экономики.

В-третьих, директора и руководители госпредприятий и учреждений. Постоянные неувязки в народном хозяйстве заставляли их поддерживать производство подчас с истинно предпринимательскими усилиями и бешенной энергией. Хозяйственная элита заняла ныне очень выгодные позиции. На их стороне ряд преимуществ: практический опыт управление производством, разветвленные социальные связи и фактическая близость к приватизируемому имуществу. Конечно, директорский корпус неоднороден и предпринимателем не может стать каждый, но в основном это люди не исчерпали себя и набирают темпы деловой активности.