Смекни!
smekni.com

Теория кооперативного движения (стр. 1 из 4)

Развитие кооперативных концепций в России

Введение

1. Н.Б. Чернышевский - первый теоретик кооперации России.

2. Обоснование социальных основ кооперации М.И.Туган- Барановский.

3. Теория сельскохозяйственной кооперации А.В. Чаянова.

4. Концепции некоторых российских теоретиков кооперации конца 19- начала 20 веков.

Заключение.

Содержание

Введение 4
1. Н.Б. Чернышевский - первый теоретик кооперации России. 6
2. Обоснование социальных основ кооперации М.И.Туган- Барановский. 14
3. Теория сельскохозяйственной кооперации А.В. Чаянова. 17
4. Концепции некоторых российских теоретиков кооперации конца 19- начала 20 веков. 22
Заключение. 26

Литература 28


Введение

Термин «сельскохозяйственная кооперация» все чаще встречается в аграрной сфере, в сельскохозяйственной литературе, на полосах газет. Это явление почти незнакомо современному советскому крестьянину, что негативно сказывалось на развитии всего сельского хозяйства. Это происходило на фоне масштабного развития сельскохозяйственной кооперации в ведущих странах мира с высокоразвитыми интенсивными аграрными технологиями.

В России сельскохозяйственная кооперация стала бурно развиваться с первой трети 20 века. В силу самобытности исторического процесса укоренение товарных отношений в российской деревне происходило с некоторым опозданием по сравнению с развитыми странами того времени, поэтому и распространение крестьянской кооперации началось позднее.

Начав позднее других, Россия не только стала быстро догонять в практике кооперации, но и сумела избежать положения теоретической провинции, Российские теоретики кооперативного движения начала века на равных вошли в европейскую аграрно-экономическую науку, считались авторитетами, их книги издавались за рубежом, их приглашали преподавать в известные европейские университеты. Имена таких видных ученых, как М.И.Туган-Барановский, В.Ф.Тотомианц, до сих пор приводятся в библиографиях мировой кооперативной литературы. Мировую известность получила теория сельскохозяйственной кооперации выдающегося советского экономиста А.В.Чаянова. Она нашла свое полнейшее подтверждение в современной практике кооперативного строительства в сельском хозяйстве развитых стран, ее берут на вооружение в странах третьего мира. У нас же она была классифицирована как мелкобуржуазная, а значит неподходящая для социалистического общества и поэтому имя выдающегося ученого на долгие годы было вычеркнуто их советской науки.

Кооперация подразумевает демократические методы управления, создается только на добровольных началах. Управленческая иерархия в истинно кооперативной системе строится снизу вверх, на принципах выборности и подотчетности перед низшими уровнями, а значит, исключает бюрократизацию аппарата. Важнейшая характеристика кооперации - постепенность выбора форм, переход от простейших к более сложным, их сосуществование и взаимное переплетение, таким образом, она воплощает в себе то, что принято называть экономическими методами. Поэтому кооперация, кооперативные принципы необходимы сейчас как важнейшее условие и неотъемлемая часть процесса демократизации, а на его основе и перехода на новый уровень эффективности экономики страны

В наши дни, когда возрождающееся кооперативное движение делает только первые шаги, очень важно с самого начала правильно понимать сущность, задачи, принципы сельскохозяйственной кооперации, видеть объективные условия и перспективы ее роста, представлять все многообразие форм и их взаимодействие.

Н.Б. Чернышевский - первый теоретик кооперации России.

В переводе с латинского «кооперация» означает сотрудничество, совместную деятельность, изначально простое сотрудничество этим термином и обозначали.. В этом смысле кооперация, в том числе и сельскохозяйственная, имеет древнейшую историю, ибо даже племя, совместно охотившееся на зверя, уже было простейшей кооперацией.

В очень давние времена появились наиболее простые формы кооперирования в сельскохозяйственной деятельности. В южных областях России, Закавказье широко было распространена супряга. При недостатке средств производства хозяева «спрягаются», то есть объединяют рабочий скот, орудия труда и рабочую силу своих семей для обработки земли.

Подобные простейшие формы кооперирования еще совсем недавно были живы и в нашей деревне. Взаимопомощь возникала стихийно, исходя из хозяйственной целесообразности; веками оттачивалась, отбирались формы, внутренние механизмы регулирования. Кооперирование уже в простейшей форме позволяло проводить улучшения в сельском хозяйстве и связанных с ним сферах деятельности: например работы по осушению и орошению земель возможны были только путем коллективного труда; кооперирование в области первичной переработки сырья (молока, винограда, других продуктов) толкало крестьянскую мысль на поиск более совершенных технических средств и технологий, которые были бы более эффективны в новых производственных масштабах, для обработки более крупных партий продукции и т. д.

Кооперативная теория появилась значительно позже и практически вне связи с реальными кооперативными формами того времени. Возникла она первоначально как социальное движение и его идеология, порожденные критической оценкой начальных стадий капитализма. Особой гордостью кооператоров многие десятилетия были учения великих утопистов Р. Оуэна и Ш. Фурье.

Термин «кооперация» в его современном понимании был впервые употреблен в начале 19 века в Англии Р. Оуэном, который предложил радикальное средство борьбы с «язвами капитализма» - устройство «земледельческих и мануфактурных поселений единства и взаимной кооперации». Знаменитый социальный реформатор не только пропагандировал такие « кооперативные коммуны», но и предпринял попытку их практического устройства, основав в штате Индиана (США) коммуну «Новая гармония». В разработанных Оуэном принципах « Гармонии» уже можно видеть зачатки современной кооперации: добровольность членства, равноправие, выборность руководства, самоуправление.

Идеи Р. Оуэна и Ш.Фурье быстро распространились из Англии и Франции в Германию и другие страны Европы, Россию. Передовая российская интеллигенция восприняла идеи великих утопистов; особенно повезло у нас системе Ш. Фурье: ее изучали в кружках М Петрашевского, Н Кашкина, В. Дурова, она оказала сильное влияние на мировоззрение НГ. Чернышевского, сформировала центральное положение его теории - о производственных ассоциациях.

Николай Гаврилович Чернышевский был первым в России, кто научно исследовал крестьянскую кооперацию. Его теория оказала сильнейшее влияние и на последующие концепции кооперации, и на практический ход кооперативного процесса в стране.

Николай Гаврилович Чернышевский был величайшим мыслителем мирового масштаба, создавшим уникальные философскую, социально-политическую, историческую концепции, с которыми неразрывно связаны его экономические идеи. Ученый, литератор, критик, он был первым русским профессиональным революционером, вождем освободительного движения в России середины прошлого века. Его мировоззрение оказало огромное влияние на всю последующую российскую духовную и политическую мысль.

Экономическая теория Н. Г.Чернышевского явилась вершиной экономической науки домарксовского периода. Им рассмотрен и проанализирован широчайший спектр проблем политэкономии феодализма, капитализма и социализма. При этом в отличие от западных утопических социалистов он искал материалистическую основу социализма в предшествующей исторической эпохе. И такой основой он считал товарищество трудящихся, артель. Именно это центральное положение его учения, хотя Чернышевский нигде не употребил само слово «кооперация», позволяет считать его первым русским теоретиком кооперации.

Свою экономическую теорию Николай Гаврилович Чернышевский развивает, критикуя господствующую вульгарную буржуазную политэкономию, которая выражает интересы капитала, и называет ее в противовес последней - теорией трудящихся. Под трудящимися он понимал все социальные слои общества, которые не эксплуатируют чужой труд. В наиболее концентрированном виде теория изложена в рецензии на политэкономию И. Горлова «Капитал и труд», где дается позитивная программа переустройства общества на основе ассоциации.

Основной ход рассуждений мыслителя сводится к следующему. Производство наиболее эффективно тогда, когда работник сам хозяин дела и собственник производимого продукта. Это достигается в рамках семейного предприятия, такого, как самостоятельное крестьянское хозяйство. Но в современных для автора условиях «почти каждое производство для своей успешности требует размеров, превышающих рабочие силы одного семейства».[1] Капиталист создает крупное производство путем найма, трудящимся же остается только один путь - создавать товарищество с такими же трудящимися. «Таким образом, форма, находимая для производства теорией трудящихся, есть товарищество».[2]

Объединение трудящихся в ассоциацию должно представлять естественный, ничем не ограниченный процесс. Если капиталист из соображений собственной выгоды вынужден конкурировать, «подрывать» другого капиталиста, то для трудящихся нет никакого расчета держаться особняком; сейчас они соперничают друг с другом только из-за получения работы. Например, «... земледельцы, имеющие свое хозяйство, проникнуты взаимным доброжелательством...»[3]

Это положение показывает, насколько высоко поднялся Николай Гаврилович Чернышевский над своими предшественниками по утопическому социализму в материалистическом понимании истории. Основу социального реформаторства он видит в росте эффективности производства, хотя и своеобразно понятом. Но дальнейшая его аргументация сохраняет утопические черты. Отвечая возможным оппонентам эффективности товарищеского производства, он пишет: «...На какой фабрике больше производится продуктов: на фабрике, принадлежащей одному хозяину-капиталисту, или на фабрике, принадлежащей товариществу трудящихся? Я этого не знаю и не хочу знать; я знаю только, что товарищество есть единственная форма, при которой возможно удовлетворение стремления трудящихся к самостоятельности, и потому говорю, что производство должно иметь форму товарищества трудящихся».[4]