Смекни!
smekni.com

Водородная энергетика и топливные элементы (стр. 3 из 3)

Мы сильно отстали от Запада в области традиционных технологий. Но традиционные технологии, несмотря на огромные вложения, до сих пор не позволили Западу и Японии создать топливные элементы коммерческого уровня. Нам надо обгонять Запад, не догоняя. Для этого, мне кажется, у нас есть хороший задел в области нанотехнологий, направленного синтеза материалов, тонкопленочных, лучевых технологий. Необходимо объединить достаточно мощный потенциал Российской академии наук, отраслевых институтов, Минатома РФ, чтобы быстро продвигаться вперед.

В Комплексной программе поисковых, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по водородной энергетике и топливным элементам запланировано исследование палладия. Металл платиновой группы палладий является одним из основных материалов для топливных элементов и всей водородной энергетики. На его основе изготовляются катализаторы, мембранные аппараты для получения чистого водорода, материалы с повышенными функциональными характеристиками, топливные элементы, электролизеры, сенсоры для определения водорода. Палладий может эффективно накапливать водород, особенно нанопорошок палладия.

Помимо водородной энергетики, палладий находит применение в катализаторах для доочистки выхлопных газов обычных автомобилей; электролизерах для получения водорода и кислорода путем разложения воды; портативных топливных элементах, в частности метанольных; твердооксидных электролизерах с электродами на основе палладия; устройствах для получения кислорода из воздуха, в том числе и в медицинских целях; сенсорах для анализа сложных газовых смесей.

Задачи Российской академии наук в развитии водородной энергетики и палладиевых технологий, по нашему мнению, следующие:

• разработка новых технологий для водородной энергетики;

• поиск и исследование новых материалов и процессов, перспективных в области водородной энергетики;

• исследования по рациональному и эффективному применению палладия и металлов платиновой группы в энергетике и катализе;

• научное сопровождение со стороны академических институтов разработок промышленных технологий (мы не можем организовать серийное производство, но обязаны организовать научное сопровождение);

• разработка прогнозов развития водородной энергетики в России;

• создание концепции водородной экономики.

Перечислю приоритетные направления работ академических институтов в рамках Генерального соглашения между Российской академией наук и ОАО "Горно-металлургическая компания «Норильский никель»":

• создание твердополимерных и твердооксидных топливных элементов, а также дальнейшее изучение возможностей щелочных топливных элементов, топливных процессоров для получения водорода из углеводородных топлив;

• разработка комплексов по производству, очистке, аккумулированию, хранению и транспортировке водорода;

• создание высокоэффективных экологически чистых энергетических установок и электрохимических генераторов широкого класса на основе топливных элементов, в том числе для использования в бытовых электронных устройствах;

• разработка ключевых элементов инфраструктуры водородной энергетики;

• разработка перспективных технологических процессов и изготовление высокотехнологичной продукции на основе использования палладия и металлов платиновой группы.

В заключение я хотел бы отметить, что для Российской академии наук наступил знаменательный момент: промышленность и крупные частные компании проявляют интерес к ее фундаментальным разработкам, чтобы повысить конкурентоспособность своей продукции. Мы всегда говорили: как только станет оживать наша промышленность, оживет и наука. Участие Академии наук в совместной программе с компанией "Норильский никель" - это в некотором смысле пилотный эксперимент по новой организации фундаментальных и прикладных исследований.

Реализация Генерального соглашения и той программы, которая сегодня будет подписана, - одно из направлений будущего развития Академии наук. Я знаю, что и другие компании проявляют интерес к сотрудничеству с Российской академией наук, и на двусторонней основе уже работают с нашими институтами. Напомню, что в 2002 г. Академия наук именно благодаря хоздоговорам заработала 5 млрд. руб., а средства, которые были ей выделены из бюджета, составили 10 млрд. руб. Надеюсь, что нынешнее совместное заседание Президиума РАН и Правления компании "Норильский никель" положит начало новым методам инновационной деятельности Российской академии наук.

М.Д. Прохоров: Свое выступление начну со слов благодарности в адрес Российской академии наук за ту энергию и энтузиазм, с которыми ее представители включились в совместную разработку водородной темы и топливных элементов. Хотел бы высказаться по вопросу стратегии России в области водородной энергетики и топливных элементов, а также обсудить базу, с которой мы стартуем, и требования, которые должны быть предъявлены к нашим разработкам.

К нашему глубокому сожалению, Россия потеряла статус великой экономической державы: по ВВП мы находимся во втором десятке стран мира, по среднедушевым доходам - еще дальше; наша экономика сильно зависит от экспорта и импорта высоких технологий; в стране не развит добавленный продукт, многие вещи мы импортируем. Все это необходимо учитывать при разработке программы по водородной энергетике для того, чтобы она была успешной.

Президент России В.В. Путин поставил амбициозную задачу: удвоить ВВП к 2010 г. Но эта задача базируется на линейном удвоении. На мой взгляд, при 8%-ном росте ВВП в год мы не решим глобальную проблему - не вернем Россию в число ведущих мировых экономических держав. Мы лишь сократим немного отставание от этих стран. Если наш ВВП будет расти на 8% в год, а ВВП США на 1% в год, мы достигнем их потенциала через 236 лет. (выделено нами - V.V.)

Изучение экономических проблем и совместные работы с Российской академией наук привели нашу компанию к одному очень интересному выводу. Мы считаем, что развитие водородной энергетики и технологии создания топливных элементов - единственная возможность для нашей страны попасть в число ведущих экономических держав мира. Приведу три базовых аргумента.

Первый аргумент. Мир стоит перед выбором перехода на новый технологический уклад. И совсем не обязательно, что те страны, которые сейчас на коне, особенно успешно совершат этот переход. Даже наоборот: большие вложения в крупную дорогостоящую инфраструктуру (порядка 1 трлн. долл.) могут не позволить вовремя переориентироваться и перейти на новый уклад. Но у нашей страны есть возможность попытаться сделать прорыв сразу в новую экономику.

Второй аргумент. Главная цель водородной технологии - снижение зависимости от существующих энергоносителей, то есть нефти и газа. Именно эти энергоносители являются основой нашей нынешней экономики и бюджета. Если через 15 лет в результате внедрения водородной экономики потребление нефти и газа резко сократится, нас ждет депрессионная модель развития. Так что альтернативы переходу на водород ную экономику у нас просто нет.

Третий аргумент. Для того чтобы конкурировать, необходимы конкурентные преимущества. В данном случае они налицо: фундаментальные разработки Российской академии наук и металл будущего - палладий, 50% мирового производства которого контролирует Россия.

Все эти три аргумента убеждают меня в том, что мы практически располагаем исторической возможностью предложить Президенту страны и правительству нашу совместную комплексную программу в качестве национальной экономической идеи по возврату России статуса великой экономической державы. И это надо будет сделать, на мой взгляд, с использованием Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям.

Какие требования будет предъявлять мировая экономика к нашим разработкам?

Прежде всего мы должны опережать наших западных коллег. Дело в том, что в стране не развит, к сожалению, добавленный продукт, а значит, емкость российского рынка очень небольшая. И на первом этапе наша продукция должна реализовываться именно на западных рынках, поэтому наши разработки должны превосходить западные аналоги, чтобы рынок их принял. Мы должны отдавать приоритет тем исследованиям и разработкам, которые не будут повторять аналогичные зарубежные проекты, а позволят нам выйти на передовые позиции в мире и создать конкурентоспособные продукты в области водородной энергетики, превосходящие по своим параметрам западные образцы и технологии. Для того, чтобы догонять, надо сразу перегонять.

По нашему глубокому убеждению, простое усовершенствование сегодняшних технологий не отвечает необходимым требованиям будущей водородной экономики. Технические проблемы в этой области должны быть решены за счет серьезных фундаментальных исследований в различных областях химии, физики, материаловедения, нанотехнологии, а также за счет интеграции самих исследований с производством и потребностями бизнеса уже на ранней стадии их проведения.

Еще одна существенная проблема - финансирование. Естественно, средств "Норильского никеля" не хватит на всю комплексную программу. Это только стартовый капитал, который позволит сдвинуть дело с мертвой точки. Необходимо привлечение государственных ресурсов в рамках национальной программы, а также ресурсов нефтяных, газовых и энергетических компаний.

На мой взгляд, недостаточно располагать средствами на финансирование научных разработок, необходимо иметь четкий государственный <аказ на покупку и внедрение уже достигнутого. Все мы знаем, что во многих случаях новая экономика внедряется крайне тяжело, инфраструктура не готова, поэтому отдельная строчка должна быть по внедрению тех продуктов, которые мы с вами совместно наработаем. И естественно, нужно готовить кадры для новой системы экономических отношений.

Несколько слов по поводу нашей комплексной программы. Ее основная задача - создание цепочки от фундаментальных научных исследований до опытно-конструкторских работ в области водородной энергетики. Другая, на мой взгляд, очень важная задача - это выбор ключевых направлений в развитии водородной энергетики и топливных элементов. Не менее важна координация нашей деятельности, скажем так, притирка менталитетов, и очень большая роль здесь отводится Совету по комплексной программе во главе с академиком Геннадием Андреевичем Месяцем. И наконец, мы планируем создать на базе научных учреждений Академии наук палладиевый центр, который будет заниматься перспективными исследованиями продуктов углубленной переработки палладия и его соединений. Эти продукты мы будем продвигать на мировые рынки, а также замещать ими зарубежные разработки, используемые в настоящее время нашей экономикой.