Смекни!
smekni.com

Процесс изготовления художественной отливки (стр. 1 из 2)

Южно-Уральский Государственный Университет

Кыштымский филиал

Кафедра: «Металлургия»

Технология художественной обработки материалов

ОТЧЁТ ПО ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКЕ

на ООО «Каменный пояс»

Выполнила: студентка группы КД-420

А.В. Балаева

Проверила: преподаватель

М.Ю. Гонтарь

2002г.


СОДЕРЖАНИЕ

I. ПРЕДЫСТОРИЯ

Производство и некоторые виды продукции ООО «Каменный пояс»

II. ЦЕЛЬ ПРАКТИКИ

III. ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОТЛИВКИ

1. Подготовительный этап

1.1 Авторский замысел

1.2 Выбор способа изготовления промодели

1.3 Изготовление мастер-модели

2. Технологический этап

2.1 Формовочные материалы

2.2 Изготовление песчано-глинистой формы

2.3 Заливка форм

2.4 Финишные операции

IV. ВЫВОД

БИБЛИОГРАФИЯ


I. ПРЕДЫСТОРИЯ

На Каслинском машиностроительном заводе был открыт цех литейного производства. С 1800 года он стал широко известен благодаря производству малой скульптуры и ажурных изделий.

В 1900 г. на Парижской выставке получил высшую награду и приобрёл мировую известность чугунный павильон. Широкое развитие чугунное литьё получило в годы советской власти. Но в 1991 году на предприятии разразился кризис: ухудшилась платёжеспособность и резко сократился сбыт продукции из-за тяжёлого экономического положения в стране.

В 1992 году несколько человек, работавших на Каслинском машзаводе, создали ООО "Каменный пояс". Их целью стало как вполне естественное стремление к самостоятельности, так и желание вывести каслинское литьё на качественно иной, более высокий уровень. Для этого арендовали помещение у церкви (в 1989 году здание, где раньше был один из цехов, на заводе передали в духе времени прежнему владельцу). Решение, видимо, оказалось богоугодным и дела пошли на лад. Не сразу, конечно. Но время всё же доказало правильность выбора. Предприятие ООО "Каменный пояс" находится в пятом цехе, который состоит из участков: полировки, чеканки, гальванопокрытия, формовки по сырому, кусковой формовки.

В настоящее время директором ООО "Каменный пояс" является Н. Мурашкин (член ассоциации "Народные художественные промыслы"). Всего на предприятии работают более 250 человек. ООО "Каменный пояс" выпускает более сотни наименований изделий. Приоритетными являются предметы церковно-ритуального обихода, офисной и декоративной мебели, а также изделия для официальных присутственных мест.


Производство и некоторые виды продукции ООО «Каменный пояс»




II. ЦЕЛЬ ПРАКТИКИ

Научиться изготавливать мастер-модель, литейную форму и качественные отливки декоративных моделей, а также ознакомиться с химико-механической обработкой.


III. ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОТЛИВКИ

1. Подготовительный этап

1.1 Авторский замысел

Творческий процесс – процесс создания художественного произведения, начиная от зарождения образного замысла до его воплощения, процесс претворения наблюдений действительности в художественный образ. В работе каждого художника есть много индивидуального. Однако есть и некоторые общие закономерности. Обычно работа начинается с композиционных поисков изобразительного решения и подбора материала. После этого подготовительного периода художник начинает работу над произведением. Иногда на заключительном этапе вносятся значительные изменения и поправки в поисках более удачного воплощения творческого замысла.

Подготавливаются наброски к произведению, отражающие поиски наилучшего воплощения творческого замысла, называемые эскизами. В процессе работы над изделием художник обычно создаёт несколько эскизов. Наиболее удачные, с его точки зрения, он использует в дальнейшем, развивая и дополняя ранее найденное решение.

Выполняются поиски формы орнамента (прямоугольная, круглая, овальная) и вписанных элементов. После выбора формы и элементов орнамента задаются размеры: диаметр декоративного орнамента в круге = 280 мм. Эскизы модели и фото готового орнамента приведены в Приложениях 1, 2.

Орнамент – узор, обычно отличающийся ритмическим расположением одних и тех же декоративных мотивов. Создаётся путём переработки и стилизации изображений всевозможных предметов реального мира или из сочетаний геометрических форм. Орнамент может быть выполнен в различной технике. Он всегда служит украшением предметов, интерьеров и т. д.

Ритм – одна из особенностей композиционного построения произведений. Простейший вид ритма представляет собой равномерное чередование или повторение каких-либо частей (предметов, форм, элементов узора, цветов и т. д.); чаще всего проявляется в монументальном, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре. Он часто способствует созданию определённого настроения, благодаря ему достигается большая целостность и согласованность частей композиции и усиливается её воздействие на зрителя.

В композиционное построение входят: выяснение центра узла композиции и подчинение ему более второстепенных частей произведения; соединение отдельных его частей в гармоническом единстве; группировка и соподчинение их с целью достижения выразительности и пластической целостности изображения. При этом выявляются контрасты и ритмическое расположение основных масс.

Орнамент основан на симметрии. Симметрия – такое строение предмета или композиции произведение, при котором однородные части располагаются на одинаковом расстоянии от центральной оси любого объекта, занимающего центральное положение по отношению к ним. Подобная композиция чаще всего встречается в декоративно-прикладном искусстве.

1.2. Выбор способа изготовления промодели

Для ажурного моделирования используется скульптурный пластилин. Он достаточно пластичен, податлив, однороден и не прилипает к рукам, имеет малую шероховатость поверхности. Скульптурный пластилин относительно стоек к деформации, что является важной характеристикой при изготовлении мастер модели.

Деформация – процесс, обеспечивающий изменение формы модели.

В отечественной скульптурной практике применяются различные составы (скульптурные пластилины) на основе синтетических материалов.

Промодель лепится из скульптурного пластилина на стекле по заранее выполненному эскизу.

Инструменты: стэки разнообразной формы, скальпель. Данные инструменты подходят для тщательной проработки деталей изображения. В зависимости от задачи, которую ставит художник, и его творческой манеры, степень детализации может быть различной.

1.3 Изготовление мастер-модели

По изготовленной из пластилина промодели получают мастер-модель, по которой уже будут делать литейную форму. Модели делают из дерева, металла, пластмасс, гипса. Выбор материала зависит в основном от условий производства, числа изготовления отливок, требований, которые предъявляют к отливке в отношении точности размеров и чистоты поверхности.

Если необходимо отлить только одно изделие, то модель достаточно сделать из гипса.

Чтобы сделать гипсовую модель необходимо изготовить гипсовую форму. Модель тщательно шерлачат, чтобы придать поверхностную прочность и сушат.

Изготовление формы заключается в следующем. Пластин и стекло протирают разделительным составом – мыльной однородной кашицей (для этих целей подходят и бензиновый или керосиновый раствор воска, в крайнем случае силиконовое масло, тавот и др.). После высушивания вокруг неё на расстоянии 10-15 мм устанавливают опалубку, зазоры между стеклом и опалубкой промазывают пластилином для исключения протекания гипса. Далее приступают к приготовлению гипсового раствора. Для этого затворитель (воду) вливают при постоянном перемешивании в предварительно подготовленный наполнитель (гипс) до состояния жидкой сметаны.

После получения однородной массы её подвергают вакуумированию, чтобы удалить пузырьки воздуха, после заливают в форму. Когда гипс станет тёплым разбирают, срезают заусенцы, сушат, шерлачат. Затем с помощью этого гипсового отпечатка изготовляется сама промодель (гипсовая) по такому же принципу.


2. Технологический этап

При изготовлении художественных изделий из металлов наиболее широко применяют метод литья в песчано-глинистые формы, называемые разовыми. В них получают только одну отливку, для извлечения которой форму разрушают. Состав формовочных смесей выбирают в зависимости от сплава отливки, в первую очередь от температуры его заливки, склонности к окислению, а также от того, в какие формы (сухие или сырые) этот сплав заливают.

Экономически целесообразнее изготовлять отливки в сырых формах, поэтому сухие формы применяют для изготовления крупных или сложных по конфигурации отливок, когда в сырых формах не удаётся получить доброкачественные отливки.