регистрация / вход

Изготовление войлочной сумки

Войлок: история применения, способы изготовления. История применения войлока в хозяйстве башкир. Способы изготовления войлока. История сумок и их классификация. Женская сумка из войлока - классика в высококачественном исполнении. Этапы изготовления сумки.

Оглавление

Введение

1. Войлок: история применения и способы изготовления

1.1 История применения войлока в хозяйстве башкир

1.2 Способы изготовления войлока

2. Сумка. Войлочная сумка

2.1 Из истории сумки

2.2 Изготовление войлочной сумки

3. Практическая часть

3.1 Свойлачивание шерсти

Заключение

Библиографический список

Введение

Курсовая работа заключается в изготовлении женской войлочной сумки. Актуальность данной работы в том, что женская сумка всегда была значительной частью образа любой женщины. Спрос на женские сумки вечен, а в последнее время он значительно возрос именно на стильные неповторимые дизайнерские сумки, выполненные из модных материалов. Одним из старых, традиционных материалов, который приобретает все большую популярность в последнее десятилетие, является войлок. Именно поэтому в ходе выполнения дипломной работы будет изготовлена женская войлочная сумка.

Целью данной курсовой работы является углубление теоретических знаний и приобретение практических навыков по работе с войлоком, овладеть азами изготовления из войлока сумки и ее декорирование.

Поставленные цели предопределили следующие задачи:

изучить и проанализировать материалы по истории применения и изготовления войлока;

изучить и проанализировать материалы по истории создания и использования сумки;

выполнить практическую часть работы: изготовление коллекции "Башкирская модница", состоящей из трех войлочных сумок.

Поставленные цели и задачи решаются в трех основных главах. Первая глава посвящена изучению истории возникновения и применения войлока в хозяйстве башкир. Вторая глава описывает историю создания и использования женской сумки. Третья глава посвящена практической работе по изготовлению и декорированию коллекции войлочных сумок.

1. Войлок: история применения и способы изготовления

1.1 История применения войлока в хозяйстве башкир

В хозяйстве башкир испокон веков ведущее место принадлежало войлоку, который широко использовался в быту, применялся во многих традиционных обрядах, в том числе семейно-бытовых, свадебных и религиозных. Обработкой шерсти занимались не только кочевые, но и оседлые башкиры, в хозяйстве которых большую роль занимало овцеводство. Древние навыки выработки войлоков вручную еще сохранились и в южных башкирских аулах.

Изготовление войлочного ковра - очень трудоемкий и древний способ обработки шерсти. Только шерстяные волокна обладают таким ценным свойством, как валкоспособность, дающая возможность получения разнообразных валяльно-войлочных изделий. Войлоком покрывали стены и купол юрты: он не только утеплял жилище степняка, но и защищал от палящего солнца, ливневых потоков, ветров и ураганов. Позднее, с переходом башкир к оседлости, кошмами застилали пол и нары в домах. Из войлока изготавливали молитвенные коврики, чепраки, чехлы, переметные сумы. Узорные кошмы вместе с чепраками, одеялами и подушками, сложенные в стопки, размещались на расписных деревянных подставках или сундуках, внося особый уют в жилище башкир. Использовали войлок и в изготовлении одежды, головных уборов, сумок. Красотой и нарядностью отличались обрядовые и праздничные изделия, в первую очередь, свадебные. В состав приданого в южных и восточных аулах Башкортостана традиционно включали однотонные и узорные войлоки. Под седло нарядно убранной лошади стелили свадебный чепрак на войлочной основе (серге, сергетыш), а через седло перебрасывали коврик (кызыл тушэк). Красочным войлоком покрывали сундук с вещами невесты. У башкир, как и у других кочевников-скотоводов Евразии, предпочтение отдавалось белому войлоку. В некоторых районах Башкортостана до наших дней сохранился древний обычай стелить белый войлок под ноги невесты в момент прибытия ее в дом жениха. По прибытию невесты свекровь приглашала ее пройти в комнату и сесть на нары, застеленные (белым) войлоком. По мнению исследователей, эти действия уходят вглубь веков и объясняются магической силой войлока: "Сидение на войлоке невесты гарантировало, прежде всего, благополучное достижение непосредственной цели создания семьи - продолжение рода".

С давних пор использовались и целебные свойства шерсти. Как показывают результаты иглотерапии и акупунктуры, воздействуя на биоактивные точки, войлок может не только производить массаж, но и вырабатывать статическое электричество. Как видим, многофункциональность использования войлока в семейно-бытовых обрядах способствовала сохранению традиций кошмоделия. [1]

Главным занятием у древних башкир было отгонно-пастбищное скотоводство, при котором с наступлением весны башкиры со своими многочисленными стадами и скарбом покидали деревню и возвращались лишь поздней осенью. Перед уходом на летовку башкиры праздновали сабантуй. Это "один из древнейших земледельческих праздников - обрядов, устраиваемых ежегодно, смысл которых заключается в задабривании многочисленных богов и духов природы, от милости которых зависела полноценная, гарантированная жизнь башкирского народа". Проведя сабантуй и получив благословение от богов, башкиры отправлялись на летовки. Летние периоды были ответственным периодом, от которого зависело будущее. Необходимо было не только откормить скот, приготовить продукты на зиму, но и заготовить ковры, кошмы и войлочные покрытия для юрты. [4]

Ярким примером современного обряда, посвященного изготовлению войлока, стал фольклорный праздник "Аk кейез бастьгk" в д. Тушаул (Түш ауылы, Беренсе Мырза) Хайбуллинского района. Основными участниками этого обряда стали опытные мастерицы-ковровщицы, пожилые жительницы деревни Тушаул, возраст которых варьировал от 60 до 87 лет. Это не только уважаемые жители, труженицы села и заботливые родители и бабушки, талантливые мастерицы, но и замечательные артистки, активистки местного фольклорного ансамбля.

В подготовке данного мероприятия принимали активное участие мастерицы Ишмуллина (Рыскильдина) Фатима Умурзаковна (1921 г. р), Раимова Марьям Мустафовна (1934 г. р), Рыскильдина Хамдия Абдулъменовна (1948 г. р.) и другие жители села.

В связи с трудоемкостью и длительностью процесса по выделке войлока местные мастерицы предложили вниманию присутствующих заранее подготовленную основу с наложенным на него орнаментом, состоящим из надписи: Тушаул. Подготовленная основа из шерсти черного цвета с наложенным орнаментом из белой шерсти была разложена на тряпичном половике "тырпыса" и помещена на деревянный помост. Сверху, чтобы шерсть не сдвинулась и не оказалась растрепанной ветром, шерсть прикрыли тонким покрывалом. Показательное мероприятие открыли четыре пожилые ковровщицы, которые сменялись другими участниками обряда.

Для лучшей усадки шерстяной настил по мере необходимости сбрызгивали горячей водой через березовый веник. С этой целью в котле постоянно кипятили воду. Шерсть вместе с материалом аккуратно свертывали на скалку, следя за линией края, сворачивали в рулон, обвязывали и начинали катать. Для этого локтевой частью рук с силой надавливали на рулон, перекатывая его, двигая вперед и назад и следя за тем, чтобы не было перекоса. После этого заготовку развязывали, снова увлажняли, закатывая с другой стороны. Процесс изготовления войлока, протекая непрерывно, занимает обычно не менее трех часов. В показательном мероприятии этот процесс длился в течение часа. На заключительных этапах работы на помощь пришли и мужчины. Готовую кошму выстирали и повесили сушить на солнце.

Все присутствующие на этом мероприятии стали не только свидетелями, но и непосредственными участниками древнего башкирского обычая, посвященного созданию кошмы.

Войлок - удивительно пластичный, универсальный и, несмотря на свое древнее происхождение, современный материал, привлекающий все больше и больше исследователей своей красотой и прочностью, мягкостью и естественностью. В современном обществе постепенно возрождаются приемы изготовления изделий из этого уникального материала, имеющего большое будущее. Навыки обработки шерсти и изготовления войлочных изделий, передаваясь из поколения в поколение, становятся достоянием не только молодых мастеров из народа, но и профессиональных мастеров и художников, возрождающих древнее ремесло, а также широких кругов общественности. И это не может не радовать и не вселять надежду, так как есть еще среди нас такие мастерицы, умудренные жизненным опытом и знаниями, сохранившие творческие и жизненные силы, с желанием и умением передающие свои навыки будущим поколениям.

Традиции изготовления войлока у башкир имеют общие корни с народами Средней Азии и Кавказа, прежде всего, с казахами и киргизами. Об этом писали многие исследователи прошлых столетий и современности. Об умении башкир "валять войлок" и об "узорчатых войлоках" есть упоминания исследователей и путешественников XVIII и XIX вв. (И.Г. Георги, В.М. Черемшанский, Н. Казанцев, П.И. Небольсин). В XX в. эти сведения пополнились наблюдениями и заметками этнографов С.И. Руденко и Н.В. Бикбулатова, а также членов этнографических экспедиций, организованных Институтом истории, языка и литературы УНЦ РАН. В этот период оригинальными войлочными изделиями пополнялись и фонды Башкирского национального музея, Музея археологии и этнографии УНЦ РАН, Российского этнографического музея (Петербург).

В 2006 г. появилась работа известного этнографа С.Н. Шитовой, в которой автор, опираясь на многолетние полевые исследования, музейные экспонаты и литературные источники, впервые рассмотрела полный процесс изготовления войлоков и кошмоделие у башкир. Несколько позже появилось пособие "Художественный войлок: учебно-методическое пособие", подготовленное на кафедре художественно-графического факультета БГПУ им. М. Акмуллы. [4]

В силу своих уникальных свойств войлок становится в последние годы популярным не только в странах Азии, но и в Европе. Об этом свидетельствуют постоянно организуемые в разных уголках света симпозиумы, конференции, школы, посвященные войлоку. В Великобритании создана Международная ассоциация мастеров по войлоку. В 2001 г. в Кыргызстане прошел международный симпозиум по войлоку, в Дании - конференция по вопросам производства и применения войлока для изготовления одежды, в Монголии - II международная школа по войлочным изделиям.

Комплексные мероприятия, направленные на изучение войлочного ремесла, проводятся и в нашей республике. Возрождение, сохранение и обогащение народных традиций в области искусства войлока - важное явление культурной жизни нашей республики. Ежегодно в Республике Башкортостан проводится научно-практический семинар художественного войлока. На этих семинарах осуществляется передача народными мастерами богатого опыта по созданию войлочных изделий. Важно, то обстоятельство, что участники таких мероприятий не просто наблюдают за процессом создания войлока, но и, вобрав в себя народные традиции, впоследствии творчески воплощают их в жизнь: становятся непосредственными создателями новых изделий, имеющих высокое художественно-эстетическое значение.

Один из таких семинаров был организован Республиканским центром народного творчества совместно с художественно-графическим факультетом БГПУ им.М. Акмуллы в д. Бурангул Абзелиловского района осенью 2003 г. На этом мероприятии каждый желающий имел возможность освоить азы войлочного искусства. Такие же мероприятия проводились в Зилаирском, Баймакском и других районах Башкортостана.

1.2 Способы изготовления войлока

Для многих народов, особенно кочевых, войлок был единственным известным видом текстиля и сопровождал человека всю жизнь. Люди спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, коней укрывали войлочной попоной. Войлок оберегал от злых духов и вражеских стрел, спасал от зноя и холода.

Единственный материал, из которого может быть изготовлен войлок - это шерсть, причем лучше всего овечья шерсть. Шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой - кутикулу. Благодаря нему волокна могут сцепляться друг с другом под воздействием горячей воды и пара. На этом основан принцип войлоковаляния.

Первые войлоки найдены на территории современной Анатолии, они относятся к 3 тыс. до н.э. Шерсть дикой овцы почти не валяется, т.к не она не имеет чешуйчатого слоя, поэтому первые войлоки могли появиться не раньше, чем была одомашнена овца.

Войлок обычно делают в виде полотнищ, которые имеют различную толщину, в зависимости от назначения. Наиболее тонкие войлоки использовались как головные покрывала, из самых толстых делались доспехи, обувь, юрты.

Так называемая иранская традиция, в которой выполнены первые из известных войлоков - вваливание узора. Носителями этой традиции являются современные туркмены, которые и сегодня изготавливают кошмы точно так же, как это делалось века и тысячелетия назад. Основные цвета туркменских войлоков - белый, красный и черный, а основной узор - стилизованный бараний рог. Узор выкладывается шерстью на циновке, затем циновка скручивается, и приступают непосредственно к валянию кошмы.

Пазырыкская линия войлоков получила свое название от самого знаменитого, можно сказать, культового войлока - занавеса площадью более 30 кв. м, найденного в одном из Пазырыкских курганов. Сейчас этот войлок можно увидеть в Государственном Эрмитаже. Войлок отличает тончайшая ювелирная аппликация необыкновенно ярких цветов. Аппликация войлоком по войлоку и сегодня широко используется для декорирования войлочных изделий.

А в Бурятии в своем, можно сказать, первозданном виде живет сюнская традиция войлоковаляния. Первые образцы таких войлоков были найдены во Внутренней Монголии. Эти войлоки чаще одноцветны, зато сплошь украшены мелкой стежкой сухожильными нитями. Древние магические узоры стежки используют и сейчас.

Если с валянием небольших изделий отлично справляются женщины, то валяние "серьезных" вещей - это мужская работа. Готовое к валянию, например, полотнище для юрты навивается на палку, зашивается в кожу, и палка привязывается к стременам оседланного коня. Конь таскает эту палку по полю до тех пор, пока войлок не сваляется. Считается, что для этого достаточно протащить ее на 15-20 полетов стрелы (примерно 2 км).

Славянские народы войлоки не изготавливали. Зато им были хорошо известны так называемые полувойлоки - тканые и потом подваленные материалы. Классическим примером такого материала является всем хорошо известное сукно, которое с древних времен использовалось для изготовления верхней одежды.

С древних времен выработано множество способов декорирования и украшения войлочных изделий. Наиболее известны способы:

вваливание узора;

аппликация. В качестве аппликативного материала может использоваться не только войлок, но и другие материалы - ткань, кожа;

мозаичный способ или инкрустация войлоком. При этом способе обычно используется также декоративная стежка по войлоку;

иногда используется вышивка по войлоку, украшение изделий бисером и ракушками;

изредка встречается роспись по войлоку;

"Фильдцевание" - это техника уплотнения шерстяных волокон с помощью специальной иглы - "фильдца" - техника сухого валяния. Она хороша для изготовления ювелирных украшений, игрушек.

Особо выделяют белый войлок, интерес к которому в последнее время необычайно возрос. И это понятно. Головные уборы, шлепанцы, чепраки под седло прекрасно защищают и от жары, и от холода. А среди шоферской братии очень популярны войлочные коврики, которые годятся для утепления двигателя в сильные морозы и как подстилка в случае ремонта машины в пути. Кроме того, натуральный белый войлок помогает при болях в пояснице и простуде, считается, что его тепло обладает особыми целебными силами. Поэтому жители деревни Бурангул Республики Башкортостан вполне обоснованно полагают, что этот материал рано списывать со счетов, он еще может послужить человеку.

С легкой руки директора местного Дома культуры Расили Валеевой, которая уже давно занималась в свободное время изготовлением домотканых платков из овечьей шерсти, в деревне открыли единственный в России Дом войлока. Внутреннее убранство Дома войлока выглядит очень просто. Ведь это не музей, а место для валяния ковров. В центре единственной комнаты стоит большой невысокий стол, рядом - печка с котлом, в котором греется вода.

Один из главных секретов изготовления качественного изделия из войлока таится в сырье. Как сказали бурангуловские девчата-войлочницы, настоящий войлок получается только из овечьей шерсти осенней стрижки. На таком коврике можно спать на снегу, на холодной земле, и никакая простуда вас не одолеет.

А теперь перейдем к практике. Чтобы свалять ковер размером 2x3 метра потребуется 8 килограммов шерсти. Ее предварительно очищают от сора, разбирают пряди, треплют. А затем промывают и сушат.д.ля изготовления многоцветных ковров с валяным узором часть шерсти требуется покрасить. Для этого используются натуральные красители. Окрашенную и просушенную шерсть разбирают руками, расчесывают гребнями.

Чтобы ковер вышел плотным, но, в то же время эластичным, шерсть раскладывают на столе ровным слоем толщиной сантиметров шесть. Предварительно стол покрывают брезентом, который должен быть чуть больше будущего ковра.

Выложив однотонный фон, приступают к укладке цветных волокон. Такая процедура требует особого мастерства. В процессе скатывания войлока четкость рисунка нарушается, деформируется. Этого, как ни старайтесь, все равно не избежать. Зато знаки на готовом ковре становятся таинственными, придают творению особую изюминку.

Раскладку цветных волокон по рисунку рекомендуется начинать с контуров, которые придают большую четкость узорным формам по окончании валки. В общем виде этот процесс выглядит следующим образ от: "От расчесанных цветных групп волокон отделяют узкие и длинные части нужной величины и берут их в правую руку. В процессе раскладки контуров волокна вытягивают до соответствующей ширины контура и укладывают пальцами левой руки по контуру на шаблоне. При этом правой рукой вытягиваемые волокна подкручивают, благодаря чему в готовом ковре образуется более четкая линия".

Между разложенными контурами, которые ограничивают разноцветные участки узоров, вкладывают цветную шерсть, в так называемые пятна. Все это выполняется, естественно, по предварительно нарисованному на бумаге макету ковра.

Выполнив раскладку, волокно сбрызгивают кипятком. Затем аккуратно накрывают с четырех сторон свободными краями ткани-шаблона и туго наматывают на круглую деревянную скалку (диаметр 6 см, длина - на 30-40 см больше ширины будущего ковра).

Полученный рулон перевязывают в трех-четырех местах тесьмой. А затем вручную прокатывают туда-сюда - от кистей к локтям, и так две-три минуты. Затем рулон разворачивают и поправляют рисунок. Сбрызнув горячей водой, волокно снова наматывают на скалку и катают уже в течение 40-50 минут. Во время катания войлок несколько раз увлажняют горячей водой. Если ковер большой, то работу выполняют несколько человек. С маленькими же изделиями мастерицы справляются в одиночку.

После предварительного сваливания шерсти рулон раскрывают, поливают горячей водой, расправляют, выравнивают, вытягивают смятые края. Затем войлок вновь туго свертывают в рулон и катают, с силой надавливая на него и уже без брезента-шаблона, не менее часа. При этом надо регулярно раскрывать ковер, сбрызгивать водой, переворачивать то на одну, то на другую сторону. Готовый ковер, еще влажный, вывешивают на забор сушиться.

2. Сумка. Войлочная сумка

2.1 Из истории сумки

Сумки для женщины - это весьма важный объект в жизни любой женщины. Современные женские сумки не всегда были такими, какие они сейчас и это естественно женские сумки меняются каждый сезон с приходом новой моды.

История женских сумок началась с... мужского кармана. В нашем понимании как неотъемлемая часть одежды он вошел в моду только в XVIIв.

Изначально женщины не были обременены необходимостью носить что-то с собой. В XIV-XV веках мелкие и золотые монеты мужчины носили в мешочках, прикрепленных к поясу, а женщины на шнурках. При бургундском дворе он являлся принадлежностью придворного туалета и назывался "омоньер".

Мода поздней готики вводит в употребление целые коллекции мешочков самой разной формы и величины. Их носили на шнурке и у пояса, при каждом шаге они мелодично звенели. Удержались они и в эпоху Ренессанса.

Уже в следующем веке мужчины, освободив руки, перешли к удобным и емким карманам. Впервые карманы были сделаны на камзоле Людовика XIV. Позднее их стали пришивать к жилетам, и, наконец, они появились в брюках. А женщины, меняя формы и украшения в соответствии с модой и стилем, остались верны сумочкам разнообразного вида и назначения. Небольшая ручная сумка в виде мешочка для мелких предметов в противовес карману постепенно стала неотъемлемой частью женского туалета. Изготавливалась она из различных материалов с украшениями в зависимости от моды.

Начиная с XVII столетия, женщины носили богато украшенные бисером и стеклярусом вышитые, вязаные, плетеные сумочки-кисеты, которые называли ридикюлями, а в XVIII веке появились дамские сумочки из материи (обычно из бархата) или кружева, в которых лежали платочки, косметика и другие мелочи. Их называли "помпадур" в память о фаворитке французского короля Людовика XV.

Жесткие, в основном кожаные сумки появились относительно недавно. В начале XX века женскую сумочку легализовали окончательно наряду с брюками, укороченными юбками и короткими стрижками. С тех пор началась вторая история - история великих сумок.

Классические сумки строгих геометрических форм по-прежнему считаются универсальными. И подбирать их сегодня гораздо проще, чем во времена Грейс Келли: тогда правила приличия требовали, чтобы сумка непременно совпадала по цвету или хотя бы по оттенку с туфлями, перчатками, шарфиком и прочими аксессуарами.

Сумка всегда являлась "фасадной частью" женского гардероба. Именно по сумке складывается впечатление об образе человека в целом. То есть сумка для женщины - примерно то же самое, что марка часов или автомобиля для мужчины. Она обязательно должна иметь свое "лицо", свой стиль и, конечно, достойный вид. О стратегически важной роли сумок говорит хотя бы тот факт, что в Великобритании ежегодно отмечают день сумки - 4 октября.

Сегодня сумки можно разделить на несколько групп:

1. Деловые. Дизайн - очень строгий. Размеры - от средних до больших. Фурнитура - в минимальном количестве. Материал - натуральная кожа, пластик. Модели - сумки, сумки - портфели, дипломаты. Стили - классический или городской.

2. Выходные. Дизайн - от классического до совершенно модернового. Размеры - от малых до средних. Фурнитура - без ограничений, возможны украшения (аппликация, вышивка и т.п.). Модели - дамская сумка, театральная сумочка, "бентель" (маленькая нарядная сумочка) и многое другое. Стиль - любой, кроме городского и спортивного.

3. Дорожные. Дизайн всевозможный (в зависимости от стиля костюма и цели поездки). Размеры - от средних до очень больших. Фурнитура - сугубо функциональная, неброская. Материал - от пропитанной ткани до натуральной кожи. Модели - сумки, сумки - баулы, кейсы, чемоданы, саквояжи. Стили - от классического до спортивного.

4. Молодёжные. Дизайн - любой, кроме строгого. Размеры - от малых до средних. Модели - рюкзак, сумка, портфель, сумка - кисет. Фурнитура - по принципу "кто во что горазд". Материалы - ткани, гобелены, пропитанные ткани, кожзаменители, реже - натуральная кожа. Стиль - любой, кроме городского и классического.

Маленькой женской сумке поставлены два памятника. Один из них стоит в австралийском городе Мельбурн, а второй - на берегу канала у музея уэльского графства Поупс в Великобритании. Скульптор Энди Хэнкок создал настоящее произведение искусства - деревянную сумочку, покрытую чешуёй из маленьких голубых металлических блестяшек - блёсток, которыми часто украшают вечерние модели.

2.2 Изготовление войлочной сумки

Войлок принадлежит к категории материалов, которые пережили много этапов возрождения. Войлок всегда предстает в новом виде. Это актуальный, прочный и необычный материал. Женская сумка из войлока - это классика в высококачественном исполнении. В современном мире войлок тоже нашел свое применение. Мастерицы-валяльщицы создают из него одежду, сумки, необычные украшения, тончайшие шали на основе шифонов и длинной шелковистой шерсти особых сортов. Опытные валяльщики буквально "лепят" из войлока, придавая ему причудливые объемные формы, вводя разные цвета шерсти, очень разнообразят войлок, дополняя его другими материалами: шелком, хлопком, растительными волокнами, натуральными тканями. Но осталась та же трудоемкая работа, как и много веков назад. Также мастерица кропотливо раскладывает шерсть, поливает ее горячей мыльной водой и множество раз "валяет" будущее полотно, водя по нему руками, скатывая в рулон зародившийся войлок и "катает"-"катает" его, вкладывая множество сил. И из мыльной пены, как из пены морской, под руками валяльщицы зарождается плотное полотно. Войлок рождается из шерсти и воды. Поэтому он не боится воды и стирки. Качественно "скатанные" войлочные вещи можно стирать в теплой воде, полоскать и, слегка отжав, сушить. Подсохшую войлочную вещь можно прогладить обычным утюгом и придать им нужную форму (формируется только влажный войлок). Войлок хорошо тем, что из него можно создать совершенно невероятные вещи, от простейших бус, до сложнейших пространственных композиций или необычной авторской одежды.

Способ изготовления войлочной сумки, распространенный на юго-востоке Башкирии традиционно состоит из следующих последовательных этапов:

подготовительный этап, включающий обработку шерсти;

свойлачивание шерсти или создание основы для войлока, т.е. предварительное уплотнение войлока;

декорирование войлока или нанесение узора на сумку;

"валяльная" работа ("вкатывание" внешнего слоя нанесенного изображения в основу сумки и уплотнение войлока);

заключительный этап, включающий обработку и отделку войлочной сумки.

Древние башкиры для изготовления войлока (кейез басыу), предназначенного для покрытия юрт и используемого в качестве постилочного материала, употребляли овечью шерсть осенней стрижки, которая легче скатывалась и хорошо уплотнялась. По данным исследователей, на изготовление больших войлоков шерсть собирали в течение нескольких сезонов или покупали готовые кошмы на стороне, например, у казахов. Небольшие узорные кошмы и свадебные чепраки изготовляли из однородной мягкой шерсти. В качестве постели использовались специальные мягкие кошмы, для чего шерсть стелили в три слоя: вначале расстилали слой осенней шерсти, затем весенней, потом вновь осенней шерсти. [2]

Обработка сырья в ходе предварительного этапа работы заключалась в одновременном процессе "трепания" и "разрыхления" шерсти. В ходе трепания шерсть вручную очищали от сора, комочков грязи, мусора и пыли (йөн тетеү). Для придания ей пушистости использовали "битье", трепанье при помощи длинных прутьев (йөн сабыу, сыбыклау), т.е. разрыхляли волокнистую массу, распушали ее. Это способствовало улучшению взаимосвязи волокон и облегчению размещения шерсти по раскладываемой поверхности. Для создания накладного узора юго-восточные башкиры применяли первый способ, хотя он и требовал большей затраты времени. Далее промывали сначала в теплой, а затем холодной воле. Однако мастера ковровщики из Хайбуллинского района РБ для лучшего сцепления волокон во время "валяния" войлока исключают этап промывки и стирки шерсти. Из распушенной взбитой шерсти вытягивали полосы толщиной в полтора пальца, которые иногда для удобства сматывали в клубок. Готовое сырье неплотными рядами складывали в заранее подготовленные короба, мешки.

При необходимости изменения естественного цвета для изготовления сумки, шерсти промытое влажное волокно, преимущественно белого цвета, окрашивали. На юге и юго-востоке Башкортостана, в частности в Хайбуллинском районе, для этого использовали натуральные красители: луковую шелуху, зверобой, кору дуба. После окраски шерсть промывали в теплой и холодной воде и раскладывали для просушки. Окрашенную и просушенную шерсть сортировали вторично и затем прочесывали с помощью гребешков и чесок для получения мягкого и шелковистого волокна. [3]

В старинных войлоках чаще сочеталась некрашеная шерсть. Несмотря на почтительное отношение башкир к белому войлоку, в кошмах, изготовленных в прошлом столетии, основа могла быть как светлой (белой), так и темной (черной). Поэтому наиболее естественным способом орнаментации кошмы было сочетание темной и светлой шерсти в процессе скатывания войлока. Для этого шерсть, предназначенную для орнамента, в виде полос или прядей "внедряли" в разложенный основной слой. Разметка орнамента производилась на глаз. Хотя и предусматривалось симметричное построение узора, при уплотнении волокон отдельные элементы слегка смещались, полосы теряли жесткую линейность, создавая тем самым рисунок с размытыми контурами.

Выделка войлока, будучи ручным производством, представляла собой трудоемкий и напряженный процесс. На изготовление одного войлока средних размеров (120x240 см) привлекалось 3-4 человека, которые в силу трудности процесса сменялись другими участниками обряда.

Заранее подготовленную шерсть раскладывали на какой-либо подстилке, например, конопляном полотне, старом покрывале, рогоже, старой шкуре или на тряпичном половике "тырпыса", который предварительно расстилали на земле или на дощатом помосте. На разостланный материал, несколько больших размеров, чем предполагаемый войлок, равномерно раскладывали шерсть в виде ровного настила высотой 3-5 см. Для этого опытная мастерица, руководящая работой, брала шерсть в левую руку и прикладывала ее к материалу, держа руку ладонью вверх. Правой рукой, отрывая шерсть щипками, она настилала ее ровным слоем на материал, следя все время за равномерностью покрытия поверхности. Застелив первый слой, определяющий размер войлока, мастерица приступала ко второму и т.д.

Затем приступали к свойлачиванию, т.е. к подготовке основы для будущего войлока. Готовую основу увлажняли, смачивали горячей водой. По нашим полевым данным для увлажнения войлока использовали кипяток, а по данным некоторых исследователей - горячий мыльный раствор (1/5 часть куска хозяйственного мыла на 6 л воды). Затем войлок аккуратно накрывали сверху тонкой тканью и все вместе туго наматывали на круглую скалку диаметром не менее 6 см и длиной на 30-40 см больше ширины будущего войлока. Полученный рулон перевязывали в трех-четырех местах тесьмой. Далее рулон катали возвратно-поступательными движениями рук по направлению от кистей к локтям и обратно. В процессе 40-50-минутного катания рулона брезент раскрывали несколько раз, и войлок снова сбрызгивали горячей мыльной водой.

Полученный войлок поливали еще раз горячей водой, расправляли, если нужно, выравнивали и вытягивали смятые или неровные края. Таким образом, в результате свойлачивания получали "основу" для войлочного изделия, которая пока еще представляла собой рыхлый материал-полуфабрикат. На эту основу наносился рисунок путем накладывания на нее, предварительно заготовленной шерсти.

Вваливание (вкатывание) в основу прядей или слоев шерсти другого цвета - наиболее древний способ изготовления войлоков, знакомый в Евразии и преобладающий у алтайцев, каракалпаков, балкарцев, карачаевцев и у башкир.

Вваливание узора производилось следующим образом: удерживая шерсть нужного цвета в одной руке, мастерица раздергивала эту шерсть и выкладывала из нее узор по уже готовой основе. Для того чтобы шерсть возможно плотнее прилегала к основе, она одновременно с укладкой узора постоянно прихлопывала той же рукой, прибивая шерсть. Ей помогали и другие женщины, которые заполняли шерстью внутриконтурные участки намеченного узора и разравнивали поверхность войлочного изделия. В связи с тем, что данный обряд проводился на открытом воздухе, по мере выкладывания орнамента готовые части кошмы сразу же прикрывались тканью, чтобы шерсть не сдвинулась и не оказалась растрепанной ветром.

После нанесения рисунка войлок вновь туго сворачивали в рулон и начинали валять (катать) на брезенте, располагая на земле, полу или дощатом помосте. Рулон катали руками, с силой надавливая на него. Через 3-5 минут катания работу разворачивали и при необходимости поправляли рисунок и подкладывали шерсть. В зависимости от толщины будущего войлочного ковра процесс валки длился не менее часа. Войлок неоднократно раскрывали, переворачивали то на одну, то на другую сторону и увлажняли при этом горячей мыльной водой. В результате механического воздействия на войлок он уплотнялся и прессовался. Чем дольше изделие подвергали такой обработке, тем плотнее оно становилось. Однако необходимо учитывать, что в результате длительного валяния рисунок мог размыться.

Как отмечают специалисты, "... в технологии изготовления кошем выявляется древняя основа, объединяющая в один ареал монгольские, многие тюркские, некоторые ираноязычные, отдельные яфетические (кавказские) народы. У тюрков эти традиции затрагивают почти всю северо-западную (кипчакскую) ветвь народов (башкир, казахов, киргизов, каракалпаков, ногайцев, кумыков, карачаевцев, балкарцев, южных алтайцев), частично северо-восточных (хакасов и скотоводов тувинцев), юго-восточных (кочевых узбеков, раньше - уйгуров), юго-западных (туркмен)". Повсюду соблюдался коллективный характер труда по выделке кошем с использованием обычая взаимопомощи, были известны одинаковые приемы "взбивания" шерсти и "катания" кошем. Одни из них тяготели к традициям коневодов Центральной Азии (работа верхом на лошадях), другие (ручное валяние) - вели в оседлый быт овцеводов Средней Азии и Северного Кавказа. Если говорить о башкирах, то исследователи отмечают, что они, "зная все способы получения войлоков, предпочитали тот или иной, руководствуясь целесообразностью: количеством шерсти в хозяйстве, назначением и размерами кошмы. Тяжелые войлоки для юрт катали на лошадях, домашние - руками и ногами. Иногда начинали уплотнение с более интенсивной обработки, затем переходили на ручную отделку".

При соблюдении всех технологических процессов поверхность войлочного изделия становилась ровной, гладкой, плотной, без отслаивающихся волокон, без дыр и щелей. По окончании валки готовый войлок стирали, полоскали, сушили и придавали ему товарный вид. [2]

3. Практическая часть

Технологически вся работа по изготовлению каждой войлочной сумки была разделена на следующие этапы:

подготовительный этап, включающий обработку шерсти;

свойлачивание шерсти или создание основы для войлока, т.е. предварительное уплотнение войлока;

декорирование войлока или нанесение узора на сумку;

"валяльная" работа ("вкатывание" внешнего слоя нанесенного изображения в основу сумки и уплотнение войлока);

заключительный этап, включающий обработку и отделку войлочной сумки.

Подробное описание последовательности действий по каждому этапу при изготовлении войлочной сумки приведено ниже.

Подготовительный этап

Подготовительный этап изготовления войлочной сумки начался с приобретения шерсти. Для изготовления трех сумок необходимо __ кг белой овечьей шерсти (Приложение 1), которая была приобретена на ___ заводе. Для декорирования этих сумок также нужна цветная шерсть. Я использовала шерсть ___ цветов (Приложение 2). Перед началом работ шерсть была окрашена красителями, расчесана и просушена в течение суток и расчесана вторично.

Приобретенную белую и окрашенную шерсть необходимо обработать: вручную очистить от сора, а потом разрыхлить волокнистую массу, то есть распушить ее.

Затем белая шерсть промывается сначала в теплой, потом в холодной воде. Это нужно для того, чтобы…

3.1 Свойлачивание шерсти

Выделка войлока - самый трудоемкий и напряженный этап.

Подготовленную белую шерсть равномерно раскладываем на ровной поверхности под струей воды.

Вода должна быть горячая.

В ходе изготовления сумок я использовала горячий мыльный раствор (1/5 часть куска хозяйственного мыла на 6 л воды).

Затем войлок накрывается сверху тонкой тканью и все вместе туго наматывается на круглую скалку большого диаметра и длиной на 30 см больше ширины будущей сумки.

Далее рулон необходимо катать 40-50 минут, несколько раз сбрызгивая горячей мыльной водой.

Полученный войлок еще раз полить горячей водой, расправить, выровнять, вытянуть смятые края.

Сушка такого войлока осуществлялась в течение 1 дня при комнатной температуре (Приложение 3)

Декорирование войлока

Полученное на предыдущем этапе войлочное изделие является только основой, которому необходимо придать форму и на которую необходимо нанести орнамент.

Изготовленный войлочные сумки имеют - и - формы.

В качестве украшения войлочных сумок был выбран башкирский орнамент - и - (Приложение 4)

Для декорирования войлочной сумки я использовала окрашенную шерсть - и - цвета.

Сначала необходимо приложить пучок шерсти основного цвета к войлоку, заполнить шерстью внутриконтурные участки намеченного узора. Шерсть должна как можно плотнее прилегать к войлоку. Для этого приходится ее прихлопывать.

Потом специальной иголкой (Приложение 5) - я …

Валяльная работа

После нанесения рисунка войлок необходимо снова скрутить в тугой рулон для того, чтобы начать валять.

Полученный рулон я катала руками, с силой надавливая на него. Через каждые 5 минут катания войлок необходимо развернуть, поправить рисунок, добавить шерсть. Необходимо соблюдать осторожность, чтобы рисунок не размылся, не потерял свою форму.

Процесс валки длится чуть более часа.

По прошествии данного этапа войлочное изделие стало плотным, спрессовалось.

Заключительный этап

На заключительном этапе изготовления войлочной сумки все работы ведутся с уже сваляным войлоком и подготовленной для сумки фурнитурой: ручки, декоративные шарики и жгутики (Приложение 6).

Сначала расправленное уже плотное войлочное изделие еще раз осматривают на предмет необходимых доработок.

Затем сшивается сумка, подшивается заранее подготовленный подклад, пришиваются ручки и элементы декора.

Готовая сумка в течение суток хранится в сухом месте, чтобы зафиксировать приданную войлоку форму.

Войлочная сумка с башкирским орнаментом готова.

Заключение

В ходе написания первой главы дипломной работы было определено, что войлок - это плотный материал из валяной шерсти или из синтетических волокон. Изготавливается обычно в виде полотнищ, которые имеют различную толщину, в зависимости от назначения. Единственный природный материал, из которого может быть изготовлен войлок - это шерсть, причём лучше всего овечья шерсть. Шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой - кутикулу. Благодаря нему волокна могут сцепляться друг с другом под воздействием горячей воды и пара. На этом основан принцип войлоковаляния. Войлок издревле широко применялся в быту башкир - им покрывали стены и купол юрты: он не только утеплял жилище степняка, но и защищал от палящего солнца, ливневых потоков, ветров и ураганов; его использовали и в изготовлении одежды, головных уборов, сумок.

Во второй главе отражена история женской сумки - от ее появления до современности. Сумка бывает разных видов и имеет различное предназначение. Очень важный аспект - эксклюзивность сумки. Поэтому для дипломной работы был выбран традиционный башкирский материал, становящийся все более популярным сейчас - войлок. Он позволяет выполнить сумки различной формы с последующим нанесением на них яркого башкирского орнамента.

Третья часть дипломной работы - практическая. Она подробно описывает пять этапов создания сумки:

подготовительный этап, включающий обработку шерсти;

свойлачивание шерсти или создание основы для войлока, т.е. предварительное уплотнение войлока;

декорирование войлока или нанесение узора на сумку;

"валяльная" работа ("вкатывание" внешнего слоя нанесенного изображения в основу сумки и уплотнение войлока);

заключительный этап, включающий обработку и отделку войлочной сумки.

В итоге выполнения дипломной работы я углубила теоретические знания и приобрела практические навыки по работе с войлоком; изготовила из белой овечьей шерсти три войлочных сумки, входящих в коллекцию "Башкирская модница"; декорировала каждую сумку цветной шерстью и специально свалянными для этого шариками и жгутиками. Считаю, что процесс изготовления войлочной сумки был длительным, трудоемким, но творческим и увлекательным. В результате получились три разнообразные по форме и цветовому решению войлочные сумки. Каждая из них - это воплощение дизайнерской мысли, пропитанной нотами башкирского искусства.

Библиографический список

1. Кузеев Р.Г. Ганеева А.Р. Северо-западные башкиры: состояние изученности, задачи исследования // Этнические и этнографические группы в СССР и их роль в современных этнокультурных процессах (тезисы докладов). - Уфа, 1989. - С.171.

2. Масалимов Т.Х., Ахадуллин В.Ф. Художественный войлок: учебное - пособие. - Уфа, 2007.

3. Полевой материал Давлетшина З.М. 2008 г., д. Тушаул Хайбуллинского района Республики Башкортостан.

4. Шитова С.Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир (Этнографические очерки). - Уфа, 2006. - С.27-28.

5. Янгузин Р., Рахматуллина З. Башкирский сабантуй - праздник весны (история и современность) // Ватандаш. - 2003, - №6. - С.46.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий