Смекни!
smekni.com

Проект упаковки для пищевой промышленности (стр. 5 из 13)

2.2 Анализ упаковок по конструкции

На рисунке 2.1 изображена типичная коробка. Коробка имеет трапециевидную форму. Углы её вогнуты вовнутрь, стенки выгнуты наружу. Клапаны крышки приклеены друг к другу, что создаёт определённое неудобство. Так как возникают трудности при открытии, и теряется внешний вид. Ручка полукруглая, отверстие для руки очень маленькое, поэтому держать такую коробку не очень удобно.

На рисунке 2.2 изображены коробки, классифицируемые по каталогу ECMA, как категория F – коробки особой формы и специальной конструкции. Так как коробка с трапецеидальным основанием входит в категорию F и форма рассматриваемого образца на рис. 2.1 достаточно интересна, то можно отнести её к категории F.

Коробка на рисунке 2.3 имеет форму трапеции. Клапаны крышки приклеены друг к другу. Это создаёт такие же сложности при открывании как у коробки на рисунке 2.1. Дно выполнено по конструкции донного самозатвора. На боковых стенках выполнено окно в форме ёлочке, заклеенное прозрачной плёнкой. Отсутствие ручек вызывает неудобства.

На рисунке 2.4 изображены коробки, классифицируемые по каталогу ECMA, как категория С – поясные коробки. Так как коробка с продольным клеевым швом по высоте Н, а также стороны коробки могут иметь непрямоугольную форму и быть расположены под углом к основанию, то можно отнести её к категории С.

Ещё одна коробка, выполненная в форме трапеции. На боковых стенках выполнены окошки, с вклеенной плёнкой. Крышка с выгнутыми наружу стенками и вогнутыми внутрь по углам является одним целым с боковыми стенками. Ручка очень маленькая, похоже, что она выполняет только декоративную функцию.

Эта коробка по конструкции короба похожа на экземпляры категории С (см. рис. 2.4), но конструкция крышки несколько нестандартна (см. рис. 2.2). Поэтому более правильно будет отнести эту коробку к категории F.

Коробка пирамидальной формы. Смотрится достаточно органично, но открывается она снизу, что неудобно. Так как каждый раз, когда открываешь коробку нужно её переворачивать. Соединительные клапаны могут утратить жёсткость и коробка потеряет свою форму. Ручки тоже маленькие, нести коробку совершенно неудобно (рис. 2.7).

На рисунке 2.7 изображены коробки, классифицируемые по каталогу ECMA, как категория D – складные коробки из одной заготовки, собираемые без клеевых соединений. Так как коробка собирается с помощью клапанов «бабочек», они вставляются в прорези и затем их боковые ушки расправляются, что препятствует их выходу из прорезей, а также стороны коробки могут иметь непрямоугольную форму и быть расположены под углом к основанию, то можно отнести коробку к категории D.

Коробка выполнена в форме пакета (см. рис. 2.8). Крышка одно целое с пакетом. Перекидываясь на другую сторону, она закрывается с помощью клапана, который вводится в отверстие. Ручки просто верёвочные с узелочками на концах, что препятствует выскальзыванию их из отверстий. Конструкция такой коробки очень простая, но одна из самых практичных из всех образцов представленных здесь. Но всё же эту коробку нужно отнести к категории F по каталогу ECMA.

Коробка, являясь прямоугольной, имеет форму домика, выступающей деталью является новогодняя ёлка, она вставлена с помощью клапанов с замками, которые препятствуют обратному движению вставки. Ручка также является вставным элементом. Но непонятно выдержит ли крепление крыши к коробке подъём за ручку. Главный недостаток этой конструкции – непродуманная верхняя часть – крыша. Крыша топорщится, боковые стенки тоже. Из-за этого между стеной и крышей образуются очень большие щели. Из-за этих щелей может произойти порча продукта или частичная его потеря при транспортировке. Такая конструкция производит впечатление очень ненадёжной (см. рис. 2.9).

В этой части были рассмотрены коробки по конструктивным признакам, которые представлены на рынке на декабрь 2004 года (магазин «Седьмой континент»). Конечно, это далеко не все представленные образцы, но наиболее распространённые и наиболее типичные. Все представленные образцы удобны для использования на больших новогодних мероприятиях, когда нужен недорогой и «удобный» подарок, за исключением, быть может, коробки на рис. 2.8 . Но когда подарок приобретается «в семью» к нему предъявляются более высокие требования по оригинальности конструкции, надежности и художественному оформлению, о чём будет сказано в следующей части.

2.3 Анализ художественного оформления упаковки для новогодних подарков

Подарочную упаковку можно подразделить на:

1) богатую - богатое оформление с позолотой и т.д., предполагает своим потребителем человека с большими (средними) доходами, но при этом среднего культурного уровня;

2) изысканную - потребитель не обязательно богатый, но культурный человек с хорошим вкусом;

3) нарядную упаковку, предназначенную для женщин;

4) яркую - для ребенка;

5) вызывающую (шокирующую), рассчитанную на подростка-ти-нэйджера.

Цепочка: отправитель — кодировка — обращение — расшифровка — получатель. Дизайнер должен таким образом составить свое послание к потребителю, чтобы он мог правильно его понять. Для этого учитываются психологические, культурные, национальные возможности цвета, изображения, формы, шрифта, композиции, символические знаки, разновидностью которых мы можем считать орнамент. Кроме того, осуществляются сегментирование рынка и позиционирование товара на нем, учитываются традиции в оформлении товаров различных категорий продуктов.

Вербальная информация является линейной и направлена на пробуждение разума (обращена к разуму).

Визуальная информация является фенестративной (окно) и направлена на пробужденье эмоциональной сферы.

В случае упаковки эти две системы передачи информации составляют единое целое, что позволяет воздействовать одновременно на разум и эмоции потребителя. В зависимости от возраста и культурного уровня потребителя при определении предназначения товара делается соответствующий акцент.

Способы визуального воздействия: изображение, цвет, композиция, ритм. Шрифт является принадлежностью как визуального (особенно в названиях), так и вербального способа передачи информации.

В упаковке эти два уровня передачи информации дополняют друг друга, частично дублируя друг друга, но при этом, воздействуя на различные области человеческой психики: фенестративный обращается к эмоциональной сфере, а линейный - подкрепляет первый, обращаясь к разуму покупателя. Выступая вместе, они создают избыточность информационного воздействия и препятствуют помехам полностью или частично исказить закодированное сообщение. Под помехами имеется ввиду неправильно выбранное цветовое решение, визуальный ряд, различное освещение в магазинах, плохое полиграфическое исполнение и т.д.

Основные факторы, определяющие воздействие на формирование необходимых установок у потенциального потребителя. Какими выразительными способами дизайнер может решить эту задачу:

1)материалы, используемые в упаковке;

2) форма, конструкция и размер;

3) цвет;

4) графическая композиция.

Выбор материала может создавать желаемый образ продукта. Товары повседневного спроса упаковываются в недорогие материалы, которые обеспечивают, прежде всего, сохранность продукта. Выбор материала для упаковки очень важен, но особенно значим он для эксклюзивной и подарочной упаковки.

Наибольшая опознавательная (различительная) способность - у формы, у сочетания ее с цветом — практически абсолютная различительная способность. Форма - более эффективное средство коммуникации, чем цвет. Но экспрессивного воздействия цвета нельзя достичь с помощью формы. Форма дает широкое разнообразие ясно различимых моделей. Кроме того, форма используется при создании подарочных упаковок, предназначенных к реализации во время различных праздников. Можно назвать различные упаковки к новогодним праздникам — в виде сундучков, домиков, нарядных коробочек, ко Дню Святого Валентина — в виде сердца, к Пасхе — в виде яйца.

К форме предъявляется ряд требований:

1. Прежде всего, должно удобно держать ее в руке, пользоваться при изменении наклона и т.д., то есть рука человека выступает как основная точка отсчета.

2. Вес рассчитывается таким образом, чтобы среднестатистический человек мог пользоваться упаковкой, не затрачивая чрезмерных усилий.

3. Форма должна быть такой, чтобы при выкладке товара на полку в магазине она легко узнавалась, и ее можно было бы легко взять. Придумываются специальные мини-прилавки для продажи штучных товаров. Форма определяет и композиционное решение упаковки.

Размер упаковки связан, прежде всего, с маркетинговыми исследованиями и решением о том, в какой ситуации, или в расчете на какую семью данная упаковка создается, но размер может нести в себе определенные эмоциональные ассоциации: например, небольшие упаковки или флакончики могут способствовать созданию ощущения изысканности, уникальности, престижности. Маленький размер возможен при создании подарочных эксклюзивных упаковок с использованием дорогих материалов, графическое решение в данном случае может быть миниатюрным и особенно тщательным. Но в то же время может быть создана подарочная упаковка для конфет - большая эффектная коробка с минимальным наполнением, в данном случае подарком, знаком уважения и внимания будет служить сама коробка, стоимость которой может быть не меньше стоимости содержимого.

Конструкция должна позволять легко получить доступ к содержимому упаковки, если это не опасный продукт. Эти дизайнерские задачи должен осуществлять не столько дизайнер-график, сколько дизайнер-технолог при проектировании упаковки.