Смекни!
smekni.com

О необходимости перехода на новую парадигму разработки и реализации агропродовольственной политики (стр. 1 из 3)

О необходимости перехода на новую парадигму разработки и реализации агропродовольственной политики

М.Ю. Ксенофонтов, Д.Е. Козин, М.А. Поскачей, Н.Н. Сапова

Управление социально-экономическими процессами должно основываться на научном предвидении возможностей и проблем развития, а также последствий бездействия и на оценках итогов реализации различных вариантов политики регулирования. Методической основой научного предвидения в этой области является сценарное прогнозирование.

Важнейшее содержательное предназначение средне- и долгосрочных прогнозов состоит в привнесении в контекст текущей экономической политики представлений о целях и задачах стратегического характера. При расширении временного горизонта прогнозно-аналитических исследований появляется реальная возможность рассмотрения содержательно различных вариантов экономической политики и соответствующих им сценариев развития. Средне- и долгосрочный прогноз в явном виде показывает зависимость будущего состояния экономики и общества от выбора той программы действий, которая составляет суть принятого курса экономической политики. Это позволяет перейти к парадигме «активного строительства будущего».

При этом прогнозирование отнюдь не сводится только к построению прогнозной динамики важнейших параметров и переменных, характеризующих развитие рассматриваемого объекта (например, сельского хозяйства или АПК, или в целом национальной экономики). Важнейший элемент процедуры сценарного прогнозирования - содержательная интерпретация получаемых количественных оценок, в результате которой выявляются перспективные возможности и проблемы развития, свойственные исследуемому варианту экономической политики. Эти возможности и проблемы в дальнейшем могут быть использованы для уточнения как исходных целевых установок, так и тактических задач, которые необходимо решить для их достижения. Однако в определенные моменты времени анализ перспектив развития позволяет выявить столь масштабные и глубокие изменения экономического содержания проблемных ситуаций и механизма их формирования, которые требуют не «косметической» корректировки экономической политики, а радикального критического переосмысления сложившихся стереотипов и перехода к новой парадигме разработки и реализации экономической политики.

Из прогнозно-аналитических исследований очевидно, что подобный пересмотр традиционной парадигмы разработки и реализации агропродовольственной политики становится актуальным уже применительно к периоду 2010-2020 гг. Это обусловлено тем обстоятельством, что к концу этого периода можно ожидать исчерпания имеющегося потенциала роста сельскохозяйственного производства с опорой на традиционные рынки сбыта аграрной продукции (рынки продовольствия, рынки сырья для пищевой и легкой промышленности).

Анализ сценарных условий развития российской экономики в среднесрочной перспективе показывает, что сохраняются высокие темпы роста спроса на мясо и мясные продукты, а также на молочные продукты. Остается значительным разрыв между фактическим среднедушевым потреблением этих продуктов в Российской Федерации и уровнем этих показателей, соответствующих современным представлениям о рациональном питании и (или) достигнутых в развитых странах. При этом сложившиеся тенденции роста доли импорта в ресурсах внутреннего рынка именно этих продуктов противоречат установкам на укрепление продовольственной безопасности страны. Следовательно, повышение конкурентоспособности животноводства может обеспечить значительный потенциал наращивания объемов производства в этой подотрасли сельского хозяйства в режиме удовлетворения растущего внутреннего спроса и активизации процессов импортозамещения.

Для того, чтобы оценить потенциал наращивания аграрного производства, который можно связывать с повышением конкурентоспособности животноводства, был проведен прогнозно-аналитический расчет на период до 2020 г., основанный на следующих предположениях.

Среднедушевое потребление мяса и мясных продуктов (в пересчете на мясо) может возрасти до 82 кг в год по сравнению с 52 кг в 2004 г. (81 кг - уровень, соответствующий рекомендациям Института питания РАМН).

Среднедушевое потребление молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко) может возрасти до 394 кг в год по сравнению с 226 кг в 2004 г. (392 кг - уровень, соответствующий рекомендациям Института питания РАМН).

Доля импорта в общем объеме ресурсов внутреннего рынка может быть сокращена до 18% по мясу и мясным продуктам (32% в 2004 г.), а по молоку и молочным продуктам возрастет до 28% (19% в 2004 г.) (прежде всего, вследствие того, что внутренний спрос на сыры и сливочное масло в рассматриваемый период будет существенно опережать возможности роста их внутреннего производства).

Численность населения Российской Федерации (в соответствии с имеющимися оптимистическими прогнозами демографического развития) будет снижаться незначительно (до 141-143 млн. чел. по сравнению с 144, 2 млн. чел. в 2004 г.).

Возможен значительный прирост эффективности производства основных видов животноводческой продукции, что выразится в существенном сокращении удельных расходов кормов при рационализации их структуры и питательной ценности за счет прироста производства фуражных культур в растениеводстве и развития комбикормовой промышленности.

Объем экспорта зерновых культур возрастет до 20 млн. т в год.

При этих гипотезах в 2020 г. по сравнению с 2004 г.:

внутреннее производство мяса возрастет в 2 раза, а молока - в 1, 4 раза;

валовой сбор зерновых культур может увеличиться на 15%;

продукция животноводства в неизменных ценах возрастет в 1, 7 раза, а растениеводства - на 10-15%;

общий объем продукции сельского хозяйства в неизменных ценах увеличится на 35-40%.

Однако чем менее оптимистические гипотезы о перспективном уровне конкурентоспособности российских производителей аграрной продукции будут приниматься, тем более высокими окажутся доли импорта и меньшими возможные приросты объемов сельскохозяйственного производства, при которых будет наблюдаться насыщение традиционных рынков сбыта, а следовательно, тем более близкими окажутся естественные пределы наращивания масштабов экономической деятельности в сельском хозяйстве. Важно отметить, что темпы приближения к состоянию насыщения потребностей российского населения в продукции животноводства будут определяться не возможностями развития отечественного сельского хозяйства, а динамикой реальных доходов домашних хозяйств. В любом случае, для перехода в состояние стабилизации внутреннего спроса на аграрную продукцию, согласно сценариям динамичного социально-экономического развития, потребуется 10-15 лет, а по отдельным направлениям - еще меньше.

Насыщение традиционных рынков сбыта приведет к существенным изменениям в логике взаимообусловленности различных аспектов развития АПК, в логике формирования проблемных ситуаций, которые будут возникать в развитии аграрного сектора в средне- и долгосрочной перспективе, что должно найти отражение в подходах к разработке и реализации агропродовольственной политики. Ниже представлено несколько иллюстраций этого тезиса.

Новый механизм взаимообусловленности политики развития аграрного сектора и политики устойчивого развития сельских территорий. Важнейшим фактором повышения эффективности и конкурентоспособности деятельности отечественных производителей аграрной продукции является рост производительности труда, который, с одной стороны, должен привести к снижению издержек производства, а с другой - обеспечить возможности для увеличения средней заработной платы. Абсолютный и относительный рост заработной платы в сельском хозяйстве необходим для формирования мотивов к эффективному труду, для решения проблем кадрового обеспечения, но одновременно он создает угрозу существенного обострения социально-экономических проблем развития сельских территорий. Она обусловлена тем, что необходимый для реализации этого оптимистического сценария рост производительности труда при ожидаемом замедлении темпов прироста спроса на аграрную продукцию на традиционных рынках ее сбыта с неизбежностью приведет к существенному сокращению численности занятых в сельском хозяйстве.

Расчет иллюстрирующий этот тезис приведен в таблице. Он основан на сценарных условиях и прогнозных оценках Министерства экономического развития и торговли РФ1. Результаты расчета свидетельствуют, что при принятых сценарных гипотезах (о темпах роста заработной платы в экономике в целом в номинальном и реальном выражении, темпах роста объемов производства аграрной продукции и цен на нее) установка на сохранение численности занятых в сельском хозяйстве приходит в непримиримое противоречие с установкой на приближение средней заработной платы в этой отрасли к среднему по экономике уровню. Даже простое поддержание в 2010 г. сложившегося в 2005 г. соотношения этих средних уровней заработной платы оказывается возможным либо в случае снижения численности занятых в аграрном производстве примерно на 20% (что соответствует приросту производительности труда на 47%), либо в случае масштабного роста эффективности использования всех прочих ресурсов производственного потребления в сельском хозяйстве, который позволит увеличить фонд заработной платы этой отрасли в реальном выражении в 1, 6 раза (таблица).

Таблица

Анализ предпосылок реализации целевых установок в области относительного повышения заработной платы в сельском хозяйстве в рамках сценария развития российской экономики до 2010 г.

Показатель 2010 г. по сравнению с 2005 г., %
Сценарные условия
1. Рост номинальной заработной платы в целом по экономике 238, 4
2. Индекс потребительских цен 146, 0
3. Рост реальной заработной платы в целом по экономике (3=1/2) 163, 3
4. Рост продукции сельского хозяйства в неизменных ценах 117, 3
5. Дефлятор продукции сельского хозяйства Расчет * 138, 1
6. Рост продукции сельского хозяйства в текущих ценах (6=4*5) 162, 0
7. Максимально возможный рост фонда заработной платы в сельском хозяйстве в номинальном выражении (при сохранении уровня рентабельности и структуры себестоимости продукции, сложившейся в 2005 г.) (7=6) 162, 0
8. Максимально возможный рост фонда заработной платы в реальном выражении (при тех же предположениях) (8=7/2) 111, 0
9. Рост реальной средней заработной платы в сельском хозяйстве, необходимый для сохранения сложившегося отставания от средней заработной платы по экономике (в предположении сохранения числа занятых) (9=3) 163, 3
10. Темп уменьшения соотношения оплаты труда в сельском хозяйстве и в экономике в целом, соответствующий сценарным условиям МЭРТ и предположению о сохранении численности занятых в аграрном секторе на уровне 2005 г. (10=8/3) 67, 9
11. Рост производительности труда занятых в сельском хозяйстве, необходимый для того, чтобы лишь поддержать сложившееся отставание средней заработной платы в сельском хозяйстве от среднего по экономике уровня (11=9/8) 147, 2
12. Численность занятых в сельском хозяйстве, соответствующая принятому варианту динамики объемов производства и нормативным требованиям к росту производительности труда (12=4/11) 79, 7
* Идея расчета принадлежит А.В. Суворову.

Расчет показывает, что согласование целевых установок в социальной области (повышение заработной платы и сохранение занятости) может быть обеспечено, во-первых (при принятых гипотезах о допустимом росте цен на аграрную продукцию и о возможных объемах бюджетной поддержки), вследствие масштабного дополнительного прироста физических объемов и эффективности производства, во-вторых (при принятой гипотезе о динамике объемов и эффективности производства) - перераспределения в сельское хозяйство дополнительных финансовых ресурсов на основе регулирования ценовых пропорций и механизмов бюджетной поддержки.