Смекни!
smekni.com

Влияние гуманитарных наук на становление современного инженера (стр. 2 из 2)

В процессе образования будущих специалистов необходимо учитывать три взаимосвязанных аспекта философского мировоззрения [1]:

1. собственно мировоззренческий;

2. методологический;

3. нравственный.

Собственно мировоззренческий аспект предполагает освоение студентами суммы знаний, отражающей как общую современную картину мира, так и социальную действительность.

Но вместе с суммой знаний студент должен освоить и основные законы научного мышления, его творческий характер. Однако, самое главное, знанием может называться только то знание, которое прошло через чувство и волю человека, – знание, творящее новую жизнь. Речь, прежде всего, идет о том, что знания и методологическая дисциплина мысли не могут не пронизываться нравственным неравнодушием к жизни.

Экология

Отдавая должное значительным достижениям науки, понимая, что именно инженерная мысль является важнейшим условием роста материального благосостояния общества, нельзя сбрасывать со счетов тот колоссальный вред, который был нанесен природе в результате утилитарного отношения к ней.

Трагедия Чернобыля – яркое доказательство аморального решения технических задач, не включающего моральных основ. Поэтому содержание технических дисциплин может рассматриваться только вместе с этикой и экологией инженерного проектирования и эксплуатации.

Значимость экологической проблемы усиливается глобальными изменениями в биосфере: сокращением природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, повышением радиации. Эти изменения создали реальную угрозу здоровью людей и являются существенным препятствием для дальнейшего развития производственных сил.

Технократический подход приводил к однобокому образованию, дававшему человеку знания только в области техники и технологии. Такой подход порождал два ряда губительных последствий [1].

Во-первых, мощная техника и технология создавались людьми, не осознававшими свою ответственность перед природой и будущими поколениями. Во-вторых, готовя специалистов к производственной деятельности, которая по своей сути является системой, общество не учитывало всех ее элементов, и будущие специалисты, овладевшие лишь отдельными элементами своей деятельности, оказывались неподготовленными к решению многих практических задач.

Современная фатальная ситуация, в которой пребывает человечество, требует от субъекта деятельности разумно-экологического, эстетическо-нравственного отношения к миру.

Свести до минимума опасные для человечества последствия неблагоприятных изменений в биосфере представляется возможным при внедрении систему образования инженеров элементов экологической культуры. Такое содержание образования поможет формированию сознания человека как части микромира, с которой он связан.

Этика

Рассмотрим роль этики, в центре внимания которой – человек и его взаимоотношения с другими людьми, на становление современного инженера.

Несмотря на то, что на институтских занятиях по этике (по крайней мере, в нашей Академии) ограничиваются только сообщением определенной суммы этических знаний, именно с этого начинается приобщение к основам нравственной культуры. Преподаватель воздействует не только на рациональную сферу сознания студентов, но и на эмоциональную, не только формирует нравственные установки, но и способствует развитию, воспитанию культуры чувств.

Любая работа инженера требует от него самостоятельной практической деятельности, сопряженной с творческой активностью, поиском возможностей реализации ее результатов, способностью принимать решения в нестандартных ситуациях, что в значительной степени актуализирует этические знания.

Инженерная этика основывается на комплексном труде ученого-изобретателя или ученого-конструктора. Она предполагает направленность на формирование таких нравственных качеств, как научная добросовестность, личная честность и ответственность за результаты испытаний и эксплуатации технических конструкций. Инженерная этика призвана также создавать благоприятную атмосферу взаимопонимания в трудовом коллективе [5].

Таким образом, этическое просвещение в учебном процессе призвано формировать профессиональную мораль специалиста и в определенной степени повысить нравственную культуру будущего инженера.

Риторика

Язык, как говорил еще Платон, является инструментом, с помощью которого люди сообщают друг другу информацию о различных предметах [1].

В условиях все возрастающего потока научной информации особую актуальность приобретает формирование информационной культуры, которая заключается не только в способности быстро извлекать полезную информацию, но и в умении ее логически осмысливать и интерпретировать, грамотно и аргументировано излагать.

Такое умение в большей степени обуславливается хорошей языковой подготовкой.

Молодой специалист, вливаясь в трудовой коллектив, сразу же перенимает манеру языкового общения, господствующего там и традиционно изобилующую значительными заимствованиями из различных пластов сленга, усваивает стиль общения. При растущей культуре производства, усложнении оборудования и постоянно повышающихся требований к качеству продукции примитивность и вульгарность производственной речи неизбежно ведет к деградации мышления инженера, снижению его творческого потенциала. Выпускнику вуза, не имеющему должных знаний и навыков, часто бывает нечего противопоставить доминирующему в трудовом коллективе разговорному языку, что резко снижает ценность его достаточно высокой профессиональной подготовки.

Инженеры глубоко и основательно занимаются предметами, исследуют их и знают о них больше чем другие. И они не должны хранить эти знания только для себя, они должны передавать их другим специалистам и обычным людям.

Человек не должен стать частью мира, наполненного узкими специалистами, которые знают много о маленьком отрезке мира, но при этом не способны передать эти знания другим.

История культуры

Вся человеческая история – это история культуры. Примерно за пятьсот лет до нашей эры человек впервые осознал свое бытие, самого себя. Тогда же он поставил радикальные вопросы своего существования. В этот период возникли основные категории, которыми мы мыслим до сегодняшнего дня, были созданы начала мировых религий, которыми люди продолжают жить и сегодня [1]. Это, конечно, не значит, что культура на протяжении последних веков не развивалась. Однако какой бы прогресс ни наблюдался, какие бы открытия ни совершала наука, – все это, прежде всего, рост различных областей человеческого знания или человеческой деятельности и в гораздо меньшей мере – человека как такового.

Культура, если ее понимать широко, находится в тесной связи с профессиональной деятельностью, выступая в качестве важнейшей детерминанты поведения индивида. Культурное самоотождествление, кроме того, теснейшим образом связано с проявлением национального самосознания личности. В процессе исторического развития каждый народ создает собственную систему культурных ценностей, которые используются его членами для выражения своей национальной принадлежности. Принятая личностью система ценностей позволяет ей не только определить свое место в социуме, но и поддерживать чувство самоотождествленности с определенной этнической культурой. На этом основании система гуманитарных знаний должна быть ориентирована, прежде всего, на изучение социально-нравственного опыта собственного этноса.

Знакомство с мировой культурой в плоскости исторической типологии позволяет будущему инженеру получить необходимые ему представления о предметах и явлениях, их функциональных возможностях, о формах и средствах духовно-практического и главное – нравственного освоения человеком мира на различных этапах развития цивилизации.

Все, что происходит в жизни людей, регулируется культурной традицией, будь то политическая или правовая культура, культура производства или управления.

Отсюда важность приобщения будущих инженеров к наследию мировой и отечественной культуры, формирование и развитие у них культурных навыков.

Заключение

Современным обществом все больше завладевает такая разновидность интеллектуального потенциала, как технократическое мышление. Именно оно сегодня представляет наибольшую опасность для судьбы человечества. Поскольку средствами, которыми мы намеревались покорить мир, мы покорили, прежде всего, человеческое в себе, разрушили свою духовность.

Именно поэтому профессиональная подготовка специалистов инженерно-технического профиля, не подкрепленная гуманитарными знаниями, приводит к тому, что результаты инженерной деятельности противоречат интересам общества, вызывая массу негативных последствий социального характера.

Чтобы этого не происходило, будущие инженеры должны опираться не только на узкоспециализированные знания, но и на весь спектр общечеловеческих дисциплин (философия, психология, этика, социология, история культуры, экология и риторика), необходимость которых рассмотрена в данной работе.

Литература:

1. “Инженер и культура” Сборник трудов научной конференции. – Минск, 1994. 168 с.

2. Дмитриева М.А. “Психология труда и инженерная психология”. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1979. 220 с.

3. “Психология и педагогика” под ред. К.А. Абульхановой. – М.: Совершенство, 1998. 410 с.

4. Кугель С.А. “Молодые инженеры”. – М.: Мысль, 1971. 205 с.

5. Хаккер В. “Инженерная психология и психология труда”. – М.: Машиностроение, 1985. 345 с.