Смекни!
smekni.com

Любовь как эмоция и ее исследования в психологии (стр. 1 из 2)

В мире зла, глупостей, неуверенности и

сомнений, называемых существованием,

есть одна вещь, для нее еще стоит жить и

которая, несомненно, сильна как смерть:

это любовь.

Г. Сенкевич

Любовь является одной из человеческих эмоций, научному изучению которой было посвящено множество трудов: начиная от Стендаля и его кристаллизации любви (не говоря уже о большом количестве более ранних философских трудов) и заканчивая современными изученьями гормональных составляющих переживания любви. В своей работе я хотел бы остановиться на некоторых аспектах любви как эмоции: ее месте в структуре эмоциональной жизни человека; ее определениях и типах в разных психологических направлениях; причинах ее развития у человека и ряде других.

Для начала необходимо коротко рассмотреть некоторые теории эмоций и затем определить какое место занимает любовь в них.

Общая характеристика эмоций

В каждой психологической школе эмоции по разному.

1. Психоаналитическая концепция аффекта и мотивации. В своих трудах Фрейд предложил способ анализа механизмов функционирования личности, выделив при этом концепцию аффекта. В ее основе лежит теория инстинктивных влечений, которым свойственны: безусловность, цикличность, избирательность и заменяемость. Сам же аффект определяется в ранних работах Фрейда как единственная побудительная сила психической жизни, а в более поздних трудах аффектам дается дефиниция интрапсихических факторов, побуждающих фантазии и желания индивида. В психоаналитическом подходе выделяют 3 аспекта аффекта: энергетический, процесс разрядки и восприятие окончательной разрядки. Из более поздних направлений исследования эмоций можно выделить работы Э. Фромма, в частности его работу «Искусство любви», некоторые компоненты которой я рассмотрю ниже.

2. Когнитивные теории. К ним относят теории самосознания (теории «Я»), в которых причиной эмоций являются когнитивные процессы. Центральным понятием этих теорий является Я-концепция (целостный, интегрированный феномен, возникающий при сложении восприятия и познания индивидом самого себя). Чем больше восприятие/познание человеком себя, чем больше они связанны с ядром его личности, тем больше они включают в себя чувства и эмоции. Другой группой когнитивных теорий является рассмотрение эмоций как функций (реакций), обусловленных когнитивными процессами. Так Арнольд, считает, что эмоция возникает в результате влияния определенной последовательности событий, которые описываются в терминах восприятия (как элементарное понимание) и оценок (мгновенный интуитивный акт). Другие представители когнитивного подхода (Шехтер и др.) предположили, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки ситуации, ставшей причиной этого возбуждения.

3. Эмоции как результат биологических процессов. Некоторые исследователи рассматривают эмоции как средство адаптации, игравшее важную роль в выживании на всех эволюционных уровнях. Так Плучик, определяет эмоции как телесные реакции, связанные с определенным адаптивным биологическим процессом. Он же предложил рассматривать личностные черты как комбинацию нескольких первичных эмоций. Например любовь определяется как радость + принятие.

4. Теория дифференциальных эмоций, объектом изучения которой, является отдельные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно, как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс, влияющий на познавательную и поведенческую сферу человека. Основой этой теории являются следующие положения: а) 10 фундаментальных эмоций (страх, смущение, печаль, радость и др.) образуют основную мотивационную систему жизни человека; б) эти фундаментальные эмоции переживаются и влияют по-разному на познание и поведение человека; в) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и влияют на них. Следует заметить, что это влияние двухсторонне. Активаторами эмоций здесь делятся на 3 группы: нейронные и нервнво-мышечные; аффекторные и когнитивные. Здесь же вводиться понятие базовая эмоция, определяемая как имеющая отчетливые нервные субстраты; она проявляет себя с помощью мимики и влечет за собой отчетливое переживание, осознаваемое человеком; она оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека. Этим критериям отвечают эмоции интереса, радости, удивления и др. Континуум эмоциональной сферы человека здесь выглядит следующим образом: а) рефлексы (автоматизированная реакция на стимул, осуществляющаяся без предварительной когнитивной оценки стимула и не предполагающая сознательного выбора модели поведения) - б) инстинкты - в) драйвы или survival needs (физиологические потребности, являющиеся основой для животной жизни) - г) эмоции. Определяя эмоции как то, что переживается как чувство, что мотивирует, организует и направляет восприятие, мышления и действия, мы можем сказать, что они входят практически во все сферы жизни человека, оказывая то или иное влияние на них.

5. Деятельностный подход. Согласно ему к эмоциональным процессам относится большой класс процессов внутренней регуляции деятельности, выполняющих эту функцию, «отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта, их значения для осуществления его жизни» (А.Н. Леонтьев). Кроме этого, эмоции являются одной из форм существования и личностного смысла, когда связь между событиями и мотивами, а также их личностный смысл проявляется возникающими эмоциональными переживаниями. Здесь проводится терминологическое различие, относящиеся к эмоциональным явлениям: оно (целостное явление) представляет собой единство двух моментов: отражаемого содержания и его эмоционального переживания. Эмоциональные явления распадаются на две группы: а) переживания, которые «окрашивают» сами предметы и превращают их в мотивы и б) явления, возникающие в процессе деятельности и выражающие определенное отношение субъекта к различным условиям, ситуациям и т.п.

Ряд других концепций и их положения будут рассмотрены ниже.

Некоторые определения любви

Согласно теории дифференциальных эмоций любовь существенно отличается от таких базовых эмоций как печаль, радость, гнев или страх. Базовыми они являются отчасти потому, что они имеют собственные способы выражения, присущие им способы переживания и собственные конкретные паттерны активности нервной системы. Хотя любовь также является базовым чувством, характеристики этой основы по отношению к любви принимают иное, более комплексное звучание. Любовь, отчасти, можно определить как сплав эмоционального, мотивационного и когнитивного компонентнов. Изард, проводя обзор некоторх из этих компонентов пишет, что эта «часть» состоит не только из позитивных эмоций как интерес-возбуждение и удовольстивие- радость, но и из ряда негативных - печаль, злость, гнев и др. Он также дополняет перечисленную выше классификацию любви таким типами как любовь как переживание и любовь как отношение.

Понимание причины возникновения эмоции может повлиять на протекание эмоционального процесса и тогда предметом переживания становиться эта причина. В учении Спинозы, это переключение отразилось в том, что такой аффект как любовь, служащий основой для возникновения других аффектов, определяется как удовольствие, которое сопровождается знанием внешней причины. Анализ процесас развития этих аффектов, т.е. переход переживания с непосредственных на опосредованные причины удовольствия, можно найти в работах Юма. Он четко различает объект и причину любви-ненависти. Причинные связи, описываемые в учениях Спинозы и Юма можно изобразить следующим образом: 1) предмет любви - 2) предмет удовольствия - 3) удовольствие - 4) любовь. Таким образом, любовь часто является лишь первым результатом развития эмоционального процесса, а является основой для возникновения других чувств. Когда предмет и причина любви совпадают, то это является основой для развития этого чувства и зарождения взаимного. Дальнейшее развитие этого эмоционального процесса определяется познанием ряда обстоятельств: возможность развития; намеренностью и признанием оправданности этих действий;

Э. Фромм понимает любовь как «ответ на проблему человеческого существования». Человек, осознавая свою отделенность от природы, осознавая свою жизнь, прошлое, понимает краткость своего существования. Т.е. то, что не по своей воле он рожден и не по своей умрет и т.п. Человек «стал бы безумным», если бы не смог освободиться из этой тюрьмы, покинув ее, объединившись в той или иной форме с людьми и окружающим миром. Способ преодоления этого, по Фромму, и есть любовь. Любовь, пишет он, это «активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим». Важным аспектом является то, что не смотря на то, что Фромм и предлагает типологию видов любви, он пишет, что любовь есть направленность на все, а не на что-то одно. При этом в действенный характер любви (в отличии от симбиотического, основанного на том или ином использовании другого человека) он включает такие неотъемлемые элементы как давание (отдачу), заботу, ответственность, уважение и знание.

Э. Берн определяет любовь как - «наиболее полное и наиболее благородное из всех отношений и включает в себя самое лучшее из всех остальных отношений: уважение, восхищение, страстность, дружбу и интимность». В терминах транзактного анализа, это возможно лишь тогда когда Родитель теряет свою зоркость и настороженность, а Взрослый свою предусмотрительность. Любовь здесь это отношение Ребенок-Ребенок.

Истоки любви

Основополагающим фактором в эволюционном развитии любви, является половое размножение, при котором самец и самкавносят в процесс сотворения нового существа равное количество генов, что обеспечивает генетическую изменчивость и, следовательно, являетсясредством необходимым для выживания группы.