Смекни!
smekni.com

Понятие семьи и брака (стр. 1 из 3)

Кубанский государственный университет

Контрольная работа

Тема:

«Понятие семьи и брака»

Предмет: Общая теория социологии

Выполнила:студентка 2 курса ОЗО

ф-та Управления, спец. Психология

Краснодар 2004

Содержание

1Предисловие ……………………………………………………………….2

2 Семья …………………………………………………………………….2

3Формы семьи ………..……………………………………………………...3

4Жизненный цикл семьи ……………………………………………………5

Образование пары, брак .…………………………………………………..5

Появление детей …………………………………………………………..6

5Неблагоприятные факторы и изменения .……………………………………7

Развод ……………………………………………………………………….8

Используемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

- 1-

Предисловие

Социология семьи, рассматриваемая в широком смысле как социологическая наука о семье, является старейшей интеллектуальной дисциплиной. Издревле все попытки осмысления общественной жизни людей, так или иначе, были связаны с пониманием семейно-ролевой организации. Интерес к происхождению человечества и к человеческой истории всегда сопровождается интересом к браку, семье, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений.

Социология семьи в узком смысле как часть общей социологии, как теория «среднего уровня» рассматривает особую сферу жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей (семьи).

Семья

Частое упоминание семьи при обсуждении личностного развития призвано привлечь внимание к семейной системе. Для многих исследователей семья является краеугольным камнем в понимании личностного развития и социальных отношений. Семья заслуженно является объектом изучения многих академических величин. Семью составляют отдельные личности, чтобы понять закономерности функционирования семьи, необходим уровень анализа выше индивидуального.

Значение семь выходит далеко за пределы сохранения биологического вида. Семью можно рассматривать как социальный институт, выполняющий функции репродукции общества и обеспечения психосоциального развития на протяжении всей жизни. Осуществление этих функций происходит за счет передачи социальных ценностей и норм, а также за счет обеспечения развития следующего поколения. Таким образом, семья выполняет две функции: социального контроля и содействия индивидуальному развитию. Члены семьи выполняют взаимные обязательства и принимают определенные ограничения ради оказания поддержки друг другу. Семейная поддержка, в свою очередь, способствует развитию индивида и общества.

В некотором отношении каждая семья – это уникальная система, обеспечивающая своим членам уникальную среду. Некоторые семейные структуры типичны для данного общества или социальной структуры, поскольку семья функционирует в определенных социально-культурных границах. По своей структуре семья в индустриализованном обществе лишь частично похожа на семью в обществе с сельскохозяйственным укладом. Преобладающая в обществе структура семьи неизбежно определяет способы, какими семья влияет на индивидуальное развитие.

В любом историческом периоде можно обнаружить значительные кросс-культурные различия в семейной жизни. В разных странах изменение семейной жизни происходило не одинаково. В Северной Европе традиционные семейные отношения вытесняются совместным проживанием и чуть ли не половина детей рождается вне брака. В Италии и Испании молодые люди довольно длительное время проживают вместе с родителями, а число детей у не состоящих в браке родителей остается относительно небольшим r. Продолжительное проживание молодых людей с родителями делает особенно актуальной проблему отношении между поколениями. Эта тенденция должна вызывать беспокойство, ecли речь идет о неспособности взрослых и детей достичь финансовой самостоятельности.

Социально- исторические изменения не толькоизменили семью, но и привели ; к возникновению совершенно новых ее форм. Примером могут служить семьи гомосексуалистов и лесбиянок. При сравнении детей, воспитывающихся лесбиянками, с детьми, воспитывающимися

-2-

одной гетеросексуальной матерью, не было обнаружено каких-либо различий в гендерной идентичности. Подобный результат указывает на неправомочность социального стереотипа о том, что нуклеарная семья — это необходимое условиенормального развития, и в то же время ставит под сомнение представления о зависимости гендерного развитие от родительских отношений

Отсрочивание вступления в брак и рождение детей имеет особенно примечательные следствия в социальном и личностном плане. Оно приводит к уменьшению семьи. В одних странах (например, в Голландии, Франции) уровень рождаемости (примерно два ребенка на женщину) достаточен для восстановления естественной убыли населения, в других (например, в Италии. Германии) — недостаточен. Это, безусловно, должно выбывать беспокойство общества, особенно если отмечается низкая частота вступления в брак и тенденция к отказу супругов от деторождения (несмотря на это, нежелательные беременности среди подростков из необеспеченных семей также вызывают тревогу, особенно в США Великобритании). На личностном уровне отсрочивание вступления в брак может приводить к более разумному выбору и более устойчивому браку, но в тоже время к более холодному расчету и нежеланию поступится собственными привычками и жизненными целями.

Формы семьи

(Льюис Морган)

Кровнородственная семья.

Существование этой формы приходится доказывать путём, основанной на непосредственно её проявлении. Будучи первой, после промискуитета и наиболее древней формой данного учреждения (низшая ступень дикости), она перестала существовать даже у самых отсталых дикарских племён. «Такое доказательство даёт система родства и свойства, пережившая на бесчисленный ряд столетий те брачные обычаи, от которых она произошла, и сохранившаяся ещё теперь, чтобы засвидетельствовать факт, что такая семья существовала тогда, когда эта система сложилась». Эта система – малайская. Она выражает те отношения родства, которые должны были существовать в кровнородственной семье, и предполагает существование такой семьи для объяснения её собственного существования.

Совершенно очевидно, что малайская система не могла произойти от какой-либо другой уже существовавшей системы, так как нельзя себе представить какой-либо более элементарной системы. Таким образом, простота и точность этой системы обращает на себя внимание, прямо указывая на то, что групповой брак родных и коллатеральных братьев и сестёр был источником, из которого эта система возникла. Можно вполне допустить, отмечает Морган, что малайская система получила своё начало в многобрачии кровных родственников, в том числе родных братьев и сестёр, что она действительно началась с брака между братьями и сёстрами и постепенно включала в свой круг коллатеральных братьев и сестёр, по мере того как расширялся круг брачной системы. Если подробно рассмотреть данную систему родства, то не найдётся различия между родством по крови и по свойству, то есть оно не проводится. Доказательства существования данной формы семьи. Например, на Сандвичевых островах брак между братьями и сёстрами сохранился в качестве пережитка кровнородственной семьи при пуналуальной семье. Вкратце коснувшись «девяти степеней родства китайцев», исследователь отмечает, что она показывает, что

-3-

в то время, когда образовались эти степени родства, у китайцев существовала пуналуальная семья, необходимой предшественницей которой была кровнородственная семья.

Общественное состояние, которому свойственна кровнородственная семья, с логической необходимостью указывает на предшествующее состояние промискуитета». Далее следует привести утверждения Моргана, которые носят чисто социологический характер. Кровнородственная семья была первой организованной формой общества, она, несомненно, представляла улучшение предшествовавшего неорганизованного состояния, каково бы оно ни было. От этой формы семьи можно начинать историю человеческого прогресса, факторами которого является развитие домашних учреждений, изобретений и открытий.

Установив существование кровнородственной формы семьи будет легко доказать существование остальных форм семьи. Именно на этот вывод Морган будет опираться при следующем рассмотрении развития идеи семьи.

Пуналуальная семья.

Переход к пуналуальной семье, как считает Морган, был вызван постепенным исключением родных братьев и сестёр из брачных отношений. Главный фактор, который толкнул происхождение новой формы семьи, это родовая организация. На основе исследований Льюис Морган делает вывод, что во всех человеческих племенах, обладавших родовой организацией, в прошлом господствовала классовая организация. Учёный смог найти зачаток рода в австралийских классах и в гавайских группах. В австралийских классах было замечено два основных правила рода, а именно: запрещение брака между братьями и сёстрами и счёт происхождения по женской линии. Рассматривая ниже гавайские семьи, также найдётся зачаток рода.

Можно сказать, что пуналуальная семья выросла из обычая «пуналуа», по которому гавайские семьи образовывались следующим образом: родные и коллатеральные сёстры считались жёнами группе «близких товарищей», то есть «пуналуа»; они друг другу не являлись родными братьями, они находились в отношении пуналуа, их связывало только то, что у них были общие жёны. Обычай «пуналуа» помог сложиться туранской системе родства. Отсюда ясно, что эта форма семьи образовалась из кровнородственной семьи. Прогресс общества от кровнородственной к пуналуальной семье был началом великого движения вперёд, которое подготовило путь для родовой организации, приведшей постепенно к синдиасмической, а, в конце концов, к моногамной семье. Влияние родовой организации на древнее общество было консервативным и в то же время возвышающим, потому что это учреждение явилось катализатором изменений, происходивших в то время в обществе.