Смекни!
smekni.com

Психокоррекция (стр. 1 из 15)

Жизненный путь человека означает непрерывное преодоление не только внешних препятствий, но и стареющих форм своего собственного сознания, чтобы возродиться на более высокие ступени. Ромен Роллан Мы не довольны растущей унификацией нашей частной - семейной и индивидуальной - жизни , вынужденно одинаковой одеждой, пищей, развлечениями, мыслями, стереотипами, явственно враждебностью общества к любой форме оригинальности или просто отличности от общепринятого. Мы не довольны всепроникающей массовой культурой, вытесняющей культуру подлинную, несовместимой с какой-бы то ни было духовностью и индивидуализмом в любых его проявлениях.

Мы не довольны нашей системой образования, которая порождает конформистов и вдалбливает в головы стереотипы, формируя людей с "законченным" во всех смыслах образованием вместо того, чтобы воспитывать оригинальных мыслителей.

Мы не довольны застоем и отставанием в нашей науке, редкостью оригинальных и продуктивных ученых, отсутствием смелых идей и масштабных проектов.

Нам недостает инициативных, духовно свободных людей со свежими подходами к актуальным проблемам. Мы остро нуждаемся в их творческих идеях, смелых проектах и новых представлениях о жизни. Мы повсюду наталкиваемся на стереотипы: в мышлении, поведении, общественной жизни - и не умеем их преодолевать. Если бы мы могли стать чуть более открытыми и раскованными, чуть менее подверженными стереотипам, чуть более непосредственными - насколько меньше было бы у нас проблем! Нам не хватает творческого начала, творческого подхода к жизни, творчества во всех его формах.

Для творчества необходима возможность выхода за пределы "своей" системы координат, привычных способов решения задачи, своего представления о мире, возможность перехода, хотя бы кратковременного, на другую платформу, другую точку зрения, с которой человек сможет увидеть невидимое из "своего мира" решение. Однако такие переходы из одного субъективного мира в другой очень непросты, им мешает система психологической защиты.

Система психологической защиты - механизм поддержания целостности и неизменности модели мира, который блокирует информацию, несоответствующую представлениям человека о мире, а иногда и препятствует порождению новых решений, если они могут как-то противоречить существующим на данный момент представлениям.

Впервые к понятию психологической защиты З.Фрейд обратился в работе "Нейропсихологические защиты" (1894) Исторические истоки психоанализа лежат в совместной работе З.Фрейда и И.Брейра по изучению природы истерии и ее лечению. Ученые пришли к "очистительной" или "катарсической "терапии" - ее цель - вызвать отводную реакцию "вщемленных аффектов". Минусом этой теории была ненадежность результатов лечения гипнозом. Это вынудило Фрейда искать другие пути к достижению катарсиса, но в рамках старой теоретической модели

Фрейд обратился к технике "настаивания". Она делала возможным в бодрственном состоянии пробудить воспоминания зыбытых патогенных сцен (возврат в сознание того, что было из него изъято вследствие невозможности отреагирования). Сначала больные утверждали, что ничего не знают о пережитом, но когда психотерапевт настаивал на своем, но когда психотерапевт настаивал на своем, уверял их, что они все же знают, то забытые воспоминания всякий раз воскресали.

Применяя эту технику, З.Фрейд столкнулся с сопротивлением, которое оказывали пациенты попыткам врача "бессознательные воспоминания привести в сознание. Чувствовалась сила, которая поддерживала болезненное состояние, а именно сопротивление больного."

Именно на этой идее сопротивления Фрейд построил свое понимание психических процессов при истерии. Он предположил, что для выздоровления необходимо уничтожить сопротивление. На основе феноменов сопротивления З.Фрейд вводит понятие вытеснения: "Те самые силы, которые теперь препятствуют, как сопротивление, забытому войти в сознание, в свое время были причиной забвения и вытеснили из памяти соответствующие потогенные переживания. Я назвал этот предполагаемый мною процесс вытеснением и рассматривал его как доказанный неоспоримым существованием сопротивления".

Фрейд вводит понятие вытесненного бессознательного, которое уже по своему определению находится в конфликте с сознанием. Первоначально вытеснение было единственным выделяемым способом защиты. Дифференциация психологических защитных механизмов произошла только в 1923 году в работе З.Фрейда "Страх", в которой опять же на основе дифференциации сопротивлений (сопротивление бессознательного, сопротивление из перенесения; сопротивление, исходящее из выгоды от болезни, сопротивление Супер-Эго) - он выделил такие способы, как изоляция, отрицание, проекция и другие.

Так как психику Фрейд изначально рассматривал в аспекте взаимодействия сознательного и бессознательного, то понятие вытеснения, объясняющее феномены сопротивления, в устройстве психики отражает пространственное отношение двух различных сфер психики. На основе вытеснения он выделяет особую форму в бессознательном - вытесненное бессознательное, остальная часть бессознательного получила название подсознательного. Таким образом на основе психотехнической сферы была сформирована первая модель психики - топографическая, состоящая из 3-х систем: сознательное, бессознательное и подсознательное. В ней бессознательное и сознательное по определению , находятся в конфликте. Защита реализует взаимоотношения в этом конфликте. Сознание воздействует на бессознательное посредством вытеснения,что является защитой сознания от неприемлемых инстинктивных влечений. Бессознательное воздействует на сознание посредством механизмов защиты, трансформирующих вытесненные влечения в формы, приемлемые для реализации в поведении и сознании (рационализация, проекция, изоляция и другие) Только сведя все многообразие сил, исходящих от бессознательного, к либидо и противоположных им - к цензуре. Зигмунд Фрейд смог четко ввести понятие защитного механизма и описать действия конкректных механизмов защиты.

Отрицание

- стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимися представлениями. Оно проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, уклонении от нее. Этот барьер расположен прямо на входе воспринимающей системы и сразу отсекает нежелательную информацию, которая в результате необратимо теряется для человека и не может быть в последствии восстановлена. При отрицании человек становится невосприимчив к тем сферам жизни и граням событий, которые для него чреваты неприятностями, могут его травмировать. Возникает своеобразная "внутренняя эмиграция"(например, когда транссексуал рисует человека, то, как правило, в его рисунках отсутствует прорисовка половой принадлежности фигуры).

Отрицание приводит к тому, что человек старается о чем-то не думать, отгоняет от себя мысли об этом. Сюда можно отнести изменения поведения, обусловленное страхом перед неудачей, когда человек старается избегать ситуаций, грозящих ему поражением. Если уклониться полностью невозможно, поведение становится внешне парадоксальным: чтобы не касаться предмета тайных страхов (например отсутствия у себя способностей), усилия прикладываются не к тому объекту или заведомо недостаточные, а неудача объясняется нехваткой времени или неблагопроятными условиями. Вместо того чтобы шаг за шагом , медленно, упорно приближаться к разумной цели, бывает весьма удобно избрать для себя цель восхитительно возвышенную, но абсолютно недостижимую.

Восприятию травмирующих сведений обычно сопутствуют и могут быть зарегистрированы определенные физиологические изменения. Они реально обнаруживаются при всех других видах защиты, кроме отрицания. Это говорит о том, что при отрицании информация не проходит в сознание, отметается прямо с порога. Оценка потенциальной опасности информации, еще не воспринятой сознанием, происходит на самом раннем этапе - при предварительном, обобщенном восприятии ситуации. После "вынесения приговора" внимание мгновенно перестраивается, и последующая детальная информация об опасном событии полностью исключается из обработки.

Например, утверждение "я верю" обозначает особое состояние психики, при котором то, что входит в конфликт с предметом веры, часто просто не воспринимается. Верующий, сам того не осознавая, подвергает всю поступающую информацию тщательной предварительной сортировке, отбирая только то, что не противоречит его вере.

Нередко отрицание развивается при опасных заболеваниях - тогда больные или их родственники либо вообще игнорируют болезнь, либо делают акцент на наименее тяжелых симптомах.

Механизм отрицания напоминает переключатель, который переориентирует внимание так, что кого то или что то мы "в упор" не видим или не слышим. Столкнувшись с трудностями, человек активизирует фильтр отрицания, пытаясь сохранить свой внутренний мир от деформации и разрушения. Но, в отличии от других защитныхмеханизмов, отрицание осуществляет селекцию сведений, а не их трансформацию из неприемлемых в приемлемые.

Подавление.

При подавлении, как и при отрицании, защита проявляется в блокировании неприятной, нежелательной информации, но эта блокировка осуществляется либо при ее переводе из воспринимающей системы в память, либо при выводе из памяти в сознание. Нежелательная информация снабжается как бы специальными "метками", что затрудняет последующее произвольное ее воспоминание, - хотя информация, маркированная таким образом, в памяти сохраняется.

Показано, что при вводе информации и переводе ее из кратковременной памяти в долговременную не требуется осознанной концентрации внимания - этот процесс может быть подсознательным, хотя для закреплении сведений в долговременной памяти они должны стать на какое то время объектом внимания и, как следствие, получить эмоциональную окраску. Например, когда детям запрещают шумные и опасные игры, они вскоре начинают сами, предваряя внешнее запрещение, подсознательно подавлять такие формы поведения. Так возникает хроническое подавление - человек перестает обращать внимание на то, что он что-то себе не разрешает, процесс становится подсознательным.