Смекни!
smekni.com

Биосоциальное развитие человека будущего (стр. 1 из 4)

Курсовая работа

Биосоциальное развитие человека будущего

Содержание

Введение

Глава 1. Биологическое и социальное в развитии человека

1.1 Трудовая деятельность и адаптация как важнейшие факторы антропосоциогенеза

1.2 Сравнение животного и человека

Глава 2. Пути развития человека будущего

Заключение

Литература


Введение

Человек как уникальное существо имеет двойственную природу. С одной стороны – он биологический вид со всеми присущими ему характеристиками. С другой стороны – он социальное творение, поскольку именно социальные институты формируют человека Человеком.

Развитие человека как биосоциального существа к настоящему времени успешно исследовано антропологами, социологами и антропосоциологами. Конечно, и сейчас остаются неразгаданными многие загадки человечества в рамках различных наук о человеке, однако общая картина принципов и этапов развития очерчена, осталось лишь великое множество занимательных для исследователей частностей. А раз общая тенденция развития нам открыта, можно предположить и то, что произойдет в не столь отдаленном от нас и наших поколений будущем.

О людях нового времени сейчас размышляют многие авторы, как всем известные, издающие печатные версии своих философских размышлений и фантастических романов, так и никому не известные писатели, скромно публикующие свои мысли на сайтах Интернета. Как бы то ни было – тема эта живая и актуальная, ведь мы уже дышим воздухом нового времени, а наши дети и дети наших детей будут этими людьми будущего.

Целью данной работы является изучение путей развития человека в будущем. В первой главе работы автор проанализировал некоторые труды антропологов, антропосоциологов и социологов, чтобы показать общие принципы и условия развития человека и его отличие от развития животных. Вторая глава посвящена анализу современных публикаций на исследуемую тему. В ней также представлено собственное отношение автора к поднятой проблеме.

В исследовании были использованы работы известных авторов в области знаний о человеке и его развитии – И.Л. Андреева, В.В. Бунака, О.В. Мосина, Я.Я. Рогинского, а также статьи современных авторов, опубликованные в сети Интернет.


Глава 1. Биологическое и социальное в развитии человека

Неограниченный общественный прогресс связан с появлением человека как биосоциального существа, характеризующегося разумом и ярко выраженной социальной направленностью. Как разумное существо, производящее материальные средства производства, человек существует около 2 миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека – в процессе целенаправленной трудовой деятельности совершенствовались его мозг, конечности, развивалось мышление, формировались новые творческие навыки, коллективный опыт и знания. Все это привело к возникновению около 40 тыс. лет тому назад человека современного типа – Homo sapiens (человек разумный), который перестал меняться, но вместо этого стало сначала очень медленно, а потом все более стремительно изменяться общество [1].

Человек как уникальное существо имеет двойственную природу. С одной стороны – он биологический вид со всеми присущими ему характеристиками. С другой стороны – он социальное творение, поскольку именно социальные институты формируют человека Человеком. Социальное и биологическое начала в человеке отражаются в общественной, биологической и социальной формациях, а также в науке и культуре. Будучи высокоразвитым социальным существом, человек – единственный на Земле организм, обладающий четко выраженной социальной сущностью, коллективизмом, языком и правовыми знаниями. Социальная сущность человека определяет не только законы развития общества, но и уровень развитости его общественного мышления, морально-нравственных качеств, этических и религиозных воззрений и др., что позволяет моделировать структуру общества будущего [6].

Но человек – это и биологический вид, наделенный врожденными (генетическими) инстинктами выживания, продолжения рода и сохранения потомства (семьи), которые на современном этапе развития все больше сближаются с социальными инстинктами. Поэтому правильнее было бы охарактеризовать человека как существо биосоциальное, то есть через понятие, отражающее двойственность его природы – диалектическое единство и борьбу противоположностей, ответственные с одной стороны за мир и любовь, а с другой – за разрушительные последствия – преступления, убийства, войны и др. [7].

Биологическое и социальное в природе современного человека органически связаны друг с другом, и выражаются на современном этапе его исторического развития, прежде всего в инстинкте размножения и сохранения потомства, в потребности общения, дружбе, любви, выражении эмоций, формировании социальных норм общежития и др. Поскольку все биологическое в нем становится его наследством (биологическим генофондом), а социальное генетически не наследуется, а закрепляется в течении ряда поколений как коллективный опыт (право, наука, искусство, культура и др.), эволюция человека на современном этапе включает в себя биологическую (размножение, сексуальное поведение, забота о потомстве) и социальную доминанты развития человеческого общества. На современном этапе развития социальная доминанта является преобладающей и формирует социальное поведение, безусловно, отражающееся на формировании правового мышления. Однако, вследствие того, что биологическое определяет сохранение и репродукцию человека как вида, оно определяет процесс естественного отбора в обществе природных индивидов, заставляя человека бороться за выживание в коллективе себе подобных индивидов, постоянно изыскивая все новые формы борьбы за жизнь и выживание, приобретая новые знания и коллективный опыт. Социальная форма развития материи возникла лишь с появлением человека и образования первых общественных формирований людей (общин), а впоследствии и государственных образований и правовых систем.

1.1 Трудовая деятельность и адаптация как важнейшие факторы антропосоциогенеза

Антропосоциогенез – это процесс происхождения человека, становление его как биологического вида (антропогенез) в процессе формирования общества, которое, в свою очередь обозначается социальным развитием или социогенезом. Методологической основой антропогенеза является естественно-материалистическая теория развития, генетика и дарвинизм, диалектически объясняющие взаимоотношения биологического и социального факторов эволюции человека как замещение более высокой формы материи – социальной, более низкой – биологической, которые не отменяются, а лишь подчиняются и преобразуются первой [6].

Многие авторы антропологических, социологических и антропосоциологических теорий отмечают, что важную роль в процессе антропогенеза играла осознанная целенаправленная трудовая деятельность, повлекшая совершенствование головного мозга, развитие конечностей, формирование сознания. Роль труда как основного фактора антропогенеза была неодинаковой на разных этапах его развития, поскольку в ранней стадии первобытного общества (стаде) прогресс в социальной организации в значительной мере зависел от биологических изменений человека. В целом процесс антропогенеза сопровождался постепенным сужением сферы действия естественного отбора в сторону возникновения общественных закономерностей и создания социальной и культурной Среды [2].

Данные антропологии и археологии доказывают роль целенаправленной трудовой деятельности как основного фактора антропосоциогенеза в процессе социального развития человека.

Но человек существует не просто так сам по себе, он существует внутри экологической системы. Главной отличительной чертой антропоэкологических систем является наличие в их составе сообществ людей, обладающих направленным сознанием, высокоразвитой психикой и социальной организацией. Сообщества людей различаются по способу производства материальных ценностей, структуре социально-экономических отношений. Активностью сообществ людей на занимаемой территории определяется уровень воздействия их на окружающую среду. Развивающиеся сообщества (например, в период индустриализации) характеризуются наряду с ростом численности населения, увеличением потребностей его в продуктах питания, сырье, водных ресурсах, размещении отходов. Это повышает нагрузку на природную среду, интенсифицирует использование биотических (совокупность живых организмов, оказывающих влияние на человека, служить его пищей, средой обитания и т. п.) и абиотических (неорганические условия обитания организмов, химический состав воздуха, воды, почвы, температура, влажность и т. п.) экологических факторов среды. Комплексы таких факторов имели разнонаправленное действие на человеческие популяции, в результате которых в разных климато-географических зонах сформировались разнообразные адаптивные типы людей.

Адаптивный тип представляет собой норму биологической и физиологической реакции на комплекс условий окружающей Среды и проявляется в развитии морфофункциональных, биохимических и психологических признаков, обеспечивающих оптимальную приспособленность к данным условиям обитания [2].

В процессе существования антропоэкологических систем взаимодействие людей и природной среды осуществляется по трем основным направлениям:

- Во-первых, происходят изменения биологических и социальных показателей отдельных индивидуумов и общества в целом, направленные на удовлетворение требований, предъявляемых человеку окружающей средой.

- Во-вторых, соответственно изменяется сознание человека.

- В-третьих, осуществляется перестройка самой окружающей Среды для удовлетворения требований человека, в результате которой природные запасы постепенно истощаются [6].